13.02.21 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Живи подольше – увидишь побольше https://leo-mosk.livejournal.com/8537346.html

«Сыном я был, стану отцом, В деда лицом» – слова песни Любэ «А река течёт» стали смыслом фильма «Родные», выпущенного в прокат очень своевременно 11 февраля (Режиссер Илья Аксенов; Сценарий Жора Крыжовников, Алексей Казаков; Продюсер Илья Стюарт, Павел Буря, Алексей Казаков).

На пике похмелья после пандемии среднестатистическая российская семья собирает обломки каких-то ценностей, так и не осознанных своим коллективным разумом – если это слово еще можно как-то приспособить к тому, что произошло в родных стенах за 2020 год.

Пока Кремль ломает голову Путина, как запугать подростков Навальным, не поминая всуе его имени, в семьях бушует пожар русского хронического плюрализма. В 2021 как никогда актуален Саша Черный:

Моя жена – наседка, Мой сын, увы, эсер, Моя сестра – кадетка, Мой дворник – старовер. Кухарка – монархистка, Аристократ – свояк, Мамаша – анархистка, А я – я просто так... Дочурка-гимназистка (Всего ей десять лет), И та социалистка, – Таков уж нынче свет! ... Свояк вопит: «Натравим!» А дворник: «Донесем!» ... Проклятья посылаю Родному очагу И втайне замышляю – В Америку сбегу!.. (1906)

Механизм самоидентификации человека начинается не в гаджете по фильмам про дворцы и коррупцию. Не на обучающих семинарах, чем кидать в псов режима и куда посылать главного коррупционера. Самоидентификацию диктует биология, а человек в силу таланта делает все возможное, чтобы было хуже. На это нацелена международная машина с инструментами телевизионных ток-шоу, закона СБН и совсем незаконная ЮЮ.

В процессе пубертации работает эволюционный механизм отторжения родителей для предотвращения тесного инбридинга. У человека он может быть опасен из-за большого генетического груза – семь летальных эквивалентов рецессивных мутаций. Вообще, человек устроен очень разумно, только разума пока не хватает, чтобы это осознать. Генетический груз служит потенциалом будущей эволюции в непредсказуемых условиях. Что касается пубертатного отторжения предков, данный механизм преадаптировал трансформацию страны в исторических разрывах ее очередной юности. Соответственно эта фаза жизненного кризиса начинается в детстве и продолжается до климакса.

Судя по стихотворению Саши Черного, век назад было то же самое, и конкретное выражение идеологии теряет прямой смысл. В России уникальной идеологии не может быть по определению. Хоть бы какая-то уже была, наконец!

Фильм «Родные» не первый на тему отъезда, межнациональных браков, конфликта отцов и детей. Вырастив детей, родители так и не разобрались с отношением к собственным родителям и кто из них главный. По ходу действия очень кстати появляется первая любовь с чарующей улыбкой, кастрюлей суточных щей и прямой наводкой на мысль, что все могло быть иначе.

В каком-то смысле «Родные» русское зеркало еврейской «Одессы». С учетом разницы национального колорита, все остальное похоже.

Ради концентрации ценностей, живущих в современной русской цивилизации, создатели фильма смухлевали со временем, нагромождая хронотопы гостиной и дороги. Первый вариант гостиной оказывается новомодным верандой-павильончиком во дворе у дома, где семья собирается для приема пищи и сопутствующих напитков.

Кино это сказка, если будете у себя веранду делать, установите инфракрасные излучатели. Россия северная страна. Кстати,  инфракрасная баня быстрее, в русскую так сразу не пойдешь, когда по сюжету деду захотелось.

Главную роль в фильме «Родные» играют не персонажи, а река, авторская песня, воинские награды, пейзажи и типичная для России атрибутика. Тут обязательны храм с куполами, кладбище с крестами, проходной вокзал небольшого городка, типовая двух- или пятиэтажка, поле подсолнухов для вполне человеческих целей и сцена Грушинского фестиваля в виде гитары на воде Мастрюковских озер.

Для убедительности две эпизодические и одну почти главную роль играют настоящие певцы Олег Митяев, Андрей Григорьев-Апполонов (Иванушки International) и Елизавета Гырдымова (Монеточка).

Песни, слова и прочие ценности работают на контрасте. Что может сказать отец детям, он и так знают: «Живи подольше – увидишь побольше».

Дочка Настя (Монеточка) исполняет часть песни «Украинский вопрос», начало которой звучит так: «Дома у нас ни дня без войны, Стены скрипят по швам, Будто вожжи судьбы страны Принадлежат лишь нам. Мама ушла бомжевать в шалаш, Папа из сейфа достал калаш. Он говорит, что Крым не наш, Я говорю, что наш!»

Вопрос еврейский, половой вопрос и дальше с остановками по всем пунктам – русский вопрос, татарский вопрос, украинский вопрос, белорусский вопрос... возможно, мы в противоположность персонажам фильма «Родные», по роду деятельности слишком погружены в текущую геополитику, и в нашем сознании между Визбором, Митяевым, Монеточкой, Ласковым маем и Любэ отвоевывает свою позицию Тимур Шаов: «Всем движут небеса: война, распад империй, вопрос еврейский, половой вопрос...»

Астрологическая метафора оказалась излишней в понимании физического явления.

Шаов – тот же Саша Черный и та же Монеточка, только аполитично и со стороны тот же русский плюй-реализм.

Наряду с намеренной путаницей атрибутов времени авторы не шутят с биологией. Почти до середины фильма трудно понять, зачем так орут? Понятно, родные люди и отношения меж ними яркие, но все же как-то чересчур даже для нового русского кино. Потом вдруг выясняется простой медицинский диагноз, определяющий высокое внутричерепное давление и агрессивное поведение.

Заканчивается фильм открытым финалом – главного героя всей родной компанией увозят во чрево больницы, причем не на каталке, а на кровати, чтоб каждый родной человек мог подержаться за средство передвижения, возможно, последнее в жизни. Больной, он по ходу дает последние ЦУ.

Ну какой же фильм сейчас без больницы. Хорошо, что без стрельбы и трупов.

Смотреть местами тяжеловато, будто в зеркале, но концу осознается начало и, отлитое в слоган «Будем праздновать жизнь!»

 

О фильме Родные 12+ https://www.kinopoisk.ru/film/1274271/

Год производства 2020

Страна Россия

Жанр комедия, драма

Слоган «Будем праздновать жизнь!»

Режиссер Илья Аксенов

Сценарий Жора Крыжовников, Алексей Казаков

Продюсер Илья Стюарт, Павел Буря, Алексей Казаков.

Оператор Антон Зенкович, Михаил Соловьёв

Композитор Игорь Матвиенко

Художник Ирина Гражданкина, Юлия Феофанова, Северина Недельчук

Монтаж Юрий Карих, Антон Анисимов

Время 100 мин. / 01:40

В главных ролях: Сергей Бурунов, Ирина Пегова, Семен Трескунов, Монеточка, Катерина Беккер, Анна Уколова, Никита Павленко, Сергей Шакуров, Павел Ворожцов, Дмитрий Русаков

 

Текст песни Любэ – А река течёт (из к/ф «Родные»)

https://text-pesni.com/pesnya/pokazat/565703041/lyube/tekst-perevod-pesni-a-reka-techyot-iz-kf-rodnye/

Сядем с отцом сядем вдвоем

На крылечке до утра до утра

Поговорим о том о сем

Тадудым тадудам татуда

А за рекой тают огни

Тишина – не видать, не слыхать

Тают огни как светлячки – благодать

А река течет

По дну катает камушки

Да напечет

Нам бабушка оладушек

С присказками русскими чудными

Будут они с костяникой очень вкусные

А река течет

Мой солнечный дед был балагур

Тадудым тадудам тадуда

Солнечный дед выиграл войну

И вернулся домой в орденах

Сядем с отцом тихо споем

Про коня, что ходит по полям

Сыном я был, стану отцом

В деда лицом

А река течет

По дну катает камушки

Да напечет

Нам бабушка оладушек

Будут они русскими и грустными

Будут они с костяникой очень вкусные

А река течет и новый поворот

И в венах кровь моя течет

И дедов и отцов

А река течет

А река течет

А река течет

 

Монеточка https://reproduktor.net/monetochka/ukrainskij-vopros/

Дома у нас ни дня без войны,

Стены скрипят по швам,

Будто вожжи судьбы страны

Принадлежат лишь нам.

Мама ушла бомжевать в шалаш,

Папа из сейфа достал калаш,

Он говорит, что Крым – не наш

Я говорю, что наш!

 

В нашей квартире царит погром:

Плед и ковёр сожжён.

Папа бежит за мной с топором

Я на него – с ножом.

На украинский вопрос ответ

Мы не находим уж много лет,

Я говорю: там отключат свет,

Он говорит, что нет.

 

Всё накалилось в семье у нас

До невозможности.

Папа мне вилкой тычет в глаз,

Глаз уже не спасти.

В море кишок и крови тону

За идею и за страну.

Я говорю: «Долой войну!»

Он говорит: «Да ну…».

 

Саша Чёрный

Жалобы обывателя

Моя жена – наседка,

Мой сын, увы, эсер,

Моя сестра – кадетка,

Мой дворник – старовер.

 

Кухарка – монархистка,

Аристократ – свояк,

Мамаша – анархистка,

А я – я просто так...

 

Дочурка-гимназистка

(Всего ей десять лет),

И та социалистка, -

Таков уж нынче свет!

 

От самого рассвета

Сойдутся и визжат, -

Но мне комедья эта,

Поверьте, сущий ад.

 

Сестра кричит: «Поправим!»

Сынок кричит: «Снесем!»

Свояк вопит: «Натравим!»

А дворник: «Донесем!»

 

А милая подруга,

Иссохшая, как тень,

Вздыхает, как белуга, И

 стонет: «Ах, мигрень!»

 

Молю тебя, Создатель

(Совсем я не шучу),

Я русский обыватель -

Я просто жить хочу!

 

Уйми мою мамашу,

Уйми родную мать -

Не в силах эту кашу

Один я расхлебать.

 

Она, как анархистка,

Всегда сама начнет,

За нею гимназистка

И весь домашний скот.

 

Сестра кричит: «Устроим!»

Свояк вопит: «Плевать!»

Сынок шипит: «Накроем!»

А я кричу: «Молчать!!!»

 

Проклятья посылаю

Родному очагу

И втайне замышляю -

В Америку сбегу!..

1906