Вышла в свет статья Натальи Вакуровой «Место телевидения среди каналов коммуникации на самоизоляции по оценке студенческой аудитории» // Наука и практика глобально меняющегося мира в условиях многозадачности, проектного подхода, рисков неопределенности и ограниченности ресурсов. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции 19-20 июня 2020 года Санкт-Петербург. Стр. 34-43

https://leo-mosk.livejournal.com/7810330.html

https://leo-mosk.livejournal.com/7810616.html

 

УДК 316.776.23:070.1

ББК 76.0

 

Место телевидения среди каналов коммуникации на самоизоляции по оценке студенческой аудитории

 

Н.В.Вакурова, АНО ВО «Институт современного искусства», г. Москва, Россия

Л.М.Московкин, ЗАО «Редакция газеты «Московская правда», г. Москва, Россия

 

Аннотация. Проведен экспертный опрос студенческой аудитории для зондирования перемен в связи с коронавирусной ситуацией и роли телевидения в оценке перемен. Сделан вывод о доминирующем влиянии телевидение оказывает на сознание аудитории независимо от личного смотрения. Студенты из числа наших респондентов оказались достаточно консервативным и устойчивым сегментом аудитории. Негативные прогнозы их не пугают. Полученный результат нетривиален и он обнадеживает. В целом отражает общероссийскую картину по опросам ВЦИОМ.

Ключевые слова: блогосфера, викиномика, пропаганда, самоизоляция, экспертный опрос

 

The place of television among the channels of communication on self-isolation according to the assessment of the student audience

 

N.Vakurova, ANO VO «Institute of contemporary art», candidate of philological Sciences, associate Professor, head.Department

L,Moskovkin, ZAO «Editorial Office of the newspaper «Moskovskaya Pravda», special reporter

 

Annotation. An expert survey of the student audience was conducted to probe changes in connection with the coronavirus situation and the role of television in assessing changes. It is concluded that television has a dominant influence on the audience's consciousness, regardless of personal viewing. Students from among our respondents turned out to be a fairly conservative and stable segment of the audience. Negative forecasts do not frighten them. The result is not trivial and it is encouraging. In General, it reflects the all-Russian picture according to VCIOM polls.

Keywords: blogosphere, wikinomics, propaganda, self-isolation, expert survey

 

Кампания «пандемия коронавируса» с самого начала 2020 года кардинально изменила жизнь людей. В составе кампании в подавляющем большинстве стран мира синхронно проведена акция самоизоляции, которая пришлась на три весенних месяца. Как и любое системное явление, акция может быть интерпретирована совокупностью паритетных моделей.

Акция может быть описана в терминологии правовой, политологической, эпидемиологической, эволюционно-генетической и ряде других включая классическое для русской гуманитарной философии понятие «умственной эпидемии». Список моделей для обсуждаемого случая не может быть закрытым. Будучи паритетными, модели имеют разную разрешающую способность в плане познания или властного управления. Второе не вытекает из первого и с ним не связано.

Наличие признаков политической рекламы отмечалось и ранее в алармических сообщениях «Умрут миллиарды!» К моменту пандемии технологии PR и рекламы мультиплицировались в комплекс интегрированного маркетинга коммуникаций. На его основе созданы мультивалентные технологии социальной инженерии. Производится маятниковая онлайн-офлайн трансляция мемов-оборотней с функцией хештегов в сети и идентификации соучастников на площади по речевкам и плакатам.

Многочисленные исследования в частности группы А.В.Вырковского показали жесткую управляемость деструктивного применения викиномики как технологии двойного назначения. [4]

Исторически события развивались стремительно, но не одномоментно и нелогично. Китай сообщил Всемирной организации здравоохранения о появлении новой инфекции 31 декабря предыдущего года. ВОЗ присвоила вирусу обозначение COVID-19 и 11 марта объявила пандемию, то есть до развития вспышки заболеваемости. Карантинные ограничения в странах мира начались раньше решения ВОЗ.

Развитие событий обнажило кризис политологии, политических институтов и международных альянсов. Они оказались неспособны его предвидеть и фактически устранились от борьбы с нарастанием кризисных явлений.

Вместо этого официальные СМИ были использованы для нагнетания страха. Те же источники осенью 2019 года вспышку атипичной пневмонии освещали как обычный сезонный подъем заболеваемости без указания на коронавирус.

Поскольку официально карантин объявлен не был, СМИ бвло предписано использовать эвфемизм «режим самоизоляции». Карантинные мероприятия с самого начала кардинально изменили жизнь населения, спровоцировали цепочки неплатежей и значительные экономические потери.

Вопреки логике, протесты в разных странах мира по значительно более слабым поводам были сильнее. Протестов против административных ограничений прпктически не было. Их организаторы терялись с выбором, под какими лозунгами выводить народ. Гнев протестующих был использован для абсурдного сжигания вышек 5G, якобы имеющих отношение к распространению коронавируса.

Впервые в истории несогласие населения с действиями властей запустило самоорганизацию в сети цепочек викиномики для обмена верифицированной информацией, поиска причин и формирования адекватных моделей сложившейся ситуации.

Естественный процесс не смог размыть рост сетевого и цифрового мошенничества, с которым на государственном уровне системная борьба не проводится.

Разнородную группу несогласных с ограничениями ввиду их несоразмерности искусственно объединили под новым мемом «ковид-диссиденты». Попытка определить их контент как фейковый провалилась. Вместо этого блогосферу назвали пятой властью и вновь противопоставили официальным СМИ. Так было в 2008-2009 гг. в связи с деформированным освещением резонансных событий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и фактора «трех восьмерок» войны на Южном Кавказе.

Власть была поставлена перед фактом обрушенного доверия аудитории к официальным СМИ. Вопрос был решен приданием блогосфере статуса СМИ. Фактически уравняли в правах коммуникатора и коммуниканта. Профессиональным журналистам пришлось включиться в процесс и догонять блогогеров на их поле.

Был активизирован процесс конвергенции в журналистике. К обязанностям корреспондентов добавили ведение блогов. Затем к прямому общению с Интернет-аудиторией подключили представителей власти. СМИ их охотно цитировали. Появилась новая форма журналистского расследования, основанная на викиномике.

Согласно сообщению главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, Интернет-источники за пределами США были использованы для того, чтобы вывести во власть Дональда Трампа в обход официальных СМИ, которые полностью составили административный ресурс Хилари Клинтон.

Тем более странно, что прошедшая вспышка коронавируса осталась без освещения и каких-либо заметных реакций на федеральном уровне, кроме подавления информации о ней.

Тогда официальным СМИ не пришлось делиться с властью с блогосферой. Коронавирусная история отразилась на публичном информационном поле принципиально иначе. Оно подверглось радикальной трансформации. После нескольких лет неопределенных отношений СМИ и блогосферы произошло окончательное обособление и противопоставление пятой власти.

После катастрофы 29 мая 2020 года с разливом 21 тыс. тонн топлива в промзоне Норильска стало понятно, блогосфера стала ведущей властью, отражающей доминанту массового сознания. С ней приходится считаться официальной власти и СМИ.

Изменения отразились на контенте mainstream media. Выявилась их прямая задача опровергать национальные СМИ. Оставив им новую для них алармическую роль, MSM предоставили крышу содержательной общественно значимой информации. При этом их повестка (agenda) остается в целом неадекватной национальным интересам вопреки попыткам поставить отдельные издания под контроль национальной власти.

Трансформация дошла до лингвистических изменений. До этого практиковалась языковая избыточность в типе «боестолкновение» и плеоназмы «системный кризис» (кризис как эволюционный режим вне системы невозможен). Коронавирус вызвал к жизни семантические противоречия, воспринимаемые на уровне оксюморона «принудительная самоизоляция», «1 мая – День международной самоизоляции трудящихся».

Мотивация состояла в том, что блогеры почувствовали себя «умными дураками» (классический оксюморон) и сдаваться не собирались.

Эвфемизмы вроде квалификации организованного извне международного анархизма как национальной оппозиции сменились гиперболами «пандемия», «большинство инфицированных переболело бессимптомно».

Семантические противоречия несли одновременно признаки гиперболы и метафоры. Смертность от секундарных инфекций, коморбидных патологий и гипериммунной реакции цитокинового шторма в посмертных диагнозах списывалась на коронавирус, чтобы избежать обвинений в .ее сокрытии.

Судя по мему «добровольно – принудительно», в России к этому привыкли и относятся скорее с юмором, чем злобой.

Первая же неделя принудительной самоизоляции запустила динамичное усиление содержательно-познавательного телеконтента и стимулировала масштабный мозговой штурм в сети. В блогосфере стала доступна информация о происхождении и течении пандемии, также о внутренней ситуации в Китае и что борьба за власть в этой стране послужила триггером глобального запуска проекта «пандемия коронавируса».

В рамках викиномики каждый участник дискуссии получил возможность управлять ее ходом в каком-то исследовательском русле. Блогосфера сгенерировала инструменты локализации штатных провокаторов вплоть до утраты ими управляющей роли.

В конструктивном применении викиномики роль самопроизвольной самоорганизации значительно выше деструктивного. Она не требует постоянного манипулятивного контроля, достаточно управления случайностью в запуске цепочек самоорганизации.

Например, профессиональный блогер Руслан Ткаченко обосновал. что в пропаганду пандемии было влито больше средств, чем в рекламу конституционного процесса. В теме пандемии политическая реклама впервые проникла на порнографические сайты.

Сообщение блогера направило дискуссию в исследовательское русло.

Информацию общественно-значимого характера практически постоянно вывешивала профессиональный журналист Светлана Светлова. Ее аккаунт содержил также эстетически активные и эмоционально окрашенные картинки, с юмором отражающие состояние самоизолированных.

Выполнив свою роль блогера, Светлова удалила аккаунт.

События на публичном информационном поле позволили эволюционисту Юрию Чайковскому сформулировать идею генерации системного общественного целеполагания отдельно и независимо от целеполагания людей как элементов системы. [6] Фактически Чайковский сопоставил поведение вируса в организме хозяина с поведением мема-оборотня в обществе.

Сходство паттернов самоорганизации в разных сферах жизни стирает грань аналогии и гомологии.

Так акция «пандемия коронавируса», запущенная в рамках интегрированного маркетинга коммуникаций, стала многогранным экспериментом над человечеством, стимулирующим его развитие через викиномику.

В сети можно найти множество текстов о викиномике, ее происхождении и назначении. Викиномика связывается с так называемым пиринговым производством товаров и услуг в самоорганизующихся сообществах.

Считается, что термин «викиномика» происходит от сочетания «вики» и «экономика», а само явление описано в книге «Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything» Don Tapscott и Anthony D. Williams, опубликованной в декабре 2006 года. В книге описывается, как для достижения коммерческого успеха некоторые компании в начале XXI века использовали в своих бизнес-технологиях принципы массового сотрудничества как взаимодействие равных (пиринг) и идеологию открытого кода.

Корень Wiki в свою очередь закрепился как приставка в обозначении сайтрв, на контент которого пользователи могут быстро влиять.

Методы викиномики применялись задолго до появления названия. Например, у нас есть случайный опыт на сайте «Русского журнала» в 1999 году. Марк Цукерберг изобрел способ незатратного решения задач способом, который он назвал промышленным фейсбуком.

Древний прообраз современного фейсбука можно найти на стенах новгородских храмов, испещренных безадресными посланиями. Формат фейсбука позволяет людям не только обмениваться релевантной информацией, но и находить актуальные задачи вместе с их формулировкой и решением.

То есть явление, ныне обозначаемое мемом «викиномика», изначально составляло информационную деятельность. С развитием сетей оно распространилось практически на все сферы общественной жизни.

Таким образом, слово «викиномика» используется в условиях множественности частных и неадекватных определений, пересекающихся со смыслом других словесных новаций: аутсорсинг, коворкинг, краудсорсинг. Определения расходятся с реальностью подобно терминам «информатика» или «система».

Сетевая эволюция понятия «викиномика» выявляет типичное явление, повышающее значимость викиномики как инструмента познания. Вследствие сочетания цензуры в Интернете с рекламной политикой поисковых агрегаторов искусственно затрудняется прямой поиск конкретной информации. К 2020 году выстроена такая организация сети, которая завлекает пользователя и не приносит удовлетворения адекватно его запросу. Процесс поиска затягивается по модели Ивана Сусанина. Сисадмины воспринимают пользователей в качестве диверсантов, покушающихся на их власть.

Достаточно часто запрос связывается с рекламной информацией на другую тему, получившую политический или коммерческий заказ на продвижение. Заголовки не соответствуют тексту. Размытый текст может не содержать конкретной информации. Стал практически недоступен смысл ключевых понятий: мем, система, вирус, эволюция. Актуальность расходится с релевантностью. Релевантность искусственно деформируется в сторону неадекватной повестки.

Информирующая журналистика испытывает пресс метажурналистики mainstream media, использующей презюмирующие установки и заготовки. В режиме дистанционной работы проблемы информирующей журналистики усилились в связи с распространением новых презумпций на официальные СМИ. Пресс-конференции переведены в онлайн и сократились по времени в среднем вдвое. Вопросы журналистов фильтруются либо не предусмотрены в зависимости от остроты темы. Отсутствие открытой дискуссии придало мероприятиям рекламный характер.

С другой стороны, развитие ситуации в мире хронически ставит журналистов в тупик. Каждому приходится делать свой гражданский выбор: следовать каким-то спасительным установкам или для каждой публикации проводить отдельное расследование.

Последние годы викиномика бурно развивается и применяется в совершенно разных целях от разрушительного проекта disser.net до организации обучающих сообществ по интересам к литературе, поэзии, кино, фотографии, полиграфии, кинологии, фигурному катанию, микро- или Макроэволюции, выполнению родительской миссии и многое другое.

Большинство инициаторов сетевой самоорганизации в форме вики-цепочек не задумываются о теории и не знают названия «викиномика».

Однако к кризису 2020 года, обозначенному мемом «пандемия коронавируса», российское общество подошло в полной готовности информационного самообслуживания.

Нам представилась возможность использовать экспертный опрос студенческой аудитории для зондирования оценки перемен. К этому времени у нас накоплен многолетний опыт опросов по отношению студентов к СМИ или выборам и экспериментов на фокус-группе с нетривиальным результатом. [1, 2]

После двух недель самоизоляции был проведен опрос студентов, которые уже почувствовали на себе перемены, вызванные карантинными ограничениями.

В опросе приняли участие студенты с 1 по 4 курс очного отделения Института современного искусства. Именно студенты-очники наиболее адекватно смогли оценить новый образ жизни (не надо каждый день ходить в институт) и новый (дистанционный) формат общения с преподавателями (для студентов заочного отделения это более привычная практика).

Мы исходили из того, что студенты, которые являются наиболее активными пользователями Интернета, в условиях самоизоляции не только станут еще больше времени уделять сетевым источникам информации и социальным сетям, но и обратят внимание на телевизор, который дома, скорее всего, смотрят старшие члены семьи. Поэтому часть вопросов специально посвящена телевидению и его оценке студентами. Появилась ли потребность смотреть новости по телевидению? Что изменилось в новостных и аналитических программах, стали ли они более информативными?

Ответы на эти вопросы были неоднозначными: с одной стороны, большинство ответили, что телевизор как не смотрели, так и не смотрят, с другой – перечисляют конкретные телеканалы, которые им нравятся или не нравятся.

Характерно, что Интернет, как и раньше, респонденты в первую очередь используют для общения, хотя, казалось бы, теперь большую часть времени нужно уделять учебе, которая проходит удаленно с использованием различных Интернет-платформ.

Учитывая то, что в исследовании участвовали студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика», опрос носит экспертный характер, хотя уровень ответов можно расценить в основном как массовый.

Например, выяснилось, что почти никто не знает, что такое викиномика.

Подтвердился известный вывод: больше всего респонденты хотят от новостей развлечений – 36%. (стр. 123) [5]

Также важно было выявить, насколько осознанным является отношение студентов к новостям о коронавирусе как к информационной кампании, которая имеет свою динамику и соотнесенность с релевантными темами за пределами пандемии. В полной мере данный аспект не был выявлен, возможно, по причине неготовности респондентов к самостоятельной аналитике.

Наиболее развернуто мнение опрошенных представлено в ответах на последний (открытый) вопрос о последствиях пандемии.

Анкету назвали «Как изменилась роль телевидения и других источников информации в моей жизни на самоизоляции»

Судя по ответам, из мессенджеров студенты в основном пользуются WhatsApp и в меньшей степени Telegram. Оба в зарубежной юрисдикции. Отечественный мессенджер Tam-Tam им неизвестен.

Из поисковых систем лидирует Google, на втором месте Yandex. Десять лет назад было наоборот.

Распределение между социальными сетями отражает общероссийскую картину по данным директора РАЭК Сергея Плуготаренко. Все опрошенные имеют аккаунты в сети Вконтакте. За ней по убывающей идут Instagram, Facebook, Twitter, TikTok, YouTube и Snapchat.

Отечественная сеть с надежной индексацией LiveJourna студентами не используется.

Ответы на вопросы о телевидении показали неизменность пренебрежительного отношения студентов к данному виду СМИ. Однако во время самоизоляции трое обнаружили на ТВ интересную информацию. Двое отметили качественное изменение контента и столько же повышение его качества.

Заверения студентов о несмотрении телевидения противоречат широкому перечню четырнадцати предпочитаемых телеканалов. Еще больше противоречий проявляются в сравнении с перечнями источников, которым студенты доверяют и не доверяют.

В ответах обнаруживается иллюзия свободы выбора в Интернете: «смотришь только то, что хочешь, что тебе нужно». Ответы на другие вопросы свидетельствуют, что студенты попадают в описанную Натальей Касперской «воронку вовлечения». Вовлечение может быть связано с ангажированностью источника информации в соответствии с источником финансирования.

Один развернутый ответ отражает состояние телевидения и его причины: «В плане формы, телевидение, за счет больших денежных средств, выделяемых на него государством, держится на высоте и постоянно улучшается, но в плане содержания телевидение переживает не лучшие времена. Оно перестало насыщать людей нужной информацией, для многих стало бессодержательным, слишком пресным и однотипным».

Общее мнение можно выразить кратко: без Интернета жизнь была бы медленнее, не было бы возможности оперативно получать необходимую информацию, а без телевидения – скучнее, но возможно, люди бы больше общались и путешествовали. (стр. 412) [7]

Анализ ответов на вопросы показал, что самоизоляция заставила обратить внимание на телевидение и студенты обнаружили качественные изменения. Охват каналов оказался достаточно широким.

Вопрос 1. Смотрите ли вы ТВ во время самоизоляции?

1.1. – 4 ответа – не смотрел и не смотрю

1.2 – 14 ответов – посмотрел и вернулся в Интернет

1.3. – 3 ответа – стал смотреть, так как появилась интересная информация

1.4. – 2 ответа – не смотрел, но стал смотреть, так как все время нахожусь дома

1.5. – 1 ответ – раньше тоже смотрел

 

Вопрос 2. Как вы оцениваете качество ТВ передач?

2.1. – 5 ответов – было и остается низким

2.2. – 2 ответа – повысилось

2.3. – 2 ответа – структура контента качественно изменилась

2.4. – 7 ответов – стало больше информативности

2.5. – 1 ответ – остается средним

2.5. – 1 ответ – просто появилась новая тема

2.5. – 1 ответ – стало слишком много информации о вирусе, сплетен

2.5. – 1 ответ – зависит от передачи и канала, на котором ее показывают

2.6. – 1 ответ – всвязи с карантином многие передачи изменили формат, интересно да этим наблюдать

2.7. – 1 ответ – в настоящий момент все новости повторяются и посвящены одной теме. Новостей стало больше, но полезной информации все так же мало.

2.8.- 1 ответ – Так как давно бросила смотреть, не могу оценить нынешнее состояние. Что касается предыдущих лет, то мне всегда было удобнее пользоваться интернетом – смотришь только то, что хочешь, что тебе нужно. Проблема не столько в качестве, сколько в специфике работы ТВ.

2.9. – 1 ответ – В плане формы, телевидение, за счет больших денежных средств, выделяемых на него государством, держится на высоте и постоянно улучшается, но в плане содержания телевидение переживает не лучшие времена. Оно перестало насыщать людей нужной информации, для многих стало бессодержательным, слишком пресным и однотипным.

 

Вопрос 3. Какой канал вы предпочитаете?

3.1. – 6 ответов – Первый

3.2. – 6 ответов – Пятница

3.3. – 4 ответа –Культура

3.4. – 3 ответа – Россия 24

3.5. – 3 ответа – НТВ

3.6. – 3 ответа – ТНТ

3.7. – 2 ответа – Россия 1

3.8. – 2 ответа – СТС

3.9. – 2 ответа – Ю

3.10. – 1 ответ – Матч ТВ

3.11. – 1 ответ – TV1000

3.12. – 1 ответ – 2х2

3.13. – 1 ответ – Супер

3.14. – 1 ответ – Муз-ТВ

3.15. – 1 ответ Ру-ТВ

 

Вопрос 4. Как вы относитесь к рекламе на ТВ?

4.1. – 11 ответов – мешает, как назойливое насекомое

4.2. – 5 ответов – безразлично

4.3. – 3 ответа – местами интересно

4.4. – 2 ответа – воспринимаю как информацию

 

Вопрос 5. Читает ли кто-либо в вашей семье печатную прессу?

5.1. – 13 ответов – Нет

5.2. – 4 (5) ответов – бабушка (бабушки)

5.3. – 3 ответа – я

5.4. – 3 ответа – отец (папа)

5.5. – 2 ответа – мама

5.6. – 1 ответ – брат

5.6. – 1 ответ – дядя

5.7. – 2 ответа – Не знаю

5.8. – дедушка читает каждый выпуск газеты «Комсомольская правда». – Я читаю журнал «Профиль» чаще в онлайн-версии, но бывает и в печатном виде.

 

Вопрос 6. Ваши родители предпочитают ТВ или интернет?

6.1. – 1 ответ – ТВ

6.2. – 3 ответа – Интернет

6.3. – 19 ответов – Используют и то, и другое

 

Вопрос 7. Каким мессенджером вы пользуетесь?

7.1. – 16 ответов – Telegram

72. .– 22 ответа – WhatsApp

7.3. – 0 ответов – Viber

7.4. – 0 ответов – Tam-Tam

 

Вопрос 8. Какой поисковой системой вы пользуетесь?

8.1. – 9 ответов – Google

8.2. – 5 ответов – Yandex

8.3. – 9 ответов – Пользуюсь разными системами

 

Вопрос 9. В каких социальных сетях зарегистрированы ваши аккаунты?

9.1. – 22 ответа – Вконтакте

9.2. –21 ответ – Instagram

9.3. – 18 ответов – Facebook

9.4. –12 ответов – Twitter

9.5. – 2 ответа – TikTok

9.6. – 1 ответ – YouTube

9.7. – 1 ответ – Snapchat

9.8. – 0 ответов – LiveJournal

 

Отвиты показывают неглубокое пользование Интернетом и в частности социальными сетями. Результат корреспондируется с ответами на 12 вопрос, то есть получение информации из сети некритичное и нетворческое

Однако один развернутый ответ на 13 вопрос о доверии к источникам содержит небольшую инструкцию по верификации информации; «Информацию я нахожу в Интернете (поисковая система «Яндекс» чаще всего используется мной для поиска). Информацию я проверяю на нескольких сайтах, если везде информация совпадает, есть какая-либо ссылка на литературу или авторитетное мнение в источнике, то я буду доверять сайту. Всегда верю электронным словарям, учебникам. Википедии верю, но частично и перепроверяю».

 

Вопрос 10. Вам известно, что такое викиномика?

10.1.– 17 ответов – Нет, впервые слышу

10.2. – 5 ответов – Да, теоретически

10.3. – 0 ответов – Да, участвовал в подобных проектах, отвечая на вопросы в сети

10.4. – 0 ответов – Использую для поиска решения, когда не могу найти ответ на вопрос

 

Неожиданный результат свидетельствует о серьезном отношении студентов к конституционному процессу

Вопрос 11. Вас интересуют поправки в Конституцию?

11.1. – 9 ответов – Да, это важно, буду голосовать

11.2. – 10 ответов – Пока не решил, буду ли голосовать

11.3. – 3 ответа – Нет, не интересуюсь этим, голосовать не собираюсь

 

Цель получение информации превалирует над общением или учебой.

Вопрос 12. Для чего вы используете социальные сети?

12.1. – 21 ответ – Для получения информации

12.2. – 18 ответов – Для общения

13.3. – 17 ответов – для учебы и делового общения в дистанционном формате

13.4. – 1 ответ – для делового общения в дистанционном формате

13.5. – 1 ответ – Выделила все пункты, потому что для всего этого использую социальные сети.

 

Ответы на вопрос о доверии источникам информации свидетельствуют о привлекательности для студентов иностранного источника Meduza, за которым следует тройка российских информационных агентов на фоне отторжения российских каналов, что не соответствует ответам на 3 вопрос о предпочтительных телеканалах. То есть студенческая аудитория неоднородна и структурирована, потчем не по людям, а в связи с их предпочтениями. В целом набор предпочтений достаточно эклектичный.

 

Вопрос 13.1. Каким источникам информации вы доверяете:

13.1.1. – 6 ответов – Meduza

13.1.2. – 5 ответов – ТАСС

13.1.3. – 4 ответа – РИА новости

13.1.4. – 3 ответа – Интерфакс

13.1.5. – 3 ответа – РБК

13.1.6. – 2 ответа – Россия 24

13.1.7. – 2 ответа – НТВ

13.1.8. – 2 ответа – Lenta.ru

13.1.9. – 2 ответа – Дождь

13.1.10. – 1 ответ – Sports.ru

13.1.11. – 1 ответ – радиостанция «Звезда»

13.1.12. – 1 ответ – PostNews

13.1.13. – 1 ответ – сталингулаг

13.1.13. – 1 ответ – лентач

13.1.14. – 1 ответ – «Редакция» Алексея Пивоварова

13.1.15. – 1 ответ – Life.ru

13.1.16. – 1 ответ – Аnews

13.1.17. – 1 ответ – Forbes

13.1.18. – 1 ответ – Mail.ru

13.1.19. – 1 ответ – самым известым

13.1.20. – 1 ответ – проверенные каналы в Telegram

13.1.21. – 1 ответ – Проверенным СМИ и медиа личностям, которые дорожат своей репутацией, и публикуют только верифицированную информацию.

13.1.22 – 1 ответ – тг-каналы Инсайды от Карпа (Иван Карпов – инсайдер), Футбольный Биги (Сергей Егоров), Мутко Против

13.1.23 – 1 ответ – Интернет сми

13.1.24 – ответ – интернет-источникам

13.1.25 – 1 ответ – официальные сайты (статистические данные), а так я анализирую информацию из нескольких источников, дабы не делать акцент на одном. Источник общий Интернет-СМИ

13.1.26 – 1 ответ – Первому каналу и родителям

13.1.27. – 1 ответ – основываюсь на своих убеждениях

13.1.28. – 1 ответ – конкретных сайтов нет, проверяю информацию в нескольких источниках

13.1.29. – 1 ответ – Тем, где можно перепроверить информацию

13.1.30. – 1 ответ – информацию я нахожу в Интернете (поисковая система «Яндекс» чаще всего используется мной для поиска). Информацию я проверяю на нескольких сайтах, если везде информация совпадает, есть какая-либо ссылка на литературу или авторитетное мнение в источнике, то я буду доверять сайту. Всегда верю электронным словарям, учебникам. Википедии верю, но частично и перепроверяю. Интернет СМИ: Медузе, Дождю, РБК, Forbes верю часто.

 

Вопрос 13.2. Каким источникам информации вы не доверяете:

13.2.1. – 6 ответов – ТВ, телеканалам, новости на федеральных каналах, Всем новостным телеканалам, пропагандистам, телевидению

13.2.2. – 3 ответа – Первый канал

13.2.3. – 3 ответа – желтая пресса, сайтам желтой прессы, желтым изданиям с плохой репутацией

13.2.4. – 2 ответа – Чемпионат

13.2.5. – 2 ответа – Россия-1

13.2.6. – 2 ответа – новости из социальных сетей

13.2.7. – 1 ответ – Рен ТВ

13.2.8. – 1 ответ – умалчивание или искажение фактов из-за редакционной политики или боязни автора столкнуться с претензиями в свой адрес и т.д. С осторожностью отношусь к изданиям с «кричащими», «желтыми» заголовками и информации из блогов и социальных сетей.

13.2.9. – 1 ответ – Соответственно непроверенным СМИ, медиа-личностям, создателям интернет ресурсов которые мало пекуться о своей репутации и материале, который они публикуют

13.2.10. – 1 ответ – недавно созданным

13.2.11. – 1 ответ – необоснованным слухам

13.2.12. – 1 ответ – не известным изданиям

13.2.13. –1 ответ – школьные знания

13.2.14. –1 ответ – Сайтам, где нет авторства и видно, что информация структурирована скудно и кусками. Часто не доверяю всплывающим информационным окнам во время работы в интернете.

 

В преодолении кризиса студенты в основном рассчитывают на себя и своих близких, на родителей что противоречит представлениям о разобщении поколений.

Вопрос 14. На кого вы рассчитываете в преодолении кризиса?

14.1. – 20 ответов – На себя и своих близких

14.2. – 4 ответов – Исключительно на себя

14.3. – 4 ответа – На мировую солидарность

14.4. – 2 ответа – На свой вуз (работу)

14.5. – 2 ответа – На государство

 

Ответы на открытый вопрос с большим перевесом ориентированы на потери экономики (8 упоминаний) и рост безработицы (5 упоминаний). На втором месте можно отметить переосмысление собственных приоритетов в свете общечеловеческих ценностей. Прогнозируется, что люди будут больше ценить общение, более внимательно относиться к своему здоровью, перейдут к осознанному потреблению. Выражается надежда на изменение отношения к очным массовым мероприятиям. Общество откажется от ряда услуг. Карантин показал, что люди могут сами себе их оказать.

Роль России в мире едва просматривается, причем в известных в рамках неадекватной банальности.

Очевидно, студенты в основной массе уверены в себе и своем будущем. Все же встречается упоминание психологических проблем и провокация психических заболеваний, бытовых конфликтов и суицидов. Преступность прогнозируется как следствие роста безработицы и страха.

Характерно отсутствие упоминаний низкого качества связи и доступности верифицируемой информации за хаотизирующим фоном что неизбежно проявляется при системной работе. Возможно, это связано с отсутствием навыков системной работы и учебы.

Два развернутых ответа дают весьма адекватное представление о текущей ситуации в точной и одновременно художественной форме.

 

Открытый вопрос 15. Как вы думаете, что в жизни изменится после карантина – укажите то, что вам кажется наиболее существенным лично для вас или для общества – получил развернутые ответы.

15.1. Ответ: поживем- увидим!

15.2. Жизнь продолжится, но потребуется время для восстановления экономики

15.3. Пострадает экономика, произойдет переоценка каких-то вещей как материальных так и духовных.

15.4. Уровень дохода, сложности в поисках новой работы, замкнутость общества

15.5. Понижение зарплат, кризис, может быть даже отсутствие денег

15.6 Страна станет очень бедна, народ выйдет грабить, т.к. денег не хватает, а жить нужно на что-то.

15.7. Что касается общества, я думаю, что после отмены режима самоизоляции станет больше безработных. Уже стало.

15.8. Проблемы для малого и среднего бизнеса.

15.9. В первую очередь экономика. Государство делает все, чтобы навредить малому бизнесу. В других странах правительство прежде всего думает о людях, о том, чтобы не навредить их будущему, у нас, к сожалению, не так.

15.10. Самым главным изменением после карантина, как мне кажется, станет мировая экономика. Она упадет. А также финансовое состояние людей среднего класса или тех, кто вообще не очень много зарабатывал.

15.11. Люди стали более тщательно относиться к своему здоровью

15.12. Общество откажется от ряда услуг, т карантин показал, что люди могут сами себе их оказать

15.13. Люди станут ценить даже самые незначительные моменты в своей жизни, также страну ждут экономические проблемы

15.14. Психика у многих людей тоже изменится, и далеко не в лучшую сторону, особенно это касается одиноких людей.

15.15. Жизнь после карантина действительно изменится, но вряд ли надолго. Во-первых, люди начнут больше ценить время, которое можно проводить вне своего дома, а это очень важно. Во-вторых, ценным станет и времяпровождение с близкими, с которыми не могли видеться из-за сложившейся ситуации. Но спустя пару месяцев все вернётся на свои места и людям вновь станет лениво после работы сходить погулять в парк, они выберут скорее что-то посмотреть дома.

15.16. Я надеюсь, что изменится отношение к очным массовым мероприятиям, дистанционное обучение выйдет на новый уровень, так же, как и дистанционная работа.

15.17. Лично для меня изменилась .Сейчас дано время подумать обо всем: о себе, близких, развитии и многом касающегося человечества Нужно думать как быть теперь, в ситуации, с которой никогда не сталкивались.

15.18. 1) люди начнут ценить отдых на природе или обычную прогулку 2) изменится отношение к природе, так как многое за это время поменялось 3) безработица 4) туристические места 5) отношение к другим народам 6) появится новая форма обучения

15.19. В настоящий момент наверняка нет ни одного человека в мире, который бы не слышал про covid-19. Вредоносный вирус распространяется неимоверно быстро, с такой же скоростью меняет привычный распорядок дня многих людей. Закрыты ТЦ, рестораны, места для досуга, люди могут выходить только за самым необходимым в аптеки и продуктовые магазины. Я, как и многие на карантине, ощутила всю степень изменений, произошедших за последнее время.

15.20. Я начну ценить то , что можно, не задумываясь, гулять, наслаждаться общением с друзьями А общество будет ценить свободу, которая ему дана, возможности

15.21. Грядет мировой кризис. Количество безработных увеличится во много раз. Соответственно, уровень преступности возрастет. Ситуация действительно очень серьезная. Люди будут жить в страхе за себя и своих близких. Также, изменится социальная жизнь в целом. Живая коммуникация возможно пропадет, большее внимание будет направлено на цифровые технологии. Вживление чипов на добровольно-принудительных началах нам не избежать. Плюс только один: осознанное потребление. Я надеюсь, люди начнут задумываться не только про людские нужды, но и про нужды окружающей среды.

15.22 Мне кажется, что в масштабах мира мы уже никогда не станем жить как раньше, потому что последствия равносильны послевоенному восстановлению. Но каких-то конкретных примеров я не смогу привести, мне сложно судить, поскольку именно в моей жизни ничего не изменилось сейчас. Вероятнее всего будет еще сложнее найти работу, как так творческие профессии всегда независимы от государства, а оно сейчас душит малый бизнес сильнее, чем обычно. В данный момент экономика нашей страны окончательно умирает из-за непонятных действий государства на политической площадке – как всегда мы пытаемся угодить всем, кроме себя, думаю, что будет еще больше проблем в последствии. После карантина будет пик безработицы, как мне кажется, появится больше бездомных, еще сильнее упадет демография страны. Многие люди не готовы к такому тесному контакту со своими семьями, это не пройдет бесследно. Отношения с другими странами не улучшаться, в этом я тоже уверена, как бы наше государство из кожи вон не лезло. Возможно, простые русские люди будут еще сильнее сжаты в ежовых рукавицах тех, у кого есть власть и деньги.

15.23 Мне думается, что на наш мир, в целом, вирус повлияет не сильно. Он переживал времена намного страшнее и тягостнее. Но эта болезнь оставит след в душе практически каждого человека нашего поколения. Кризис мы конечно пережить сможем, человеческие потери остануться для нас практически незаметны, но наше отношение к миру, его порядку и стабильности изменится кардинально. Эрих Мария Ремарк, великий писатель 20 века, однажды написал в своем романе: «Мальчишкой я как-то раз заснул на лугу. Дело было летом, небо было ясное. Когда засыпал, я смотрел на Орион, он был далеко над лесом, почти на горизонте. А когда проснулся среди ночи – Орион стоял в вышине прямо надо мной. Никогда этого не забуду. Я учил, конечно, что Земля – небесное тело и что она вращается, но я учил это, как многое учишь из учебника, не особо задумываясь, просто чтобы запомнить. А тут я впервые ощутил, что это и в самом деле так. Я почувствовал, как земной шар летит куда-то в неимоверных пространствах. Я так явственно это почувствовал, что хотелось вцепиться руками в траву, лишь бы меня не сбросило…

… Земля подо мной вдруг перестала казаться надежной опорой – и с тех пор так до конца ею и не сделалась.

Эта перемена мальчика, осознавшего себя, как частицу, находящуюся во власти небесных тел, очень напоминает ситуацию, произошедшую с нами, поколением 21 века. Конечно мы не раз слышали обо всех изменениях, войнах, болезнях, кризисах веков. Но на нашу долю ведь не выпало никаких масштабных проблем и мы, привыкшие жить в покое, воспринимали это как чистое знание, не сопоставляя его с настоящим миром в котором существуем. Теперь же, когда на наших глазах такая, казалось бы незначительная проблема, настолько расстроила весь политико-экономический мировой склад, такой вибрацией прошлась по всей мировой паутине отношений, дотронулась до каждого отдельно живущего гражданина и переменила его быт и жизненный строй…, теперь мы конечно, раз избавившись от этой иллюзии мировой стабильности и порядка, больше не сможем смотреть на него привычными глазами, как на предмет, который всегда один и тот же и который нам абсолютно понятен, но будем более осознанно и внимательно наблюдать за его процессами, ожидая какой-либо угрозы, даже от малейшей проблемы.

 

Последний ответ фактически является литературным произведением, посвященным душевному состоянию человека. Из него вытекает сомнение, что первично: кризис в душе и соответственно падение иммунитета или инфекция.

Прогноз нашей студенческой аудитории достаточно негативный, но он не пугает. Студенты оценивают ситуацию как необычную, которая многое изменила и затронула всех.

В ответах присутствуют алармические мотивы, но сами респонденты от них заметно дистанцируются.

Опрос проведен до развертывания масштабных работ по генетике, вирусологии и иммунопрофилактике. Контент СМИ и блогосферы изменился и не мог не повлиять на восприятие студентов. Мы пока не знаем, как и в какой степени.

В цели опроса можно заключить, телевидение оказывает доминирующее влияние на сознание аудитории независимо от личного смотрения. Это вытекает из сравнения ответов с доступным нам ТВ-контентом. Охват телеканалов достаточно широкий.

Таким образом, наш общий вывод достаточно парадоксален и состоит он в том, что студенты из числа наших респондентов оказались достаточно консервативным и устойчивым сегментом аудитории. Их интересует конституционный процесс. Разрыв поколений не выражен. Текущие перемены заставили студентов менять свои позиции в отношении источников информации и жизненных приоритетов. Однако происходит это заметно медленнее перемен в мире в целом.

Мы считаем полученный результат нетривиальным и обнадеживающим.

 

Список литературы

1. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Социология третьего поколения в основе технологической социальной инженерии // Медиа и власть: власть медиа? – Материалы Международной научно-образовательной конференции. Казань, 21-22 марта 2019 г. Стр. 91-96

2. Вакурова Н.В. Понятие «миссия журналистики» в оценке аудитории (по результатам исследования информационного поведения молодежи) // «Журналистика в 2012 году: Социальная миссия и профессия. Матер. междунар. н.-п. конф. – М., 9-11 февраля 2013г. – М., 2013, с. 19-20.

3. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Журналисты о кризисе (по результатам экспертного опроса) // Центр научных публикаций «Велес» по материалам междунар. н.-п. конф. «Инновационные подходы и современная наука». – Киев, 2015, с. 154-157.

4. Вырковский А.В, Горбунова А.С., Давлетшина М.И. Влияние новых медиа на политические процессы в постсоветских странах (на примере «цветных революций»). / Центр исследований медиа постсоветского пространства. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019

5. Ивлев А.А. Телевизионные новости в восприятии студентов журналистских специальностей (пилотное исследование) // Искусство – Образование – Культура: Традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (госква, 5-6 апреля 2018г.) – Москва: Институт современного искусства, 2018 с.122-124.

6. Чайковский Ю.В. Коронавирус как инструмент эволюции биосферы / Какой должна быть современная картина мира?/ Ю.В. Чайковский // Экология и жизнь / сетевая публикация http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/51438/?fbclid=IwAR3DJBnHLbIcTesqUDCq3V13iGMYv6KTLsFygYrFbpX1sfhrefNNRgKxc9Q

7. Шинкин Д.Д., Вакурова Н.В. Роль Интернета и телевидения в жизни современного человека. Итоги социологического исследования // Искусство – Образование – Культура: Традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (госква, 5-6 апреля 2018г.) – Москва: Институт современного искусства, 2018 с.408-412.