02.05.22 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Это не жизнь такая, это мы такие

Новый фильм «Отчаянные дольщики» в высокой степени актуален в том смысле, который раскрывается его названием. Жанр обозначен как социальная комедия, но скорее это трагифарс.

https://mospravda.ru/2022/05/04/520072/

https://leo-mosk.livejournal.com/9692235.html

Аннотация к фильму создана анонимны м  гением: «Кто не мечтает о своей квартире, да ещё в центре города? Вот и наши герои, две заурядные семейные пары, – не исключение. Однако на пути к их мечте встаёт ушлый застройщик, который взамен кровно нажитых денег даёт котлован дома. Простые россияне не хотят мириться с несправедливостью и совершенно случайно берут главу строительной компании в плен».

Режиссер Илья Фарфель. Сценаристы Анатолий Молчанов и Вячеслав Зуб.

Продюсеры: Эдуард Илоян (ген.), Виталий Шляппо (ген.), Денис Жалинский (ген.), Алексей Троцюк (ген.), Михаил Ткаченко, Анатолий Молчанов (креатив.), Вячеслав Зуб (креатив.), Анна Рыжикова (иcп.)

Мы не можетм и не будем раскрывать фабулу, потому что для зрителя это, безусловно, детектив. Буквально до последних кадров невозможно представить, чем это может кончиться.

Четверо из множества обманутых дольщиков – Григорий «Егорыч» (Михаил Трухин), Инга с пузом и мечтой о квартире в цнтре города Нижнего Новгорода (Екатерина Стулова), качок Денис (Никита Кологривый) и его подруга, блогерша Алена-Ляля с родинкой на заднице, мечтает о Мальдивцах (Ольга Веникова).

          Про родинку знает только жертва собственной жадности Олег Стацкий (Максим Лагашкин), глава компании застройщика-кидалова, за которым гоняется отнюдь не великолепная четверка.

Каждый пытается сыграть главную роль в жизненной драме. На какой-то момент, кажется, выигрывает жена застройщика Светлана Стацкая (Александра Флоринская). Элитарная злоумышленница уже спит и видит, как телегенично в роли безутешной вдовы утешается с другом детства.

Трудно понять, кому отдать пальму первенства в креативе режиссерского наворота. В каком-то смысле чертова пальма достается сельскому участковому дяде Лёне (Григорий Сиятвинда). Обиженное судьбой дитя мезальянса нигерийского происхождения стал деревенским детективом России. Федор Анискин из дяди Лёни не получился, но влиятельности на ход событий может быть даже больше.

По ходу пьесы персонажи отчаянно выясняют отношения и спорят, кто тут виноват – застройщик Олег Стацкий, президент Владимир Путин или пиндосы.

Обвинения пиндосов не мешают следовать моделям вестернизации. Однако и тут сокрушительный облом, гангстеров из этих дикорастущих на сугубо российской почве никак не получается. Даже просто послать ультиматум о выкупе с отрубленным пальцем жертвы тупо ломается о реалии постсоветской «Почты России».

Сотрудница почты Снежана (Микаэлла Дель) – пример того, что для современного русского кино нужно актрису с помощью ретуши трансформировать в звезду быта. У нее сперли почтовый ящик, но она всегда найдет слова для своей маргинальной аудитории. Тут она звезда. Это сложнее, чем отмыть Элизу Дулитл, но новому русскому кино преград нет.

Сцена на почте для фильма проходная, но она в этом фильме выглядит вершиной российской жизни. Авторы фильма собрали в одном экранном произведении всю пену и, кажется, все пороки. Трудно представить, что осталось за бортом. Каждый персонаж думает о себе, и все друг друга кидают не задумываясь.

Чтобы этому радоваться, нужно самому пройти через испытание игрой в кидалово со смертельной угрозой. Сознание деформируется, инвертируя трагическое в комическое, подобно происходящему с героем фильма 1973 года «О, счастливчик!» британского режиссёра Линдсея Андерсона, где на заборе написано по-английски «Революция – опиум для интеллигенции».

Как издевательство звучит реклама новой жизни буквально из телевизора про покупку квартиры, как плевое дело.

Дело происходит в Нижнем Новгороде, компания-застройщик называется «Верхнее нижнее». Однако строить никто ничего не собирается. Кидалово запланировано изначально.

В критической ситуации люди принимаются назло друг другу говорить правду о себе.

Фарс как трансформация трагического в смешное пределов не имеет и остановиться на пути к абсурду не может. Абсурд получает успех в среде интеллигенции с сильной естественнонаучной логикой.

Заканчивается фильм глубокомысленным выводом «Это не жизнь такая, это мы такие». Русский фильм не может быть без проникновения в глубины гуманитарной философии в безумной мечте познать себя. У фильма «Отчаянные дольщики» есть своя атмосфера, и она создается в значительной степени адекватно подобранными песнями – «Я не кидал никого никогда...».

Как ни странно, фильм «Отчаянные дольщики» позитивный. Мы тут все дольщики, то есть в деле происходящего кидалова. И не такое переживали. Мальдивы остаются Малтдиыами, патриотизм побеждает и еачинаетися новая жизнь. Если есть хотите узнать спосон начатиь сначала, посмотрите фильм с сакральным названием «Отчаянные дольщики», мым тут все дольщике и каждый отчаянный. Даже Егорыч, чей девиз «Не делать лишних телодвижений.