14.05.22 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино для двоих

Выдумка века

пионские страсти-2

Боевой андроид Опричник-112

https://leo-mosk.livejournal.com/9697788.html

https://mospravda.ru/2022/05/17/524121/

Сюжет кинодетектива «Ботан и супербаба» (сценарист Илья Куликов, режиссер Дмитрий Меняйло) настолько заковырист, что раскрывать его в рецензии было бы обманом зрительских ожиданий. Фабула проста, и она воплощалась в разных вариантах многократно. Была, например, такая перестроечная комедия «Действуй, Маня!». Тогда ученый-биолог и молодой талантливый программист создали по образу фотомодели с рекламного плаката робота-супермена для борьбы с мафией. Естественно, начались эротические фантазии, без этого никак.

Если говорить о более раннем периоде, нельзя не вспомнить советский фильм «Его звали Роберт», где ставился извечный вопрос – может ли машина, робот испытывать человеческие чувства?

Главные герои фильма «Ботан и супербаба» –ботаник и заика пикнического телосложения, программист Иван Калинин (Роман Попов) с унизительной школьной кличкой «Кал», и его верная девушка-робот, созданная им на основе сверхсекретной разработки боевого андроида «Опричник 112». Иван придает роботу облик первой красавицы класса и своей школьной влюбленности, уехавшей на ПМЖ в США Лины Истоминой с одной разницей – грудь на два размеры больше прототипа. Придя на встречу выпускников, он приводит в шок одноклассников, которые не могут понять, как такому ботанику досталась женщина с внешностью супер-модели.

София Каштанова в роли боевого андроида великолепна и неподражаема.

Очень хорош андроидоподобный Денис Васильев в роли главного шпиона.

Суть, наверное, можно увидеть по-разному. Для кого-то фильм реализует подростковые мечты. Кто из нас не мечтал применить нечеловеческую силу против безудерного хамства и оголтелой жестокости, чтобы сохранить справедливость и красоту жизни. Понятно, что в жизни чаще бывает нароборот и сила не помогает, действовать приходится одними словами. Но мечтать не вредно, вредно не мечтать.

Кто-то из особо изысканных ценителей шпиономании в стиле Эдварда Сноудена увидит воплощение его способа развеять подозрения – говорить правду типа «ворую секреты», все равно никто не поверит. Иван пользуется именно таким прием ом, чтобы выкрасть тело робота.

Боевой андроид подчиняется только программисту – администратору системы, который его собрал. За ним гоняются разведки нескольких стран. Стоит он дороже космического корабля, весит 250 килограммов и выдерживает температуру от минус пятидесяти до плюс пятидесяти градусов. Постоянно подключен к сети и оттуда через «телегу» набирается знаний о поведении и языке людей, чтобы синтезировать модели общения с человеком.

Постоянно пасется в чате «Боев без правил», потому что надо осваивать современные приемы боевого искусства. Абсолютную чемпионку по кликухе Акула побеждает вообще без боя. Акула настолько отвратительна, что видеть такую победу красоты над уродством приятно.

Нам показалось, что суть многогранного фильма та же, что и в упомянутом выше старом фильме «Его звали Роберт», только, естественно, качество воплощения идеи намного выше с учетом современных реалий и технологий.

Жанр фильма «Ботан и супербаба» можно обозначить как шпионский боевик, но с существенной оговоркой – он находится в принципиально иной системе жанров относительно продукции Голливуда. За океаном все серьезно и нацелено на безоговорочную победу правильных парней над мировым злом. В фильме «Ботан и супербаба» ни с каким мировым злом никто не борется. Задача программиста Ивана Калинина сугубо человеческая и очень личная. Однако события выходят из-под контроля системного администратора. Ботаник против своей воли побеждает всех шпионов, чтобы спасти Лину.

Наверно, влюбился в свое создание. И повелел отключить программу распознавания своих скрытых желаний. Любой мужчина мечтает о такой самоотверженно послушней женщине с обликом супермодели, готовой носить его на руках подобно мадам Ольге Мозес из повести Стругацких «Отель у погибшего альпиниста». И при этом не считающей свое существование чем-то существенным по сравнению с жизнью своего системного администратора, то есть абсолютного повелителя.

«У меня генетический дефект и умру через месяц», – сочиняя версии под желания своего администратора и сверяя результат с реакцией собеседников, андроид явно встсет на путь синетеза веселого юмора и человеческих эмоций. Вот собственно и ответ на главный запрос из песни Аллы Пугачевой: «Робот! Ты же был человеком, Мы бродили по лужам, В лужах плавало небо. ... Робот – это выдумка века. Я прошу, ну попробуй, Стань опять человеком!»

Искусственный интеллект андроида совершенствуется и воспроизводит реплики и монологи с юмором на грани фола. Но своему администратору подчиняется беспрекословно. Завершается удивлением, что человек может ради нее рисковать жизнью. Она знает из Интернета, что такое любовь и что для человека она может быть важнее еды. Это критерий.

Правда, у нас есть такие живые супер-женщины, которые категорически отвергают эмоции и делают мужественный вид абсолютной рациональности.

Неизбежны параллели с древнегреческим мифом об ожившей волею Афродиты жены кипрского скульптора Пигмалиона, известной с легкой руки Жан-Жака Руссо под именем нереиды из другого древнегреческого мифа о Галатее.

Если для комплекта впечатлений вспомнить фильм «Господин оформитель» Михаила Козакова, становится понятно, насколько правы создатели алгоритмов искусственного интеллекта в Сбере – задача искусственного интеллекта зависит от того, что заложил программист. Из одного и того же дерева можно построить храм или лагерный барак.

В конечном счете у каждого скульптора-программиста получается свой «Солярис» Станислава Лема, каждый Крис Кельвин невольно материализует свои тайные желания в виде свой лтичной утраты Хари.

Так что фильм «Ботан и супербаба» совсем не выглядит фантастикой. Смотреть очень приятно и забываешь о неудачном названии. Все остальное на высоком уровне качества.

Авторы угадали и воплотили естественные человеческие ожидания. Даже странно, что в зале, кроме нас двоих, никого не было. Хорошее отечественное кино для души у нас не рекламируется. Продюсер по постпродакшн есть, самого постпродакшена не видно. Но это уже вопрос политики государства в сфере культуры. Надо радоваться хотя бы тому, что в России делают такие милые картины и больше нигде такое человеческое качество не получается.

В России все делают хорошо, даже оружейные проекты в культуре с подавлением воли к жизни тут получаются намного убедительней Голливуда. А уж когда есть возможность сделать позитив для души или показать национальную изобретательную жизнестойкость и волю к победе, тут русскому экранному искусству вообще не может быть равных.

 

Информация о фильме

https://www.kinopoisk.ru/film/4432433/?ysclid=l35xfo9exr

Стеснительный ботаник Иван, ученый из «Сколково», которого в школе все называли Калом (сокращенно от фамилии Калинин) для встречи выпускников крадет девушку-андроида из научного центра и приделывает к её кибертелу лицо первой красавицы школы, чтобы выдать покорного робота за свою жену. Он думает, что успех среди одноклассников теперь обеспечен, но есть одно но. Андроид оказался спецразработкой для ведения боевых действий, которой только предстоит узнать, что такое доброта и человечность. Если удастся спастись от иностранных разведок, устроивших охоту за сверхсекретной разработкой.

 

https://www.kinopoisk.ru/film/4432433/cast/?ysclid=l35xt570mc

Режиссер Дмитрий Меняйло

Актеры

София Каштанова Лиина Истомина

Роман Попов Иван Калинин

Андрей Астраханцев Пнауны   й руководитель Ивана авел Юрьевич

Сергей Чудаков папа Вани

Юлия Костомарова мама Вани

Денис Васильев Нестеров

Ирина Цветкова классуха

Тамара Адамова Дарья Карасева

Ирина Рудоминская Марина

Ксения Худоба Юля

Екатерина Берлинская Катя

Александр Соколовский . Олег

Филипп Горенштейн Саша

Радмил Хайрутдинов Бычок

Денис Денисов Игорь

Леонид Паршин Леха

Василий Романий продавец

Виктория Мартынова девушка

Иван Руденко . Егор

Игорь Гордеев алкаш

Александр Фарбер дипломат

Григорий Багров Борис, уборщик

Михаил Блиндарь охранник

Зинфира Арсланова женщина в ТЦ

Алексей Вакарчук . охранник в ТЦ

Игорь Сильченко патрульный

Александр Коркунов полицейский

Илья Лукашенко полицейский

Продюсеры Илья Куликов и Андрей Семенов, креативный продюсер Аня Мирохина, исполнительный продюсер Алексей Тутаринов, продюсер продвижения Владимир Пермяков, продюсер постпродакшн Алина Герасимова

Сценарист Илья Куликов

Оператор Станислав Юдаков

Композитор Денис Дубовик

Художники –постановщики Александр Шин Марфа Ломакина

Художники по костюмам Полина Лосева Маргарита Абрамова