01.05.21 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Миша и Коля не поделили небо

http://mospravda.ru/2021/05/03/197746/

https://leo-mosk.livejournal.com/8787228.html

Фильм «Девятаев» выпущен в прокат к блоку майских праздников 2021 года.

За основу взята биография советского летчика-истребителя Михаила Девятаева, совершившего 8 февраля 1945 года в группе советских военнопленных из десяти человек захват немецкого бомбардировщика Heinkel H-22 с целью побега из концлагеря на острове Узедом в Германии.

Продолжает нехитрую мысль Владимира Ильича, что главным для власти в общении с народом является кино, как будто народ вернулся на век назад и опять неграмотный. Идеологической фабулой экранного повествования авторы Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов сделали морально-идеологическую дилемму личного выбора между коллаборацией и борьбой с оккупантами.

Без преувеличения тема номер один для современной России и всего мира. Решается она намного более сложносочиненно и причудливо, чем во времена Орды или Рейха.

Данная жанровая линия отечественной киноиндустрии творчески соединяет пропаганду патриотического духа во время отечественных войн с уникальным отечественным жанром бытового кино, когда персонажи на кухне разговаривают, а зрителю страшно, тошно и оторваться нельзя. Так захватывает, потому что зеркало.

Первая линия воплощена множеством фильмов разного уровня качества адекватно целевой аудитории, например, «Василиса», «Коловрат» и множество других.

Вторая линия наиболее обильна на примеры в русском кино независимо от темы или времени – «Полеты во сне и наяву», «Отпуск в сентябре», «Любовник». Сюда же относится синтетический продукт Владимира Бортко «Душа шпиона», предпринятый с единственной целью показать, что личные коллизии персонажей доминируют, а фактор врага с конфронтацией производных идеологий является не более чем проявителем имманентных национальных душеных метаний.

Непредвзятые источники относительно природы текущей ситуации показывают, что так оно и есть. Современные технологии управления массовым сознанием в традиционной форме генетической инженерии in populi на основе социологического скрининга используют в качестве оружия soft power плюрализм мнений московской кухни, в том числе в одной интеллигентной голове на этой кухне.

Фильм «Девятаев» отражает относительно новый жанр патриотического кино, основанный на историко-биографических исследованиях. История деяний органично встраивает историю человека. Данный жанр направлен на возвращение русским ампутированной памяти, причем с отсутствовавшей в советском прошлом детализацией. Таким образом, «Девятаев» встал в ряд таких фильмов, как «Легенда № 17», «Стрельцов», «Движение вверх», «Калашников», «Время первых», «Салют-7», «Несокрушимый», «Коридор бессмертия».

За зрительское внимание конкурируют две темы. Любовная линия может присутствовать, но она уступает владению технологиями, как это сделано в «Несокрушимом» и даже, как ни странно, в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В «Девятаеве» о любовной линии можно только догадываться по трем эпизодам с женой Фаей Девятаевой (Дарья Златопольская).

Побег на бомбардировщике Хенкель был второй попыткой, первая не удалась. После неудачи Девятаев стал смертником, но с помощью лагерного парикмахера сменил статуна штрафника и под именем Степана Никитенко попал в концлагерь у полигона на острове Узедом.

Кстати, Дарья Златопольская со своей специфической худобой больше подходит для трагической отечественной тематики, чем большинство современных актеров при всем контрасте с ее ролью на телешоу.

В фильме на первый план выведено не просто владение технологиями, но национальная способность использовать инструкции творчески. В современных реалиях данная способность позволила отечественным пилотам после нескольких лет давления на профессию, напоминавшего предвоенные репрессии, избежать катастроф на дефектной конструкции Boeing-737MAX.

Сакральный вопрос СМЕРШ: «Что же ты, паскуда, вместе с танком не сгорел?» имеет простой ответ в современности. Советский истребитель сумел выжить в плену и сбежать на немецком бомбардировщике, не имея необходимой практической подготовки. Надписи на немецком и рычаги управления в неожиданных местах, например, справа под сиденьем.

Надо сказать, данная тема нестандартного хаоса современной технологической глобализации в фильме «Девятаев» показана детально и служит основным фактором удержания зрителя в состоянии напряженного внимания.

Детализация создает эффект достоверности и добавляет напряжения. Создатели фильма вовлекают зрителя в гонку за расшифровкой смысла элементов экранного повествования. Малозначительность эпизода крупным планом чревата фуркацией с переводом судьбы на другие рельсы подобно бабочке Рея Бредбери.

Смотреть фильм тяжело. Практически все полтора часа экранного времени уговариваешь себя – это же кино, но оторвать сознание от сопереживания и соучастия не удается, как будто эта жизнь твоя собственная. Качественно сделано.

Биографический ряд патриотического кино может продолжаться бесконечно, примеров в отечественной истории множество в тематике Владимира Русанова, Валерия Чкалова, челюскинцев и папанинцев. Сюда же относится «Территория» о геологоразведкеьзолота и документальная серия о микробиологах и вирусологах Льве Зильбере, Михаиле Чумакове, Зинаиде Ермольевой.

На очереди адекватное экранное воплощение судьбы отечественных генетиков – селекционеров и эволюционистов, награжденных Владимиром Путиным на раннем этапе своего президентства. Прежде всего, конечно, Николай Вавилов.

Просматривается история доколумбова освоения Арктики, описанная в новой книге эволюциониста Юрия Чайковского «Иваны Васильевичи, государи Арктики».

Залогом успеха патриотического кино является его узкая своевременность. Опережение затаптывает поляну, как получилось с трилогией «Зубр» талантливого документалиста Елены Саканян. Даже новый фильм по связанной теме об отце атомной бомбы Кирилле Щелкине остался не понят. Коллизия личностей Щелкина и Сахарова психологически эквивалентна таковой в паре Миши и Коли, смертельно делившими одно небо в фильме «Девятаев».

В теме бомбы перестроечный миф о Сахарове как предвестнике светлого будущего сильнее реальности. Реализованное будущее опровергает мифы, но пока ценность перемен выше стабильности.

Критическая доля россиян опять стоит перед выбором, что более нелепо, – восхвалять уникальную историческую роль России и гордиться ею или оплевывать ее и стыдиться вторичности России в показателях экономики и инноваций.

Для вывода на первый план указанной морально-этической дилеммы сценаристы (Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин Галдаев, Ильгиз Зайниев) погрешили против биографических событий и в тени главного персонажа Михаила Девятаева (Павел Прилучный) нарисовали олицетворение альтернативы личного выбора Николая Ларина (Павел Чинарев), соученика Девятаева по авиационному училищу.

В реальной истории Девятаева преследовал не русский Николай Ларин, а немец-истребитель Гюнтер Хобом. Найти угнанный советскими пленными самолет он не смог. Беглецов обнаружил случайно возвращавшийся с боевого задания Вальтер Даль. Сбить захваченный самолет он не мог из-за отсутствия боеприпасов.

Пролетев чуть более трехсот километров, после обстрела советскими зенитками Девятаев посадил самолет на брюхо в районе польской деревни Голлин в расположении артиллерийской части Красной Армии.

Девятаев стал источником стратегических сведений о засекреченном центре на полигоне Узедома по производству и испытаниям ракет с точными координатами стартовых установок «Фау-2».

Доставленные разведданные не избавили Девятаева от проверки в фильтрационном Спецлагере №7 НКВД на базе концлагеря «Заксенхаузен» в Польше.

Спустя двенадцать лет после войны, 15 августа 1957 года по инициативе Сергея Королева Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Известный факт – США захватили Вернера фон Брауна, разработчика баллистической ракеты «Фау-2», которая стала основой их космической программы. Практически неизвестна роль Михаила Девятаева в создании советской баллистической ракеты Р-1 по образу той же «Фау-2».

Рабочее название фильма «Фау-2. Побег из ада» не слишком соответствует окончательному результату, хотя данная линия в нем четко обозначена картой секретных объектов, оказавшейся в угнанном самолете. Конец войны отмечен поиском контактов с врагом, хотя и в основном на западе. В отношении русских немцы провялили слишком много зверств со злостным нарушением Гаагской конвенции. Будущее Германии на восточном направлении выглядело более проблематично. Реальность оказалась обратной. Но и в фильме «Девятаев» нет такой акцентуации на садизме, как, например, в картине «Собибор», тоже основанной на реальных событиях.

Мордвин-мокшанин по национальности Михаил Петрович Девятаев родился 8 июля 1917 в Торбеево Тамбовской губернии в крестьянской семье тринадцатым ребенком. Умер в возрасте 85 лет 24 ноября 2002 года в Казани. До пенсии работал речником, водил «Ракету» на подводных крыльях.

Кроме сакрального вопроса о коллаборации и патриотизме, история в основе фильма «Девятаев» интересна прежде всего своей познавательностью. Бекмамбетов всегда использует исторические факты и неизменно выигрывает. Правда жизни фантастичней выдумки, и спорить с ней труднее.

История Михаила Девятаева интересна чрезвычайно и далеко не закончена. Как минимум, это правильно – восстанавливать имена, по сути составляющие несущую ткань национальной памяти.

 

 

 

После допроса М. Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда – в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там с помощью лагерного парикмахера, подменившего нашивной номер на лагерной робе, М. Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус «штрафника». Вскоре под именем Степана Григорьевича Никитенко он был отправлен в концлагерь на остров Узедом[2], где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха – крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».

 

Согласно советским официальным документам, Девятаев был репатриирован из плена 08 февраля 1945 года.[5][6]

 

Побег на самолёте

Основная статья: Побег группы Девятаева

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, пилотируемый кавалером двух Железных крестов и Немецкого креста в золоте обер-лейтенантом Гюнтером Хобомом (нем. Günter Hobohm[7]), однако без знания курса самолёта найти его можно было только случайно. Самолёт был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель“« он выполнить не мог из-за отсутствия у него боеприпасов.

 

В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин (ныне предположительно Голина (Старгардский повят)[en] в гмине Старгард-Щециньски, Польша) в расположении артиллерийской части советской 61-й армии[8]. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось немецкое ракетное оружие, точные координаты стартовых установок «Фау-2», которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом.

 

Для проверки обстоятельств пленения и обстоятельств побега Девятаев был помещён в фильтрационный лагерь – «Спецлагерь № 7» НКВД[9] (которым был бывший немецкий лагерь «Заксенхаузен» находившийся на территории Польши), где подвергался допросам и проверкам.[10][11]

 

В конце марта 1945 года, после проверки и лечения, семеро из десяти участников побега (Соколов, Кутергин, Урбанович, Сердюков, Олейник, Адамов, Немченко) были зачислены в одну из рот 777-го стрелкового полка (по другим данным – в 7-ю стрелковую роту 3-го стрелкового батальона 447-го стрелкового Пинского полка 397-й стрелковой дивизии 61-й армии[12])[13] и отправлены на фронт[прим 1] (даже Немченко, потерявший один глаз, уговорил отправить его на фронт в качестве санитара стрелковой роты).

 

14 и 16 апреля 397-я дивизия дважды пыталась форсировать реку Одер, но без особого успеха. Именно в эти дни погибли: Пётр Кутергин, Тимофей Сердюков, Владимир Соколов и Николай Урбанович. Фёдор Адамов был ранен и в дальнейшем не принимал участия в боевых действиях. В последующие дни дивизия всё же смогла форсировать Одер, закрепилась и начала продвижение в западном направлении, захватив город Фалькенберг. В этих боях 21 апреля погиб Иван Олейник, а 24 апреля – Владимир Немченко (однако, по словам Девятаева, Олейник якобы погиб на Дальнем Востоке, в войне с Японией).[14]

 

В итоге, к маю 1945 года из десятерых беглецов в живых остались только четверо: находящийся по ранению в госпитале Фёдор Адамов и трое офицеров – Девятаев, Кривоногов и Емец – которые были отправлены в ОКР «СМЕРШ» 1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии, где они до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения своих воинских званий.[12]

 

В сентябре 1945 года Девятаева нашёл Сергей Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал его в Пенемюнде для консультаций[15]. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет, и их стартовые площадки.

 

После войны

В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас (перед тем он непродолжительное время содержался в лагере на территории колонии-поселения на станции Невель Псковской области)[16][10][11] и долгое время, как бывший военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы.

 

В своих воспоминаниях дочь и сын Михаила Девятаева утверждают, что в декабре 1945 года[17][18] он вернулся в Казань (по другим данным, он вернулся только в начале 1950-х годов)[10] и устроился на работу в Казанском речном порту дежурным по вокзалу, затем выучился на капитана-механика, но некоторое время мог плавать только на служебном катере.[19][20] С 1949 года работал помощником капитана баркаса «Огонёк», с 1952 года – капитаном баркаса «Огонёк», с 1955 года был переведён на должность капитана теплохода.[21] Однако в некоторых публикациях также содержатся сведения о том, что Девятаев в тот период был осуждён за «измену Родине» и отправлен в лагеря, а через 9 лет попал под амнистию[10].

 

В конце 1950-х годов Девятаеву были поручены испытания «Ракеты» – одного из первых советских судов на подводных крыльях; он долгие годы работал капитаном речных судов и стал первым капитаном теплохода «Метеор».[19] Практически до конца жизни активно участвовал в общественной жизни, делился воспоминаниями, неоднократно посещал остров Узедом и встречался с другими участниками событий побега, издал две автобиографические книги – «Полёт к солнцу» (1972) и «Побег из ада» (1988).

 

Член КПСС с 1959 года, до своих последних дней жил в Казани. Работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года, во время съёмок документального фильма о нём, приехал на аэродром в Пенемюнде, поставил свечи своим товарищам и встретился с немецким пилотом Г. Хобомом (который должен был догнать и сбить угнанный беглецами «Хейнкель»).

 

Могила Девятаева на Арском кладбище (Казань)

Похоронен в Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.

 

Награды

(не подтверждено что Королев ходатайствовал и Девятаева привлекали к консультации так как в советский плен попали сами немецкие специалисты полигона которые более грамотно все объяснили)

 

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени[23], орденами Отечественной войны I и II степеней[3], медалями.

 

Почётный гражданин Республики Мордовия[24], а также городов: российской Казани и немецких Вольгаста и Цинновица[2].

 

Пам

*

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

Девятаев (фильм)

Девятаев

Постер фильма

Жанр биографическая драма

Режиссёр     Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов

Продюсер    Тимур Бекмамбетов, Игорь Угольников, Игорь Мишин

Автор сценария     Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин Галдаев, Ильгиз Зайниев

В главных

ролях Павел Прилучный

Дарья Златопольская

Оператор     Елена Иванова

Композитор Юрий Потеенко

Кинокомпания        Базелевс Columbia Pictures Военфильм

телеканал «Россия-1» МТС Медиа

Длительность        158 мин.

Страна         Россия

Язык  русский и немецкий

Год     2021

IMDb  ID 11892034

Официальный сайт

«Девятаев» – российская биографическая драма режиссёров Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова[1]. На главную роль вместо изначально планировавшегося Данилы Козловского был утверждён Павел Прилучный. Фильм вышел на широкий экран 29 апреля 2021 года[2].

 

Содержание

1        Сюжет

2        В ролях

3        Производство

3.1     Саундтрек

4        Критика

5        Примечания

Сюжет

 

В ролях

Актёр Роль

Павел Прилучный Михаил Девятаев

Павел Чинарёв      Николай Ларин

Александр Лыков  отец Ларина

Дарья Златопольская      Фая Девятаева-жена Михаила Девятаева

Тимофей Трибунцев       Парикмахер-подпольщик

Алексей Филимонов        Корж

Евгений Серзин     Соколов

Дмитрий Лысенков          Вилли

Производство

Съёмки фильма под названием «Фау-2. Побег из ада» (англ. V2. Escape from Hell) стартовали в марте 2020 года. Консультантом фильма выступил сын Михаила Девятаева Александр Девятаев, профессор КГМУ[8]. 2 апреля 2020 стало известно, что в связи с пандемией коронавируса «Ленфильм» временно приостановил съёмки картины Тимура Бекмамбетова, посвященной побегу из Пенемюнде[9]. Помимо русскоязычного релиза, фильм вышел в английском дубляже 29 апреля 2021 года в к/т ЕС и США.

 

Фильм вошёл в список 14 кинопроектов, которые получили финансовую поддержку Фонда кино[10].

 

Основную музыкальную тему фильма – «Любимый город» – на русском языке исполнил немецкий певец Тилль Линдеманн[11].

 

Для большего сходства главного героя с прототипом в производстве фильма была использована нейросеть, уже применявшаяся режиссёром Алексеем Учителем на съёмках фильма «Цой».

 

Саундтрек

Довоенная песня Советского Союза, «Любимый город» в исполнении Марка Бернеса будет иметь современную интерпретацию в фильме в исполнении Тилля Линдеманна из группы Rammstein.[12][13] У немецкого певца богатая ностальгическая история с этой песней с тех пор, как он услышал о ней в детстве во времена Советского Союза, когда жил в городе Росток в ГДР. Съемочная группа отметила, что музыкальная тема «Любимый город» станет подходящим лейтмотивом фильма.[14] Первоначально песня была написана для фильма «Истребители» 1939 года и с тех пор является классическим исполнением для певцов Советского Союза.[15] В рамках маркетинга фильма актер Прилучный устроил песенный флешмоб к заглавной песне, которую сам актер исполнил для фильма.[16][17]

 

Все тексты написаны Никита Богословский, вся музыка написана Евгений Долматовский.

 

       Название     Исполнитель          Длительность

1.       «Любимый город» Тилль Линдеманн

Павел Прилучный 2:46

Критика

Стас Тыркин, «Комсомольская правда»:

 

Советский лётчик Михаил Девятаев (Павел Прилучный) – реальный герой Великой Отечественной войны, попавший в немецко-фашистский плен и вместе с другими заключёнными организовавший воздушный побег из концлагеря. Во всех подробностях фиксируя этот героический акт, фильм для пущей кинематографической зрелищности приправляет его явно вымышленным сюжетом – линией непростых отношений Девятаева с вставшим на сторону зла коллегой и экс-другом (Павел Чинарев). Сам Девятаев, выбравшись из фашистского ада, оказывается под колпаком советских государственных органов, не поверивших в то, что он мог «так легко» овладеть техникой управления фашистским самолетом. Техника техникой, но это «компьютерное» кино, как может, старается рассказывать не только о железяках, совершающих кульбиты в воздухе, но и о людях, которые героически в них сидят.[18]

 

Вадим Рутковский, «CoolConnections»:

 

Фильму ближе жёсткость и адреналиновый драйв «Перехода» Джея Ли Томпсона, а не батальная корректность, скажем, «Сталинграда»; и война здесь – как в американской традиции: смертельно опасное, но приключение, дело для настоящих мужчин. Если что «Девятаев» и пропагандирует, так дерзость, бесстрашие, «сам погибай, а товарища выручай» и дружба – святое. Потому этот текст, начинающийся изображением Павла Прилучного в заглавной роли, логично заканчивается кадром, где в бой вступает Павел Чинарёв – заклятый друг и близкий враг Ларин. О, сюжет![19]

 

Павел Пугачев, «КиноПоиск»:

 

Образная система предельно прямолинейна. Девятаев не может жить без неба, поэтому во всех интерьерах окна будут под самый потолок. Девятаев находится на распутье – кадр заливает кроваво-красным светом от нацистских знамен, развешанных вместо штор. Из-за контрастного освещения и обилия ракурсной съемки фильм напоминает комикс. Замкнутость пространства лагеря подчеркивается крупными и сверхкрупными планами. Экшен-сцены Бекмамбетов, его сорежиссер Сергей Трофимов (сам по основной профессии оператор) и оператор Елена Иванова предпочитают снимать на длинном фокусе и активно используют зумирование. Но привычного для современного боевика визуального хаоса тут нет, напротив, по монтажу это на редкость выверенная работа.[20]

**