02.10.20 Лев МОСКОВКИН

Рейтинг не самоцель https://leo-mosk.livejournal.com/8090600.html

Говорить правду легко и потому кончается неприятно – правда заразная

Российское образование сильное, но в западной аксиологии проигрывает таков общий смысл очередного мероприятия по теме высшего образования, достаточно нестандартного.

Онлайн-конференция о повышении конкурентоспособности российского образования за рубежом состоялась в пятницу в МИА «Россия сегодня».

Доминирующее преимущество нашего высшего образования – его дешевизна на основе слабого рубля и не только. Материализм груб, но работает бескомпромиссно.

Вводная от организаторов опирается на подписанный президентом Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Наш любимый президент любит громко ставить перед страной задачи, которые должен решать сам без шума и пыли.

Отчитывались за президента по его повелению замруководителя Россотрудничества Павел Шевцов, декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян и ответсек экспертного совета по вопросам международного образования комитета Госдумы по образованию и науке Вера Скоробогатова.

Слушать было тем более интересно, что память сопоставляла с прошлым те современные реалии, о которых поведали участники мероприятия.

Мы не задумываемся, как жили в советское время в условиях государственного патернализма и не знали о множестве проблем международного разлива. В советских вузах включая военные училось огромное количество иностранных студентов из множества стран мира и никто не жаловался на строгости в организации нашего образования по сравнению с западной безалаберностью. К иностранцам было особое отношение. Кто хотел учится, учился. Студенты с иными приоритетами в жизни доставляли немало головной боли российскому руководству и для них организовали специальный вуз с особым контролем в формате Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В конце Союза прошла волна аспирантов из США, которым здесь платили несуразную по нашему уровню жизни стипендию. Тематика была задана оттуда. Ее путались исправить на нечто марксистко-ленинское и возникали любопытные коллизии сиюминутной непримиримости.

Это я к тому, что всегда все было по-разному.

От того периода осталось множество международных связей и детей. Некоторые из них так и не узнали своих отцов. Одни оказались за железам занавесом. Другие были казнены в итоге смены режима на их родине, пока они учились по другую сторону железного занавеса в эпицентре социалистической империи зла.

После смены режима в СССР учить военных специалистов запретили. Для всех прочих ввели жесткие квоты. Империя зла влилась в загнивающую международную систему империи добра. К ней наше массовое сознание долго готовили. Например, журнал «Америка» много писал о пользе ранней специализации в школе и двухступенчатого высшего образования с разделением бакалавриата и магистратуры.

Всем советских людям по умолчанию было известно, что лучшие вузы мира Гарвард, Кембридж и Массачусетский технологический институт. Что это такое и чему там учат, мы толком не знали.

В СССР образование было бесплатным и за ним следовало обязательное распределение. Объяснить советским людям, почему и как надо платить за образование, было сложно. Но и это подали как преимущество западной модели образования. Последующий поиск работы представили как некую систему, которой на самом деле нет в помине.

Большим преимуществом западного высшего образования считаются кампусы при университетах. До сих пор в России не знают, насколько опасно спаивание и наркотизация студенческой среды США. Задача облегчается в условиях кампусной скученности. Получается буквально игра на выживание с тренировкой жизнестойкости. Выдерживают не все.

Сейчас кажется весьма странным, что за тридцать лет всяческих событий отечественное образование сохранило национальные преимущества. Оно остается привлекательным для абитуриентов из стран СНГ, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Некоторые едут сюда за русской культурой и им даже может быть неважна специальность. Другие прицеливаются остаться на работе после окончания учебы. Некоторые специальности отечественного образования высоко востребованы, медицинское или инженерное, также IT.

Параллельно в фоновом ражие иногда проявляется информация, что российских специалистов абсорбирует множество недружественных компаний и организаций – Боинг, Силиконовая долина, южнокорейская индустрия развития лудомании в мире, китайская космическая и атомная сферы, система полит-экологически НКО с задачами подавления национальной промышленности и даже ИГИЛ в его гражданском обеспечении.

На виду грубо говоря две проблемы – лживые рейтинги и цивилизационное различие в аксиологии.

О рейтингах говорили все участники и практически все время пресс-конференции. Общее мнение – рейтинг не самоцель. Никто из студентов не интересовался индексом Хирша и цитируемостью. Для студентов важнее другое – поиски работы после учебы и различия в аксиологии как причины дружностей ресоциализации. Отучившись в России, иностранцу сложно работать на Западе. Россияне более пластичны.

Сложности у вуза начинаются, если рейтинг входит в показатели эффективности.

В конце мероприятия ход мысли все же сломался о проблему индексов, потому что существует тотальный запрет на цитирование русских авторов.

В процессе ответов на вопросы вплывали и другие запреты, причем самые неожиданные.

Итак, господа журналисты и их читатели, также товарищи ученые и преподаватели, студенты и абитуриенты! Всех нас можно поздравить с появлением самого надежного критерия истины в истории познания.

О нем не писал даже Владимир Ильич, великий материалист и с позиций своей истины критик эмпириокритика Рихарда Авенариуса.

Критерий однако появился давно еще у крыс. Эти интеллектуальные животные в ущерб интересам стаи закрывают приток внешней информации ради собственного лидерства в стае. Чтобы коллеги по судьбе в ограниченном жизненном пространстве не отвлекались.

А все просто: истина то, что оказывается под эмбарго. Существует широкая палитра инструментов: прямая цензура, настоятельно-рекомендательные черные списки и стоп-листы, стигматизация автора или его публикации красным баннером «связано с государством», многочисленные санкции или наоборот центрифугальные рейтинги в пользу слабых. А теперь еще и избирательное применение карантинных ограничений. Know-how-2020.

Говорить правду легко и кончается неприятно, потому что заразно. Вслед за вестернизацией журналистского образования проходит аналогичный процесс в биологии. И образование и науку замучили презумпции – установки, какой должен быть результат в эксперименте и в логическом выводе.

Выстроена международная система переворачивания с ног на голову. Рейтингование вузов отдано специально созданным под заданный результат частным структурам. Они подобно греческому оракулу за деньги готовы поменять день недели на короткое время для решения конкретного вопроса.

Например, в России для создания преференциального гандикапа одному антинациональному университету, который получает финансирование из бюджетов разных противоборствующих стран, создали фонд одного уважаемого олигарха. Выиграл несанкционированный МИФИ и пришлось по ходу пьесы менять критерии. Еще один полу-олигарх с более значительным влиянием на жизнь россиян, который вывез тело самого великого блогера планеты ждя переформатирования антироссийского проекта в антигерманский, до этого много лет строил нам правильную теорию эволюции посредством просветительского Фонда «Династия».

После этого был проект пять-сто и стычки министра Ольги Васильевой с мировой закулисой. Нельзя сказать, что никто ничего не понял. В России сильная профильная журналистика по части образования. Избавление широкой аудитории от простейшей истины было делом техники, процесс обрел воспроизводимую технологию. Васильеву на всякий случай сняли. Это был первый министр без враждебных образованию целей продажи детей России за рубеж или ликвидации остатков советского образования.

В тот исторический момент стояла генеральная задача заменить советскую модель подготовки управленцев на менеджеризацию для окончательного разгрома государства.

В мире сложился дуализм. Для получения знаний надо учится в России. это я знаю по себе, но у меня есть преимущество в независимости от западной аксиологии. Кто хочет иметь престижную работу, рейтинги, сертификаты и прочие символы признания, надо иметь в кармане диплом Гарварда или на худой конец Кембриджа. Учиться необязательно, главное платить.

Как ни странно, преимущества российского образования не столько в качестве, сколько в дешевизне. Оно проигрывает в рейтингах, но выигрывает в Пизе.

Аббревиатурой «PISA» погруженные в тему обозначают международную систему оценки грамотности Programme for International Student Assessment,. От реальности ее оценки немного менее далеки по правлению с оплаченными рейтингами. Но приближение не настолько значительно, чтобы получить адекватный результат.

Совпадение омонимов тапа PISA-Пиза стало неслучайным, как «Новичок» – choke или Koza – коза. Италия не участвует в рейтинговом безумии, просто не подает документы. В стране свои рейтинги она не участвует в играх, на правила которых не может влиять.

Россия империообразующая страна и не может себе позволить вариться в собственном соку. Соответственно приходится в игре с чужими правилами бороться за истину в широком фронте современной информационной войны. Хорошее образование получается для самих учителей.

 

Сообщения

 

Взрыв в Бейруте обнажил хронические противоречия в Ливане, усиленные из США https://leo-mosk.livejournal.com/8089477.html

Мультимедийный круглый стол о ситуации в Ливане после провала попыток формирования нового правительства.

Участники:

- экс-посол Российской Федерации в Ливане Александр ЗАСЫПКИН;

- заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр КУЗНЕЦОВ;

- ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Алексей САРАБЬЕВ.

26 сентября исполняющий обязанности премьер-министра Ливана Мустафа Адиб заявил о своей отставке и отказе от формирования правительства. Оно должно было начать проведение реформ, которые позволили бы получить международную финансовую помощь, необходимую стране для преодоления последствий взрыва в порту Бейрута 2 августа, усугубившего и без того кризисную ситуацию.

Что не дало ливанским политикам сформировать новое правительство? Обусловлено ли это внутриполитическими причинами – или сыграло роль внешнее давление? Следует ли ждать углубления кризиса? Сможет ли Ливан выйти из сложившейся тяжелой ситуации без внешней помощи? Не приведет ли усиление давления США и Израиля на движение «Хезбалла» к очередной войне в Ливане?

Конспект 11:03

Александр ЗАСЫПКИН. Взрыв в порту Бейрута трагедия Вопросы были и раньше Франция готова протянуть руку помощи, но требует от Ливана реформ экономических судебных. Правительство Ливана в техническом режиме. Правительственные кризисы и раньше затяжные, отсюда слабая работа аппарата. Мустафе поручили сформировать технократическое правительство без партий, но это невозможно кто-то должен выдвигать. Большинство в парламенте Хизбалла. Восприняли как попытку переворота. Целый ряд вопросов в том числе с подаче тех же американцев оружие для Хизбаллы. Господство Хизбаллы я считаю неправильно традиционно у шиитского тандема позиции не сильные. Министр финансов ставит подпись под всеми документами. Лишиться сложно. Американцы же поставили этот вопрос включив минфина в санкционный список. Американцы поставили вопрос ребром Амаль и Хизбалла не дольны быть у финансов. Но Хизбалла не склоняется под давлением. Насколько Мустафа гибкий чтобы учитывать парламентское большинство. Список бывшего премьер-министра без согласования с другой сторону Я не разделяю пафос президента Франции. Шесть недель все смекнули американские выборы грядут Вдруг что-то изменится на мировой арене США-Иран. Переговоры о границе переданы армии Будет под эгидой ООН при посредничестве США. переговоры были в замороженном состоянии возобновились. Я не ожидаю уступок от Ливана. Ливанские партии были готовы подключиться к следке века у Ливана не так много проблем с Израилем. Хизбалла охватывает целый ряд государств. Ливанцы против натурализации палестинцев у себя А сделка века предполагает решение палестинского вопроса за счет натурализации палестинцев в тех странах где они есть. Неприемлемо торговаться из-за ливанского пространства, приговоры немножко улучшают ситуацию вокруг Ливана. Внешние политические силы США в первую очередь занимают такую позицию что приведет к дестабилизации Ливана. Мирные протестующие Запад поддерживают сразу же появляются хулиганы погромщики и так далее. По поводу предстоящего визита МИД РФ в своем нынешнем статусе ничего не могу сказать. Есть вопросы по которым они никогда не договорятся. Мы можем им посоветовать отбросить неразрешимые противоречия и сосредоточится на компромиссах. Французская позиция лучше американской. Учитывая возможности наших компаний они заинтересованы в отраслях ливанской экономики.

Александр КУЗНЕЦОВ. Читаю ливанскую прессу Каждую неделю появлялось интервью с ним. Это был самый эффективный посол. В Ливане сложнейший внутриполитический расклад. Проблемы начались не с начала взрыва в ливийском порту а гораздо раньше. Кризис связан с крахом финансовой банковской системы. Экономика на основе теневой торговле. банки Ливана старейшие на Ближнего Востока и это придавало устойчивость национальной валюты лире. Курс доллара остался прежним, но реальный в пять раз больше. Страна зависит от импорта и многие ливанцы живут за счет переводов из-за границы. Политическая система Ливана себя изжила Посты правительства распределялись по концессиями шииты христиане сунниты. Основной лозунг переход к новой системе правления не сектантское. Естественно недовольство полевых командиров. Ливан становится мусульманским государством, христиане теряют. Как говорил Иосиф Виссарионович, оба хуже. Что делать не совсем понятно. Вчера прошло сообщение о разграничении морских границ с Израилем. Помпеу выдал как большое достижение дипломатии США. Саудовская Аравия теряет влияние. Вопиющий факт президент был арестован. Иран сейчас пережимает не лучшие времена, в пять раз уменьшился курс лиры, помощь как минимум вдвое. Что касается демаркации границы надо проверить сообщение Помпеу. Хизбалла кК главная политическая сила Ливана на идеологии противостояния с Израилем. Если договорить пропадает необходимость вооружения теряет территории. Хизбалла уже парламентская партия, но имеет силовой компонент. Все политические силы Ливана против натурализации палестинских и сирийских беженцев, это серьезный удар по суннитам.

Алексей САРАБЬЕВ. Заполнить ливанское информационное пространство. Давайте обсуждать убийство лидера коммунистов пять лет назад Публично отказываются от постов но не отказываются. Едва ли что-то удастся на переговорах по границе и палестинцах. Нужны деньги будут ставить на всех международных проблемах. После взрыва все знают о ливанском мусоре и кроме того горят леса. Международные беженцы поддерживают пребывания беженцев содействуют еще одной проблемы сирийский беженцев.

12:07

 

Российское образование сильное, но аксиология разная и в работе на Западе приходится с этим считаться https://leo-mosk.livejournal.com/8089630.html

Онлайн-конференция о повышении конкурентоспособности российского образования за рубежом.

Участники:

- заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Павел ШЕВЦОВ;

- декан факультета управления и политики МГИМО МИД России, член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки Генри САРДАРЯН;

- ответственный секретарь экспертного совета по вопросам международного образования Комитета Государственной Думы Российской Федерации по науке и образованию Вера СКОРОБОГАТОВА.

В подписанном Президентом России Владимиром Путиным Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача «обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Каких успехов в этом направлении уже удалось добиться? С какими юридическими, финансовыми и бюрократическими аспектами сталкиваются российские вузы, внедряющие программы обучения для иностранцев? Что необходимо для совершенствования качества образовательных программ и повышения их конкурентоспособности? Нужно ли разрабатывать единую стратегию по продвижению российского национального образования? Какие изменения в российское законодательство предлагают внести эксперты?

Конспект 14:30

Павел ШЕВЦОВ. Главный вопрос который иностранные абитуриенты задают ке они станут и где смогут потом работать. Вопрос экспорта образования для всех. Конкурентное поле. Я бы не сказал что интерес к российскому образованию падает. В странах СНГ интерес к бакалавриату. В Европе к магистерским программам. Растет интерес к российскому образованию со стороны африканских стран. То же самое Юго-Восточная Азия. Индия медицина и IT. Важно в какой среде находится вуз. Когда выбирают смотрят не только вуз но и город, где можно постричься побегать стадионы и парки. Второй фактор работа с выпускниками. Это наш золотой фонд. Иностранные университеты работают с выпускникуами привлекая студентов. Наши конкуренты не стоят на месте. Надо проявлять достаточную долю креатива. Проблема признания российских дипломов остается. С некоторыми странами тяжелый переговорный процесс. Конечно важный момент в конкурентности образования. Рейтинги используют разные методологии В России есть свой рейтинг три миссии университетов. Российские университеты разные мы не знаем хорошие стороны Техническое образование требовательно к знаниям языка. Если иностранный студент не знает русского сложно. Иностранный язык приезжает не на первый курс а на подфак. Сделаны серьезные программы подфака не только по русскому языку, математика физик. На медицинские специальности рост спроса иностранных студентов после борьбы с коронавирусом и разработки вакцины. Инструмент ГЧП начинает развиваться в в РФ Тема новая. Я думаю будет развиваться.

Вера СКОРОБОГАТОВА. Вступил в силу закон и вступил в силу приказ утвердило форму договора совместных программ. Второй документ возможность иностранным студентам без определения квот. Многие выбирают страну обучения для последующего трудоустройства. Разрабатывается законопроект о наделении иностранных студентов особым статусом. Пока еще не внесен в Думу. Идет согласование. В прошлом году заключено соглашение по признаю дипломов с Узбекистаном. Словакия. Всего 76. Азиатско-Тихоокеанская конвенция о взаимном признании высшего образования. Шри-Ланка было пять медицинских университетов, вдруг один. С такими ситуациями сталкиваемся. Россия участвует в сопоставительных исследованиях. Читательская грамотность, математическая научная. Наиболее эффективный инструмент Пиза в котором Россия активно участвует. Слабый рубль наше конкурентное преимущество. Создан общероссийский проект выпускников. Фундаментальность. В анкетах иностранцы пишут очень жесткая система зачетов. Сложнее учиться.

Генри САРДАРЯН. Россия могла бы сформировать рейтинги на межправительственным уровне а не коммерческого консалтинга. Я спрашиваю у партнеров почему они даже не подают сведения итальянских университетов нет. лучше играть в те игры где мы участвуем в установлении правил игры. Рейтинги не являются показателем Я сильно сомневаюсь на бакалавриате для него важно индекс. Никто из студентов мне не сказал. Хирша и цитируемость. Наш факультет все хорошо. Рейтинг не самоцель. Рейтинг сегодня является показателем эффективности, тогда начинаются сложности Это не очень положительная практика. Важным фактором привлекающем иностранных студентов является изучение русского языка. Становятся мостиком с нашей страной. Специальность не так важно. Многие студенты открывают центры русистики. Не только для иностранных студентов дистанционные технологии возможность приобрести знания и умения. Но заменой очному обучению не может. Мы знаем насколько университеты служат социализации. Ситуация такая сложилась она непостоянная. И в своих странах университеты закрыты. У них выбор между дистантом. Те кто поступают хотят пожить в Москве Петербурге другом городе который выбрали. Сегодня лишены этой возможности. Относятся с пониманием. Я считаю в нашей стиранее несмотря на сложности существует традиции советского образования многое вобрало от дореволюционного периода. Во многих специальностях наше образование лучшее. Наши профессора оказываются очень востребованы. Кадры у нас хорошие, но есть сложности. Многие уезжают из регионов в аспирантуре меньше мест есть. Что касается Болонской системы, в обществе часто скептицизм Но для нас она является хорошим выходом на международный уровень. Двойные магистерские программы. Возможность диверсифицировать риски. Растянули на шесть лет и первые четыре года назвали бакалавриатом не решает проблемы. Наш клуб выпускников работает. для университета который хочет заниматься интернационализацией работа с выпускниками на первом месте. Сильных сторон российского образования столько что не знаю с чего начать. Многогранность воспитания и образования. Ресь не о том чтобы закрытить четвертую гайку в пятом отсеке и если попросить что-то другое он в предынфактном состоянии. Наше образование значительно дешевле и не уступает по качеству.

 

Л.М. Рейтинги вузов такой же инструмент дискриминации как санкции. Существуют объективные показатели качества образования? Не рейтинги а обективные исследования

Что делать с запретом Запада на цитирование российских ученых? Значительно влияет на в том числе оценки образования.

В моей сфере генетики и селекции российское образование ведущее и поэтому подвергается давлению

 

Генри САРДАРЯН. Не нужно быть большим ученым, у нас аксимологические требования разные. С этим приходится считаться.

15:40