23.04.22 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Русская кинодокументалистика – воплощенная история

https://mospravda.ru/2022/04/26/514747/

https://leo-mosk.livejournal.com/9677438.html

Фильм «Первый Оскар» посвящен истории съемок документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин). Под названием «Москва наносит ответный удар» фильм получил премию на 15-й церемонии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» за заслуги в области кинематографа. Это был первый «Оскар», присужденный советской картине.

Для этого сделали специальную номинацию «Лучший документальный фильм». Споры были нешуточные. Положительное решение возникло потому, что решающий голос «против» удалось буквально сломать напоминанием, что его носитель родом из Минска, а там сейчас фашисты убивают евреев. Воротила кинобезнеча США вспомнил бабушку в таком же платке и фиш на шабат.

Фиш – это рыба на идиш.

Впрочем, это версия авторов фильма «Первый Оскар». В любом случае, главные герои являются персонажами вымышленными. При этом прослеживается определенный параллелизм совершенно несхожих персонажей в Москве и Лос-Анджелесе.

Новая картина, безусловно, привлечет внимание к документалистике первой фазы войны и в какой-то степени восстановит историческую справедливость. Битва под Москвой переломила ход войны и оказалась в тени Сталинградской битвы. Сейчас в это трудно поверить, но на фронтах царила неразбериха и никто точно ничего не знал, что происходит в двадцати километрах от позиций.

Однако селедаку под Новый год в сельпо завезли, а сейчас проблемы с национальной ресской «фиш».

Исход битвы решили два фактора – легенданый героизм русского солдата и стратегическое решение Сталина взорвать водоспуски Иваньковского и Истринского водохранилищ. Образовалась волна два с половиной метра. Вода перекрыла путь немецким танкам и мотопехоте, атака на Москву была критически ослаблена.

Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» снимался по личному указанию Сталина. Посмотрев материал, генералиссимус сказал, что этот фильм стоит девяти дивизий.

Фильм «Первый Оскар» сделан в гибридном формате, как теперь принято для исторических картин. В основном используется игровой вид киноискусства со вставками документальных кадров. Работа оператора и режиссера-постановщика на таком высоком уровне, что отличить игровые съемки от документальных можно только по лицам, потому что люди с тех пор стали другими.

Люди были настолько другие, что снимать было опасно не только из-за того, что это реальная война и в окоп с камерой лезть бесполезно, ничего не видно. Многие операторы с фронта не вернулись. Но была и другая опасность, которую мы еще застали. Всегда попадались люди, кто панически боялся съемок. Это не та новая шиза, которая сейчас замешана на страсти любой ценой заявить о себе красиво, выраженная в законодательных нормах ряда стран о «праве на забвенье». То был реальный страх, доходящий до ужаса. Свой суеверный страх перед объективом люди объяснить не могли, но могли сдать фотографа или оператора НКВД в качестве шпиона.

Даже у привыкшего к съемкам Сталина проявилось нечто подобное, когда он спрятался под трибуной от длиннофокусного объектива-пушки.

Операторов на съемках битвы под Москвой было много, только в титрах полтора десятка. Один и тот же эпизод могли снимать одновременно с разных ракурсов, что породило подозрение в постановочности.

Снимать было не только опасно, но и адски тяжело физически. Даже относительно небольшая репортажная камера была огромной по сравнению с нынешними, плюс штатив, ящики для пленки и объективов. Механическая камера отказывалась работать на морозе. Увидеть результат можно было только после проявки в Москве. Да и то режиссер немного подсократил, в фильме после проявки получается сразу позитив. Насколько нам известно, обратимая пленка использовалась только для любительских съемок, не требующих тиражирования.

Пленка делалась из тй же нитроцеллюлозы, что и бездымный порох, она бала пожароопасной и ее вечно не хватало. Из-за экономии далеко не все удавалось снять. С дублями по понятным причинам тоже была, мягко говоря, напряженка.

По замыслу авторов, фильм показывает профессиональное становление оператора-документалиста. Буквально до завершающих эпизодов непонятно, кто главный герой. Непонятно было, кто победит в схватке за профессионализм, жизнь и любовь. Идет идеологическая борьба двух соперников, Ивана Майского и Льва Альперина, за одну красавицу Юну, выпускницу того же курса ВГИКа, только актерского факультета, и одновременно за концепцию документалистики.

Иван Майский изображен сторонником постановочности, то есть его документалистика игровая. Показано, как сама жизнь, а точнее, смерть, вносит коррективы, и постановочность отступает.

Лев Альперин по факту стал носителем концепции Дзиги Вертова «жизнь врасплох». Классикой документалистики такого направления считается фильм «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти, но это в общем мнении заигравшейся кинотусовки.

По нашему мнению, лучшая кинодокументалистика делалась в России с самого начала ее существования. По воле вождя она была поставлена на службу нтересамгосударственной пропаганды и с этой роли ее не отпускали до распада СССР. Вершиной отечественной кинодокументралистики можно назвать фильм «Ьайкало-амурская магистралоь», затем «Легенды БАМа», где уже честно рассказыыает обе половины истории, комсомоскую и лагерную. Первую половину описан Александр Куприянов в романе «Истопник» и она на менее героическая по сравнению с комсомольской. Была еще и третья часть БАМа – военные железнодорожники.

После Дзини Вертова создали новую документалистику и началась она с «Разгрома немецких войск под Москвой».

Последние кадры оператора Ивана Майского оказались воистину врасплох совершенно вне его замысла.

Лев Альперин снимал по наитию. Операторское чутье заставляло его развернуть камеру от официальной сцены туда, где нет постановочности.

Фильм показывает, как нестандартное поведение и владение словом, в том числе на немецком языке, способно развернуть в мирную сторону самые опасные, дикие ситуации.

С тех пор многое изменилось. ВГИК стал другим. И газета The New-York Times другая, появление в ней позитивного отзыва о русском фильме теперь немыслимо.

А вот фронтовая журналистика из героизма стала технологией. Высокий уровень влиятельной фронтовой журналистики привел к тому, что со времени войны в Ираке стреляют прежде всего по журналистам.

Первая задача репортера-документалиста – снять, вторая важнее – выжить, сохранить и проявить пленку.

После фильма «Первый Оскар» мы задумались, можно ли снять подобным образом фильм «Разгром фашистов в Донбассе»? Военную часть операции снять, конечно же, можно, и это делается на высоком репортажном уровне с неподдельным эффектом присутствия. Однако в основной своей части современная война является геноцидом, поскольку уничтожают мирное население. Германские фашисты такими делами тоже занимались на оккупированных территориях СССР, и просвещенный Запад аналогичным образом делал вид, что ничего этого нет, поддерживая агрессора оружием и ресурсами.

Современные фашисты многому научились у своих гитлеровских предшественников.

Нелищне вспомнить, что Дзига Вертов в 1930 году снял фильм «Энтузиазм. Симфорния Донбасса», где в кадре кинохроники присутствует плакат «Донбасс – сердце России».

Русская кинодокументалистика – воплощенная история. Фильм «Первый Оскар» в просмотре дается непросто, но смотреть надо обязательно. Однако согласно принятой в России традиции заканчивается очень даже мирно.

Первый в мире памятник фронтовому оператору открыт 4 сентября 2020 года в подмосковном Красногорске.

Председатель Российского военно-исторического общества, помощник президента Владимир Мединский сказал на церемонии открытия: «Живых свидетелей войны остается все меньше и меньше с каждым днем. Есть книги, дневники, мемуары, но есть самые подлинные свидетельства того, что было в годы Второй мировой, свидетельства, которые невозможно фальсифицировать и извратить – это кинохроника, это фотодокументы. Сегодня мы открываем памятник тем людям, которые эту правду для потомков сохранили. Их было чуть больше двух с половиной сотен, среди них легендарные Роман Кармен, Николай Киселев, Владислав Микоша и менее известные, среди них были те, кто обрел большую славу». (цит. по сообщению ТАСС).

«Каждый четвертый кинооператор погиб, каждый второй получил тяжелое ранение, а ранены были все. Эти потери в среднем сопоставимы с потерями боевых пехотных частей, местами даже выше. Мы сегодня должны не забывать еще об одном, о том, что этот памятник в полной мере подчеркивает преемственность поколений, не забывать тех военных корреспондентов: Андрея Стенина, Антона Волошина, Игоря Корнелюка, которые точно так же, с камерой в руках, погибли не так давно на Донбассе», – подчеркнул Мединский.

Авторы фильма «Первый Оскар» ненавязчиво, без пафосв, как-то даже по бытовому буднично вложили аргументы Мединского в уста своего главного персонажа Льва Альперина. Героизм – это потом, в оценках зрителя, а сначала работа. Тяжелая работа на износ с главной задачей репортера выжить и сохранить отснятую пленку.

 

Информация о фильме

Режиссер Сергей Мокрицкий

Авторы Максим Бударин и Юрий Ненев

Продюсер Наталья Мокрицкая и Вадим Верещагин

Актеры и роли:

Тихон Жизневский – Иван Майского

Антон Момот – Лев Альперин

Дарья Жовнер – Юна

Андрей Мерзликин – Илья Копалин

Никита Тарасов – Леонид Варламов

Василий Мищенко – режиссер

Станислав Стрелков – Николай Власик

Майкл Лернер – Луи Б. Майер

Остин Базис – Дэвид О. Селзник

Роберт Л. Уилсон – Говард Хокс

Таисса ЦвейтерИрен Майер Селзник

Эдди Винсент – репортера

Даниэль Ленч – Сид Грауман