25.07.22 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Цветы кактуса. Проза Екатерины Рощиной

Кактусы цветут редко. И цветы у них яркие, хищные, с сильным запахом. Почему рассказы Екатерины Рощиной ассоциируются с цветами кактуса, трудно объяснить. Яркость деталей и ситуаций. Колкость, непримиримость к злу и предательству. Редкое чувство меры в описании человеческого горя и страданий. А что еще? Больше ничего и не надо для того, чтобы назвать автора настоящим писателем. Глубоким, тонким. Чувствующим слово и интонацию. Почему вспомнилось про кактус? Герой одного из рассказов хотел привезти маме в подарок из Испании кактус, но его отобрали на таможенном контроле – оказывается, на кактус тоже нужно ветеринарное разрешение…

Двадцать два рассказа Екатерины Рощиной, опубликованные в журнале «Роман-газета» (№ 24, 2021 г.), под общим названием «Розовый дым», на наш взгляд, не должны пройти мимо читателей, которые ценят литературу классического образца, реалистичную и высокохудожественную, в то же время очень современную и созвучную сегодняшним проблемам практически каждого человека. Можно, конечно, назвать эту литературу женской. Но не в смысле качества и гендерной проблематики, а в смысле удивительно точного раскрытия женских судеб.

Увидев однажды у меня в руках «Роман-газету», коллега, преподаватель института, удивилась: «Как, этот журнал еще выходит? Я так его так любила раньше, всегда читала. А теперь где его достать?». Да, к сожалению, как и многие журналы, «Роман-газету» сегодня достать не так просто. Не все знают об этом, но можно оформить электронную подписку на бумажное издание. Можно лично прийти в издательство «Художественная литература» и купить интересующие номера журнала. В конце концов, есть возможность приобрести журнал на книжной выставке на Красной площади или на Московской Международной книжной ярмарке.

Однако вернемся к рассказам Екатерины Рощиной. Самым первым произведением, с которым нам удалось познакомиться, была повесть «Улитка на склоне Фудзи», после прочтения которой началось, если можно так сказать, более тесное взаимодействие и с самой писательницей, и с ее творчеством.

Снова и снова возникает вопрос: откуда берутся сюжеты – это художественный вымысел или реальные истории? Стоит здесь упомянуть литературоведческий термин «нарратив» (повествование). В чем особенность повествования, рассказывания историй, какие нарративные технологии использует автор, чтобы мы прониклись содержанием и эмоционально восприняли чувства и переживания героев?

Вот рассказ «Истринские ведьмы». Прямая аналогия с названием романа Джона Апдайка «Иствикские ведьмы», экранизированного Джорджем Миллером в 1987 году с Джеком Николсоном в главной роли. В рассказе, как и в романе Апдайка, три героини и мужчина, внесший разлад и предательство в дружную женскую компанию. Три женщины – автор повествования, подруги Таня-Яна и Ирина Хакина, сидя на даче, ждут в гости кавалера Яны, искренне желая ей счастья с новым поклонником. Однако в конце вечера случилась небольшая «рокировочка» – гость удаляется в сторону леса с Хакиной… здесь приведем слова автора – а что еще, какая другая мысль может возникнуть в такой ситуации: «И я вдруг понимаю: нет никакой женской дружбы. Всегда есть одна лишь зависть, ревность и подлость, припорошенные блестящим ворохом лживых комплиментов и наигранной свободы». Ну, а почему это утверждение неправильное, вызванное чисто эмоциональным порывом, читатель узнает в конце рассказа.

Рассказ «Перелетные ангелы» – совсем другое, фантазийное повествование, можно даже сказать, притча о том, что все можно изменить, отменить трагедию, «контрл-зэт» – отменить последнее действие. В рассказе это делают ангелы. А может ли это сделать в своей жизни человек? Отменить, не совершать неосмотрительных поступков, быть ответственным за себя и за других? Не хочется отделываться риторическим вопросом. Ответ: нужно всегда думать о последствиях своих действий, и рассказ «Перелетные ангелы» как нельзя лучше, не напрямую, косвенно, но очень внятно нам об этом напоминает.

Вот рассказ «Манечка». Тоже о необдуманном поступке, но и о доверии к людям. Описывается очень странная ситуация, как пожилая пара «усыновила» молодого безногого бродягу, совершенно чужого человека, вопреки всем разумным представлениям и наставлениям знакомых: «Не делай этого, Манечка! Не надо! Он аферист, он обманет тебя!» Концовка рассказа тоже весьма неожиданная.

Прекрасный рассказ «Окей, Марина» о судьбе некоей Марины и ее мужа, воспитавших единственную дочь. Дочь вышла замуж за «чернокожего веселого парня», уехала в Голландию, родила двоих «кофе-с-молоком» деток. О том, как не смог этого пережить отец. Как дальше сложилась жизнь родных людей, живущих в разных странах, – разве не актуальная тема? И, как всегда у Рощиной, описанная с какой-то щемящей грустью и ожиданием счастья неизвестно откуда…

«Сантехник Кусто» – лирический и очень светлый рассказ о любви. Вроде, о ней уже все сказано, и тем не менее… «Странные люди, эти влюбленные», – подумает прохожий и пойдет по своим делам». Так и мы, читатели. Прочитаем и пойдем по своим делам. А в голове будут еще долго крутиться слова, образы, сюжеты. Зачем они нам? Надо ли знать о чьих-то изменах, подлости, чьей-то смерти, наконец? Надо ли представлять себя в тех ситуациях, в которых оказались литературные герои? Видимо, кому-то надо. Очень многим надо. Потому что мы, люди, в чем-то все одинаковы, будучи в то же время совершенно разными. «О несходстве сходного» – так когда-то назвал свой литературоведческий трактат Виктор Шкловский. Наверно, здесь и кроется разгадка нашего интереса к литературе. Понять себя, найти похожее в непохожем. Рассказы Екатерины Рощиной в полной мере дают нам такую возможность.

В заключение скажем, что Екатерина Рощина является редактором журнала «Детская роман-газета», замечательного издания, прививающего интерес к чтению с самых малых лет. Такой журнал сегодня – большая редкость, островок отечественной культуры в море переводной, зачастую вредной, хоть и прекрасно оформленной детской литературы.

В самом конце хотелось бы перечислить те рассказы, которые не были упомянуты в рецензии. Надеемся, что даже сами их названия привлекут внимание читателей и они смогут более подробно познакомиться с творчеством замечательного автора – Екатерины Рощиной.

 

Список рассказов:

Кукушонок

Солнечное масло холодного отжима

Золотые шары

Антоновка

Мишаня

Цветы запоздалые

Монгольский карлик

Розовый дым

А снег – как когда-то давно

Инна, бурный поток

Город Мелекесс

Когда дождь становится воздухом

Лайка, хорошая моя

Оранжевые мандарины на сером фоне

Белые кеды

Банановая змейка

Пряничный домик под красной черепицей

Зигзаг

 

Справка: Рощина Екатерина Борисовна. Родилась и живет в Москве. Окончила Московскую Академию печати, работала редактором, журналистом. Более двадцати лет составляет и редактирует журнал «Детская роман-газета». Член Московского Союза журналистов. Автор сборников рассказов и повестей «Возвращайся по первому снегу», «Гештальт», «Платон боится сквозняков» и др.