05.11.21
Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Пересменок
Совдетство – повесть о
светлом прошлом
Продолжение Чиполлино: Поляков, останься после уроков!
https://mospravda.ru/2021/11/08/275824/
https://leo-mosk.livejournal.com/9196141.html
Автобиографический
роман о советском детстве Юрия Полякова «Совдетство»
является началом нового цикла. Его основа повесть «Пересменок».
Речь идет о коротком промежутке между двумя сменами пионерского лагеря, когда
юный герой романа оказывается дома в одной комнате с родителями.
Поляков, Юрий
Михайлович. Совдетство: [роман] Юрии Поляков. (Новая
проза Юрия Полякова). Издательство ACT. 2021.
Книга издана
рекордным по нынешним временам тиражом 25 тыс
экземпляров и снабжена рисунками Натальи Трипольской, отражающими дух
описанного времени не слабее текста.
На презентации
книги, организованной издательством АСТ на ММКЯ в 2021 году Юрий Поляков рассказал, что пишет о своих
родителях. Он считает, что каждый писатель представляет свое поколение. Он
знает его внутреннюю структуру и язык, потому что каждое поколение говорит на
своем языке. У всех более-менее серьезных писателей есть произведения о детстве
и отрочестве. Например, Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания».
И Поляков
решил такую вещь написать. Ностальгические чувства просятся на бумагу. У
Полякова присутствуют полемические моменты. Ему попадались книги о советском
детстве, где события происходят в странном мрачном государстве, где детей на
лето отправляют в какие-то жуткие пионерские лагеря. Заставляют петь песни и
питаться хорошо, просто стоят над ними. Заставляют участвовать в
самодеятельности и играть в футбол. Все это уродует детскую душу. В школах учат
неизвестно чему, учителя садисты. А недавно Поляков узнал, что в пионерских
лагерях «пили кровь у пионеров». Тот Советский Союз, в котором он жил, был не
такой. Захотелось написать так, как писатель помнит свое детство в Советском
Союзе.
Герой Юрия
Полякова – двенадцати-тринадцатилетний
мальчик, от вопросов которого учителя тушуются, потому что часто слова учителей
расходились с тем, что он сам видел в жизни. Будущий писатель жил на Бакунинской улице и ходил в Дом пионеров на Бауманской. На уроке в школе спросили: кем ты хочешь быть?
Маленький Юрочка типа анекдотического Вовочки заявляет: А я хочу быть
революционером. – В каком смысле? – Как Бауман, как Бакунин! – Останься после
уроков.
Далее
последовала нравоучительная беседа: Ну как тебе объяснить? Дело в том, что у
нас в стране революцию уже совершили. Помещиков, фабрикантов разогнали. Поэтому
народному хозяйству такая профессия, как «революционер», больше не нужна. Ты не
говори, что хочешь быть революционером. Вот космонавтом, ученым, журналистом –
пожалуйста».
Юрочка опять
отличился: «Я хочу быть писателем! – Почему? – Должен же кто-то продолжение Чиполлино написать».
Авантюрного сюжета
в «Совдетстве» нет, но какой-то внутренний сюжет в
познании этого мира присутствует, и тому, кто помнит это время, будет интересно
сравнить. А тем, кто не знает про это время, лучше читать не
страшные фэнтези, а по возможности правду.
Поляков считает,
что если писатель себя на одно вранье настраивает,
получается то, что к литературе имеет отдаленное отношение.
Что такое
детство для послевоенных детей? Это запах маминых духов «Красная Москва» и
крема «Nivea».
Отвратительный рыбий жир и детский гематоген в аптеке по смешным ценам вместо
конфет для поддержки недоедающего населения. Велосипед Шяуляйского завода «Орленок» и «Ласточка», взрослые
варианты «Прогресс» и «Украина». Оранжевые абажуры колоколом и
«выварка», бак для кипячения белья на коммунальной кухне. Детский сад с выездом
на дачу летом и нелепая неудобная одежда. Школа и пионерский лагерь. Модели
самолетов и катеров из наборов в магазине «Пионер» на улице Горького. Чиполлино из идеологически нагруженной и оттого не менее прекрасной сказки Родари.
Песни молодого Иосифа Кобзона, Майи Кристалинской и Эдиты Пьехи. На улицах «Волги» с летящим оленем и грузовики
ГАЗ-51. Тогда в них возили людей прямо в кузове.
Самое главное
– жуткая теснота коммунальных квартир, где можно было почерпнуть опыт по любой
сфере жизни – исторической, политической, сексуальной и особенно разнообразных
поведенческих патологий.
Ситуация
изменилась в три этапа. После смерти Сталина в 1953 году страна за полгода
выпорхнула из тотального страха и узнала, как у нас все было плохо. Стало
хорошо иметь собственное мнение, которое для нас готовили на съездах КПСС. На
безоблачном небе проскочили грозовые облака Венгрии 1956 гада
и Чехословакиит1968-го. Они не вписались в общую
картину, и нам так и не сказали, что это было.
В начале 60-х
началось массовое жилищное строительство и появились
первые молодежные субкультуры современного формата.
Затем в начале 70-х послевоенные дети сами стали родителями. Это
был перелом в сознании и самой человеческой истории, новые дети буквально
расцвели от любви. На какое-то время дети перестали получаться случайно, ушел
ужас зачатия и беременность из постыдного состояния
превратилась в желанный процесс.
На какое-то
время жизнь людей стала разной. Наступившее ощущение комфорта было мимолетным,
но успело расколоть общество на две нервные страты. Начались «Полеты во сне и
наяву», когда ведущей идеологической силой в стране оказалась Московская кухня
с анекдотами про Брежнева и КПСС, с фигой в кармане и
установками, заложенными XX съездом с
разоблачением культа личности.
Разрушение
СССР для интеллигенции стало оформлением фактически состоявшегося
государственного развода, а для большинства в стране оно оказалось неприятной
неожиданностью. Взамен советского пришло новое
единообразие. Как и в прошлом, большинство послушно молчало.
Писатель
Поляков фигура уникальная, он не вписался в единообразие ни тогда, ни потом, но
и человеком-винтиком молчаливого большинства тоже не стал. Его писательский
успех отражает запрос молчаливого большинства и является элементом нашего
общего успеха, характерного для России.
Здесь всегда
поддерживали чудиков, людей необычных и пытливых с собственными взглядами без
кабальных банальностей и заготовок одинаково со съездов КПСС или из недр Google-культуры.
Современность
исполнена странностями больше советского прошлого. Юрий Михайлович Поляков –
писатель более чем популярный, организаторами книжных выставок в Москве отнесен
к государственникам, а «государственники нам не нужны». Некоторые издательства делают вид, что такого
писателя не знают.
У Минкульта задача не
качество культуры, а перевод на подножный корм. В KPI для подведомственных учреждений лидирует среди
других показателей внебюджетный доход.
Сам Поляков
относится к дискриминации спокойно, как к чему-то естественному и должному.
Мало того, он сам объяснил цели
идеологического регулирования литературы 25.10.19 после заседания думского комитета
по культуре.
Юрий Поляков сидел в жюри
литературных конкурсов и знает, за что дают литературные премии: за правильные
политические взгляды, за либерализм в сексуальных отношениях, за верность тусовке, за какое-то такое умело выстроенное фрондерство.
Чепуха курируется Роспечатью. Это их политика. Они
считают, что надо поддерживать писателей такой скрытой оппозиции. А ведь
оппозиционность и талантливость разные вещи. Человек
может быть оппозиционным и бездарным. Может быть вполне лояльным и в то же
время талантливым.
Согласно
официальной справке, Юрий Поляков – советский и российский писатель, поэт,
драматург, киносценарист, а также общественный деятель. Председатель
редакционного совета «Литературной газеты».
Юрий
Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве. С ранних лет у
мальчика проявился талант к писательству, что заметила его учительница по
литературе. После школы он окончил факультет русского языка и литературы
Московского областного педагогического института. На старших курсах стал
работать учителем, а потом увлекся творческой деятельностью.
Стремительное
развитие литературной карьеры Юрий Поляков начал с поэзии. В 1980 году вышел его
дебютный сборник стихотворений «Время прибытия». Через год была издана новая
книга под названием «Разговор с другом». Но настоящая известность пришла к
автору после появления повестей «Сто дней до приказа» (об армейской дедовщине)
и «ЧП районного масштаба» (про кризис комсомольской организации). Оба
произведения привлекли внимание огромного числа читателей, вызвали бурные
обсуждения и стали причиной общественного резонанса. Позднее автор написал
новые книги:
«Треугольная
жизнь»;
«Гипсовый
трубач, или Конец фильма»;
«Апофегей»;
«Замыслил я
побег»;
Очерк «Россия
в откате».
Творчество
Полякова стало основой для нескольких десятков кинофильмов и спектаклей. Во
время съемки «Козленка в молоке» и «Апофегея»
писатель снялся в эпизодических ролях. Он также являлся соавтором сценариев
фильмов «Ворошиловский стрелок», «Салон красоты», «С новым счастьем! -2.
Поцелуй на морозе».
Юрий Поляков
является также ярким и востребованным драматургом, чьи пьесы, без
преувеличения, идут по всей стране. «Чемоданчик», «Одноклассница», «Как боги»,
«Левая грудь Афродиты» и другие спектакли по его произведениям собирают
аншлаги. Кое-кто упрекал писателя, что он слишком много берет из реальной
современной жизни: высказывания, характерные словечки, шутки – все то, что
можно назвать «маркерами» эпохи. Некоторые задавали вопрос, не мешает ли его
творчеству руководство «Литературной газетой». По этому поводу Юрий Михайлович
написал: «Нет, не мешает, даже помогает – и вот почему. Если литератор
занимается только писательством, отгородившись от реальной жизни, он очень
скоро становится однообразным, скучным, даже мертвым. Это как писать пейзажи,
не выезжая хотя бы изредка на пленэр. … Классики отнюдь не чудили, когда
покидали письменный стол ради земных трудодней. Лев Толстой руководил своим родовым
«колхозом» в Ясной Поляне, Дюма-отец пытался выращивать ананасы под Парижем,
Чехов – лечил крестьян и обозревал жизнь каторжников, Горький готовил
революцию, Некрасов издавал журнал, Пушкин с Дельвигом
затеяли «Литературную газету»… Это важно! Жизнь без писателя обойдется,
писатель без жизни – нет».
За годы
деятельности автор удостоился многочисленных наград (Орден Дружбы, Орден
Почета, Орден «За заслуги перед Отечеством» IV
степени) и премий, среди которых премия Дружбы народов «Белые журавли России»
(с вручением одноименного ордена), звание «Легенда журналистики» за
существенный профессиональный вклад в историю российской прессы, премии
«Золотое перо России».
П54 Поляков, Юрий Михайлович.B Совдетство : [романч]
Юрии Поляков. (Новая проза Юрия Полякова). Издательство ACT.
2021 – 384 с.
УДК 821.161.1-31
ISBN 978-5-17-136790-9
Новая книга известного русского писателя Юрия Полякова Совдетство – это уникальная возможность взглянуть на
московскую жизнь далекого 1968 года глазами двенадцатилетнего советского
мальчика, наблюдательного, начитанного, насмешливого, но искренне ожидающего
наступления светлого коммунистического будущего. Автор виртуозно
восстанавливает в мельчайших подробностях тот, давно исчезнувший мир, с его
бескорыстием, чувством товарищества, искренней верой в справедливость, добро,
равенство, несмотря на встречающиеся ещеи отдельные
недостатки.
Неслучайно новое произведение имеет подзаголовок «О светлом
прошлом».
Читателя, как всегда, ждет встреча с уникальным стилем Юрия
Полякова: точным, изящным, образным, образным, насыщенном
тонкой иронией.
Презентация Совдетство на ММКЯ
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1636099528286348-10578211062930076124-vla1-3851-vla-l7-balancer-8080-BAL-4351&wiz_type=vital&filmId=1957537367260255879
https://www.litres.ru/uriy-polyakov/luchshie-citaty/
Популярные цитаты из книг Юрия Полякова «Козленок в молоке»,
«По ту сторону вдохновения (сборник)», «Любовь в эпоху перемен», «Перелетная
элита», «Работа над ошибками (сборник)», «Замыслил я побег», «Гипсовый трубач,
или Конец фильма», «Парижская любовь Кости Гуманкова»,
«Треугольная жизнь (сборник)», «Апофегей»:
Мы с вами жертвы набитых книжных полок
Твои угрозы, словно розы, а позы, словно туберозы!
шестидесятники, умевшие элегантно дерзить советской власти,
не выпуская из губ ее питательных сосцов
скоропостижная слава обладает уникальным оглупляющим
эффектом
любовница для страсти, а жена для старости
эти твиттерные мальчики без
планшета на унитаз не сядут
Если ты такой честный, почему такой богатый?
арык детства незабываем
Одним словом, ничто так не отдаляет мужчину и женщину, как
физическая близость, не оплаченная подлинной любовью.
Всех жалко, но себя жальче всех.
«Видишь ли, Катя, я встретил девушку». «На щечке родинка,
полумесяцем бровь?» «Я серьезно». «И я серьезно. Ты хочешь, чтобы я, как в
дурной молодости, на дверях распиналась? Этого не будет. Тапочкин,
ты свободен, как Африка!»
Жена у тебя все та же? – В каком смысле? – Ну, время идет –
тело стареет, а страсти молодеют! – Да нет, я консерватор…- Ты лентяй, а не консерватор.
Женская верность – такой же каприз, как и измена.
женское тело – это братская могила осуществленных мужских
желаний. И если в этой могиле ты лежишь пока еще сверху, это уже очень даже
неплохо!
– Вы не чувствуете себя несчастным?
– Нет. Мы с вами приехали из счастливой страны. Нас можно осчастливить
комплектом постельного белья или килограммом полтавской колбасы… А представляете, сколько всего нужно французу, чтобы быть
счастливым?
– За границей меня всегда поражают две вещи,– громко сказал
Спецкор.– Все, даже дети, свободно говорят на иностранном языке, и абсолютно
все ездят на иномарках.
Женщина – человек бессознательный. За оргазм Родину продаст.
В общем, как в анекдоте: выходит ректор к возмущенным
абитуриентам и говорит: «Товарищи, экзаменов не будет!». Ему орут «Почему?!» А
он отвечает: «Потому что все билеты проданы!»
Юрий Поляков
Об авторе
Юрий Поляков – советский и российский писатель, поэт,
драматург, киносценарист, а также общественный деятель. Председатель
редакционного совета «Литературной газеты».
Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в
Москве. С ранних лет у мальчика проявился талант к писательству, что заметила
его учительница по литературе. После школы он окончил факультет русского языка
и литературы Московского областного педагогического института. На старших
курсах стал работать учителем, а потом увлекся творческой деятельностью.
Стремительное развитие карьеры
Литературную карьеру Юрий Михайлович начал с поэзии. В 1980
году вышел его дебютный сборник стихотворений «Время прибытия». Через год была
издана новая книга под названием «Разговор с другом». Но настоящая известность
пришла к автору после появления романов «Сто дней до приказа» (об армейской
дедовщине) и «ЧП районного масштаба» (про кризис комсомольской организации).
Обе работы привлекли внимание огромного числа читателей, вызвали бурные
обсуждения и стали причиной общественного резонанса. Позднее автор написал
новые произведения:
«Треугольная жизнь»;
«Гипсовый трубач, или Конец фильма»;
«Апофегей»;
очерк «Россия в откате».
Его книга «Замыслил я побег…» (2003) была признана в Китае
лучшим зарубежным романом. Сейчас писатель ведет активную
общественно-политическую деятельность, но продолжает работать над литературой.
Награды и экранизации
Творчество Полякова стало основой для нескольких десятков
кинофильмов и спектаклей. Во время съемки «Козленка в молоке» и «Апофегея» писатель снялся в эпизодических ролях. Он также
являлся соавтором сценариев фильмов «Ворошиловский стрелок», «Салон красоты»,
«С новым счастьем!-2. Поцелуй на морозе»
За годы деятельности автор удостоился многочисленных наград
(Орден Дружбы, Орден Почета, Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени) и премий, среди которых премия Дружбы народов
«Белые журавли России» (с вручением одноименного ордена), звание «Легенда
журналистики» за существенный профессиональный вклад в историю российской
прессы премии «Золотое перо России». На ЛитРес можно
прочесть все книги Юрия Полякова онлайн или
прослушать их аудиоверсии.
https://www.litres.ru/uriy-polyakov/sovdetstvo/chitat-onlayn/
Юрий Михайлович Поляков
Совдетство
От автора
Детство – это родина сердца.
Чьи слова? Кажется, мои, хотя, возможно, я их где-то
когда-то встретил, затвердил, забыл и теперь вот вспомнил. С возрастом
непоправимо мудреешь от пережитого, увиденного и
прочитанного.
Иногда из интереса я листаю книги, отмеченные разными
премиями. Попадаются сочинения и о детстве, прошедшем в Советском Союзе, в
котором мне тоже довелось родиться и возмужать. От чтения некоторых текстов
остается ощущение, что будущие литераторы выросли в стране, где их мучали, тиранили, терзали, унижали, пытая мраком
безысходного оптимизма, глумливо бодрыми пионерскими песнями, сбалансированным
питанием и насильственным летним отдыхом. Оказывается, во дворе их нещадно лупили за вдумчивый вид или затейливую фамилию. Наверное,
родившись чернокожими работягами в колониальном Конго,
эти авторы были бы намного счастливее…
Если верить подобным пишущим фантазерам, в те жуткие годы,
озадачив учителя неправильным вопросом про светлое будущее всего человечества –
коммунизм, можно было остаться на второй год или даже отправиться в колонию для
малолетних преступников. Ну, а тех вольнодумцев, кто отказывался ходить в
уборную строем с песней, ждал пожизненный волчий билет.
Особенно страдали, как выясняется теперь, дети, прозябавшие в
высших слоях советского общества. Страшные темные дела творились в просторных цековских квартирах, на академических дачах и в недоступных
артеках. Возможно, так оно там и было… Не знаю, не посещал. Но вот у меня, выросшего в заводском
общежитии Маргаринового завода, от советского детства и отрочества остались
совсем иные впечатления, если и не радужные, то вполне добрые
и светлые.
Об этом моя новая книга. Я писал ее с
трепетом, погружаясь сердцем в живую воду памяти, извлекая из глубин сознания
милые мелочи минувшего, перебирая забытые словечки ушедшей эпохи, стараясь
воплотить в языке тот далекий, утраченный мир, который исчез навсегда вместе с
Советским Союзом – со страной, где, устремляясь в будущее, так любили для
скорости сокращать: «ликбез», «колхоз», «комсомол», «райком», «спортзал»,
«детсад», «совдетство»…
Сознаюсь, это очень непросто – воссоздавать ушедшее время:
многое забылось, исказилось, покрылось домыслами, а
что-то преобразилось под поздними впечатлениями до неузнаваемости. Если вы,
дорогие читатели, обнаружите в моей книге неточности, искажения, а то и
откровенные ошибки, прошу не счесть за труд и сообщить мне по адресу:
yuripolyakov@inbox.ru
Переиздавая «Совдетство», я
непременно исправлю замеченные вами оплошности. Заранее благодарен!
А напоследок вот еще одно наблюдение: тем, кто не любит свое
советское детство, и нынешняя наша Россия категорически не нравится. Такая вот
странная закономерность…
Юрий Поляков, Переделкино, 10 июня
Совдетство
Книга о светлом прошлом