17.08.22 Лев МОСКРОВКИН, Наталья
ВАКУРОВА
Кино без зрителя
Булки как двигатель прогресса
https://mospravda.ru/2022/08/19/562615/
https://leo-mosk.livejournal.com/9855331.html
В центре повествования нового
отечественного фильма режиссера Олега Асадулина
«Булки» вовсе не женские прелести главной героини Татьяны Бабаниной из
подмосковного Протвино (Кристина Асмус), а ее
хлебопекарная продукция. Сама женщина худенькая и неприкаянная, постоянно
попадает в неприятности. И тут же на любом новом месте принимается печь булки.
Это у нее получается хорошо, что способствует коммерческому и вообще жизненному
успеху.
Героиню сопровождает персонаж-дубль,
материализованный внутренний голос собственного разума. Естественно, его
предостережений она не слушает.
Не слушает она и голос лучшей подруги
Светы (Валентина Мазунина), работающей в полиции.
Подруга вмиг выводит на чистую воду мужчин Татьяны, начиная с мужа.
Двое мужчин Боря и Саша, и еще одна
нечаянная подруга Оля (Юлия Топольницкая) нещадно
врут, представляя себя успешными победителями мира. Победы в основном над
воображением собеседника в лице Татьяны достигаются с помощью специфической
лексики, по замыслу сценариста, отличают успешного по жизни персонажа.
Фильм начинается с регистрации брака,
за которым должно последовать путешествие на Бали.
Быстро выясняется, что новоявленный муж Боря (Арсений Робак ) совершенно не собирался везти Татьяну на Бали, вовсе не заказывал самолет, отправил ее домой и сам
проводил время в баре среди теплой компании с женщинами пониженной социальной
ответственности.
После этого Боря рассказывает друзьям,
что поездку сорвала Таня.
Назло мужу Татьяна отправляется на Бали одна и оказывается в Шри-Ланке, где обезьяна
вытаскивает у нее из кармана паспорт. В итоге Таня меняет шило на мыло, получая
вместо неудачника Бори такого же неудачника другого типа Сашу (Борис Дергачёв).
Трудно представить, кто будет брать
уроки серфинга у плотного толстяка средних лет, который к тому же, в отличие от
законного мужа, не умеет себя презентовать.
Тупое вранье второстепенных
персонажей, событийный наворот,
параллельный монтаж мелькающих невпопад кадров создает ощущение неестественной
искусственности. Картину вытаскивает игра актеров и работа оператора.
В центр внимания зрителю поставлена
простая идея социалистического реализма. Татьяна похожа на ударника
коммунистического труда, разве что без кумачовых вымпелов с золотыми буквами.
Возвращение на экран отвергнутой и,
казалось бы, похороненной идеи выглядит немного робким и не слишком
естественным. И все же весьма своевременным – как мы устали от ударников
капиталистического труда, у которых дальше слова «старт-ап»
собственное дело не идет, и приходится паразитировать на других. Дальше все
зависит от того, кто наврет круче и убедительней.
И вот тут появляется героиня, она
просто делает конкретное дело, которое умеет и любит. Удивительно, что молодая
женщина смотрится естественно практически одна худенькая среди типичных для
пекарни бывалых толстушек с большим жизненным опытом.
Что касается мужчин, то они теперь
изображаются не самостоятельными персонажами, а скорее фоном главной героини,
чтобы красочно контрастировать с ее бесподобными булками.
Нам придется в очередной раз
подчеркнуть, что определение жанра фильма как комедия не подходит. Для нового
русского кино надо бы разработать и новую жанровую классификацию.
Не слишком естественно, но нам
понравилось. В зале больше никого не было. Нам это странно. Фильм легкий и
веселый, создает позитивное настроение.