12.11.22 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Проснись, мужчина!

Инверсия привычного сюжета воплощена в новом фильме «Любовники».

Режиссер Елена Хазанова.

Скажем сразу: название неудачное, не соответствующее фабуле и вводящее зрителя в заблуждение. Понять можно, создатели фильма использовали аллюзию к прекрасному фильму 2019 года «Любовницы» в качестве антитезы релевантного сюжета.

Реципрокный вариант «Любовники» менее релевантный и в то же время намного более актуальный. В нашей оценке это лучший фильм в жанре, открытом культовым советским фильмом «По семейным обстоятельствам».

В несоветское время в составе нового русского кино фильмов соответствующего жанра было много. Например, «Семь ужинов», «Артек. Большое путешествие», «Моя ужасная сестра», «Папы». Они очень разные с общим форматом: репрезентативный набор сюжетов, комедийное раскрытие темы, дидактичность с психотерапевтическим эффектом.

Фильм «Любовники» перегружен назидательностью настолько, что местами похож на калейдоскоп нарезки из притчевого материала. Мы знаем, что такое бывает, когда создатели произведения берут готовые тексты. Над этим работают специальные люди. Как и те, кто выискивает красочную натуру даже для одного эпизода. С песнями это очевидно, новых песен для фильма не делали. Однако текст до такой степени уместен и адекватен, что нам кажется, он написан специально для фильма. Особенно сильный монолог ближе к концу. Его смысл в призыве внимательнее относиться к тем, кто рядом.

Жалобы мужчин просты и понятны. Например, жена забирает все деньги и не на что сводить любовницу в ресторан. Жалобы женщин философски пространны. Помнишь, нам на свадьбу подарили фарфорового слоника? При переезде  он разбился. Я его пыталась склеить, и у меня даже получилось, но это все равно был разбитый слоник. Чтобы приобрести новое, надо не бояться потерять старое.

Сюжет развивается на основе хронотопа гостиной. У организованной группы переговорная для планирования и анализа результатов находится в бане. Это  традиция, от которой отступать нельзя. Иногда используется номер гостиницы или квартира. Дважды присутствует хронотоп порога. Как такового хронотопа дороги почти нет, в основном линкеры между сценами. Разве что в конце несвятая троица в открытой машине катит по Тверской, празднуя шампанским незаслуженную победу.

В последнее время в связи с развитием техники съемок с беспилотных коптеров в качестве линкеров часто используются чарующие кадры общих видов города или природы с высоты. Это достаточно дешево по сравнению с вертолетом и возможностей больше.

Нам трудно судить, возможно, по причине малобюджетности в фильме есть досадный прокол, недоработка. В кадрах скрипача на сцене стоит ребенок, который не может даже водить смычком. Невозможно поверить, что в России перевелись дети-скрипачи. Скорее, просто не искали.

Бюджет фильма 93 миллиона.

Сюжет строится на том, что трое травмированных женщинами мужчин – журналист Саша (Павел Прилучный), парикмахер Леша (Роман Курцын) и гинеколог Паша (Алексей Золотовицкий) – знакомятся в группе психологического тренинга для мужчин с такой же судьбой, пострадавших от женского произвола. Не сразу, но довольно быстро становится ясно, что групповой психотерапевт под видом шоковой терапии продолжает издевательства, которые мужчины претерпели от жен. Он дает жертвам символический игрушечный штурвал и убеждает, что мужчина – это не тот, кто сверху, а кто несет ответственность.

Трое из группы покидают зал, сколачивают организованную группу с перспективой посадки лет на десять и берут судьбу травмированных женщинами мужчин в свои руки. Для храбрости сначала напиваются. Тут тоже традиция, отступать нельзя. Потом помогают друг другу, становятся популярными и принимают заказы на стороне.

Не всегда получается по плану. Промежуточный итог их деятельности – настоящее побоище. Так режиссер показал, что современную женщину победить или обуздать невозможно. Только если она сама поймет.

Варианты мужской травмы разные. Секретарша из города невест Иваново влюбила в себя, рейданула – отжала салон, и выбросила на улицу. Богатый мужик, родители которого учились в физтехе, познакомились на картошке и сорок лет были счастливы в хрущобе, не может найти подругу жизни. Женщины искренне любят только его деньги. Жена гинеколога ревнует к его пациенткам.

В конце выясняется, почему психотерапевт издевается над товарищами по несчастью – он сам жертва.

В начале раскрутки сюжета вставлен особенно поучительный эпизод. Журналист под прицелом внимания парикмахера и гинеколога знакомится в кафе со скромненькой такой симпатичной девушкой с томиком Бродского, разводит ее на знакомство с недвусмысленным продолжением. «Вы любите Бродского? – Честно говоря, не очень. Третий курс журфака, сессия...». Затем настоящий журналист без лишних пауз выкладывает правду о ней. Она красиво разозлилась, послала его на три буквы и с раздражением убежала.

Кстати, буквально впервые видим, как актер изображает представителя сверхпопулярной профессии журналиста натурально.

Актерская игра на самом высоком уровне, как теперь принято в новом русском кино. Фильм реалистичен до натурализма. Смотрится как реалити шоу за стеклом. Собственно, формат его именно такой, с использованием скрытой камеры и современных средств связи. И в то же время картина феерически фантастична, как сама жизнь.

Дело в том, что создатели фильма «Любовники» не побоялись грести против шерсти, их произведение категорически противоречит расхожим стереотипам. Нас не оставляет подозрение государственного заказа. В таком случае это пропаганда. Ну что ж, тем лучше. Значит, мы живем не в самой плохой стране, где власть думает о благе людей, потому что зависит от них.

Новое русское кино указанного жанра способно для укрепления семьи сделать больше, чем путинские поправки в Конституцию о защите традиционных ценностей вместе с его словом «скрепы». Оно в фильме используется в ироничном ключе.

Проблема в том, что рекламы у фильма «Любовники» полный ноль. Но он хотя бы попал в прокат в отличие от картин «Недетский дом» и «Плакать нельзя». Эти два фильма тяжелые, но без них нельзя, люди должны знать об опасностях постмодернизма и получить рецепты выхода из таких ситуаций. Оголтелая реклама находит восторженных зрительниц. О женщинах правды не узнаешь, они все актрисы.

Для сравнения: «Сердце Пармы» зарядили в прокат надолго и усиленно рекламируют, потому что нахрап и грубость сейчас в глобальном тренде, а русские все делают талантливо, и в том числе плохое.

Кто-то же решает, что народу качественное кино не нужно. А нужна пропаганда нахрапа и насилия по англосаксонскому формату. Тиран товарищ Сталин лично определял, что нужно советскому народу и придерживался обратного алгоритма.

Шоковая терапия тоже была. Причем по полной программе террора и ГУЛАГа. Однако к хорошему привыкаешь быстро, забывая плохое, сколько бы нам его ни навязывали. В результате мы и не заметили, как из нас вывели высшую расу человека Homo pulchra naturalis amor.

Счастье продолжалось недолго, эпоха сменилась несколько раз, и сейчас уже надо не укреплять традиционные ценности, а восстанавливать. И тем не менее, от специфической советской евгеники остались последствия. В этом причина высокого качества людей в России, способных делать то, что другие не могут, и закаляться в трудностях.

Нам придется повторить то, что мы уже писали много раз. Инструмент активной эволюции на основе чувства эстетизма появляется в общем корне теплокровных, птиц и млекопитающих. В ветвях адаптивной радиации многократно возникали арогенезы с попытками использования эстетизма для имитации цивилизационной формы эволюции. Параллельно механизмы полового поведения преадаптируют формирование социальной иерархии.

В полной мере цивилизационное развитие реализовалось у человека, когда механизм эстетизма используется для развития науки, искусства, спорта и даже войны. Человечество заплатило за это высокую цену в виде инверсии половых ролей. И с возможностью множества злоупотреблений вплоть до подмены красоты уродством. В итоге мы живем в женском мире, и женщины из-за избытка возможностей и недостатка стрессов не всегда могут определиться и дисциплинироваться.

Для семейной жизни это критически важно, но редко бывает. Закрепляются странные условные рефлексы: некоторые могут испытывать оргазм только под джаз, другие – исключительно в итоге агрессии. В фильме «Любовники» все это есть.

Русская культура чрезвычайно богатая и в новом веке стала еще богаче. Фильм «Любовники» стал очередным прорывом в познании и описании феномена человека в художественной форме. Его авторы продолжили традицию, заложенную классиками русской литературы девятнадцатого века Достоевским, Толстым, Чеховым.

В этом фильме, как нам кажется, есть один недостаток – в нем нет нашей истории. Она, мягко говоря, не безоблачная и многократно описана с разных сторон. Например, в одном из рассказов Жоржа Сименона и у Джона Фаулза  в одной из повестей сборника «Башня из черного дерева». Но вот такого полноценного описания, как для модельных примеров в фильме «Любовники», нет. Наш пример показывает, что семья может составить минимально возможную систему из двух элементов с высокой эффективностью. И такая пара не может быть одного пола, нужна максимальная противоположность.

Для сохранения семьи им нужны немалые усилия в обуздании чувств для предотвращения душевных метаний. Именно этому вопросу посвящен роман Толстого «Война и мир»». Ответа на него нет. Из версии автора следует сделать вывод о неизбежном исходе внутренней неопределенности людей в виде войны.

Создатели фильма «Любовники» и других произведений нового русского кино в том же жанре пошли дальше классика и представили локально применимые алгоритмы решения глобальной проблемы. Человечество уже догадывается, что война – факт медицинского характера на всех уровнях от супружеской кровати или коммунальной кухни до Бородинского поля. Но панацеи мы так и не нашли.

Продюсеры Артём Виткин, Григорий Грановский, Михаил Дворкович, Александр Николаев, Филипп Александровский, Тарас Черноштан, Эльвира Дмитриевская и др.

Сценаристы Артём Виткин, Елена Хазанова.

Оператор Марк Зисельсон.

Композитор Александр Вартанов.

В остальных ролях: Максим Виторга (Аркадий), Алёна Бабенко (Элла), Любовь Толкалина (Маргарита), Елена Муравьева (Елена)аталья Чистякова-Ионова (Вера), Дарья Румянцева (Аня), Игорь Яшанин (Тёма, сын Саши и Веры), Алёна Ицкова (Мила), Алёна Коломина (Олеся), Нино Нинидзе (Лера), Алина Ланина, Сергей Епишев (Миша), Семён Штейнберг (Витя), Карина Лазарьянц, Анастасия Уколова, Никита Джигурда, Михаил Брашинский (Лев Николаевич), Арам Вардеванян (Егор), Кузьма Сапрыкин (Митя), Полина Айнутдинова (Дочь Леши и Ани), Татьяна Остап (Наташа), Лариса Баранова (Ольга), Геннадий Смирнов (Олег Иванович), Гаяне Варданян, Виктор Маркин, Захар Ронжин, Илья Ждаников, Иван Гришанов, Жан-Мишель Щербак, Евгений Данчевский, Екатерина Шмакова, Юлия Джулай, Олег Дуленин, Анастасия Чепелюк, Нино Кантария, Роман Маякин, Дмитрий Аронин, Антон Быстряков, Артём Мосин-Щепачёв, Джан Бадмаев, Владимир Цупка, Артём Виткин, Дарья Фролова, Лев Малишава, Ксения Золотухина, Богдан Кияшко.

 

https://leo-mosk.livejournal.com/10005033.html

Хватит уже морочить наду голову «Сердцмм Пармы». Талантливая грязь противрорпечит декларативной установке на традиционные енности. СМИ привычно врут, как велено. На самом деле такое нравится только людям со склонностью к девиациям. Возврат к язцякству. И заодно задача заставить людей делать то, что им неприятно, для тренировки управления мимо национальной власти.