01.05.22 Наталья ВАКУРОВА,
Лев МОСКОВКИН
Кино по выходным
Дети меняют будущее к лучшему
Конструктивистская дидактика через экран
Мечта делает детей взрослее, а взрослых младше
https://mospravda.ru/2022/05/04/520076/
https://leo-mosk.livejournal.com/9691971.html
На экраны России вышел очередной шедевр из
развлекательно-обучающей серии с мощным психотерапевтическим эффектом «Артек.
Большое путешествие».
Режиссёры Карен Захаров и Армен
Ананикян. Продюсеры Михаил Галустян,
Армен Ананикян и Константин
Елкин. Авторы сценария Армен
Ананикян, Александр Назаров и Олег Смагин.
Жанр обозначен как «комедия», но по сути это некий
относительно новый жанр русского кино с советскими корнями. Происходит обучение
зрителя, как повысить качество жизни в пределах собственных возможностей через
предлагаемые авторами фильма модели игровых ситуаций.
Мы бы назвали данный жанр «конструктивистская
дидактика в развлекательной форме». Он более цельный и чистый в жанровой
таксономии, чем пестрая, искусственная группа комедий.
За рубежом аналоги найти сложно, в российском
кинопроизводстве данный жанр процветает. По существу, зрителю предлагают способ
поверить в будущее и своими собственными руками сделать его кардинально лучше.
С приложением головы, естественно.
Действие фильма «Артек. Большое путешествие»
обусловлено двумя временными скачками из 2020 года в 1988 и обратно на одной и
той же площадке флагманского пионерлагеря страны «Артек». Мы не знаем,
сознательно или интуитивно выбран год юбилея комсомола 1988, в любом случае,
это безусловная удача. Понимание, что это был за год, позволяет сказать
«основано на реальных событиях».
С начала семидесятых в мире раскручивался процесс
распада, финал которого мы видим в 2022 году – очень хочется думать, что именно
финал, а не очередной исторический максимум. СССР не избежал глобального
тренда, что, собственно, и привело к его номинальному распаду. Однако в России
параллельно произошло чудо культурно-демографической политики. Все происходило
с людьми на их же глазах, но в эволюционно-генетической терминологии не
описано. Наоборот, достигший вершины эволюции Homo soveticus подвергся массированной пропаганде для дискредитации
всего отечественного. Однако существующий в России уровень качества
человеческого капитала позволил Homo soveticus
пережить исторический разрыв, выжить и возродиться на следующем уровне
качества.
Аналог арогенеза в дикой природе.
Авторы фильма исходят из того, что у детей 2020 года
возможностей больше, потому что они другие, у них сильнее выражено креативное поисковое поведение. Вопреки ожиданиям 1988-го,
тарелки с коммунистического Марса не прилетели. Реальные перемены, может быть,
не столь эффектны, но они естественней и эффективней.
Зал воспринял фильм «Артек. Большое путешествие»
адекватно творческому замыслу, причем особенно радовались дети. Казалось бы,
что нынешние дети попкорна, кока-колы, чипсов и твиксов
могут знать о пионерии и комсомоле, авиамоделировании
и игре «Зарница»?
На сей раз до попкорна не дошло, внимание захватил
фильм.
1988 год сыграл роль подкидной доски, с которой
созданная в СССР новая раса людей буквально перепрыгнула грядущий исторический
разрыв, когда собственное государство покинуло народ и осталось жить в душах
людей. Именно в 1988 произошел ряд событий, о которых следует сказать
«впервые». Заработали колхозы и совхозы. Апофеозом культурного подъема двух
предыдущих десятилетий стал всесоюзный песенный фестиваль в Юрмале. Для нас
отдельной важной темой осталась в памяти вершина развития отечественной
кинологии, поскольку мы в этом лично участвовали.
Подобных событий в 1988 году произошло много,
ключевых для будущего развития не только страны, но и мира в целом. Россия
осталась заповедником естественных идеалов истины и красоты. Мы смотрели фильм
«Артек. Большое путешествие» внимательно и не нашли в нем ни одной фальшивой
ноты. Это при том, что персонажи вполне натуральные,
далеко не идеализированные картонные фигурки из классической утопии «Город
Солнца» Томмазо Кампанеллы.
Персонажи в силу своего подросткового максимализма
пытаются построить именно утопию, каждый свою. А получается жизнь, потому что
по ходу пьесы приходится корректировать планы с учетом реакции детей 1988-го,
будущих взрослых 2020-го. Стимулирующей мотивацией стал испуг – если родители
окончательно рассорятся, мы вообще не родимся!
Залог успеха сценарий. Родители четверых подростков,
побывавшие в Артеке 32 года назад, отправляют детей в тот же лагерь. Рома Жуков
(Даниил Большов), Ярик Лебедев (Алексей Онежен), Николетта Осипова
(Елизавета Анохина) и ее брат Елисей Осипов (Даниил
Муравьев-Изотов). Дети загадывают желания, которые должны исправить прошлое их
родителей. По возвращении в свое время авторы собственной судьбы с радостью
встречают неожиданные и счастливые перемены. Отец Ромы, летчик-испытатель
Сергей Жуков не погиб. Отец Ярика стал известным
кинорежиссером. Родители Николлеты и Елисея не рассорились, а произвели на свет третьего ребенка
Ивана Осипова.
Дети скорректировали прошлое своих родителей и
сделали их и свое настоящее более счастливым. Фантастическая фабула не
обманывает, но высвечивает технологии собственного счастья. Технологии, в
общем, просты, и ими может воспользоваться практически каждый. Это ключевая
особенность всех российских фильмов подобного жанра.
По другим параметрам фильм «Артек. Большое
путешествие» тоже не отстает от высших стандартов нового русского кино – подбор
и игра актеров, операторское искусство и монтаж, изумительной красоты натурные
съемки и, конечно же, восхитительные диалоги.
Михаил Галустян – великий
комик, более чем натурально играет жаждущего власти завистника. Однако среди
авторов фильма у него роль скорее противоположная, вокруг этого талантливого
организатора талантлив каждый. Персонаж Галустяна на
экране Сергей Сергеевич Курочкин собирает все шишки и остается несломленным
оптимистом-расследователем загадочных детективных событий в лагере с участием
каких-то грибов, мухомора и лисички.
С учетом изменившихся реалий Михаил Галустян отчетливо напоминает героя Игоря Ильинского в
«Карнавальной ночи», и.о. директора Дома культуры Серафима Ивановича Огурцова.
Новое русское кино имеет множество параллелей с
прошлым, оно стоит на плечах гигантов советского киноискусства, превзойдя его.
Мы отдаем себе отчет, что наша рецензия во время войны
у определенного элитарно-маргинального сегмента аудитории вызовет активное
отторжение. Тем, кто заметил войну только после 24 февраля, ментально
недоступно, что текущий виток войн в мире раскручивается с того времени, когда
в СССР происходил культурный расцвет.
Популярный актер Александр Адабашьян
при обсуждении проблем культуры в Думе напомнил, что во время Великой
Отечественной для поднятия народного духа в Москве строили метро и в
Новосибирске оперный театр.
От себя добавим факт, ускользнувший от комментаторов
– культурный расцвет в обстреливаемом Донбассе. На Украине данный факт менее
заметен, но признаки тоже есть.
Судя по большому количеству быстро
взрослеющих детей и красиво молодеющих женщин русские реагируют на англосаксонские методы работы с населением ростом
витальности. Все же лучше бы для этого использовались
технологии фильма «Артек. Большое путешествие».
Как сказано в фильме, у нас тут игра «Зарница», а не
третья мировая война. Мечта делает детей взрослее, а взрослых младше.