Дополняя воображение: «Как хорошо на свете! – Но почему от этого всегда так больно?» – Елена Лурье рассказала в МИА РС о параллелизмах Толстого и Пастернака. Все же преследование гения литературы началось с ревности и переросло в политику, сплотившую идеологически правильных писателей, с которыми пришлось разбираться позже с помощью проекта «Юность» https://leo-mosk.livejournal.com/7305261.html

30.01.20 Лекция на тему: «Борис Пастернак: о чем молчат книги?» в рамках мультимедийного проекта «Лекторий на Зубовском» состоялась в Дальнем зале МИА Россия сегодня

Информация организаторов: «Лекторий на Зубовском» – мультимедийный проект, который предусматривает проведение лекций по широчайшему кругу международных и внутрироссийских тем и отвечает запросам аудитории, позволяя формировать объективный взгляд на различные события мировой истории и современности.

Лектор – не заявленная директор Дома-музея Б.Л. Пастернака Ирина ЕРИСАНОВА, а научный сотрудник Лурье Елена Борисовна.

Лекция приурочена к 130-летию гениального русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака.

Организаторы сформулировали четыре вопроса:

- Для кого на самом деле создавался роман «Доктор Живаго»?

- Почему поэт отказался от Нобелевской премии?

- О чем он писал в письмах Сталину?

- Кто виновен в смерти гения?

Ответ получил лишь один о причине отказа от Нобелевки и он оказался нестандартным. Истина по Пастернаку-Ивинской ассоциируется с историей другой трагической пары Михоэлс-Зускин. В гуманитарном мировоззрении невозможно понять, чего тут больше: любви или совести, разума или истерии, властного давления или собственной духовной неустроенности, советского партийного давления или профессиональной ревности.

Судя по рассказам Елены Лурье в сравнении Пастернака и Толстого у обоих была мощная внутренняя самодисциплина. Именно этот фактор заставил доводить начатое до результата: «Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».

Пастернак был назначен гением извне, как и Бродский или Булгаков. Породившая их материнская среда их отторгала, как и положено во избежание инбридинга. В России куда ни плюнь, попадешь в гения. Большинство не доводит свои начинания до удобоваримого результата по причинам, описанным доктором Булгаковым в «Театральном романе». Официальных влиятельных постов такие люди не достигают. Способности стать и быть редко совпадают. Проклятые гении провоцируют у правильных людей чувство неполноценности и от них приходится избавляться.

В своей видимой части повседневная жизнь гения неприглядна: истерики и скандалы, супружеские измены или смены жен, и бесконечные взаимные издевательства. Проще списать на античеловечную советскую власть и конкретно Сталина, но в реальности было наоборот. Как царь не знал, что делать с Пушкиным и Толстым, так и Сталин с Булгаковым и Пастернаком. Начал эту линию Иван Грозный с Андреем Курбским, писавшем жуткому диктатору унизительно похабные письма из-под литовской политической крыши. Любимое чтиво советской интеллигенции в литературных памятниках. Современное «Эхо Москвы» ушло намного дальше в креативности творчества как еще пнуть власть.

Образ жестокого диктатора России текущая история разрушает. Все проблемы идут от личной неустроенности и жестокого кризиса семьи как биологической причины войн и революций.

Что-то осталось невидимым из-за попытки блокады Толстого со стороны жены Софьи. Пастернак после публикации романа «Доктор Живаго» в Милане оставшуюся часть жизни пробыл фактически под эмбарго. Ольга Ивинская вопреки арестам к имиджу музы добавила материальное посредничество между автором и издателями из страны вовне. Публикация воспоминаний Ивинской стала моральным ударом для советской читающей интеллигенции. Это уже было похоже на реакцию советского народа в связи с разрушением образа музы Константина Симонова в лице Валентины Серовой. Реальную Серову люди попросту не приняли, но стала понятно пренебрежительное отношение Сталина к этой парочке. Ему были нужны оба в роли как сказал бы Путин духовных скреп. И оба в личных отношениях сделали все возможное, чтобы свои образы дезавуировать.

«Быть женщиной – великий шаг, Сводить с ума – геройство»

Из лекции Лурье понятно, что истинной причиной отказа Пастернака от Нобелевской премии стали претензии Ивинской на сохранение своей самостоятельной роли при нем со ссылкой на угрозу лишения переводов. Причем легального заработка она все равно лишилась. И опять же непонятно, чего здесь больше – стремления к выживанию в жестких условиях или взаимной профессиональной ревности двух ярких людей.

Опыт Пастернака сложнее обычной движущей силы профессиональной ревности между супругами. Именно этот фактор серьезно продвигал науку и культуру с литературой. Примеров множество. Ивинская была не женой, но любовницей и тут отношения сложнее, они многофакторные. Нам они важны с точки зрения лаборатории творчества. Грязное белье превращается в улики на поле битвы за красоту и истину жизни в искусстве: «Я не люблю людей, безразличных к истине».

«Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте».

Однако с наступлением свободы вместо осмысления наступили бесконечные тяжбы из-за наследия Пастернака. Каждый человек должен написать о своем отце, а если повезет, и о матери. Но для этого человек должен состояться в своей роли и не превращать свою жизнь в борьбу за наследие по причине собственной бесталанности, чтобы заполнить личную пустоту наследственной принадлежностью к фамилии. Или к телу, что в современном мире еще более популярно. В качестве паллиатива осуждают роль посредников между властью и гением типа Поликарпова или Поскребышева.

«Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность – прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно», – разрыв произошел только со смертью автора.

История знает обратные примеры, но они неинтересны читающей публике. Три жены одного известного генетика объединились, чтобы написать о нем книгу. О другом статью для Wikipedia написала любовница и жена не стала поднимать пыль – увековечение памяти художника важнее.

Печальный вывод: соловьи поют только в клетке, а на свободе нещадно клюются и членовредительствуют.

Кстати, ласкающие человеческий слух песенки настоящих птичек в дикой природе в переводе на наш язык означают агрессивные ругательства в обсценной лексике: пошли все вон, тут я и моя баба – щас прилетит.

Отсюда вытекает тяга уставшей от себя русской интеллигенции к модели мира «Солнце встает на Западе». И опять наш тиран в форме уже некоего виртуального коллективного Сталина пошел в поводу воли высшего диктатора – массового сознания. Страну понемногу сдавали двадцать лет перед формальным распадом Союза и ликвидацией всего Соцлагеря. Население потянулось за системой подачек, запущенной вокруг фигуры Пастернака. Тем, кто остался, уготовили формат задворков западного Солнца с нарисованной оттуда картиной злобно-репрессивной тирании советской власти. Новые события показали, нас нарисовали из собственного зеркала.

Дожив до 2020, мы с удивлением обнаруживаем возвращение в себя Homo soveticus в осветленном облике. Не только литературовед Лурье в МИА РС, даже многочисленные ораторы на площадке Музея Сахарова в бывшей ментовке ушли от грубой модели отношений интеллигенции и власти. А дальше сработал синдром Буриданова осла. Блистательной новой русской и русскоязычной литературы наши литературоведы не знают. Достаточно было бы глубоких по смыслу произведений Наталии Червинской, Анатолия Крыма, Ларисы Склярук, Елены Котовой, Эдварда Сноудена, Маргариты Симоньян.

Для понимания прошлого больше всего музея Пастернака в Москве сделал один астраханский литературовед Андрей Журбин, непредвзято изучивший одного неоднозначного автора, хулигана Леньку Губанова. Именно этой фигурой проклятый интеллигенцией Евгений Евтушенко через «Юность» взламывал монолит писательского ареопага-зоопарка, с которым не справился Сталин. С генетикой и медициной вышло еще хуже.

Что вышло, лектор не знает. Что произошло на конгрессе в Париже? Каким образом генерировалась судьбоносная фраза Пастернака о поэзии в траве? Почему гений не использовал шанс публично сказать правду, коль Сталин с Поскребышевым его на это уполномочили? О ком его спрашивала некий французский вариант Ивинской, утратившая возлюбленного на просторах Советского Союза?

О Конгрессе в Париже нашлась только фраза: «Поэзия… ее ищут повсюду… а находят в траве…» – раздались такие аплодисменты, такая буря восторга и такие крики, что я сразу понял: все в порядке, он может больше ничего не говорить». http://filov.mypage.ru/poeziya_ee_ishut_povsudu_a_nahodyat_v_trave__boris_pasterna.html

Елена Лурье отвечала на вопросы аналогично, уводя от сути.

Гуманитарий говорит на другом языке. На конкретные вопросы ответов не дает. Получается какой-то параллельный многопрофильный мир. В нем почти независимо существуют читатели и писатели, страна и «коллективный Запад», западная антинациональная аналитика и население с его культурным запросом, писатели приблатненные и самопальные. Ну и так далее. Дуализм воинствует в любой теме, за какую зацепишься. Непросто понять, кто кого боялся больше – Сталин или инженеры человеческих душ. Творческая среда высоко агрессивна и занимается в основном самоедством. Формально писательская компания трансформировалась из партийности в русофобию, по сути оставаясь той же, приспособленческой к ею же созданной мифологии.

Люди совершенно другие и между ними был разрыв партийного проекта «Юность», когда без всякого Сталина и его параноидального отношения к интеллигенции культурную сферу безжалостно развернули к запросу населения. В литературу ввели множество новых имен, пополнивших не только русское, но и глобальное культурное наследие. А дальше произошло нечто дико несуразное. В новой русской литературе возникло множество новых имен, по не уступающих уровню Пастернака. Ни Запад ни Роспечать им.Сеславинского их не видит. Эти силы слились в экстазе и истово опустились до низкопробных, депрессивных и русофобских поделок. Россиянам пытались навязать поток переводов типа Мариши Пессл, однако по запросам тутошнего читателя подобная литература вызывает разве что недоумение.

Тем не менее, у нас нет замены для навязанной извне периодической системы Совка: террор – оттепель – заморозки – застой.

Конспект 19:07

Лурье. Расскажу о Пастернаке не как о писателе а о человеке. В книгах не пишут о письмах источник для понимания другого человека. Евгений Борисович Пастернак издал полное собрание сочинений в том числе три тома писем. Пастернак замечателен тем что он всегда додумывает мысль до конца. Как писал Пушкин следовать за мыслью великого человека наука занимательная. Путь который проходит Пастернак близок Толстому. Ну это рискованное заявление. Толстой был дружен с отцом писателя. Приезжал слушать музыку. Мама была девочкой-вундеркиндом. Рубинштейн держал ее на руках: Вот как надо играть! Бориса разбудили звуки музыки выбежал и увидел Толстого. Родионов исследователь Толстого присылает письмо в 50 Пастернаку 60 лет. То новое что принес Толстой в мир стало основой моего существования всей манерой жить и видеть. Что это значит? Иногда строки Пастернака почти дословно совпадает с Толстым. Толстой Дело в том чтобы часть прилаживалась к целому. Совершить жизнь свою до последнего издыхания. Это написано пастернаку было две недели. Пастернак пишет Шаламову в 1952 Лаже обладая даром Гете не останавливаться в писании стихов надо что-то сделать в жизни. Пусть все написанное послужит ступенями к вашему внутреннему совершенству. Он считал стихи как наброски к картине. Картина это проза. Писал Стихов как самоцели не признавал никогда Даже Шекспиру и Пушкину не простил бы Искусственная музыкальная речь в рифму. В письме 47 года прошел год работы над Доктором Живаго Пастернак пишет Я очень ушел в сторону от того каким меня знали и знают по дороге от Толстока и Блока может быть Чехова На старости хочется возродить традицию чистоты. В 48 году Дарование учит чести и бесстрашию потому что оно открывает как много вносит честь в замысел существования Личная заинтересованность попуждает к правде. Еще раньше февраль 46 Я вышел на подмостки Я ловлю в далеком отголоске И неотвратим конец пути. Этим стихотворением будет открываться последняя 17 глава Доктора Живаго. Пишет сестре Глухота я двигаюсь на острие ножа. Знал ли он что так будет с доктором Живаго. Разразился скандал с романом печатается в Милане. Вернуть не удается. Роль сыграл Дмитрий Поликарпов из ЦК КПСС. Сначала должно быть издано в Советском Союзе, поправим. Август 57 Пастернак пишет Единственный повод что я написал этот роман Он оказался сильнее моих замыслов Он сильнее моей воли. Это накануне выхода романа. Пастернак человек очень трезвого взгляда. 1918 стихотворение русской революции от февраля к октябрю ломающее лед дыхание твое. Дальше начинается перелом от февральской революции к октябрьской. Черт с не эй жги Здесь не чужбина нам. Это тоже пастернак не в том романтическом качестве, очень жесткий. Когда роман вышел в ноябре 57 года он произвел невероятное потрясение. Публикация вашего романа стала в Италии большим событием Произошел кризис сознания и среди правых и среди левых. Новое русское слово роман переведен на 17 языков популярен во всех европейских странах и США. Роман писался 10 лет и за это время Пастернака шесть раз выдвигали на Нобелевскую премию Ольга двоюродная сестра писала наборщики в передниках набирают твое имя на всех языках мира. До Нобелевской премии было еще четыре года. В СССР роман еще не вышел. Живаго сгусток духа. Доведенное до конца духовное усилие. Я не буду вмешиваться в судьбу этого романа писал Поликарпову. Живешь своей жизнью до конца. Послана была телеграмма Пастернаку. Пытались дозвониться в Перделкино. Комитет по культурным связям с зарубежными странами Ответ будет завтра. Пастернак знал что никто его в Стокгольм не пустит. Приходит Федин и начинает уговаривать от премии надо отказываться. Пастернак не собирался отвечать грубостью на честь. Пастернак отказался по совершенно другому сценарию. Личные обстоятельства заставило пойти на телеграф и отправить телеграмму в Нобелевский комитет. Ольга Ивинская зарабатывала переводами и ей сказали что больше никаких переводов не будет пастернака хотели лишить гражданства выслать из страны. Власть набрасывается на одного человека и мир встает на защиту. Джавахарлал Неру премьер Индии вступился что он сказал Хрущеву знает только он и Хрущев и Пастернака оставили в покое создав режим наибольшей изоляции. Темный лес будь что будет все равно Что же сделал я за пакость Я весь мир заставил плакать над красой земли моей. Красота людей которые пережили ужасы 20 века. Передал это стихотворение на Запад оно было опубликовано. Пастернак был огорчен Пастернака взяли на улице допрашивал Руденко Если что-то подобное еще будет, будет обвинен в изменен Родине. И не встречаться с иностранными журналистами. Покинут дачу литфонда. Пастернак едет в Грузию где были его близкие друзья. 59 год проводит там две недели. Возвращзается жить остается не более года умирает в мае 60 года. Никаких известий Люди едут туда зная что он заклеймен вне закона. В Литературной газете объявление о смерти члена Литфонда Кладбище было оцеплено речи были запрещены.

Вопросы 19:57

Как рукопись попала в Италию?

Лурье итальянский журналист работал в Москве. Считал что в Советском Союзе самая лучшая литература. Отношения с Советским Союзом даже и по идеологической линии отношения замечательные. В журнале звезда были опубликованы стихотворения и что автор пишет роман. Отправляется в Переделкино. Пастернак передает рукопись. Она лежала в новом мире в Литературной Москве. Голос Пастернака это голос Пушкина Гоголя начинается стремительная работа.

Л.М. Чего здесь больше политики или профессиональной ревности к таланту? Творческая среда агрессивная

В истории с Ивинской чего больше любви или совести?

Мы знаем как из ошибок и недоговоренностей возникают новые смыслы Что на самом деле спросили на Конгрессе в Париже когда Пастернак ответил поэзия в траве?

Когда я вышел на работу Институт биофизики октябрь 63 первое задание мне сунули в зубы толстый ролик пленки Микрат-200 с переснятым Доктором Живаго и велели печатать. То что мы там ожидали прочитать не нашли просто хорошая качественная литература. О чем сыр-бор?

Лурье ...Отвечая на вопрос о профессиональной ревности. Были те люди и это было их тайное знание что когда-то они предали сами себя. И когда на той развилке ты идешь или до конца или немножко виляешь с тобой произошла та штука которая с тобой произошла. Да тебя при этом оставляет и это прекрасно знал Пастернак тоже. Да тебя оставляет. Ты можешь писать много романов ты можешь стать лауреатом всех премий можешь занимать чрезвычайно крупные посты в Союзе писателей что собственно и произошло. Да но ты знаешь и признаться в том что это проблема это перечеркивает твою нынешнюю жизнь. Ты не можешь себе признаться что Пастернак пишет как свободный человек. ты не можешь себе признаться как бы ты себя ни уговаривал если в тебе есть искра того таланта с которой ты был рожден он всегда тебе скажет: нет есть в твоей жизни та развилка ты пошел по другому пути. Для писателей некоторых это было все равно что перечеркнуть твою жизнь. ты в этой липовой жизни но очень пафосной ты состоялся. И что теперь? И ты скажешь что кто-то мог вот так говорить? Один из этих людей очень близкий человек Пастернаку который понимал про Доктора Живаго ну вот на три метра вглубь и говорил об этом романе с восхищением. И он в коллективном письме от редакции Нового мира которое объясняло почему они не могут принять роман Пастернака правда это письмо было написано спустя полгода после того как Пастернак уже отдал и когда из ЦК быстренько напишите письмо ответьте Пастернаку почему вы не можете опубликовать этот роман это письмо будет фигурировать уже в 58 году Новый мир отказался публиковать. Это самые жесткие язвительные злые слова которые будут написаны этим человеком. Очень для Пастернака близким которого он очень ценил. Да но все позиции были. Но у этого человека был тяжелый драматический в 29 году. Мы говорим о судьбах. Мне жалко этого человека все живы в том смысле что мы можем говорить о каких-то поступках но пригвождать человека его именем мне бы честно говоря не хотелось. Он хороший советский писатель.

Л.М. А на Конгрессе в Париже что произошло? О ком его спросили там когда он ответил поэзия в траве?

Лурье. Его по-моему вообще просили говорить о поэзии. Он сказал Я прошу вас только не объединяйтесь сказал Пастернак в 35 году причем заметьте на Антифашистском конгрессе. Его родители еврейская семья находятся в 35 году положение в которое попадает Пастернак она находится в нацистской Германии. Пастернака отправляют силой в ночь сшили ему ну в общем это целая история отправляют его вместе с Бабелем на этот антифашистский Конгресс. Пастернак который нервно болен уже в течение многих месяцев потому что На меня наставлен сумрак ночи в 46 году он пишет это же про то как будто тебя увидело око Саурона и тебя примерно так в 34 году выдвигают на первого поэта. Смертельная история для Пастернака. И одно из писем собственно письмо Сталину 35 года оно большое но в том числе он благодарит Сталина за то что поэтом этим ну уже после Смерти Пастернака знаменитая резолюция Сталина которую он наложил на письме Лили Юрьевны Брик которая написала Сталину о том что Маяковский умер книги его уже не читают в библиотеке его книг не найдешь и так далее. Сталин написал свою знаменитую фразу что Маяковский был и остается лучшим поэтом советской эпохи. И вот так рядом с Пастернаком эта пуля пронеслась. И Пастернак по другому поводу он совершенно искренне пишет Сталину за освобождение Льва Гумилева сына Ахматовой и мужа Ахматовой Пунина на тот момент арестованного за их освобождение еще что-то. И он пишет что он благодарит что Маяковский собственно вот этим поэтом стал Маяковский а его Пастернака так раздували совершенно это ни к чему и он может с той таинственностью и счастливой неизвестностью продолжать заниматься тем чем он занимается. Я вот тоже говорю что значит совершать не в том как живешь.

Если вопросов нет я прошу сказать о планах Дома-музея.

Лурье. Первое я вас всех приглашаю приехать в Переделкино и там будет хорошо. Этот год мы насытили большим количеством разных событий. Проект годовой Борис Пастернак топография судьбы. Пять выставок открывается Москвой Германия где Пастернак был трижды Урал дважды Грузия и закончится Переделкино Серия концерт 20 век драма времени каждое десятилетие века в концерте 900-е годы уже были. Еще один проект один день Пастернака вы задумываете дату присылаете нам группа в Фейсбуке.

20:12

Лурье. ...В одном из писем он сказал Я переводил положение и мысль а не слова. Ты переводом схватываешь что-то большее чем точность по словам.

Лурье. У нас будет внутренняя экскурсия но можно приехать она заказана одним человеком. Пометки на книгах Шекспира Пастернака. Биография Шекспира. Нет, Пастернак погружался очень глубоко в Шекспира. А английский он знал потому что он кончал Пятую московскую классическую гимназию. Поэтому он знал английский французский немецкий и поэтому он на письма отвечал очень трогательно на языке на котором ему адресат писал на немецком на английском французском.

На него повлиял в бытовой жизни Лев Толстой?

Лурье. Не то слово. Он не был он не заимствовал толстовскую жизнь но та простота которая у него есть она поражает наших гостей даже посмотреть не на что. Там все очень просто простой стол. Это целая история про то какой у писателя кабинет. Его друг Всеволод Иванов который любил всякие штучки собирать сувениры привозить значки еще что-то, и вот у них был разговор какой должен быть кабинет. И Пастернак сказал Нет это придуманная комната. Кабинет должен быть деревянный стол стул железная кровать все остальное дополняет воображение. Вот это исчерпывающее представление Пастернака о том что у него там есть. Когда уже Евгений Борисович мальчиком к нему приезжает юношей весной сорокового года и он пишет где-то в большом кабинете в Переделкино на втором этаже он пишет Отец работал за сколоченным из досок столом на стуле стояла электрическая плитка на ней он грел воду там нам мне нам и так далее и так далее. Так что Пастернак в этом смысле абсолютно неприхотлив. Он пишет сестре я вечный чердачник. Ну то есть вот этот вот студент который съемный угол имеет и все. Все остальное дополняет воображение.

Л.М. Скажите пожалуйста, история с Ивинской как причина отказа от премии чего здесь больше любовь или совесть?

Лурье. Можно я вам так скажу.

Л.М. Как скажете, так скажете.

Лурье .В тех координатах как я рассказывала я понимаю что когда начинает писаться такая вещь я бы даже сказала не писаться а возникать такая вещь как роман Доктор Живаго. Я сейчас не про гениальность говорю. Я сейчас говорю что там задействованы такие силовые линии...

Л.М. Угроза что Ивинскую лишат переводов, работы, заработка

Лурье. Секунду. ...Что судьбы людей затягиваются в нее. И надо сказать что еще раз повторю роман начинает писаться в конце декабря 45 года а в начале 46 он знакомится с Ольгой Ивинской. И вот все что пройдет вся судьба Ольги она будет в лагерях потом вернется потом снова ее посадят уже после смерти Пастернака это не про любовь... ну мы все говорим про очевидное, да? Ну да, такая Лара не Лара еще что-то такое. Так судьбы наши устроены. И как они втягивают в себя такое вот духовное усилие мне как-то интереснее. Вот поэтому я так говорю. А если брать такой вот наш жизненный понятный человеческий слой то да, он не мог чтобы она из-за него могла оказаться осужденной или пострадавшей, конечно.

Л.М. Спасибо.