08.08.22 Лев МОСКОВКИН, Наталья
ВАКУРОВА
Книга в Москве
Фундаментально-метафорическое
описание науки и ее истории
Вышла в свет книга Сергея
Владимировича Багоцкого «История науки» (Москва,
издательство Де’Либри, 2022, 680 стр. 11 иллюстраций ISBN: 978-5-44911-262-0).
Это всеобъемлющий фундаментальный
труд большого объема и классического толка.
https://mospravda.ru/2022/08/10/558161/
https://leo-mosk.livejournal.com/9849784.html
Автор удачно сочетает дотошную
энциклопедичность и образную метафоричность. Возрастная маркировка 18+, на наш
взгляд, не соответствует реальности. Каких-то серьезных возрастных ограничений
мы не увидели. Текст изложен настолько доступным языком, что вполне может
служить расширенным учебником для средней школы сразу по нескольким
дисциплинам, не только по естествознанию.
Причину того, что «История науки»
может быть интересна подросткам, Сергей Багоцкий
весьма точно объяснил сам: «В нашем обществе распространено мнение, что
современные подростки кроме секса, рок-музыки и наркотиков ничем не
интересуются. Мои собственные наблюдения не согласуются с этой точкой зрения. Я
вижу немало умных и любознательных подростков, напряженно размышляющих над
острыми проблемами окружающей нас жизни. Смею надеяться, что некоторые из этих
мальчиков и девочек с интересом прочтут мою книгу».
Автор прав, и ситуация в общем не
очень хорошая, современное образование и современная научно-популярная
литература не удовлетворяет научную любознательность как подростков, так и
населения в целом.
«История науки» Багоцкого
может восполнить пробел.
Правда, для этого следовало бы
снабдить текст рисунками креативного художника. Опыт
есть, например, книги Сергея Деменюка о фракталах и
хаосе.
Книга Сергея Багоцкого
намного шире названия «История науки». В ней приведено, кажется, все, имеющее
отношение к науке. Тут есть, конечно же, описание предмета и сути науки,
научной дискуссии и формирования научных идей. Описаны научные школы и
направления от древности до наших дней. Отражено сходство и различие науки
гуманитарной и естественной, также философии и религии.
После каждой главы приведены
вопросы, что превращает книгу в качественное научное пособие.
Например, «Науки развиваются тем
быстрее, точнее и лучше, чем меньше они имеют дело с практикой», – говорил
выдающийся биолог Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900–1981). На
основе этого высказывания автор сформулировал вопрос, для ответа на который
нужны не столько знания, сколько смекалка, опыт, логика и фантазия: «Приведите
доводы за и против мнения, высказанного Н. В. Тимофеевым-Ресовским. Согласны ли
Вы с этим мнением?»
Насколько нам известно,
Тимофеев-Ресовский запустил революцию в науке с переходом всей науки на точный
естественнонаучный формат. Он на какой-то момент сумел привлечь внимание
международной научной общественности к достижениям отечественной эволюционной
генетики и тем самым придал мощный импульс ее развитию. Этот человек был
великий полемист, мастер, прежде всего, устного диалогичного жанра.
Воспринимать его слова вне контекста невозможно.
Собственные исследования
Тимофеева-Ресовского и его жены на Дрозофиле действительно были освобождены от
бремени непосредственного практического применения, но они имели настолько
значительное фундаментальное значение, что их прикладной аспект оказался не
меньше теоретического и намного шире чистой генетики – принцип усиления,
пенетрантность и экспрессивность, сочетание олигогенов, генной и внешней среды
в формировании признака.
Что же касается исследований
Тимофеева-Ресовского на Южном Урале по радиоэкологии, они были продиктованы
практическими задачами.
Большинство явлений эволюции
общества имеют аналоги в дикой природе. Образование настоящей Хромосомы
эукариот было аналогом будущего Интернета, когда право на жизнь получило
множество последовательностей, не имеющих непосредственного применения для
приютившего их организма. Были значительно расширены возможности эволюции путем
генных дупликаций.
Высказывания Тимофеева-Ресовского
имеют похожую судьбу – о науке, о либералах, что свиньи не могут разводить
свиней, это должен делать свиновод.
Особую ценность «Истории науки» Багоцкого составляют инсерции
примеров из художественной литературы, значительно повышающие усвояемость
авторских идей.
Приводятся абсолютно контрастные
описания, так сказать, ненаучного быта, например, реалистичные повести Лилианы Розановой соседствуют с «Белыми одеждами» Дудинцева,
произведением больше фантастичным, чем научным.
В нашем непредсказуемо меняющемся
мире ни один серьезный автор не может претендовать на окончательную картину.
Современная наука привлекает больше критики, чем понимания.
Тем не менее, «История науки» Багоцкого представляет собой определенный итог, который
можно сформулировать именено сейчас. В нашем
понимании Багоцкий подобно Мюнхгаузену буквально
вытащил самого себя за волосы из того болота, в которое превратили обильное
описание наук в публичном информационном поле.
Получилось вполне сбалансированное
описание классической картины науки, оставляющее читателю пространство для
размышления и возможность личного участия в развитии науки.
Сергей Багоцкий
дипломатично избегает спорных моментов, вызывающих особо острое возмущение в
неспокойном научном сообществе. В лучшем случае декларации заменяются
вопросами.
«История науки» в качестве учебника
дает репрезентативный набор знаний на твердую пятерку. Апологеты нетривиальных
теорий не смогут спорить со сложившейся классической картиной.
В условиях глобализации науки в
англосаксонском варианте ни один здравомыслящий ученый без риска утраты статуса
не будет спорить с центральной ролью «Теории Дарвина» и
примирительно-эклектичной концепцией «Синтетической теории эволюции».
Тем не менее, наиболее яркие
представители русского антидарвинизма в книге приведены.
Прорыв Сергея Багоцкого
состоялся в том, что он возвращает центральную роль в истории науки русским
ученым. Сейчас требует определенного мужества само упоминание имен Николая
Тимофеева-Ресовского, Константина Мережковского, Льва Берга, Сергея
Четвериковая, Ивана Шмальгаузена, Владимира Эфроимсона, Вигена
Геодакяна, Алексея Оловникова, Юрия Чайковского, Льва
Животовского и других.
Одновременно в книге приведено
описание эксперимента Эдварда Лоренца, автора модели странного аттрактора и
теории структуры динамического хаоса. Североамериканец Лоренц
подвел физическую базу под описанное на полвека ранее Четвериковым явление волн
жизни. Под разными названиями волны жизни вошли в число факторов как
микро-, так и Макроэволюции.
Основоположник* Тимофеев-Ресовский
предпочитал термин волны жизни без вариаций.
В книге приведены нетривиальные
факты, которые не слишком вяжутся с известными стереотипами. Например, народный
академик Трофим Лысенко, став президентом ВАСХНИЛ, никогда не был членом КПСС.
Особый интерес представляет казус
Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона, замученного североамериканской
политкорректностью вплоть до утраты личности. Схема давления на генетиков в
общем универсальная. Но даже в таком случае автор избегает личных оценок.
Особую ценность книги «История науки»
в качестве учебника представляет формат изложения через приведение
неопровержимых фактов.
Будущих врачей учат писать историю
болезни для прокурора. Наверное, было бы правильно учить
ученых излагать свои представления с учетом реальности возможного Auto-da-Fe. Если бы Джордано Бруно правильно учили,
история науки сохранила бы ценный научный кадр. А что там «А все-таки она
вертится!», то для пропаганды любой очевидной истины совсем не обязательно идти
на костер. Присвоившие право судить временщики схлынут в небытие, на их место
придут другие с какой-то другой, столь же агрессивной, лексикой.
Истина инвариантна, как и красота,
разве что слова могут быть разные. Сергею Багоцкому
удалось соединить под общей обложкой максимум возможного.
С некоторыми тезисами в
представлении науки Багоцкого мы согласиться не
можем, но и не считаем себя вправе критиковать, потому что критика вышла бы не по адресу. Тут надо повторить, что «История науки»
является классической позитивной картиной науки. Спор с автором означал бы
объявление войны против действующей парадигмы.
Ни в коем случае не в укор автору,
но исключительно ради чистоты картины, отметим то, что мы не нашли в книге. Не
нашли исследователей потребностей мозга Павла Симонова и Вячеслава Дубынина. В море литературы-макулатуры про мозги это
светлый лучик адекватного соответствия потребностей нейросетям.
Не нашли авторов мобильных элементов в геноме Евгения Ананьева и Владимира
Гвоздева, также автора монографии «Непостоянство генома» Романа Хесина-Лурье. Не нашли нетривиальной идеи происхождения
Жизни на Земле, изложенной в фантастическом романе Станислава Лема «Голос неба» (по-польски «Glos
Pana») Не нашли детектора ошибок Натальи Бехтеревой,
который должен бы контролировать отмененное ранее.
На данном этапе перечисленные
моменты выпали из канона.
Ну что ж, если автор примет в расчет
наши замечания, стало быть, есть стимул работать над переизданием «Истории
науки».
Реальная картина науки способна
вызвать шок у читателей старше восемнадцати. Достаточно было бы одного
доведенного до абсурда казуса Джеймса Уотсона. На их счастье, большинство людей в нашем прекрасном новом мире правду не
воспринимает, и наука в перспективе может исправить положение.
https://www.litres.ru/s-v-bagockiy/istoriya-nauki/chitat-onlayn/
С.В. Багоцкий
«ИСТОРИЯ НАУКИ»
АННОТАЦИЯ
В книге рассказывается об истории разных наук, как естественных, так и
гуманитарных. Она отражает представления автора о том, каким должен быть университетский
курс истории науки.
Книга написана в формате учебного пособия и содержит вопросы разного
уровня. Одни вопросы требуют лишь воспроизведения изложенного материала, другие
стимулируют самостоятельные размышления читателей. Некоторые вопросы не имеют
однозначных ответов, но зато могут стимулировать интересные дискуссии.
Чтение книги не требует знаний, выходящих за пределы программ российской
средней школы. Сложные вопросы, затрагиваемые в книге, разъясняются в самом
тексте.
Книга может быть полезна для разных категорий читателей: студентов,
молодых и не слишком молодых научных работников и преподавателей (ВУЗовских и школьных), любознательных старшеклассников, и
просто неравнодушных к поиску истины граждан, как имеющих, так и не имеющих
высшее образование.
THE
ABSTRACTS.
The book tells about the history of
various sciences, both natural and humanitarian. It reflects the author’s views
on what a university course in the history of science should be.
The book is written in the format of
a textbook and contains questions of different levels. Some questions require
only reproduction of the material presented, others
stimulate independent thoughts of readers. Some questions do not have clear
answers, but they can stimulate interesting discussions.
Reading the book does not require
knowledge beyond the limits of the Russian high school programs. The complex
issues raised in the book are explained in the text itself.
The book can be useful for different
categories of readers: students, young and not too young researchers and
teachers (university and school), inquisitive high school students, and just
people who are not indifferent to finding the truth of citizens, both with and
without higher education.
ОГЛАВЛЕНИЕ
страницы
Часть 1. ВВЕДЕНИЕ 8
Часть 2. ЧТО ТАКОЕ НАУКА И КАК ОНА ФУНКЦИОНИРУЕТ? 11
Наука и научные дисциплины. 11
Роль науки в современном мире. 12
Философия и наука. 13
Естественные и гуманитарные научные дисциплины. 14
Задачи, которые ставит перед собой наука. 16
Методы научного исследования. 17
Алгоритм научного исследования. 18
Гипотезы, концепции, теории. 20
Как грамотно поставить эксперимент? 22
Презумпция виновности исследователя. 24
Публикация научных результатов. 25
Научные дискуссии. 27
Научный язык. 28
Научные учреждения. 29
«Хлеб, масло, но не джем». 32
Оценка труда работников науки. 35
Подготовка научных кадров. 39
Разнообразие исследователей. 41
Женщины в науке. 45
Научные коллективы и научные школы. 46
Научная этика. 52
Паранаука. 54
Наука и религия. 56
Наука, художественная литература, искусство. 60
Научно-популярная литература. 66
Наука, Общество, Власть: Дружба и противостояние. 69
Часть 3. У ИСТОКОВ НАУКИ. 71
Исследование природы в странах Древнего Востока. 71
Древняя Греция: философия и зачатки науки. 72
Древняя Греция: Фалес, Анаксимандр, Гераклит. 73
Древняя Греция: Пифагор. 74
Древняя Греция: Эмпедокл. 75
Древняя Греция: Левкипп, Демокрит,
Эпикур. 76
Древняя Греция: Платон. 77
Древняя Греция: Аристотель. 79
Древняя Греция: Развитие математики. 82
Древняя Греция: Архимед. 83
Древний Рим: Тит Лукреций Кар. Плиний старший. 84
История и историки Древнего мира. 85
Евангелие. 86
Чему учил капитан Гончаренко? 93
Христианство после Христа 97
Классическая христианская философия: Блаженный Августии.
100
Пелагий против Августина. 102
От Античности к Средневековью. 102
Средневековье: появление университетов. 105
Схоластика. 108
Алхимия. 109
На заре Возрождения. 111
Уильям Оккам и его бритва. 113
Переворот в культуре в эпоху Возрождения. 113
Земля круглая. От геоцентризма к гелиоцентризму. 116
Часть 4. ФИЛОСОФИЯ: XVII – XIX ВЕК. 119
Френсис Бэкон. The
knowledge is power. 119
Рене Декарт. Мыслю – следовательно существую.
120
Деизм. 121
Бенедикт Спиноза. Субстанция и её атрибуты. 122
Готфрид Лейбниц. Монады и лестница существ. 123
Английская философия XVIII века. 124
Французская философия XVIII века. 125
Иммануил Кант. 128
Георг Фридрих Вильгельм Гегель. 130
Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 132
Позитивизм. 133
Критический рационализм Карла Поппера. 137
Постмодернизм. 139
Часть 5. XVIII – XIX ВЕК: ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ. 142
Академии наук. 142
Математика: Числа и операции над ними. 143
Математика: Функции и математический анализ. 147
Математика: Множества. 150
Математика: Аксиомы и теоремы. 154
Математика: Теория вероятностей. Статистика. 155
Математика: Геометрия. 159
Математика: Математическая логика. 164
Движение в природе и Исаак Ньютон. 165
Что такое горение? 168
Закон сохранения массы. 170
Энергия и её сохранение. 171
Термодинамика. 176
Электричество и магнетизм. 182
Свет, спектры, спектральный анализ и поляризация света. 186
Свет и его скорость. 192
Простые вещества, сложные вещества, химические элементы. 194
Атомы и молекулы. 196
Валентность и теория строения органических соединений. 199
Периодическая система элементов. 204
Химическое равновесие и химическая динамика. 205
Астрономия. 208
Геология. 212
География. 218
Клеточное строение живых организмов. 224
Микробиология. 226
Систематика живых существ. 228
Биологическая эволюция. 231
Физиология человека и других животных. 248
Психология. 250
История первобытного общества. 252
Историческая наука. 255
Экономическая наука. 262
Социология и политология. 269
Филологические науки. 272
Часть 6. XX ВЕК: ИСТОРИЯ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ. 283
Революция в науке. 283
Свет: частицы или волны? 283
Электроны. 285
Радиоактивность. 287
Строение атомов. 289
Физическая оптика. 283
Теория относительности. 295
Квантовая механика. 296
Мир элементарных частиц. 299
Ядерное оружие и ядерная энергетика. 305
Взаимодействия в природе. 308
Как возникла Солнечная система? 309
Происхождение и эволюция звёзд. 312
Как возникла Вселенная? 316
Исследование космоса. 320
Математика в XX веке. 325
Вычислительная техника. 329
Кибернетика и системный анализ. 333
Самоорганизация в природе. 341
Химия в XX веке. 342
Геология. 351
География. 353
Наследственность. 358
Исследование белков. 362
Биоэнергетика. 365
Фотосинтез. 370
Молекулярная биология. 373
Информация и тесты. 380
Строение клеток. 381
Проблема Происхождения Жизни. 388
Физиология животных. 394
Экология. 402
Теория биологической эволюции в XX веке. 415
Социальные отношения в мире животных. 418
Систематика живых организмов. 421
Психология. 422
Евгеника. 435
Криминология. 438
Антропология. 440
Экономическая наука. 446
Социология. 453
Историческая наука. 464
Филологические науки. 468
Наука о науке. 464
Глобальные проблемы современного мира. 471
Часть 7. НАУКА В РОССИИ (ДО 1917 ГОДА) 474
Существует и русская наука? 474
Немного истории. 474
Развитие образования в России. 479
Учреждение Академии наук в Санкт-Петербурге. 484
Философия в России. 487
Российская наука до М.В.Ломоносова. 495
Михаил Васильевич Ломоносов. 497
Математика и естественные науки в России до Ломоносова и до середины XIX
века. 500
Общественные и гуманитарные науки в России в XVIII и первой половине XIX
веков. 504
Поколения исследователей. 512
Математика в России в 1855 – 1917 годах. 514
Физика в России в 1855 – 1917 годах. 516
Астрономия в России в 1855 – 1917 годах. 517
Химия в России в 1855 – 1917 годах. 518
Науки о Земле в России в 1855 – 1917 годах. 521
Биология в России в 1855 – 1917 годах. 524
Историческая наука в России в 1855 – 1917 годах. 529
Экономические науки в России в 1855 – 1917 годах. 532
Филологические науки в России в 1855 – 1917 годах. 532
Часть 8. НАУКА В СССР И РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 ГОДА). 536
Россия после 1917 года. 536
Наука и советское государство. 538
Иностранцы и советская наука. 551
Философия в СССР. 553
Философы естествознания. 563
Математика в СССР. 568
Физика в СССР. 572
Советский атомный проект. 584
Советский еский проект. 590
Кибернетика в СССР. 597
Химия в СССР. 601
Геологические науки в СССР. 607
Географические науки в СССР. 611
Биология в СССР. 615
Теория эволюции. 624
Трагедия советской генетики. 629
Экономическая наука в СССР. 639
Капитализм. Социализм. Коммунизм. 644
Психологическая наука в СССР. 648
Историческая наука в СССР. 660
Филологические науки в СССР. 668
Некоторые итоги. 672
Наука в современной России. 673
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 675
ПРИЛОЖЕНИЯ 677
Приложение_1 (Нобелевские лауреаты) 677
Приложение_2 (афоризмы и цитаты мудрых людей) 725
Приложение_3 (художественные произведения) 777
ЛИТЕРАТУРА 781
Часть I. ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ является одним из краеугольных камней полноценного образования,
как среднего, так и высшего.
В школе и даже в ВУЗе в курсе истории изучаются
прежде всего история политических событий и славные дела выдающихся
государственных мужей. Изучение всего этого, несомненно, важно и полезно, но
плохо, что этим дело зачастую и ограничивается. Выпускники школы, а иногда и
студенты не понимают, что Всемирная история не сводится только к политической истории,
она включает в себя ИСТОРИЮ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИЮ НАУКИ, ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ, ИСТОРИЮ ЛИТЕРАТУРЫ и ИСКУССТВА,
ИСТОРИЮ РЕЛИГИЙ, ИСТОРИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. И все эти
истории теснейшим образом взаимосвязаны.
«История – это не наука, это приложение всех наличных знаний к пониманию
прошлого человечества», – писал 150 лет назад выдающийся русский публицист
Дмитрий Иванович Писарев (1840 – 1868).
Желая как-то скомпенсировать достойные сожаления
пробелы в содержании российского образования, автор предлагает вниманию
уважаемых читателей свою книгу «История науки».
Эта книга ориентирована на несколько групп читателей.
Во-первых, она ориентирована на ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ. Не секрет,
что недостаток естественнонаучных знаний мешает учителям истории показать своим
питомцам такие стороны Всемирной истории, как историю науки, техники и
технологии. Преодоление пробелов в образовании путем систематического изучения
курсов физики, химии и биологии уже взрослыми людьми вряд ли реально: гораздо
более полезным может оказаться краткое знакомство с принципиальными идеями этих
наук и с историей их формирования.
Во-вторых, книга ориентирована на ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. В
школьных курсах физики, химии и биологии немного говорится об истории науки. Но
очень немного. И в головах обучающегося юношества не формируется целостной
картины развития научных идей, лежащих в основе той или иной учебной
дисциплины.
В-третьих, книга ориентирована на ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ,
желающих взглянуть на изучаемые ими научные дисциплины с новой стороны.
В нашем обществе распространено мнение, что современные подростки кроме
секса, рок-музыки и наркотиков ничем не интересуются. Мои собственные
наблюдения не согласуются с этой точкой зрения. Я вижу немало умных и
любознательных подростков, напряженно размышляющих над острыми проблемами
окружающей нас жизни. Смею надеяться, что некоторые из этих мальчиков и девочек
с интересом прочтут мою книгу.
В-четвертых, книга рассчитана на СТУДЕНТОВ.
Не думаю, что из студента, не знающего и не желающего знать историю
научной или технической дисциплины, которой он решил посвятить свою жизнь,
сможет вырасти масштабно мыслящий специалист. Поэтому я решительно поддерживаю
точку зрения, согласно которой в Университетах и Педагогических ВУЗах должна
преподаваться история науки, а в Технических ВУЗах история техники. Более того,
я считаю, что на Физических, Химических и Биологических факультетах
университетов должна преподаваться не история физики, химии или биологии, а
история науки в целом. Будущий специалист должен увидеть не только историю
отдельных научных дисциплин, но и историю всей науки.
Полагаю также, что выпускники ВУЗов, желающие поступить в аспирантуру,
должны в обязательном порядке сдавать вступительный экзамен по истории науки.
На этом экзамене от будущего аспиранта не следует требовать знания большого
числа имен и дат, но экзаменующийся должен продемонстрировать четкое понимание
общей логики развития научных идей. И в своей узкой области, и за её пределами.
Книга, предлагаемая вниманию Уважаемых Читателей, отражает представления
автора о том, каким должен быть университетский курс Истории науки.
И, в-пятых, книга рассчитана просто на ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ, чьи интересы
не ограничиваются стремлением к большим деньгам и ко
все новым и новым победам на эротическом фронте.
В основу книги положена определенная система взглядов на историю науки.
Вкратце, эта система взглядов может быть сформулирована в виде следующих тезисов.
Развитие науки – это не механическая сумма индивидуальной деятельности
отдельных исследователей. Наука формируется в результате совместной и
скоординированной деятельности многих людей из разных стран мира. И далеко не
всегда исследователи, работавшие, по-существу, в
едином коллективе, были лично знакомы друг с другом.
Самое интересное в истории науки – это история формирования и развития
научных идей, связь этих идей друг с другом.
Разные отрасли знания развиваются в тесном взаимодействии. По большому
счету нет самодостаточных историй физики, химии,
биологии, – есть единая история науки.
Наука тесно связана с другими формами общественного сознания:
философией, искусством, религией.
Науку делают не абстрактные мыслящие машины, а конкретные люди, со своим
характером (зачастую весьма непростым), со своим стилем работы, со своими
предрассудками. Поэтому история науки имеет свою чисто человеческую сторону,
которая представляет несомненный интерес.
Наука развивается на определенной социокультурной
базе, вне которой она немыслима. Это же справедливо и для отдельных
исследователей, которые могут сформироваться только в определенной
интеллектуальной среде. И никак иначе. По большому счету, науку, так же, как и
философию, литературу и искусство, нельзя рассматривать только как творение
отдельных интеллектуалов или даже научного сообщества в целом. Наука – это
продукт совместной деятельности ВСЕГО НАРОДА и даже ВСЕХ НАРОДОВ.
«Присваивая одному себе стоимостную оценку созданной им культурной
ценности, творец-частник выступает как эксплуататор всего человечества», –
справедливо писал Главный Теоретик российского коммунистического движения
Александр Владимирович Бузгалин (род. 1954). Это
справедливо и для науки, и для искусства.
Читатель вправе упрекнуть автора за то, что в книге почти ничего не
сказано о взаимосвязи между наукой и практической деятельностью. Я осознаю этот
недостаток, однако для того чтобы от него избавиться, пришлось бы сильно
увеличить объем книги. Ведь эту связь нужно не только продекларировать, но и
проиллюстрировать на большом числе конкретных примеров. Поэтому автор ограничил
свое изложение рассмотрением чисто академических проблем.
Работая над книгой, не следует ограничиваться её чтением в вагоне метро.
Каждую прочитанную главу следует осмыслить и попытаться ответить на вопросы,
предлагаемые «любителям подумать». При этом следует иметь в виду, что многие из
этих вопросов не имеют однозначного ответа. Очень полезно попытаться
раскритиковать соответствующую главу и уличить автора в глупости и невежестве.
Тем более, что в ряде случаев автор высказывает не
общепринятую, а свою личную точку зрения. Активное сопротивление
пропагандируемым в книге взглядам будет способствовать интеллектуальному росту
читателя, даже если читатель в конце концов и окажется
неправ.
Не следует стремиться забивать голову большим числом фамилий и дат?
Важно другое – понимание общей логики научно-исследовательского процесса и
влияния одних научных открытий на другие.
Замысел настоящей книги и большинство идей, легших в её основу,
сформировались у автора в процессе плодотворных дискуссий на заседаниях
Московского общества испытателей природы, действительным членом которого он Имеет Честь быть. Пользуясь
случаем, выражаю свою глубокую благодарность всем участникам этих дискуссий. Особую благодарность хочу выразить Г.Ю. Беляеву, А.В. Беляевой,
В.Ф. Взятышеву, Б.Н. Голубову,
Н.Л. Горбачевской, Ю.Ю. Дгебуадзе, Г.С. Еремкину, Б.Б. Жукову, Д.Н. Кавтарадзе, В.В. Корбуту, Е.А. Криксунову, Н.С. Куровой, А.Г. Малыгину, Н.Н. Марфенину, С.А. Паршенкову, А.К. Погорелову, А.С. Раутиану,
Б.Г. Режабеку, Б.У. Родионову, А.П. Садчикову, М.А. Снеткову, А.Ф. Топунову, В.С. Фридману, М.В. Фридман, А.И. Харламову, Ю.Л.
Хотунцеву, Г.И. Хохловой, Ю.П. Чуковой,
К.М. Эфрону, О.В. Юрцевой, Е.Д. Яхнину. Считаю также
необходимым выразить глубокую благодарность моему Учителю Симону
Элиевичу Шнолю, моим
коллегам по работе В.А. Вавилину, В.Б. Васильеву, С.С. Кузьмину, З.А.
Терентьевой, Д.С. Ермакову, Г.И. Лернеру, С.Е.
Мансуровой, В.С. Рохлову, Л.И. Рубачевой,
П.М. Скворцову, Л.И. Шурхал и многим другим, в
общении с которыми сформировалась эта книга.
Часть II. ЧТО ТАКОЕ НАУКА И КАК ОНА РАБОТАЕТ?
Наука и научные дисциплины.
Наука – это одна из форм деятельности Человечества по познанию окружающего
мира.
Мир, окружающий человека, познает не только наука. Его пытаются познать
и ИСКУССТВО, и РЕЛИГИЯ, и ФИЛОСОФИЯ. И, наконец, ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Искусство
пытается познать мир с помощью ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ, религия – с помощью
ОТКРОВЕНИЯ и ВЕРЫ, философия – с помощью РАЗМЫШЛЕНИЙ, обыденное сознание – с
помощью СЛУЧАЙНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ и ЗДРАВОГО СМЫСЛА. А наука познает мир с помощью
его ИССЛЕДОВАНИЯ. Научные утверждения не постулируются изначально, они
выявляются в ходе исследовательской работы, зачастую весьма длительной.
Удивительно, но самое лучшее в мире определение науки предложила тяжело больная аутизмом русская девочка Соня Шаталова (род.
1993): «НАУКА – ПОЗНАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА СОМНЕНИИ».
В результате научных исследований формируются НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Научная дисциплина – это то, что излагается в учебнике (школьном и ВУЗовском) по тому или иному предмету. Примерами научных
дисциплин являются ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ГЕОЛОГИЯ. В рамках крупных научных
дисциплин выделяются более мелкие. В
физике, например, выделяют механику, оптику, ядерную физику; в биологии –
цитологию, генетику, физиологию. Некоторые малые научные дисциплины
формируются на стыке двух или нескольких более крупных научных дисциплин.
Например, биохимия формируется на стыке биологии и химии.
Человека, который занимается научно-исследовательской работой, нередко
называют УЧЕНЫМ. Это название не вполне удачно. Термин «ученый» свидетельствует
о том, что человек обладает обширными и глубокими знаниями, не важно,
полученными в результате учебы в высшем учебном заведении или путем
самообразования. Но исследовательской работой может успешно заниматься и не
слишком образованный человек. И наоборот, большой объем знаний далеко не всегда
способствует успехам в исследовательской работе. Поэтому того, кто занимается
научно-исследовательской работой, правильнее назвать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ. Термин «учёный»
имеет смысл употреблять лишь по отношению к людям, развивавшим науку (и
философию) в Средние века. Такие люди, как правило, очень много знали и их почтительно
называли МУЖАМИ ВЕЛИКОЙ УЧЁНОСТИ.
Существование Мужей Великой Учености было в свое время очень полезным,
ибо они были живыми хранителями ценнейшей информации, которую было очень трудно
добыть иным способом. Но после появления книгопечатания информацию стало
возможным получить из ставших относительно дешевых книг. Мужей Великой учёности
заменила книга.
В какой-то степени рудиментом Мужа Великой Учености является в наши дни
профессор, читающий лекции студентам. В нашу эпоху, когда существуют изданные
типографским способом учебные пособия, такие лекции могут быть полезны только в
двух случае.
Во-первых, если лектор является очень яркой индивидуальностью и обладает
собственным взглядом на читаемую им дисциплину. Увы, но далеко не все ВУЗовские и даже университетские профессора обладают такими
качествами.
Во-вторых, если лектор сообщает студентам новейший материал, ещё не
получивший отражения в печатных изданиях. Но для этого не нужно проговаривать
целый лекционный курс: достаточно прочесть 1-2 лекции.
Термин «ученый» очень не любил выдающийся советский физик Лев Давыдович
Ландау (1908 – 1968). «Учёным может быть гусь, – говорил он, – а мы – научные
работники».