17.04.21 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Взгляни судьбе в глаза

https://leo-mosk.livejournal.com/8735173.html

http://mospravda.ru/2021/04/19/194681/

Неуправляемая цепная реакция на четвертом блоке ЧАЭС началась с бризантного эффекта в итоге эксперимента в ночь на 26 апреля 1986 года. После первого взрыва цепная реакция уже не могла быть остановлена, и возникла угроза еще более мощного теплового взрыва от соединения расплава топливных элементов с водой. В перспективе – рассеяние радиоактивного вещества на большой площади в густонаселенной местности.

Фильм «Чернобыль» Данилы Козловского и Александра Роднянского по сценарию Алексея Казакова и Елены Ивановой рассказывает о героизме пожарных, благодаря чему в зоне повреждения под реактором удалось вручную открыть задвижки и выпустить опасную на ядерном пожаре воду.

В центре внимания судьба неприкаянной парочки, которая буквально только что встретилась вновь спустя десять лет после необъяснимого разрыва – парикмахер Ольга Савостина и пожарный Алексей Карпушин.

Главный герой в исполнении самого Козловского, бесшабашный пожарный Леша, идет на риск и фактически заведомую смерть, расчетливо обменяв свою жизнь на спасение обретенного сына. По фабуле произведения он в качестве пожарного работает на ЧАЭС с начала строительства и знает заваренный ход, значительно сокращающий путь к управлению задвижками. Открыть их с помощью подведения электричества к щитку электромоторов не удалось. Сначала вроде заработало и сталкеры-водолазы обрадовались, потом напряжение исчезло и моторы остановились.

В данной части фильм отражает известную историографию ликвидации последствий управляемой аварии. Спустя 35 лет многое в этой истории представляется странным, что казалось очевидным тогда. Первыми взяли на себя вину физики Курчатовского института, которым просто не могло придти в голову, что на атомном объекте можно ставить эксперименты и проект нуждается в защите от дурака. Вслед за учеными ответственность по всем составляющим последствий унаследовала Россия, включая обременение компенсационных выплат по решениям ЕСПЧ в Страсбурге.

Тут странно все, начиная с того, что умершие герои России и Украины покоятся на общем мемориале Митинского кладбища Москвы. Киеву ликвидаторы не нужны ни живые, ни мертвые. В отношении живых ликвидаторов нет доказательств, что они пострадали от прямого воздействия радиации и что приказ об эксперименте пришел из Москвы. Возможно, специалисты по Чернобылю скажут точнее, мы не помним сведений о том, был ли вообще тогда авторский контроль эксплуатации проекта.

Нам известно только следующее. Длящиеся последствия аварии были меньшего масштаба по сравнению с тепловым взрывом на отстойниках Челябинск-40, взрывом на Фукусиме природной причины из-за отсутствия защиты ввиду экономии на проекте США, испытаниями на населении атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки.

Исследования населения из зоны отселения выявили, прежде всего, последствия бедности, а не аварии.

Следы приказа об эксперименте на ЧАЭС обрываются в Киевском УКГБ. То есть никаких возможностей обвинить Москву прямыми фактами не было, иначе это было бы на первых полосах The New-York Times до сих пор.

Вместо этого шли проекты создания впечатления вины Москвы не только за Чернобыль, но и за радиацию в Японии, потом вообще за все. Параллельно выстраивалось отведение угрозы обвинений Вашингтона с помощью технологии маргинализации наподобие Протоколов сионских мудрецов в отношении мирового правительства.

Для устрашения новых трансляторов обвинений в адрес Вашингтона первопроходцы бесперспективно сидят, хотя мы уже знаем благодаря проекту Эдварда Сноудена о существовании феномена deep state, его устройстве и технологиях действия.

Проект Сноудена вышел из недр самого deep state без инициативы извне. Россия играла в нем сугубо вторичную роль как страна-реципиент, более устойчивая в отношении госпереворотов относительно, скажем, Эквадора, в лондонском посольстве которого условно спрятали Джулиана Асанжа.

Противоречивость высказываний Байдена показала, что США не могут определиться с национальной политикой из-за ответствуя внутренних механизмов суверенности. Однако механизм национального самосохранения работает на фоне разногласий. Так появился сериал Британии и США «Чернобыль», снятый на документальной основе. Создатели Йохан Ренк, Крэйг Мэйзин, Джейн Фезерстоун, Крис Фрай, Роберт Хау и др. использовали факт самоубийства Валерия Легасова 26 апреля 1988 года. Спустя два года после катастрофы Легасов повесился у себя в квартире.

На основе предсмертных аудиозаписей Легасова BBC выпустила в 2006 фильм «Пережить катастрофу: Чернобыльская ядерная катастрофа» (Surviving Disaster: Chernobyl Nuclear Disaster).

Фокус в том, что химик Легасов не мог иметь прямого отношения к ответственности за катастрофу, его решения использовались для минимизации последствий. Он занимал пост замдиректора Курчатовского института и был членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии, главой делегации и докладчиком в МАГАТЭ. В число авторов энергетического атомного проекта Легасов не входил.

Сложно приписать химику чувство вины физиков США за бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Его история напоминает самоубийство студента Биофака после проверочной экспедиции последствий акклиматизации Nereis pelagica на Каспии, когда ихтиологу, убежденному лысеековцу Николаю Лебедеву потребовалось обвинить зоолога беспозвоночных Якова Бирштейна во вредительстве. Исторический эпизод отражен в романе Вениамина Каверина «Двойной портрет». Лебедев поплатился за нелюбовь к генетике, кончина в ЦКБ воспринималась последствием спора и была безжалостно отражена в карикатуре на страницах журнала «Природа».

Все так, но в реальности найти причины самоубийства в подтасовке результатов экспедиции не удалось. Человеческие причины всегдла оказываются выше идеологии и часто служат ее источником.

Преддверие распада СССР отмечено политизацией негатива. Личностей с претензиями на правду о системе в то время было едва ли меньше числа восторженных и позитивных поклонников Аллы Пугачевой на пике ее популярности. Поляризация населения на оси позитив-негатив в подковидном 2020-м году прошла аналогично 1986-му, и негатива, в общем, не меньше, только отношение в целом инвертировалось. Что казалось пророчеством, воспринимается как диагноз.

Если бы не самоубийство, возможно, Легасов стал бы первой фигурой в типе Андрея Сахарова, от которого дряхлеющая советская власть пыталась защищаться, затем встроила в текущий процесс ввиду неизбежности исхода. В отличие от Легасова, Сахаров совсем не имел отношения к Чернобылю и, строго говоря, он был не столько первым раскаявшимся создателем бомбы, сколько вторым конкурентом Кирилла Щелкина.

Тот «Чернобыль» не был ни первым, ни единственным подходом к снаряду со стороны снаряда. Произведена инверсия смысла жизни: автор энергетического атома преступник, создатель бомбы герой.

Учитывая традиционный антипатриотизм русской интеллигенции, а эта прослойка экстенсивно разрастается после каждого потрясения с обнищанием, Москве нужна была защита от агрессивной защиты Вашингтона от обвинений в организации распада Союза и PR-сопровождения процесса. С использованием инверсии доминанты массового сознания на примерах новых технологий вмешательства появилась серия фильмов «Olimpius inferno», «Август. Восьмого», «Донбасс. Окраина», «Вторжение», «Вратарь Галактики», и вот теперь «Чернобыль» Данилы Козловского и Александра Роднянского.

Известный по множеству фильмов и сериалов, включая «Папины дочки», «Ранетки», «Маргоша», Роднянский  вынашивал планы фильма «Чернобыль» много лет и привлек Данилу.

Параллельно выходили фильмы по накачиванию патриотизма и позитивной жизнестойкости с технологическими рецептами преодоления безвыходных жизненных ситуаций.

Мы не уверены, что Данила Козловский, Евгений Миронов или Федор Бондарчук в полной мере осознают свою причастность к шедеврам очевидного государственного заказа на качественное и одновременно идеологически выдержанное кино. Во всяком случае, публичная позиция Козловского по событиям в Белоруссии демонстрирует его принадлежность к интеллигенции или по крайней мере органическую связь с ней.

Тем не менее, его фильм «Чернобыль» получился цельный и технологически качественный. Он сделан на предельно высоком художественном уровне. Данный факт слишком заметен по особенно талантливым отзывам в mainstream media. Нагнать столько страху и держать зрителя в шоковом напряжении затянутыми сюжетными линиями два с четвертью часа удается мощным психофизиологическим воздействием с экрана.

Никто больше в мире так не умеет.

Особо впечатляет игра Оксаны Акиньшиной, известной по главной роли в знаковом фильме «Стиляги». Ну а Козловскому играть посредственно просто судьбой запрещено вне зависимости от личных метаний.

Любовная линия не является аппликацией согласно канонам жанра. Она органически встроена для создания впечатления, что во всем виноваты люди из-за невнимания к необходимости выстраивать отношения между собой в угоду каким-то иным сиюминутным потребностям. Под руководством партии, правительства и лично генерального секретаря сиюминутность торжествовала не меньше того, когда соответствующую роль унаследовал Google с YouTube и Tik-Tok.

В жизни самая страшная своей тиражированной банальностью трагедия редко бывает красивой и обычно вызывает реакцию на серо-сизые сопли, по сути гной от борьбы организма с инфекцией. Об этом фильмов стараются не делать. А в прошлом был, например, «Остановился поезд», где персонажи добровольно идут на заклание из-за семейных неурядиц, и правда о природе аварии никому не нужна.

В самой истории Чернобыльской катастрофы вообще ничего нет от серых будней, тут все ярко и контрастно. Вашингтон не скрывал своих интересов в Киеве. Стимул придало то внимание Москвы к проекту ЧАЭС, которое построило жизнь «Хранителей Солнца» в Припяти с признаками коммунизма. Почти полный коммунизм был реализован для ликвидаторов последствий и строительства новой станции. Все это было резко остановлено сразу после демонтажа Союза. Катастрофа ЧАЭС стала первым гвоздем в гроб огромной страны.

Таких узко коммунистических зон на карте СССР было достаточно много и все так или иначе связаны с энергетикой и экспортом энергоносителей, Космосом или обороной. Некоторые в какой-то форме работают до сих пор.

События фильма «Чернобыль до этого не доживают. Сюжет обрывается на пике популярности Аллы Пугачевой. Для отражения эффекта к фильму Пугачева написала новую песню уровня качества не ниже эпохи ее сценического и кинематографического роста, чего сейчас практически не бывает: «Никогда не клянись, Не обещай, что проживёшь, Как надо, жизнь, Взгляни судьбе в глаза».

Главный герой Леша до концерта Пугачевой не доживает.

Из двух развязок любовной линии – российского варианта со сценой совокупления и североамериканской мучительного избегания оной – сценаристы выбрали вторую и тем самым создали контраст женского алогичного и мужского прагматического механизма принятия решений. Для роли Козловского определенная новация. Вряд ли зритель за нагнетанием экранного напряжения заметит взлом привычных установок. Но ведь это важно, что женщина в условиях неопределенности выживания сына от страстно любимого мужчины отказывается от возможности нового зачатия – «нет, я не могу» – чтобы дождаться растворения его тела в лучевой болезни и в приступе мазохизма обнажиться и лечь рядом, чтобы получить от любимого если не естественное удовлетворение, то дозу радиации.

Очень страшно. Голливуд так не умеет.

Зрителей на утреннем сеансе практически не было. Откуда берутся цифры успешного кинопроката, мы судить не можем. В то же время очевидно, «Чернобыль» Данилы Козловского будет иметь резонанс уже тем, что в плане эффективности перекрывает всю деятельность комиссий по защите суверенитета обеих палат Федерального Собрания.

Отечественное киноискусство не защищает суверенитет, оно его либо разрушает, либо создает, консолидируя нацию в противоположных направлениях одновременно. Какой же русский не любит быстрой езды по историческим ухабам, чтоб зад подпрыгивал и сердце выскакивало. Наши таланты с блеском отвечают на наши запросы, и каждый может сделать неосознанный выбор, кем ему быть в зависимости от настроения и как выглядеть относительно окружения. Наше состояние определяется in situ или in statu nascendi, то есть здесь и сейчас на месте преступления.

Кто совершил преступление, нам неважно. В фильме «Чернобыль» вопрос решается через философские диалоги персонажей. Проверено во множестве экспериментов над русскими, философия в своем нативном смысле пробуждается у них как предчувствие подвижнической смерти. Кстати, именно в осознании жизни перед смертью заключен смысл фильма «28 панфиловцев».

Вот пойду и скажу им, как стало возможным, чтоб так грохнуло? – Как же мне надоели такие люди! Ты с кем борешься, с системой? Она как радиация, всюду.

И далее: Из-за чего так рвануло? – Из-за людей. – Из-за каких людей? – Да какая разница!

Фильм посвящается героям-ликвидаторам. После него начинаешь ценить повседневное счастье обычной жизни.

Технология заложена в песне Аллы Пугачевой на стихи Татьяны Снежиной: «Мы в жизнь приходим по закону Всевластвущей судьбы, На смену тем, кто был И тем, кто не успел. Всё будет, как угодно Богу, И может я спою Всё то, что до меня Ушедший не допел. Два пути не пройти, И от судьбы, как ни старайся, не уйти, И жизнь возьмёт своё. А назад не смотри, Не вспоминай свои ошибки на пути, Иди и всё пройдёт, иди, иди, иди».

 

Информация о фильме

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/134741/titr/

Оригинальное название «Опасная вода»

Другое название «Когда падали аисты»

Режиссер Данила Козловский

Продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Данила Козловский, Вадим Верещагин, Рафаел Минасбекян

Сценарий Алексей Казаков, Елена Иванова

Оператор-постановщик Ксения Середа

Композитор Олег Карпачев

Художник-постановщик Тимур Шагиахмедов

АКТЕРЫ И РОЛИ

Данила Козловский Алексей Карпушин – главная роль

Оксана Акиньшина Ольга Савостина

Филипп Авдеев Валера

Равшана Куркова Дина врач-радиолог

Николай Козак Борис

Игорь Черневич Тропин

Артур Бесчастный Стысин

Пётр Терещенко Леша

Николай Самсонов Коля пожарный

Мария Ульянова жена Коли

Дмитрий Беседа эпизод

Анатолий Просалов отец девочки в автобусе

Светлана Котова жительница Припяти

Антон Шварц (III) солдат

Алина Милькова участница эвакуации

Маргарита Мезинамедсестра

Татьяна Каргаева медсестра

Екатерина Мезина медсестра

Мария Абрамова (II) Катя

Павел Давыдов ликвидатор

Павел Чернявский участник эвакуации

Дмитрий Матвеев (II) Юра Кондратюк

Даниэла Богатырева эпизод

Наталия Блажиевская эпизод

Юрий Межевич эпизод

Светлана Туникова эпизод

Антон Матаев солдат

Владимир Гордеев (III) солдат

Подробнее на Кино-ТеатрУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/134741/titr/

 

https://teksty-pesenok.ru/rus-alla-pugacheva/tekst-pesni-my-v-etoj-zhizni-tolko-gost/1734001/

Текст песни Алла Пугачева – Мы в этой жизни только гости

Мы в этой жизни только гости, Немного погостим и станем уходить, Кто раньше, кто поздней, Всё поначалу было просто, Чем дальше, тем трудней, И жизнь летит быстрей, И мы бежим за ней.

 

Как свеча, горяча, Стекает струйкой воска

Тихо жизнь моя

И нет пути назад.

Никогда не клянись, Не обещай, что проживёшь

Как надо жизнь, Взгляни судьбе в глаза.

 

Мы в жизнь приходим по закону

Всевластвущей судьбы, На смену тем, кто был

И тем, кто не успел.

Всё будет, как угодно Богу, И может я спою

Всё то, что до меня

Ушедший не допел.

 

Два пути не пройти, И от судьбы, как ни старайся, не уйти, И жизнь возьмёт своё.

А назад не смотри, Не вспоминай свои ошибки на пути, Иди и всё пройдёт, иди, иди, иди.

 

Нам в жизни так бывает больно, Израненной душой стремимся к небесам, Ища спасенья там.

И можно быть судьбой довольным, Но так и не понять, что есть ты на земле, Отдавшись в небеса.

 

А душа улетит и всё забудет, Ну а Бог ей всё простит, Была б душа легка.

Просто так надо жить, Чтоб неустанно радость

И любовь дарить

Всем тем, кто здесь в гостях.

 

А душа улетит и всё забудет, Ну а Бог ей всё простит, Была б душа легка.

Просто так надо жить, Чтоб неустанно радость

И любовь дарить

Всем тем, кто здесь в гостях.