01.05.21 Наталья ВАКУРОВА,
Лев МОСКОВКИН
Кино по
выходным
Миша и Коля не
поделили небо
http://mospravda.ru/2021/05/03/197746/
https://leo-mosk.livejournal.com/8787228.html
Фильм «Девятаев» выпущен в прокат к блоку майских праздников 2021
года.
За основу взята
биография советского летчика-истребителя Михаила Девятаева,
совершившего 8 февраля 1945 года в группе советских военнопленных из десяти
человек захват немецкого бомбардировщика Heinkel H-22 с целью побега из концлагеря на острове Узедом в Германии.
Продолжает нехитрую
мысль Владимира Ильича, что главным для власти в общении с народом является
кино, как будто народ вернулся на век назад и опять
неграмотный. Идеологической фабулой экранного повествования авторы Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов сделали
морально-идеологическую дилемму личного выбора между коллаборацией
и борьбой с оккупантами.
Без преувеличения
тема номер один для современной России и всего мира. Решается она намного более сложносочиненно и причудливо, чем во времена Орды или
Рейха.
Данная жанровая
линия отечественной киноиндустрии творчески соединяет пропаганду
патриотического духа во время отечественных войн с уникальным отечественным
жанром бытового кино, когда персонажи на кухне разговаривают, а зрителю страшно,
тошно и оторваться нельзя. Так захватывает, потому что зеркало.
Первая линия воплощена
множеством фильмов разного уровня качества адекватно целевой аудитории, например,
«Василиса», «Коловрат» и множество других.
Вторая линия наиболее
обильна на примеры в русском кино независимо от темы или времени – «Полеты во
сне и наяву», «Отпуск в сентябре», «Любовник». Сюда же относится синтетический
продукт Владимира Бортко «Душа шпиона», предпринятый
с единственной целью показать, что личные коллизии персонажей доминируют, а
фактор врага с конфронтацией производных идеологий является не более чем
проявителем имманентных национальных душеных метаний.
Непредвзятые источники
относительно природы текущей ситуации показывают, что так оно и есть. Современные
технологии управления массовым сознанием в традиционной форме генетической инженерии
in populi на основе социологического
скрининга используют в качестве оружия soft power плюрализм
мнений московской кухни, в том числе в одной интеллигентной голове на этой
кухне.
Фильм «Девятаев» отражает относительно новый жанр патриотического
кино, основанный на историко-биографических исследованиях. История деяний
органично встраивает историю человека. Данный жанр направлен на возвращение русским
ампутированной памяти, причем с отсутствовавшей в советском прошлом детализацией.
Таким образом, «Девятаев» встал в ряд таких фильмов, как
«Легенда № 17», «Стрельцов», «Движение вверх», «Калашников», «Время первых», «Салют-7»,
«Несокрушимый», «Коридор бессмертия».
За зрительское
внимание конкурируют две темы. Любовная линия может присутствовать, но она
уступает владению технологиями, как это сделано в «Несокрушимом» и даже, как ни странно, в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
В «Девятаеве» о любовной линии можно только
догадываться по трем эпизодам с женой Фаей Девятаевой
(Дарья Златопольская).
Побег на
бомбардировщике Хенкель был второй попыткой, первая
не удалась. После неудачи Девятаев стал смертником,
но с помощью лагерного парикмахера сменил статуна штрафника
и под именем Степана Никитенко попал в концлагерь у полигона на острове Узедом.
Кстати, Дарья Златопольская со своей специфической худобой больше
подходит для трагической отечественной тематики, чем большинство современных актеров
при всем контрасте с ее ролью на телешоу.
В фильме на первый
план выведено не просто владение технологиями, но национальная способность
использовать инструкции творчески. В современных реалиях данная способность
позволила отечественным пилотам после нескольких лет давления на профессию,
напоминавшего предвоенные репрессии, избежать катастроф на дефектной
конструкции Boeing-737MAX.
Сакральный вопрос
СМЕРШ: «Что же ты, паскуда,
вместе с танком не сгорел?» имеет простой ответ в современности. Советский истребитель
сумел выжить в плену и сбежать на немецком бомбардировщике, не имея необходимой
практической подготовки. Надписи на немецком и рычаги
управления в неожиданных местах, например, справа под сиденьем.
Надо сказать,
данная тема нестандартного хаоса современной технологической глобализации в
фильме «Девятаев» показана детально и служит основным
фактором удержания зрителя в состоянии напряженного внимания.
Детализация создает
эффект достоверности и добавляет напряжения. Создатели фильма вовлекают зрителя
в гонку за расшифровкой смысла элементов экранного повествования. Малозначительность
эпизода крупным планом чревата фуркацией с переводом судьбы на другие рельсы
подобно бабочке Рея Бредбери.
Смотреть фильм
тяжело. Практически все полтора часа экранного времени уговариваешь себя – это же
кино, но оторвать сознание от сопереживания и соучастия не удается, как будто эта
жизнь твоя собственная. Качественно сделано.
Биографический
ряд патриотического кино может продолжаться бесконечно, примеров в
отечественной истории множество в тематике Владимира Русанова,
Валерия Чкалова, челюскинцев и папанинцев. Сюда же
относится «Территория» о геологоразведкеьзолота и документальная
серия о микробиологах и вирусологах Льве Зильбере, Михаиле Чумакове, Зинаиде Ермольевой.
На очереди адекватное
экранное воплощение судьбы отечественных генетиков – селекционеров и эволюционистов,
награжденных Владимиром Путиным на раннем этапе своего президентства. Прежде всего,
конечно, Николай Вавилов.
Просматривается
история доколумбова освоения Арктики, описанная в новой книге эволюциониста Юрия
Чайковского «Иваны Васильевичи, государи Арктики».
Залогом успеха
патриотического кино является его узкая своевременность. Опережение затаптывает
поляну, как получилось с трилогией «Зубр» талантливого документалиста Елены Саканян. Даже новый фильм по связанной теме об отце атомной
бомбы Кирилле Щелкине остался
не понят. Коллизия личностей Щелкина и Сахарова
психологически эквивалентна таковой в паре Миши и Коли, смертельно делившими
одно небо в фильме «Девятаев».
В теме бомбы перестроечный
миф о Сахарове как предвестнике светлого будущего сильнее реальности. Реализованное
будущее опровергает мифы, но пока ценность перемен выше стабильности.
Критическая доля
россиян опять стоит перед выбором, что более нелепо, – восхвалять уникальную
историческую роль России и гордиться ею или оплевывать ее и стыдиться
вторичности России в показателях экономики и инноваций.
Для вывода на
первый план указанной морально-этической дилеммы сценаристы (Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин
Галдаев, Ильгиз Зайниев) погрешили против биографических событий и в тени
главного персонажа Михаила Девятаева (Павел Прилучный) нарисовали олицетворение альтернативы личного выбора
Николая Ларина (Павел Чинарев), соученика Девятаева по авиационному училищу.
В реальной
истории Девятаева преследовал не русский Николай Ларин,
а немец-истребитель Гюнтер Хобом. Найти угнанный советскими
пленными самолет он не смог. Беглецов обнаружил случайно возвращавшийся с
боевого задания Вальтер Даль. Сбить захваченный самолет он не мог из-за
отсутствия боеприпасов.
Пролетев чуть
более трехсот километров, после обстрела советскими зенитками Девятаев посадил самолет на брюхо в районе польской деревни
Голлин в расположении артиллерийской части Красной Армии.
Девятаев стал
источником стратегических сведений о засекреченном центре на полигоне Узедома по производству и испытаниям ракет с точными координатами
стартовых установок «Фау-2».
Доставленные разведданные
не избавили Девятаева от проверки в фильтрационном Спецлагере №7 НКВД на базе концлагеря «Заксенхаузен» в Польше.
Спустя
двенадцать лет после войны, 15 августа 1957 года по инициативе Сергея Королева
Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя
Советского Союза.
Известный факт
– США захватили Вернера фон Брауна, разработчика баллистической ракеты «Фау-2», которая стала основой их космической программы. Практически
неизвестна роль Михаила Девятаева в создании советской
баллистической ракеты Р-1 по образу той же «Фау-2».
Рабочее
название фильма «Фау-2. Побег из ада» не слишком соответствует
окончательному результату, хотя данная линия в нем четко обозначена картой
секретных объектов, оказавшейся в угнанном самолете. Конец войны отмечен
поиском контактов с врагом, хотя и в основном на западе. В отношении русских немцы
провялили слишком много зверств со злостным нарушением Гаагской конвенции. Будущее
Германии на восточном направлении выглядело более проблематично. Реальность оказалась
обратной. Но и в фильме «Девятаев» нет такой акцентуации
на садизме, как, например, в картине «Собибор», тоже
основанной на реальных событиях.
Мордвин-мокшанин
по национальности Михаил Петрович Девятаев родился 8
июля 1917 в Торбеево Тамбовской губернии в крестьянской семье тринадцатым
ребенком. Умер в возрасте 85 лет 24 ноября 2002 года в Казани. До пенсии
работал речником, водил «Ракету» на подводных крыльях.
Кроме сакрального
вопроса о коллаборации и патриотизме, история в
основе фильма «Девятаев» интересна
прежде всего своей познавательностью. Бекмамбетов
всегда использует исторические факты и неизменно выигрывает. Правда жизни
фантастичней выдумки, и спорить с ней труднее.
История Михаила
Девятаева интересна чрезвычайно и далеко не
закончена. Как минимум, это правильно – восстанавливать имена, по сути составляющие несущую ткань национальной памяти.
После допроса
М. Девятаева перебросили в разведотдел
абвера, оттуда – в Лодзинский лагерь военнопленных,
откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил
первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и
отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там с помощью лагерного парикмахера,
подменившего нашивной номер на лагерной робе, М. Девятаеву
удалось сменить статус смертника на статус «штрафника». Вскоре под именем
Степана Григорьевича Никитенко он был отправлен в концлагерь на остров Узедом[2], где в ракетном центре Пенемюнде
шли разработки нового оружия Третьего рейха – крылатых
ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».
Согласно
советским официальным документам, Девятаев был
репатриирован из плена 08 февраля 1945 года.[5][6]
Побег на
самолёте
Основная
статья: Побег группы Девятаева
8 февраля 1945
года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий
бомбардировщик Heinkel He
111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на
острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, пилотируемый
кавалером двух Железных крестов и Немецкого креста в золоте обер-лейтенантом Гюнтером Хобомом
(нем. Günter Hobohm[7]),
однако без знания курса самолёта найти его можно было только случайно. Самолёт
был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далем, возвращающимся с
задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель“«
он выполнить не мог из-за отсутствия у него боеприпасов.
В районе линии
фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на
вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее
деревни Голлин (ныне предположительно Голина (Старгардский повят)[en] в гмине Старгард-Щециньски, Польша) в расположении артиллерийской
части советской 61-й армии[8]. В итоге, пролетев чуть более
Для проверки
обстоятельств пленения и обстоятельств побега Девятаев был помещён в фильтрационный лагерь – «Спецлагерь № 7» НКВД[9] (которым был бывший немецкий лагерь
«Заксенхаузен» находившийся на территории Польши), где подвергался допросам и
проверкам.[10][11]
В конце марта
1945 года, после проверки и лечения, семеро из десяти участников побега
(Соколов, Кутергин, Урбанович, Сердюков, Олейник,
Адамов, Немченко) были зачислены в одну из рот 777-го стрелкового полка (по
другим данным – в 7-ю стрелковую роту 3-го стрелкового батальона 447-го
стрелкового Пинского полка 397-й стрелковой дивизии
61-й армии[12])[13] и отправлены на фронт[прим 1]
(даже Немченко, потерявший один глаз, уговорил отправить его на фронт в
качестве санитара стрелковой роты).
14 и 16 апреля
397-я дивизия дважды пыталась форсировать реку Одер, но без особого успеха.
Именно в эти дни погибли: Пётр Кутергин, Тимофей
Сердюков, Владимир Соколов и Николай Урбанович. Фёдор Адамов был ранен и в
дальнейшем не принимал участия в боевых действиях. В последующие дни дивизия
всё же смогла форсировать Одер, закрепилась и начала продвижение в западном
направлении, захватив город Фалькенберг. В этих боях
21 апреля погиб Иван Олейник, а 24 апреля – Владимир Немченко (однако, по
словам Девятаева, Олейник якобы погиб на Дальнем
Востоке, в войне с Японией).[14]
В
итоге, к маю 1945 года из десятерых беглецов в живых остались только четверо:
находящийся по ранению в госпитале Фёдор Адамов и трое офицеров – Девятаев, Кривоногов и Емец – которые
были отправлены в ОКР «СМЕРШ»
1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии, где они до конца войны оставались
вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения своих воинских званий.[12]
В сентябре
1945 года Девятаева нашёл Сергей Королёв, назначенный
руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал
его в Пенемюнде для консультаций[15]. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где
производились узлы ракет, и их стартовые площадки.
После войны
В ноябре 1945
года Девятаев был уволен в запас (перед тем он
непродолжительное время содержался в лагере на территории колонии-поселения на
станции Невель Псковской области)[16][10][11] и долгое время, как бывший
военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы.
В
своих воспоминаниях дочь и сын Михаила Девятаева
утверждают, что в декабре 1945 года[17][18] он вернулся в Казань (по другим
данным, он вернулся только в начале 1950-х годов)[10] и устроился на работу в
Казанском речном порту дежурным по вокзалу, затем выучился на
капитана-механика, но некоторое время мог плавать только на служебном
катере.[19][20] С 1949 года работал помощником
капитана баркаса «Огонёк», с 1952 года – капитаном баркаса «Огонёк», с 1955
года был переведён на должность капитана теплохода.[21] Однако в некоторых
публикациях также содержатся сведения о том, что Девятаев
в тот период был осуждён за «измену Родине» и отправлен в лагеря, а через 9 лет
попал под амнистию[10].
В конце 1950-х
годов Девятаеву были поручены испытания «Ракеты» – одного
из первых советских судов на подводных крыльях; он долгие годы работал
капитаном речных судов и стал первым капитаном теплохода «Метеор».[19]
Практически до конца жизни активно участвовал в общественной жизни, делился
воспоминаниями, неоднократно посещал остров Узедом и
встречался с другими участниками событий побега, издал две автобиографические
книги – «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988).
Член КПСС с
1959 года, до своих последних дней жил в Казани. Работал, пока позволяли силы.
Летом 2002 года, во время съёмок документального фильма о нём, приехал на
аэродром в Пенемюнде, поставил свечи своим товарищам
и встретился с немецким пилотом Г. Хобомом (который
должен был догнать и сбить угнанный беглецами «Хейнкель»).
Могила Девятаева на Арском кладбище (Казань)
Похоронен в
Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов
Великой Отечественной войны.
Награды
(не
подтверждено что Королев ходатайствовал и Девятаева
привлекали к консультации так как в советский плен
попали сами немецкие специалисты полигона которые более грамотно все объяснили)
Награждён орденом
Ленина, двумя орденами Красного Знамени[23], орденами Отечественной войны I и II степеней[3], медалями.
Почётный
гражданин Республики Мордовия[24], а также городов: российской Казани и
немецких Вольгаста и Цинновица[2].
Пам
*
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Девятаев (фильм)
Девятаев
Постер фильма
Жанр биографическая драма
Режиссёр Тимур Бекмамбетов,
Сергей Трофимов
Продюсер Тимур Бекмамбетов,
Игорь Угольников, Игорь Мишин
Автор сценария Максим Бударин, Георгий
Селегей, Константин Галдаев,
Ильгиз Зайниев
В главных
ролях Павел Прилучный
Дарья Златопольская
Оператор Елена Иванова
Композитор Юрий Потеенко
Кинокомпания Базелевс Columbia Pictures Военфильм
телеканал «Россия-1»
МТС Медиа
Длительность 158 мин.
Страна Россия
Язык русский и немецкий
Год 2021
IMDb ID 11892034
Официальный
сайт
«Девятаев» – российская биографическая драма режиссёров Тимура
Бекмамбетова и Сергея Трофимова[1]. На главную роль
вместо изначально планировавшегося Данилы Козловского был утверждён Павел Прилучный. Фильм вышел на широкий экран 29 апреля 2021
года[2].
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Производство
3.1 Саундтрек
4 Критика
5 Примечания
Сюжет
В ролях
Актёр Роль
Павел Прилучный Михаил Девятаев
Павел Чинарёв Николай
Ларин
Александр
Лыков отец Ларина
Дарья Златопольская Фая
Девятаева-жена Михаила Девятаева
Тимофей Трибунцев Парикмахер-подпольщик
Алексей
Филимонов Корж
Евгений Серзин Соколов
Дмитрий
Лысенков Вилли
Производство
Съёмки фильма
под названием «Фау-2. Побег из ада»
(англ. V2. Escape from
Hell) стартовали в марте 2020 года.
Консультантом фильма выступил сын Михаила Девятаева
Александр Девятаев, профессор КГМУ[8].
2 апреля 2020 стало известно, что в связи с пандемией коронавируса
«Ленфильм» временно приостановил съёмки картины Тимура Бекмамбетова,
посвященной побегу из Пенемюнде[9]. Помимо
русскоязычного релиза, фильм вышел в английском дубляже 29 апреля 2021 года в
к/т ЕС и США.
Фильм вошёл в
список 14 кинопроектов, которые получили финансовую
поддержку Фонда кино[10].
Основную
музыкальную тему фильма – «Любимый город» – на русском языке исполнил немецкий
певец Тилль Линдеманн[11].
Для большего
сходства главного героя с прототипом в производстве фильма была использована нейросеть, уже применявшаяся режиссёром Алексеем Учителем
на съёмках фильма «Цой».
Саундтрек
Довоенная
песня Советского Союза, «Любимый город» в исполнении Марка Бернеса будет иметь
современную интерпретацию в фильме в исполнении Тилля
Линдеманна из группы Rammstein.[12][13]
У немецкого певца богатая ностальгическая история с этой песней с тех пор, как
он услышал о ней в детстве во времена Советского Союза, когда жил в городе
Росток в ГДР. Съемочная группа отметила, что
музыкальная тема «Любимый город» станет подходящим лейтмотивом фильма.[14] Первоначально
песня была написана для фильма «Истребители» 1939 года и с тех пор является
классическим исполнением для певцов Советского Союза.[15] В рамках маркетинга
фильма актер Прилучный устроил песенный флешмоб к заглавной песне, которую сам актер исполнил для
фильма.[16][17]
Все тексты
написаны Никита Богословский, вся музыка написана Евгений Долматовский.
№ Название Исполнитель Длительность
1. «Любимый город» Тилль Линдеманн
Павел Прилучный 2:46
Критика
Стас Тыркин, «Комсомольская правда»:
Советский
лётчик Михаил Девятаев (Павел Прилучный)
– реальный герой Великой Отечественной войны, попавший в немецко-фашистский
плен и вместе с другими заключёнными организовавший воздушный побег из
концлагеря. Во всех подробностях фиксируя этот героический акт, фильм для пущей
кинематографической зрелищности приправляет его явно вымышленным сюжетом – линией
непростых отношений Девятаева с вставшим на сторону
зла коллегой и экс-другом (Павел Чинарев).
Сам Девятаев, выбравшись из фашистского ада,
оказывается под колпаком советских государственных органов, не поверивших в то,
что он мог «так легко» овладеть техникой управления фашистским самолетом.
Техника техникой, но это «компьютерное» кино, как может, старается рассказывать
не только о железяках, совершающих кульбиты в воздухе,
но и о людях, которые героически в них сидят.[18]
Вадим
Рутковский, «CoolConnections»:
Фильму ближе
жёсткость и адреналиновый драйв «Перехода» Джея Ли Томпсона, а не батальная корректность, скажем, «Сталинграда»;
и война здесь – как в американской традиции: смертельно опасное, но
приключение, дело для настоящих мужчин. Если что «Девятаев»
и пропагандирует, так дерзость, бесстрашие, «сам погибай, а товарища выручай» и
дружба – святое. Потому этот текст, начинающийся изображением Павла Прилучного в заглавной роли, логично заканчивается кадром,
где в бой вступает Павел Чинарёв – заклятый друг и
близкий враг Ларин. О, сюжет![19]
Павел Пугачев,
«КиноПоиск»:
Образная
система предельно прямолинейна. Девятаев не может
жить без неба, поэтому во всех интерьерах окна будут под самый потолок. Девятаев находится на распутье – кадр заливает
кроваво-красным светом от нацистских знамен, развешанных вместо штор. Из-за
контрастного освещения и обилия ракурсной съемки
фильм напоминает комикс. Замкнутость пространства лагеря подчеркивается
крупными и сверхкрупными планами. Экшен-сцены Бекмамбетов, его сорежиссер Сергей Трофимов (сам по
основной профессии оператор) и оператор Елена Иванова предпочитают снимать на
длинном фокусе и активно используют зумирование. Но
привычного для современного боевика визуального хаоса тут нет, напротив, по
монтажу это на редкость выверенная работа.[20]
**