27.11.22 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Я у тебя дура

От наращивания ресниц к наращиванию интеллекта

https://mospravda.ru/2022/11/28/664226/

https://leo-mosk.livejournal.com/10052058.html

Сыграть такую роль может практически любая женщина. Главное, чтобы цель была поставлена. А вот зритель, как и в жизни, остается в дураках. Разгадать женщину невозможно. Даже просто угадать, за кого она выйдет замуж и чем вообще это закончится.

С полной ответственностью можно заявить, новый фильм «Умная Маша» – настоящий шедевр. Причем одновременно в нескольких планах.

Режиссер и сценарист Андрей Никифоров, продюсеры Константин Елкин, Ростислав Хаит, Егор Шорохов.

Практически в каждой картине нового русского кино мы неизменно видим гармонично высокий уровень подбора и игры актеров, грамотную разработку сцен, выбор натуры, кадрировку и ракурсы, выверенный динамичный монтаж.

Новый фильм «Умная Маша» поражает, прежде всего, запредельным качеством текста, монологов и особенно диалогов. Картина может служить практической инструкцией, как правильно отвечать на унижение.

Начинается все очень просто. Весьма ординарная блондинка Маша, (Ольга Рыжкова) по специальности визажист, ненароком очаровывает галериста Константина (Артём Ткаченко), которого гримирует. Он приглашает ее на знакомство в дом родителей. И случается оглушительный облом.

Существенную роль, как всегда в таких ситуациях, играет мать Константина (Мария Шукшина). Отец ей подыгрывает (Алексей Кортнев).

Маша в ярости, она пришла знакомиться, а не ЕГЭ сдавать. Для Константина как-то небанально получилось, однако ему по возрасту простительно. Все когда-то бывает впервые, и трудно только первые семьдесят лет.

Казалось бы, все. Однако все только начинается.

Любопытно, что история Маши получает продолжение в отношениях мамы ее избранника и бабушки (Галина Польских).

Мы не будем раскрывать интригу сюжета. Пусть зритель сам увидит, как проявляется суть людей в простых человеческих отношениях.

Естественно, для усиления эффекта используется элемент фантастики от программиста Лёши (Ефим Петрунин), который, впрочем, оказывается не слишком и фантастичным.

В эксперименте Лёши у Маши обнаруживается дублер Жанна. Это вообще отдельна линия сюжета. Маша воспринимает данный факт с ревностью, как признак неверности Лёши, но тут всуе кончается хорошо – хорошо для Маши.

Повторяем, любая женщина может показать себя, такой, как она хочет. Такие незаметные подвиги женщина способна совершать по семь раз на дню. Была бы мотивация. Мотивация раскрывается совершенно недвусмысленно и весьма неожиданно для самой Маши. Маша реагирует единственно разумным образом.

Фильм «Умная Маша» одновременно и вполне правомерно можно представить как злую пародию на искусствоведение.

Искусствоведы – они ведь круче политологов. Могут вполне талантливо нагнать такого туману, что вовсе не поймешь, о чем речь.

Запущенная атомщиком Андреем Будкером в шестидесятых годах общественная дискуссия физиков и лириков показала, что способность выбирать существенное дает только естественнонаучное образование. Гуманитарии в общей  массе к этому неспособны.

Мы постоянно сталкиваемся с тем, что суть произведений Достоевского или Толстого остается похороненной под наслоениями умных слов. Современные произведения иногда по философскому смыслу превосходят классиков, но остаются вовсе неизвестными широкой публике.

Так что создатели «Умной Маши» совершили настоящий прорыв. Как им это удалось, нам неведомо. Найти суть некоего явления в сети стало очень трудно опять же из-за наслоения умных слов. Одна и та же проблема в описании живописи или теории струн.

В фильме «Умная Маша» есть и такой поучительный урок. Просто смотри на картину и позволь ей войти в себя.

Ключевым вопросом сюжета является вечная, как мир человеческий, проблема что такое интеллект – сумма знаний или способность извлекать из них смысл?

И, может быть, самое главное: а зачем тебе лично это нужно? Добиться какой-то конкретной цели трудно и увлекательно, только победа на финише убивает интерес к игре.

Не у всех наступает такая реакция, в реальности это и есть признак высокого интеллекта.

Можно победить соперницу Татьяну (Настасья Самбурская) вопреки ее хакерским способностям. Можно выиграть конкурс на заманчивую должность экскурсовода в элитарной галерее, можно даже проектируемую свекровь на какой-то момент немножко инактивировать.

А потом вдруг приедет бабушка, которая видела английскую королеву, и скажет правду.

В общем, чрезмерный порядок снаружи – признак непорядка внутри.

Стоило бы распечатать текстовый контент фильма «Умная Маша», он невероятно интересен, поучителен и просто прекрасен. Отдыхаешь душой перед экраном. А потом хочется вспомнить буквально каждую реплику, а не получается. Пересказать это своими словами невозможно. Создатели фильма нашли единственно верные слова, и они неповторимы.

Удивительно то, что фильм относительно короткий (всего восемьдесят минут), а как много его создатели сумели в нем сказать! Причем совершенно не навязчиво, а легко и красиво, Жанр обозначен как «комедия», но это действительно пародия, причем довольно злая. Однако, как и положено конструктивной критике, представлен альтернативный вариант жизни с выбором более естественной судьбы.

Обозначен и третий вариант, который приготовила для Маши соперница Татьяна с известным актером и продюсером (Ростислав Хаит). Однако Маша весьма разборчива и прихотлива. Продюсеру остается только попросить – никому не рассказывайте, что я вам не понравился.

Картина многоплановая. В ней, как в камере-обскуре, отражается несколько цивилизационных составляющих.

Естественно, просматривается еще одно прочтение сюжета Пигмалиона и Галатеи.

Сам по себе сюжет об умной девочке Маше известен по детским юмористическим журналам тридцатых годов «Еж» и «Чиж» (Еженедельный журнал и Чрезвычайно интересный журнал). Сейчас их помнят, в основном, потому, что в редакции сотрудничал Даниил Хармс. На самом деле там было настоящее созвездие талантов.

Согласно Википедии, умная Маша, персонаж советских комиксов, попадает в различные сложные ситуации и неизменно находит из них остроумные выходы. Основным иллюстратором комиксов был Бронислав Малаховский, тексты к картинкам писали Нина Гернет, Даниил Хармс и другие.

Прототипом для образа Маши, умной девочки с косичками, стала маленькая дочь Малаховского Катя. Когда персонаж стал очень популярным и дети просили напечатать в журнале фотографию Маши, было напечатано фото Кати Малаховской. Иногда отмечается, что персонаж придумал Хармс, причём возможно влияние сказки братьев Гримм «Умная Эльза».

История умной Маши в одноименном фильме заставляет вспомнить две современные песни оригинальных авторов-исполнителей Адриана и Александра «Песня для безумной Маши» и «Песня о разумной Маше».

Тут просматривается простая формула Алана Тьюринга в ответ на сакральный вопрос, чем человек отличается от машины – способностью совершать неразумные поступки.

Современной женщине самой умной и в себе уверенной по жизни намного выгоднее скрывать интеллект и играть роль глупышки. Не зря в фильм вставлена песенка «Я у тебя дура». Это мостик между прожективной ситуация фильма и реальностью.

Роль дуры не всем удается из-за инверсии половых ролей и развития у женщин мужских качеств честолюбия и властных амбиций. Ревность намного чаще утрачивает половой конкуренции в пользу профессиональной и в том числе межполовой. Рутинным стал наиболее проигрышный вариант, когда на роль властной деловой интеллектуалки претендует женщина, по своей генетической конституции не способная ни к чему, кроме игры разных ролей.

Для понимания масштаба. На Земле две тысячи лет сукцессирует раса варваров с примитивной генетической конституцией. Такая конституция не позволяет организовать государство, финансы, право образование, здравоохранение, науку, армию. Однако именно эта раса все названное и многое другое успешно имитирует им весь мир охотно подчиняется и кормит одно государство – комок пиара.

У примитивных варваров нет государственной надстройки в общественной самоорганизации. Они транслируют на все уровни власти бытовые модели

Полная аналогия с женщиной, представляющей собой комок нервов с прямой дорогой на ток-шоу. ДНК тут вообще не при чем. На российском телевидении генетику согласно шутке Райкина реально превратили в продажную девку варварского империализма. Это не коррупция, а биология.

Нам повезло, у нас есть новое русское кино.

Цели создателей фильма «Умная Маша» выше банальностей рутины и быта. В развлекательно-поучительной форме представлен набор алгоритмов вывода скбя и спутников своей жизни из банальностей быта и рутины.

Например, депутат фракции ЛДПР в Государственной Думе Ярослав Нилов выпустил руководство для водителей с описанием методов защиты своих прав. Он возглавляет комитет по труду и социальной политике, его четкая адекватная позиция не раз помогала законодателям находить выходы из намеренно запутанных ситуаций.

При всем уважении депутату, новое русское кино решает те же проблемы эффективнее и в общем-то указывает и людям и депутатам, что такое хорошо и что такое плохо. Это кино по формату не является патриотическим и не вызывает резонанса, как «Небо», «Салют-7», «Время первых». Но оно укрепляет позиции россиян и России в целом может быть даже эффективнее номинально патриотических произведений.

Фильм «Умная Маша» стоит выучить наизусть. Представлены модели поведения в самых разных ситуациях, ставших для нас рутиной. Особенно впечатляет эпизод в инспектором ГИБДД: «Посмотрим машинку». Умная Маша выдает тираду на базе правового акта, которая повергает в бегство коррумпированного инспектора.

Нам особенно приятно, что фильм «Умная Маша» разрушает устойчивый стереотип, что красавица обязательно глупая. Просто иногда, бывает, так хочется поиграть в куклы и поучить их жить. Песня в фильме так и звучит: «Я у тебя дура».