07.11.20 Лев МОСКОВКИН

Кино как совокупность образов России для внутреннего потребления и на вынос https://leo-mosk.livejournal.com/8202288.html

Что общего между фильмами «Текст» Клима Шипенко, «Глубже!» Михаила Сегала и «Кольская сверхглубокая» Арсения Сюхина?

Что бы ни говорили авторы или критики, каждая картина из трех претендует на представление некоего образа России. Каждая каким-то своим сегментом аудитории воспринимается как блестящее отражение жизни страны. При этом ни одна никак ей не соответствует.

Конечно, в жизни бывает все. Реальная история может быть и пострашнее фантазии, простимулированной КЭШем и зарубежным признанием. Однако самая безумная реальность без вымысла не бывает релевантной.

Для сравнения: представьте себе аудиторию фильмов «Донбасс. Окраина» или «Территория». В борьбе за права меньшинств кинотусовка заигралась и забыла о массовом зрителе, который далеко ушел от 90-х.

Отношение элиты к народу воплотила Дуня Смирнова в фильме «История одного назначения». Денег дал Чубайс. Роскино отправил его на неделю кино в четыре страны Австралия, Бразилия, Испания и Мексика.

До «Назначения» был «Ко-ко-ко», пародия на все сразу от жизни до пародии. Смешно, приятно, грустно. И снято качественно.

«Текст» тоже поехал за рубеж, о чем с гордостью сообщила гендиректор Роскино Евгения Маркова и с некоторой долей растерянности Шипенко. Фильм депрессивный и матерный. Все как в жизни. Главный персонаж Илья Горюнов вживается в образ офицера ФСКН Петра Хазина, который его посадил через подброс наркоты, чтобы присвоить его женщину Нину. Илья смотрит их половой акт и кончает вместе с ними.

ФСКН ликвидирована в 2016. Принесла много горя, сломав судьбу десяткам тыс молодых людей с помощью даже не подброса, а мышиных доз комитета Бабаяна. Только за дело Подольского ОМОНа закатили миллион долларов, чтоб не мешал. Однако Служба ликвидирована не за внутреннюю деятельность. Ее глава Виктор Иванов эффективно противостоял на международном уровне деятельности США/НАТО по производству и трафику афганского героина.

Роман Глуховского «Текст» появился до дела специфического журналиста mainstream media Ивана Голунова, которому тоже подбросили наркотики в самый разгар резонансных политических подстав. Не уверен, что авторы сценария спектакля «Дело Голунова» читали рома Глуховского, однако факт, перетекание моделей из романов в новости стало типичным в мире постправды.

Кто не копает возможные подоплеки, воспринимает «Текст» как депрессивный возврат в 90-е. В 2020 году доля фрустрированного населения увеличилась и в этом плане Глуховский с Шипенко угадали. Их шедевр усилит тенденцию. Будет больше ссор, панических атак, шутинга и самоубийств.

«Кольская сверхглубокая» еще один вариант представления образа агрессивного СССР с намерениями недобрыми. Ничего общего с реальностью и фантазия авторов бедная, а реакция в зале практически та же, что и на «Текст». Собственная аудитория у них разная.

«Глубже!» вообще не претендует на связь с реальностью. Это пародия на претензии великого сценического мастерства. За экраном маячит тень Серебриникова. В моем восприятии «Глубже!» лучше и реально глубже. Фильм из другой системы жанров и не провоцирует потерянность или агрессию. Фабула построена из набора мутирующих повторов подобно самоорганизации иммунной системы теплокровных.

Очевидна пародия на потуги представить за рубежом какой-то наперед заданный образ страны. У Родины все моменты непростые, Приятно говорить с умным человеком и так далее включая сценическую игру «верю – не верю» на базе Станиславского. Отрывки текстового сопровождения фильма несут философский юмор и в этом он продолжает линию фильмов Гайдая в том числе в современном воплощении «Я худею» Алексея Нужного или «Трудности выживания» Евгения Торреса.

Современное российское искусство черно-белое и четко делится на две системы жанров, провоцирующих взаимоотрицаюшие реакции зрителя, слушателя, читателя. В последние годы продукцию в русле отечественного тренда стали маркировать «связано с государством». В восприятии тех, кто это придумал на английском, имеется в виду связь с политикой Путина.

Постмодернистской группе жанров наверное больше всего мешает конечно не пародии типа «Глубже!», а вполне казалось бы безобидный сериал «Маша и медведь» с его настолько безумной популярностью, что пришлось запрещать в Британии и ограничивать в России.

У всех названных фильмов общего то, что продраться к адекватным отзывам сквозь заказуху очень трудно, но они существуют.

 

04.11.20 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным – на День народного разЪединства https://leo-mosk.livejournal.com/8198482.html

Аморальное кино: Кольская сверхглубокая – за такие фильмы надо в тюрьму сажать. Куда смотрит Фонд кино?

Налево.

Фильм не имеет ничего общего с реальностью. Основан на банально клонированных образах, которыми заполняют дефицит креатива.

Направлен на стимуляцию моральной депрессии во время инфодемии и параллельно на дискредитацию одного крупнейших советских проектов. Как будто из сверхсекретного объекта СССР пытались добыть биологическое сверхоружие против всего враждебного мира, стремившегося разорвать страну на части.

Фабула состоит из моральных мучений персонажей в связи с дилеммой: поднять на поверхность подземную форму жизни, сжирающую тела людей, или ценой собственной жизни остаться на сверхглубине ради спасения мира от сверх-угрозы.

К телу сверхглубокого повествования приклеен двуединый дебют из убийства человека якобы вакциной и затем празднования нового года. Бутылки шампанского еще сыграют на глубине двенадцати тыс метров. И по стенам плакаты типичного профсоюзного информирования как маркеры советской эпохи.

Развитие кадрового пространства фильма ориентировано на восприятие специфического сегмента аудитории. Иначе невозможно понять, почему полтора часа экранного времени персонажи облачаются в жароустойчивые костюмы, затем главная героиня с мужественно-научным лицом и сексапильным телом раздевается до трусов и еще полчаса демонстрирует себя в разных ракурсах под звуковые эффекты депрессивного воздействия.

Короче, нечего тут дискутировать, срочно в Канны и на все Оскары.

Невозможно было представить что тему сверхглубокой скважины можно так испохабить. Это не Голливуд с его сценарным кризисом, а Фонд кино. Неуд Минкульту Ольге Любимовой. Владимир Мединский тоже имел проколы, но все же дозированные и не столь демонстративные. А тут банальный беспредел провокации низменный чувств.

Фильм «Кольская сверхглубокая» как попытка вернуть время вспять в поддержку постмодернизма, теряющего позиции в массовом сознании, в своем предназначении великолепен. Если вам приспичило кого-то изнасиловать с усилением оргазма путем перерезания горла.

Впрочем, это тоже не новость из мира кино. В прошлом сакральную роль сыграл Депардье и там все было по-бытовому без геополитических задач. Никаких кинжалов, просто выстрел в голову оргазмирующего из женского пистолетика.

 

См. «ТО РЫДАЕТ, ТО ХОХОЧЕТ»: ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КОЛЬСКОЙ СВЕРХГЛУБОКОЙ Елена Булова 22.05.2020 http://mospravda.ru/2020/05/22/152752/

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Кольская экспериментальная опорная сверхглубокая скважина (СГ-3) – самая глубокая горная выработка в мире, имеющая научное значение. Являлась частью системы сверхглубоких скважин в СССР. Расположена в 15 км к востоку от посёлка Никель и 12 км к западу от города Заполярный.

В 1997 году занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое глубокое вторжение человека в земную кору, и остаётся таковой. Была также самой длинной скважиной в мире до 2008 года, когда её обошла пробуренная под острым углом к поверхности земли нефтяная скважина Maersk Oil BD-04A (12 290 м, нефтяной бассейн Аль-Шахин, Катар). В данный момент самой длинной скважиной является пробуренная для добычи нефти на шельфе Сахалина Z-44 Чайво (Россия) – 15 км (рекорд поставлен в 2017 году)

Бурением скважины и анализом полученных материалов занималась специально созданная для этого Кольская комплексная геолого-разведывательная экспедиция глубокого бурения (1968-1991, с 1992 года преобразована в Научно-производственный центр «Кольская сверхглубокая»), работавшая под бессменным руководством Давида Губермана.

В результате бурения, которое с перерывами велось с 1970 по 1991 год, глубина скважины составила 12 262 метра; диаметр верхней части – 92 см, диаметр нижней части – 21,5 см. После ряда аварий в 1994 году скважина была закрыта.