Пресс-показ спектакля в доме Высоцкого на Таганке

https://leo-mosk.livejournal.com/10062218.html

https://mospravda.ru/2022/12/09/665737/

05.12.22 Лев МОСКОВКИН

Студенческий театр

Сладострастная эстетика грехопадения

Динь-динь-динь, динь-динь-динь, колокольчик звенит. Этот звон, этот звон о любви говорит...

А есть ли бог? Правда, есть рай или ад? Бывает ли любовь на свете? Или только за деньги? А ты вот зачем сюда ходишь? Что за болезнь такая льюис?

Неуравновешенный контингент заведения Анны Марковны от скуки играет, вышивает, поет, истерит, ссорится и хохочет. Обсуждает поведение мужчин разного рода, возраста и дохода. Мальчиков, сэкономивших на свою первую женщину от маминых подачек.

А ты зачем сюда ходишь?

Сакральный вопрос проститутки Жени застает добропорядочного мужчину Николая врасплох. Он пытается оправдываться тем, что спит только с ней одной. Потом пускается в физиологию мужских традиций. Все ходят, и он ходит. Он взрослый мужчина, и у него потребности.

Женя прожективно нагнетает: а вот если твоя семья обанкротилась, младшая сестренка сошла с ума и пошла по рукам?.. Затем переводит разговор на сифилис. – Это болезнь, от которой нос проваливается? – Болеет весь организм...

Ну и так далее. Николай в ужасе ретируется, на ходу утрачивая мужские потребности.

Другой, еще более добропорядочный мужчина, был одержим идеей взять падшую женщину. Женя сама не согласилась и насоветовала Любе. Кончилось все это плохо.

Тут я не очень понял. Узнав от врачей, что болен сифилисом, мужик застрелился. Версия склеилась с тем, что Любу бросили и ей пришлось возвращаться в бордель. Она упрекает Женю за совет, а та отрицает – ты сама решила.

Сцены из быта заведения Анны Марковны перемежаются просмотром синематографа. Стрекочет пленка. Актеры в луче яркого света принимают всяческие позы. Зрительницы смотрят с вожделением. Иногда дружно впадают в экстаз. Это совсем другая жизнь. Возможно, что-то подобное досталось дочери Анны Марковны, которую ежегодно вывозят за границу.

Примерно так я понял фабулу спектакля «Кино не про нас».

В общем, это действительно кино не про нас.

В понедельник 5 декабря в помещении Дома Высоцкого состоялся пресс-показ спектакля «Кино не про нас» по повести Куприна «Яма» студенческого театра «РэПэТэ».

Дом Высоцкого – небольшой элитарный театр на сотню мест. Интерьеры Дома Высоцкого сочетают обнаруженную древность кирпичной кладки, украшенную фотолетописью Высоцкого. Публика на спектакле «Кино не про нас» присутствовала под стать стенам весьма элитарная и в основном возрастная. Произошла определенная инверсия, зал и сцена поменялись ролями в жизни.

Спектакль прошел по режиссерскому паттерну скачков и провалов страсти за час двадцать минут. Кончился несколько неожиданно для публики. Учитывая, что в зале сидели профессионалы театрального дела, надо думать, поверил бы сам Станиславский.

По информации организаторов, молодой театр «РэПэТэ» составили выпускники Института современного искусства мастерской заслуженной артистки России Дарьи Михайловой. Художественным руководителем театра «РэПэТэ» стал актер и режиссер Владимир Виноградов.

В театре «РэПэТэ» играют классику. В репертуар театра входят постановки по произведениям Александра Куприна, Алексея Толстого, Ирины Грековой и Акилле Кампаниле.

«В непростое время мы рассказываем со сцены про важное и доброе.», – указано в самопрезентации театра «РэПэТэ».

Спектакль «Кино не про нас» – постановка по повести Александра Куприна «Яма». Режиссеры – Владимир Виноградов, Александр Овсянкин и Дарья Трифонова, это совместная работа опытного мастера и талантливых выпускников.

Описание спектакля от организаторов пресс-показа представляют собой отдельный образец творчества, несущий самостоятельный интерес.

«Иногда нашу жизнь может перевернуть даже самое незначительное событие. Например, никогда ли вам не приходила мысль, что лишь после одного просмотра фильма вы уже не станете прежним человеком? Готовы ли вы увидеть на экране свою судьбу или злой рок? А хватит ли вам смелости наблюдать за несколькими линями жизни, в которых даже сам Бог не властен что-то менять?

А в общем-то, может это всё лишь сказки и никак не заденет струны наших душ. Но давай же проверим, милый зритель?»

Конец цитаты.

И еще цитата от организаторов мероприятия: «Кино не про нас» – возможность по-новому увидеть и прочувствовать историю о затуманивающей голову страсти, духовном падении и силе чистой любви. Порассуждаем о нравственности вместе с героями Куприна, повесть которого когда-то назвали «пощечиной всему современному обществу».

У нынешних студентов есть чему поучиться. Высокое качество современных текстов в сочетании со способностью произносить тексты со сцены – два важнейших таланта, обеспечивающих преимущество в современном мире. Тематика, суть, информационный повод, любые заморочки на тему «Зачем все это нужно?» отступают на задний план.

Цицерон отдыхает, и я не понимаю, зачем его опытом мучают студентов. Они давно его переиграли и, в отличие от него, их за это не убивают. То, что в античности было искусством, в нашем современном Третьем Риме стало тиражируемыми технологиями.

На театральном факультете Института современного искусства хорошо учат. Маститые усматривают в молодых не конкурентов, но учеников, коим надлежит продолжать их служение театру в следующих поколениях. Опыт достоин тиражирования, ибо современный мир споткнулся об описанные Булгаковым в «Театральном романе» технологии доведения до относительно добровольного ухода таланта из жизни.

Не хочу углубляться, все таланты уже украдены до нас, что только украсть возможно. Альтернативный вариант интереснее.

Новая формула доктора Татьяны Соломатиной «Весь мир больница, и люди в ней пациенты» сохранила истинностную чистоту, но не победила классику «Весь мир театр, и люди в нем актеры».

То-то и оно, что лучшие актеры – обитатели ограниченного пространства, пораженные в правах на свободу передвижения. Доказал обессмертивший себя Евгений Водолазкин в пьесе о ковидной эпохе в истории человечества «Сестра четырех».

Новым актерам в обильной борьбе за роль на сцене трудно пробиться по профессиональной линии, и они играют жизнь, подобно Райкину, про которого его многочисленные зрители так и не узнали, каков этот человек на самом деле вне феерического набора своих актерских масок.

Актерам выпадает играть неожиданные чужие роли, журналисту – описывать свалившиеся с неба или из пыли софитов несобственные темы.

Повесть Куприна «Яма» я прежде не читал. Тема проституции в ее связи мне не близка. В ней чувствуется нечто искусственное, ориентированное на запрос специфического сегмента аудитории, ставшей характерным атрибутом своего времени век тому над в России.

Слово «проститутка» с присовокуплением разнообразных эпитетов «политическая» и даже «продажная» в составе плеоназма встречается в нашей речи с частотой, конкурирующей на уровне использования медицинских терминов «идиот» или «дебил». Они отражают, да и то весьма криво, наши эмоции, отдаляя от понимания явления, обозначаемого семантикой слова.

В своей долгой жизни мне довелось наблюдать только двух проституток, относительно профессии которых сомневаться не приходилось. В перестройку денег не было, но московская найт-лайф чрезвычайно разрослась. Сама жизнь буквально вынуждала подрабатывать извозом. Каждая история из моих ночных подвигов посредством ушастого «Запорожца» достойна пера классика Куприна. Часто это были люди потерянные в состоянии подавленности или аффекта, также ищущие чего-то неосознанного.

Проститутки попались только раз, причем как и все, случайно. Оставили впечатление редкой душевной сбалансированности и полного психического здоровья без потребностей в славе на котурнах и под софитами.

Два офицера тогда еще Советской Армии после хорошо проведенного времени на Ипподроме безуспешно ловили третьего. В его состоянии убраться с Ипподрома самовывозом ему уже было не суждено. Душа более трезвых товарищей требовала продолжения. Между делом склеили двух теток в прикиде формата «кошелка» и с давно утратившими форму прелестями. Пока офицеры безуспешно ловили товарища, «девушки» на заднем сиденье Запорожца, совершенно меня не стесняясь, по-деловому обсуждали финансовую сторону вопроса на основе накопленного опыта в профессии, как больше заработать в данном конкретном случае.

Получился, в общем, типичный портрет современных представительниц древнейшей профессии. Ничего общего с произведением Куприна тут нет вообще.

Повесть Куприна «Яма» выходила в свет частями, начиная с 1909 года. У названия смысл двойной, номинальное значение происходит от татарского слова, которое закрепилось в России за почтовыми станциями. Тут же между двумя соседствующими ямами располагались конкурирующие публичные дома. В повести речь идет о заведении Анны Марковны Шойбес, не самом первосортном.

Куприн, настоящий гений, безошибочно угадал с выбором темы и формой подачи материала. Повесть «Яма» с первой публикации вызвала резонанс и критику. Сам великий Лев Толстой прочитал поветь и сказал: «Грязно это».

Можно подумать, граф писал только о чистом.

Талант Куприна представил характеры девушек, чтобы они, согласно читательскому запросу, вызывали жалость, сопереживание и в идеале ощущение собственной вины за то, что кто-то страдает. Жертвой судьбы изображена Люба. Женя как более привлекательная своей независимостью в суждениях, скорее, сама пытается играть роль хищника. Заразившись сифилисом от клиента, ставит себе цель заразить как можно больше мужчин.

История Любы заканчивается тривиально плохо. А вот с Женей не совсем ординарно, хотя и совсем трагично.

Для чистоты картины мне придется упомянуть, что тема проституции в современном мире тесно примыкает к миграции, торговле наркотиками и оружием. Фактически речь идет о торговле людьми в одном из двух направлений наряду с продажей тел на органы для пересадки. И проституция, и трансплантация в итоге развития так называемых локальных конфликтов несколько подешевели.

Эстетику грехопадения можно было бы оставить грехопадшим. Талант гениев русской классики удобрил почву произрастания соответствующей субкультуры. Другое дело, что к настоящему времени создана группа технологий методически системного слома людей для использования в самых разных целях. Абсолютно теневая сфера недоступна контролю и описанию. Попавший в нее человек обречен. Формально это не фашизм, но на самом деле одно из направлений прогрессивной эволюции постмодернистского неофашизма.

Я напомню, постмодернизм, начинался с того, что папа с мамой не авторитет, слушать их не надо, и вообще лучше им не сообщать о своем общении с какими-то дядями и тетями.

Близкие люди отстраняются от личного пути к истине, и он заканчивается не на кладбище, а в помойке. Вариантов много, исход один.

Отдельно развивается направление секс-туризма, о котором становится известно по терактам, ставшим инструментом конкурентной борьбы. Описано в одном из романов Фредерика Бегбедера.

Так много женщин-мигрантов оказались в натуральном плену, что местные профессионалки жалуются на отсутствие возможностей заработать, чтобы кормить ребенка.

Мне кажется несколько странным обращение к столетней давности классики по теме, которая с тех пор многократно меняла окраску, формат, воспринималась и описывалась в несовместимых моделях. Причина выбора достаточно прозаична. Формально она далеко за пределами сферы ответственности создателей спектакля.

Развитие журналистики, правоохранительной системы и ее законодательного обеспечения, свирепой борьбы за права человека загнало первостепенные проблемы людей в абсолютную тень. Мы просто не знаем, что происходит с людьми в экстремальных ситуациях. Очень много обмана и организаторов-посредников.

Анна Марковна по сравнению со своими современными коллегами в профессии была святая женщина. Современные «мамочки», как правило, молодые деловые мужчины, менеджеры темных дел.

Согласно русской классике, профессия проститутки не наследственная. Тема не моя, поэтому вряд ли я смогу передать свои ощущения от спектакля так, чтобы описание было вразумительным.

Тут важно разделять игру актеров, качество постановки, соответствие или несоответствие литературному оригиналу.

Студенческие спектакли отличаются сумасшедшей игрой актеров, нарочитой бедностью оформления сцены и простотой идеи в основе действа. В этом есть смысл, главное, чтобы ничего не отклевало от игры актеров. Данная сторона вопроса тут на первом плане.

Студенты и особенно студентки играют буквально на надрыве. Каждый спектакль проходит как первый и последний раз в жизни.

Спектакль «Кино не про нас» именно тот случай, когда все это более чем уместно.

В основе пьесы заложена максимальная глубина человеческого падения, морального, нравственного, душевного. В достижении обозначенной цели реализация превосходна.

Однако я лично сомневаюсь в том, что русский автор способен отразить тематику публичного дома. Для этого надо обладать здоровым цинизмом, которого у русских нет. Эмпатия в данной теме затмевает правду жизни. Вот, например, Джон Стейнбек описал публичный дом более чем адекватно.

Тут есть еще и такой момент, что и в самой России отношение к проституции сильно менялось. Был даже момент некоего романтизма.

Люди бывают разные, есть моногамные или полигамные. Есть счастливые и несчастные. Есть генетически адаптированные к комфорту, но таких мало, и они неинтересны ни писателю, ни читателю. Более популярен персонаж, страдающий буквально на пустом месте.

Есть обиженные своей генетикой женщины, для кого прикосновение мужчины нестерпимо. Есть такие, кто от ласковых слов звереют. Но есть и такие, для кого «интим» является проходным моментом. Как говорил персонаж Олега Янковского в фильме «Любовник», «отряхнулась и пошла».

Это генетика, и нечего сопли разводить.

Я убежден, каждая женщина может сыграть любую роль и преодолеть собственную генетику. Дело за малым: захотеть быть счастливой и овладеть технологией обращения с мужчиной, мужской психологией и физиологией. Персонажи Куприна этому не научат. Странно, что Анна Марковна не поменяла контингент на более лояльный к клиентам.

А в жизни женщину надо учить счастью до наступления возраста menarche. Пубертация запускает турбуленцию в голове, и дальше хотеть, как лучше, бесполезно, получится, как всегда.

В этом смысле спектакль «Кино не для нас» достаточно поучительный, особенно для актеров. Пройти через такую роль может быть надежной прививкой от болезненной склонности к сладостному падению в несчастье.

Я думаю, спектакль «Кино не про нас» попал в очко релевантности для современного мира. У студентов есть чему поучиться по части искренности чувств.