17.08.22 Лев МОСКРОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино без зрителя

Булки как двигатель прогресса

https://mospravda.ru/2022/08/19/562615/

https://leo-mosk.livejournal.com/9855331.html

В центре повествования нового отечественного фильма режиссера Олега Асадулина «Булки» вовсе не женские прелести главной героини Татьяны Бабаниной из подмосковного Протвино (Кристина Асмус), а ее хлебопекарная продукция. Сама женщина худенькая и неприкаянная, постоянно попадает в неприятности. И тут же на любом новом месте принимается печь булки. Это у нее получается хорошо, что способствует коммерческому и вообще жизненному успеху.

Героиню сопровождает персонаж-дубль, материализованный внутренний голос собственного разума. Естественно, его предостережений она не слушает.

Не слушает она и голос лучшей подруги Светы (Валентина Мазунина), работающей в полиции. Подруга вмиг выводит на чистую воду мужчин Татьяны, начиная с мужа.

Двое мужчин Боря и Саша, и еще одна нечаянная подруга Оля (Юлия Топольницкая) нещадно врут, представляя себя успешными победителями мира. Победы в основном над воображением собеседника в лице Татьяны достигаются с помощью специфической лексики, по замыслу сценариста, отличают успешного по жизни персонажа.

Фильм начинается с регистрации брака, за которым должно последовать путешествие на Бали. Быстро выясняется, что новоявленный муж Боря (Арсений Робак ) совершенно не собирался везти Татьяну на Бали, вовсе не заказывал самолет, отправил ее домой и сам проводил время в баре среди теплой компании с женщинами пониженной социальной ответственности.

После этого Боря рассказывает друзьям, что поездку сорвала Таня.

Назло мужу Татьяна отправляется на Бали одна и оказывается в Шри-Ланке, где обезьяна вытаскивает у нее из кармана паспорт. В итоге Таня меняет шило на мыло, получая вместо неудачника Бори такого же неудачника другого типа Сашу (Борис Дергачёв).

Трудно представить, кто будет брать уроки серфинга у плотного толстяка средних лет, который к тому же, в отличие от законного мужа, не умеет себя презентовать.

Тупое вранье второстепенных персонажей, событийный наворот, параллельный монтаж мелькающих невпопад кадров создает ощущение неестественной искусственности. Картину вытаскивает игра актеров и работа оператора.

В центр внимания зрителю поставлена простая идея социалистического реализма. Татьяна похожа на ударника коммунистического труда, разве что без кумачовых вымпелов с золотыми буквами.

Возвращение на экран отвергнутой и, казалось бы, похороненной идеи выглядит немного робким и не слишком естественным. И все же весьма своевременным – как мы устали от ударников капиталистического труда, у которых дальше слова «старт-ап» собственное дело не идет, и приходится паразитировать на других. Дальше все зависит от того, кто наврет круче и убедительней.

И вот тут появляется героиня, она просто делает конкретное дело, которое умеет и любит. Удивительно, что молодая женщина смотрится естественно практически одна худенькая среди типичных для пекарни бывалых толстушек с большим жизненным опытом.

Что касается мужчин, то они теперь изображаются не самостоятельными персонажами, а скорее фоном главной героини, чтобы красочно контрастировать с ее бесподобными булками.

Нам придется в очередной раз подчеркнуть, что определение жанра фильма как комедия не подходит. Для нового русского кино надо бы разработать и новую жанровую классификацию.

Не слишком естественно, но нам понравилось. В зале больше никого не было. Нам это странно. Фильм легкий и веселый, создает позитивное настроение.