25.07.22 Наталья ВАКУРОВА
Книга в Москве
Цветы кактуса. Проза Екатерины Рощиной
Кактусы цветут редко. И цветы у них яркие, хищные, с
сильным запахом. Почему рассказы Екатерины Рощиной ассоциируются с цветами
кактуса, трудно объяснить. Яркость деталей и ситуаций. Колкость, непримиримость
к злу и предательству. Редкое чувство меры в описании человеческого горя и
страданий. А что еще? Больше ничего и не надо для того, чтобы назвать автора
настоящим писателем. Глубоким, тонким. Чувствующим слово и
интонацию. Почему вспомнилось про кактус? Герой одного из рассказов
хотел привезти маме в подарок из Испании кактус, но его отобрали на таможенном
контроле – оказывается, на кактус тоже нужно ветеринарное разрешение…
Двадцать два рассказа Екатерины Рощиной, опубликованные
в журнале «Роман-газета» (№ 24,
Увидев однажды у меня в руках «Роман-газету», коллега,
преподаватель института, удивилась: «Как, этот журнал еще выходит? Я так его
так любила раньше, всегда читала. А теперь где его
достать?». Да, к сожалению, как и многие журналы, «Роман-газету» сегодня
достать не так просто. Не все знают об этом, но можно оформить электронную
подписку на бумажное издание. Можно лично прийти в издательство «Художественная
литература» и купить интересующие номера журнала. В конце концов, есть
возможность приобрести журнал на книжной выставке на Красной площади или на Московской
Международной книжной ярмарке.
Однако вернемся к рассказам Екатерины Рощиной. Самым
первым произведением, с которым нам удалось познакомиться, была повесть «Улитка
на склоне Фудзи», после прочтения
которой началось, если можно так сказать, более тесное взаимодействие и с самой
писательницей, и с ее творчеством.
Снова и снова возникает вопрос: откуда берутся сюжеты
– это художественный вымысел или реальные истории? Стоит здесь упомянуть
литературоведческий термин «нарратив»
(повествование). В чем особенность повествования, рассказывания историй, какие нарративные технологии использует автор, чтобы мы
прониклись содержанием и эмоционально восприняли чувства и переживания героев?
Вот рассказ «Истринские
ведьмы». Прямая аналогия с названием романа Джона Апдайка
«Иствикские ведьмы», экранизированного Джорджем
Миллером в 1987 году с Джеком Николсоном в главной роли. В рассказе, как и в
романе Апдайка, три героини и мужчина, внесший разлад
и предательство в дружную женскую компанию. Три женщины – автор повествования,
подруги Таня-Яна и Ирина Хакина, сидя на даче, ждут в
гости кавалера Яны, искренне желая ей счастья с новым поклонником. Однако в
конце вечера случилась небольшая «рокировочка» – гость
удаляется в сторону леса с Хакиной…
здесь приведем слова автора – а что еще, какая другая мысль может
возникнуть в такой ситуации: «И я вдруг понимаю: нет никакой женской дружбы. Всегда есть одна лишь зависть, ревность и подлость, припорошенные
блестящим ворохом лживых комплиментов и наигранной свободы». Ну, а почему
это утверждение неправильное, вызванное чисто эмоциональным порывом, читатель
узнает в конце рассказа.
Рассказ «Перелетные ангелы» – совсем другое,
фантазийное повествование, можно даже сказать, притча о том, что все можно
изменить, отменить трагедию, «контрл-зэт» – отменить
последнее действие. В рассказе это делают ангелы. А может ли это сделать в
своей жизни человек? Отменить, не совершать неосмотрительных поступков, быть
ответственным за себя и за других? Не хочется
отделываться риторическим вопросом. Ответ: нужно всегда думать о последствиях
своих действий, и рассказ «Перелетные ангелы» как нельзя лучше, не напрямую,
косвенно, но очень внятно нам об этом напоминает.
Вот рассказ «Манечка». Тоже
о необдуманном поступке, но и о доверии к людям. Описывается очень странная
ситуация, как пожилая пара «усыновила» молодого безногого бродягу, совершенно
чужого человека, вопреки всем разумным представлениям и наставлениям знакомых: «Не
делай этого, Манечка! Не надо! Он аферист, он обманет
тебя!» Концовка рассказа тоже весьма неожиданная.
Прекрасный рассказ «Окей,
Марина» о судьбе некоей Марины и ее мужа, воспитавших
единственную дочь. Дочь вышла замуж за «чернокожего веселого парня», уехала в
Голландию, родила двоих «кофе-с-молоком» деток. О том, как не смог этого
пережить отец. Как дальше сложилась жизнь родных людей, живущих в разных
странах, – разве не актуальная тема? И, как всегда у Рощиной, описанная с какой-то щемящей грустью и ожиданием счастья
неизвестно откуда…
«Сантехник Кусто» – лирический
и очень светлый рассказ о любви. Вроде, о ней уже все сказано, и тем не менее… «Странные люди, эти влюбленные», – подумает
прохожий и пойдет по своим делам». Так и мы, читатели. Прочитаем и пойдем по
своим делам. А в голове будут еще долго крутиться слова, образы, сюжеты. Зачем
они нам? Надо ли знать о чьих-то изменах, подлости, чьей-то смерти, наконец?
Надо ли представлять себя в тех ситуациях, в которых оказались литературные
герои? Видимо, кому-то надо. Очень многим надо. Потому что мы, люди, в чем-то
все одинаковы, будучи в то же время совершенно разными. «О несходстве сходного» – так когда-то назвал свой литературоведческий
трактат Виктор Шкловский. Наверно, здесь и кроется разгадка нашего интереса к
литературе. Понять себя, найти похожее в непохожем.
Рассказы Екатерины Рощиной в полной мере дают нам такую возможность.
В заключение скажем, что Екатерина Рощина является
редактором журнала «Детская роман-газета», замечательного издания, прививающего
интерес к чтению с самых малых лет. Такой журнал сегодня – большая редкость,
островок отечественной культуры в море переводной, зачастую вредной, хоть и
прекрасно оформленной детской литературы.
В самом конце хотелось бы перечислить те рассказы,
которые не были упомянуты в рецензии. Надеемся, что даже сами их названия привлекут
внимание читателей и они смогут более подробно
познакомиться с творчеством замечательного автора – Екатерины Рощиной.
Список рассказов:
Кукушонок
Солнечное масло холодного отжима
Золотые шары
Антоновка
Мишаня
Цветы запоздалые
Монгольский карлик
Розовый дым
А снег – как когда-то давно
Инна, бурный поток
Город Мелекесс
Когда дождь становится воздухом
Лайка, хорошая моя
Оранжевые мандарины на сером фоне
Белые кеды
Банановая змейка
Пряничный домик под красной черепицей
Зигзаг
Справка: Рощина Екатерина Борисовна. Родилась и живет
в Москве. Окончила Московскую Академию печати, работала редактором,
журналистом. Более двадцати лет составляет и редактирует журнал «Детская
роман-газета». Член Московского Союза журналистов. Автор сборников рассказов и
повестей «Возвращайся по первому снегу», «Гештальт», «Платон
боится сквозняков» и др.