https://mospravda.ru/2022/12/16/667051/

https://leo-mosk.livejournal.com/10099790.html

16.12.22 Лев МОСКОВКИН

Юбилей мыслителя

Николай Яковлевич Данилевский –фигура удивительная и уникальная. 16 декабря 2022 года просвещенный мир отмечает двухсотлетие Данилевского.

Согласно Википедии, Данилевский – «русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Родился 4 [16] декабря 1822 года в селе Остров Орловской губернии. Умер в возрасте 62 лет 7 [19] ноября 1885 года в Тифлисе. Закончил Императорский Царскосельский лицей.

Наиболее известный труд Данилевского «Россия и Европа» 1869 года. Автор «выдвинул теорию обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, так же, как и биологические виды, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 таких типов; качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе».

Таким образом, Данилевский считал славянство особым культурно-историческим типом. Наблюдая тенденции летящей пред глазами истории, я делаю вывод о безусловной правоте Данилевского. Однако мое мнение не показатель. Эволюционно-генетический подход – редкий зверь в современных джунглях. Авторы с таким подходом сильно пострадали в личной судьбе, из научные выводы разошлись с предопределенно негативной политической позицией.

Данилевский жил в эпоху развития теорий эволюции без генетики, но подсознательно использовал подходы русских генетиков следующего века – Сергея Четверикова, Юрия Филипченко, Тимофеева-Ресовского.

Данилевский обогнал не только свое, но и наше время, поскольку нас вернули в доисторическую эпоху святой инквизиции.

В нашу эпоху абсолютизма «Теории Дарвина» представить былые споры невозможно. Глобализованная наука такая же оторванная от реальности туфта, как и любой патриотизм в типе «Averica first».

Современный россиянин вряд ли будет читать по собственной инициативе труды Данилевского. Одни и так все знают, им достаточно восторгов от политических ток-щоу на российских телеканалах. Другие в натуре ошалели от когнитивного диссонанса собственного критического антипатриотизма на фоне накачивания официального патриотизма.

Основания есть и для того и для другого. Нам проще понять действия геополитических оппонентов России, чем национальной власти, утратившей системную кадровую политику.

Как всегда, достижения России лучше нас идентифицировали и оценили наши оппоненты.

Схожий подход применил Арнольд Тойнби для своей теории сжатия-расширения цивилизаций. Подход Данилевского нам, естественно, ближе. Политическая целесообразность требует считать народы одинаковыми и их геном стабильным. На практике все наоборот. Разница народов определяется их генетическим происхождением и цивилизационной судьбой. Бывший уполномоченный по правам человека Павел Астахов после необоснованной отставки стал философом и начал говорить о душе народа. Она разная у русских и англосаксов.

Казалось бы, Данилевский со своими подходами мог бы быть вычеркнут из истории науки. Так сделали с большинством русских основоположников и, прежде всего, с эволюционистом, генетиком, экологом Тимофеевым-Ресовским. Без осознания его вклада в науку невозможно представить современную генетику и описать состояние человека. Он стал провокатором последней научной революции. Тем не менее, само упоминание Тимофеева-Ресовского до сих пор запрещено уже значительно позже его реабилитации прокурором Виктором Илюхиным.

Признаки войны с памятью Данилевского налицо. Причем именно в России. Последние годы жизни Данилевский провел в крымской Мшатке, где писал свой второй фундаментальный труд «Дарвинизм». Похоронен здесь же в Кипарисовом зале. Усилиями пра-пра-внучки мыслителя Ольги Данилевской в Кипарисовом зале установлено надгробие в виде книги с портретом Данилевского и цитатой из его книги «Россия и Европа»: «Для каждого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого земного блага».

Проблемы возникли после возвращения Крыма в Россию. Доступ к могиле закрыли и собрались ее ликвидировать ради застройки.

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев во время правительственного часа на пленарном заседании СФ не смог дать внятный ответ на вопрос сенатора от Крыма Сергея Цекова. Реакция министра была нервной. Осталось непонятным, сможет ли МВД обеспечить сохранность захоронения с надгробием и доступ е нему.

Самое мутное в этой истории, как Кипарисовый зал оказался в закрытой зоне санатория МВД и кому пришло в голову застроить Кипарисовый зал коттеджами. До 2014 года российское министерство тут точно не при чем, а после этой даты там явно кто-то подсуетился быстрее Москвы. Схемы захвата и перепрофилирования применены стандартные.

Ольга Данилевская устала бороться и призналась, что опустила руки.

Литературная газета в номере от 7 сентября 2022 опубликовала статью «Защитить память Данилевского». Текущая ситуация описана достаточно подробно.

«Они обратились с призывом сохранить наследие выдающегося русского философа, крупнейшего геополитического мыслителя России Николая Данилевского. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения.

Последние годы жизни Данилевского прошли в крымском имении Мшатка, где Николай Яковлевич создал уникальный парк «садов цивилизаций или культур». В этом парке, в Кипарисовом зале, символизировавшем греческую культуру, находится могила мыслителя. В советские годы на её месте располагалась костровая площадка пионерского лагеря им. Комарова. Надгробие и памятник были восстановлены лишь в 2007 году, а в 2020-м ему был придан статус объекта культурного наследия федерального значения. Однако на текущий день к могиле учёного нет подходов, и она фактически заброшена, к ней перестали водить экскурсии», – написано в статье ЛГ.

Ничего особенного, ЛГ на примере войны с памятью одного русского мыслителя описала всего лишь один вариант глобальной гибридной войны глубинного государства с душами народов с целью сделать людей универсальными одинаково серыми винтиками. Это собственно и есть фашизм по определению.

Газета есть газета, это двуликий Янус. На пике читательского спроса прошла кампания дискредитации отечественной прикладной генетики. Это было не при Сталине с Лысенко, в Брежневскую эпоху застолья. Сегодня мы пожинаем плоды того, что сажали при Брежневе и не ведали, что творили.

Откуда идет атака, установить нетрудно. Быть генералом милиции во главе МВД для этого нет нужды, скорее мешает. Никакие силовики, ни в РФ, ни в США не признаются, что в их составе есть структуры, которые им не подчиняются. А образованием или наукой пресловутое глубинное государство крутит, как хочет.

Чем удивительна фигура Данилевского? Уничтожить его память и затереть вклад в науку невозможно, идет настоящая война. Данилевский спустя более века после своей смерти остается фигурой публичной.

Здесь заключены сразу три уникальные странности. Встретить живого человека, кто бы читал труды Данилевского, практически невозможно. За исключением, может, последнего эволюциониста России Юрия Чайковского, но ему при жизни ограничили выход в публичное пространство. И тем не менее, труды Данилевского относительно хорошо известны. Они тщательно описаны, и понять их суть, в общем, нетрудно. Актуально до сих пор.

Еще одна странность в том, что Данилевский был убежденным анти-дарвинистом. Его последний труд «Дарвинизм» был посвящен последовательному опровержению Дарвина. Слова «Дарвин неправ» подобны приговору и в современном мире воспринимаются аналогично утверждениям, что Интернет создали в ЦЕРНе или вообще в Новосибирске, дефолт-98 устроил Авен, собаки советского разведения лучшие, а русские – высшая раса.

«Теория Дарвина» посвящена обоснованию превосходства привилегированных рас. Русские туда не входят. Данилевский опроверг Дарвина еще в такой чувствительной для англосаксов теме. Чайковский именно за слова «Дарвин неправ» был отлучен от аудитории.

Другие отечественные анти-дарвинисты, создатели номогенеза и других аналогичных теорий предопределенности эволюционной судьбы исчезли из истории науки, с полок магазинов и библиотек вместе с Тимофеевым-Ресовским.

И тем не менее, «Дарвинизм» Данилевского был переиздан уже в новом веке и свободно продавался в «Доме книги» на Арбате.

В 2008 году труд «Россия и Европа» был издан на английском языке в США.

Преступника неукротимо тянет на место преступления.

И это основная странность, которую следует отметить. Кто нам мешает, тот нам и помог. Интерес к наследию Данилевского на Западе давно перешел в хроническое состояние и превратил его в общеизвестного классика.

В них присутствует углубленная доскональность, присущая прусским авторам.

Историческая заслуга Данилевского прежде всего в создании социологии первой волны в форме философского описания. Строго говоря, это не философия, не имеющая доказательной базы. Речь идет о первой фазе любого исследования в виде тщательной феноменологии. Точность описания открывает дорогу эксперименту и параллельно формализации и первичного знания. Со вторым в отношении генетики человека плохо. Первое реализовали в России, когда фактически вывели высшую расу человека.

Надоело скрывать это естественную истину. Эксперимент развивался на глазах нашего поколения и дал поразительные результаты, которыми Россия во благо мира пользуется до сих пор.

Если бы не Данилевский, образ русских оставался бы в абсолютной монополии прикладной советологии, обслуживающей в прошлом холодную войну, а теперь гибридную войну. Благодаря Владимиру Мединскому стали широко известны первоисточники советологии, заложенные послами вроде Антонио Посевино в царстве Ивана Четвертого

Формально первые такие описания Московии тоже могут считаться социологическими первой волны. Но это, строго говоря, не феноменология, а такой же набор презумпций и с той же целью, которые использовал Чарльз Дарвин. Формализация на основе таких описаний невозможна.

Выстроенная для целей гибридной проси-войны социология третьего поколения на основе программы PRISM не вытекает из советологии, она ею оправдывается. По российскому законодательству речь идет о целом букете преступлений в Уголовном кодексе и грубо нарушает международное право.

Как так получилось, что славяне стали низшей расой и в то же время души народов склонились к душе одного-единственного расового деривата WASP? Фактически об этой теме в текстовом наследии человечества представлено больше всего разнообразных трудов, включая Тейяра де Шардена, Сержа Московичи, Федора Достоевского Станислава Лема и так далее до бесконечности. Формальное описание дано в трудах современных исследователей журналистики, пиара и рекламы. Показаны инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Грубо говоря, современное публичное информационное поле наполнено в основном объеме фейками, фальсификациями и просто ложью. Ситуация настолько запутанная и в жизни, и в ее описаниях, что проще обратиться к Данилевскому. Нам сейчас остро нужна даже не правда, а люди со способностью правду идентифицировать. То есть фигуры авторитетные и с мышлением в типе Данилевского.

После Данилевского существовал еще один великий социолог первой волны Зигмунд Бауман. Эта фигура не менее необычна, чем Данилевский. Британский ученый еврейского происхождения из Польши получил опыт жизни в антифашистской борьбе на стороне СССР. Бауман выступал с лекцией на русском языке в проекте «Polit.ru» Дмитрия Ицковича. Представленная феноменология современного мира буквально раскрывает глаза. Фактически Бауман продолжил линию Данилевского подобно тому, как Бен Элтон написал ремейк Джорджа Оруэлла, используя реалии мира после 1984 года.

Что характерно, популярные антиутописты включая двух названных все равно опоздали, мир развивался быстрее, чем выходила в свет их фантастика. И еще более непредсказуемо фантастично, чем им пришло в голову. А Бауман с Данилевским создали инвариантную картину человеческого мира.

 

Ссылки

 

Забытая святыня: могила Н.Я. Данилевского в Крыму // Крымское эхо

https://c-eho.info/zabytaya-svyatynya-mogila-n-ya-danilevskogo-v-krymu/?ysclid=lblsygvbju221794021

 

Защитить память Данилевского // Литературная газета № 36 (6850) (07-09-2022)

https://lgz.ru/article/-36-6850-07-09-2022/zashchitit-pamyat-danilevskogo/

 

Ольга Данилевская

. Статью твою прочла с интересом. Ты многое пытаешься осмыслить. Склад ума у тебя философский. Я в мероприятиях по случаю 200-летия принимала мало участия. Приехать я не смогла, а он-лайн некуда было вклиниться. Все мероприятия были мелкие и разбросаны по разным городам.

Сейчас меня более всего занимает не «Россия и Европа», которую затаскали вдоль и поперек, а «Критика дарвинизма». Насколько состоятельна была критика прадеда? Или все-таки он фундаментально ошибся в свой критике? ЧТобы самой разобраться, надо приложить огромные усилия по изучению вопроса эволюции. Для моих мозгов это уже непосильная задача.

Посылаю тебе несколько важных ссылок на празднование 200-летия. Многие ссылки я выставляла на своей странице на Фейсбуке

ссылку на новость об открытии памятника на сайте Императорского Православного Палестинского Общества:

https://www.ippo.ru/news/article/po-iniciative-orlovskogo-otdeleniya-ippo-otkryt-by-410265

30 ноября 2022 Словакия перевод книги

https://sklaviny.ru/proekty/slavyane/20221124.php

https://sevastopol.su/news/ideologa-panslavizma-v-krymu-uvekovechili-pod-zemley Это о пещере

https://vk.com/vologdamuseum?w=wall-50587797_15702 Вологда портрет

документальный фильм

https://rutube.ru/video/e5c9978af54affe2ffa9dab7af847559/

 

Olga Danilevskaya

https://www.facebook.com/olga.danilevskaya.16?__cft__[0]=AZV3xvk0BYvbgF9A_Og5WEux10tcVAuhVNw49-qiCG9bJkfQkBpHiFEi4E7ZG8XM3VIngQFIWz-uUt-uwSjpDk6BJGhjG4Chum2_xOAM6vH17TVwK_Voe5oWXTKmCWkih3P9y0AMKr0Iw02ZsVWAh_AGQkLvEFgxpxrOSN-8pqfyPw&__tn__=-UC%2CP-R

200 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского приходится на 16 декабря по новому стилю.  По старом стилю он родился 4 декабря в селе Остров Ливенского уезда, Орловской губернии.  Знаменит Н.Я. Данилевский своей философской книгой «Россия и Европа», в которой через призму взаимоотношений этих государств пришел к созданию теории культурно-исторических типов. Это важная книга была написана им в «свободное от работы» время, так как служил он в Министерстве государственных имуществ в Департаменте сельского хозяйства. Главной обязанностью его являлась надзор за состоянием рыбного хозяйства Российского государства. Труды 18 лет экспедиций суммированы в восьми томах

У Николая Яковлевича и его супруги Ольги Александровны, урожденной Межаковой, было пятеро детей.  Мы, их потомки, свято чтим память о нашем великом прадеде и всеми силами пытаемся сохранить его наследие.  К юбилею мы помещаем известные портреты Николая Яковлевича, чтобы все видели светлый образ этого великого человека.  

Лучшие годы своей жизни с 1863 до кончины в 1885 Николай Яковлевич прожил в Крыму, с своем имении Мшатка.  Он похоронен в Кипарисовом зале в Мшатке.  Рядом с ним похоронена  супруга Ольга Александровна  и еще восемь усопших членов его большой семьи. Мы чтим это святое место.

 

https://lgz.ru/article/-36-6850-07-09-2022/zashchitit-pamyat-danilevskogo/

Статьи2022 год№ 36 (6850) (07-09-2022)

Защитить память Данилевского

Деятели культуры Санкт-Петербурга написали властям Крыма открытое письмо

Спецпроекты ЛГ / Невский проспект / Наследие

Защитить память Данилевского

Они обратились с призывом сохранить наследие выдающегося русского философа, крупнейшего геополитического мыслителя России Николая Данилевского. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения.

Последние годы жизни Данилевского прошли в крымском имении Мшатка, где Николай Яковлевич создал уникальный парк «садов цивилизаций или культур». В этом парке, в Кипарисовом зале, символизировавшем греческую культуру, находится могила мыслителя. В советские годы на её месте располагалась костровая площадка пионерского лагеря им. Комарова. Надгробие и памятник были восстановлены лишь в 2007 году, а в 2020-м ему был придан статус объекта культурного наследия федерального значения. Однако на текущий день к могиле учёного нет подходов и она фактически заброшена, к ней перестали водить экскурсии.

При переходе Крыма в состав РФ бывший комаровский лагерь перешёл к подведомственному МВД «Загородному дому «Русичи». Правнучка Данилевского, Ольга Николаевна, уже полтора десятилетия борется за сохранение могилы и остатков парка, созданного её прадедом. Несколько лет она вела пе­реписку с руководством МВД, прося исключить Кипарисовый зал и могилу из состава лагеря с целью организации свободного доступа для её посещения всеми желающими почтить память Николая Яковлевича. Однако, несмотря на несколько писем с выражением формального согласия на это, дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.

3 августа вынесло свой вердикт и Министерство культуры Крыма: «Отказать во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, «Ландшафтный парк имени Н.Я. Данилевского с «философским парком» по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт Санаторный, улица Южная, 1, в перечень выявленных объектов культурного наследия Республики Крым».

Тем временем над Мшаткой нависла угроза коттеджной застройки. В условиях отсутствия охранного статуса у парка ничто не может помешать застройщикам уничтожить уцелевшую часть «садов цивилизаций», а саму могилу Николая Данилевского зажать между частными коттеджами, сделав проход к ней окончательно невозможным. Именно этого более всего опасаются правнучка философа и её единомышленники.

Кроме того, Общественная палата Крыма вынесла отрицательное заключение по вынесенному властями республики на открытое обсуждение предложению о переименовании Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. Ивана Франко в библиотеку им. Н.Я. Данилевского.

Выражая полную поддержку справедливой борьбе Ольги Николаевны Данилевской за сохранение наследия прадеда, авторы письма считают необходимым пересмотреть решения Министерства культуры и Общественной палаты Крыма и:

1. Обеспечить беспрепятственный доступ к могиле Н.Я. Данилевского. Русские люди должны иметь возможность свободно поклониться праху одного из своих национальных гениев.

2. Присвоить охранный статус той части парка, которая ещё не полностью утратила того облика, что заложен был его основателем, с целью недопущения застройки этой заповедной территории и для обустройства природно-культурного мемориального объекта в память о выдающемся русском мыслителе. Создание такого объекта на месте разорённого имения Николая Яковлевича стало бы, несомненно, лучшим способом почтить его память в дни юбилея.

3. Присвоить Крымской республиканской универсальной научной библиотеке, названной ныне в честь украинского писателя Ивана Франко, имя русского учёного и геополитического мыслителя Николая Данилевского.

Виктор Правдюк, кинорежиссёр-документалист, писатель

Письмо подписали: Антонов А.В. – первый вице-президент Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), пи­сатель; Ефимовская В.В. – поэт, заместитель главного редактора литературного журнала «Родная Ладога»; Казин А.Л. – доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств; Орлов Б.А. – поэт, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России; Семёнова Е.В. – писатель и публицист и др.

Теги: Невский проспект , Защитить память Данилевского , Виктор Правдюк

 

Крымское эхо Забытая святыня: могила Н.Я. Данилевского в Крыму

https://c-eho.info/zabytaya-svyatynya-mogila-n-ya-danilevskogo-v-krymu/?ysclid=lblsygvbju221794021

Забытая святыня: могила Н.Я. Данилевского в Крыму

Крымское Эхо

Знать и помнить

Забытая святыня: могила Н.Я. Данилевского в Крыму

Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ20.11.20170

Забытая святыня: могила Н.Я. Данилевского в Крыму

Недалеко от Фороса есть детский оздоровительный лагерь «Береговое» имени космонавта В.М. Комарова. Лагерь расположен на крутых склонах горы Бахрья, от белых скал которой отражается солнечное тепло. Поэтому, как уверяют местные старожилы, это одно из самых теплых мест в Крыму, единственное, где вызревают маслины.

Домики очень простые, лишь парк до сих пор поражает посетителей вековыми кипарисами и разнообразием растительности. Невольно возникает вопрос, кто и когда создал это чудесное место. И за ответом не надо идти далеко. В этом парке нашёл последнее успокоение его создатель русский ученый и философ Николай Яковлевич Данилевский.

Находится могила в небольшой укромной поляне, окружённой кипарисами. Это место называется Кипарисовый зал. На памятнике чёрного мрамора высечен портрет Николая Яковлевича, даты жизни – 1822-1885 и цитата из его книги «Россия и Европа»: «Для каждого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого земного блага».

Автор статьи, правнучка Данилевского Ольга Николаевна, июль 2015г.

Хотя имя Н.Я. Данилевского мало известно за пределами узкого круга специалистов, но это не умаляет его огромного вклада в развитие мировой исторической и философской мысли. В своем фундаментальном труде под кратким, но емким названием «Россия и Европа», он впервые обосновал и разработал теорию исторического процесса как закономерную смену культурно-исторических типов. Говоря современным научным языком, он первый предложил теорию локальных мульти-линейных цивилизаций (здесь и далее выделено нами – ред.) и является общепризнанным автором этой теории.

Его труды входят в золотой фонд мировой философской мысли. Книга «Россия и Европа» переведена на многие языки мира, включая недавний перевод на английский язык (2013). В нашей стране впервые после 1895 года, «Россия и Европа» была переиздана в 1991 году, потому что она была востребована временем.

После перестройки Россия искала свою национальную идею. Сейчас выпущено более десяти её изданий. Высказанные в этом труде мысли не только не утратили своего значения, но стали еще актуальнее для сегодняшней России. Современный читатель с удивлением узнаёт, что Европа 150 лет тому назад была настроена враждебна по отношению к России, выдумывала всякие козни и «санкции», чтобы сдерживать ее развитие.

Россия только тогда добивалась успеха на международной арене, когда не угодничала перед Европой, а отстаивала свои национальные интересы. Осмысливая суть этих конфликтных отношений, Н.Я. Данилевский пришел к нетривиальному выводу –Россия и Европа принадлежат к разным культурно-историческим типам, находящихся на разных стадиях своего исторического развития. Отсюда и конфликты: дряхлая Европа боится молодой России.

Культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский насчитывал десять: египетский, китайский, древне-семитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический (или арамейский), германо-романский (или европейский). Культурно-исторические типы, подобно живым организмам, проходят через период развития и роста (подготовительный этнографический период, длящийся не менее 1000 лет), период расцвета и плодоношения (цивилизационный период около 600 лет) с последующим старением и угасанием.

Согласно его теории, на смену типу, доминирующему в данный исторический момент, обязательно придёт новый тип. Так, европейский (германо-романский) культурно-исторический тип находится в стадии расцвета, плодоношения, тогда как Россия и славянские народы находятся на стадии роста и развития. Он считал, что славянские народы имеют все предпосылки, чтобы развиться в новый прогрессивный культурно-исторический тип. Но для этого славяне должны объединяться, что и написано в цитате на его памятнике.

К сожалению, мы наблюдаем разгорающиеся конфликты между славянским народами, нарастающее желание войти в Европейский союз, что задерживает их развитие как самостоятельной цивилизации. Хочется процитировать слова моего великого прадеда, предостерегающего славян более чем 150 лет назад от «тщеславно-унизительного желания втереться в члены древней и славной европейской семьи и от жалкого самообольщения, будто нас в неё приняли».

Философские труды и публицистические статьи были, если так можно сказать, увлечением Николая Яковлевича. Главным официальным его занятием была служба в Министерстве государственных имуществ. Более 30 лет с 1853 до своей смерти он провел в экспедициях по изучению рыболовства Российской империи. Результаты этих экспедиций опубликованы в восьми томах «Исследования по состоянию рыболовства в России с 1860 по 1875 годы», которые никогда не переиздавались и являются библиографической редкостью. Его труды легли в основу законодательства о рыболовстве в России и являются примером рачительного отношения к природным богатствам.

Мой отец, Николай Николаевич Данилевский, тоже ихтиолог и продолжатель дела своего деда, 27 января 1961 г получил от Ихтиологической комиссии АН СССР поздравительную телеграмму, подтверждающую выдающийся вклад Н.Я. Данилевского в рыбохозяйственную науку.

 

Дорогой Николай Николаевич!

Участники научной сессии, посвященной вопросу развития

биологических рыбохозяйственных исследований в СССР за 100

лет, приветствуют Вас, внука знаменитого основоположника

нашей рыбохозяйственной науки, желают Вам доброго здоровья, дальнейших успехов и полного благополучия.

По поручению участников сессии – президиум

Много путешествуя по России в научных экспедициях, Николай Яковлевич особенно полюбил Крым. В 1867 году ему удалось недорого купить запущенное имение графа Кушелева-Безбородько «Мшатка» по названию находящейся рядом татарской деревни.

Большой барский дом был разрушен и, не имея средств, времени и желания его восстанавливать, Николай Яковлевич решил отремонтировать дом управляющего, в котором и жила семья. Имение было довольно большим, более 116 десятин земли (примерно 108 гектар), но в основном каменистой мало пригодной для земледелия.

Николай Яковлевич по образованию был ботаником, а по призванию естествоиспытателем в широком смысле слова. Он собирал растения со всего мира. Вся семья во главе с хозяином была одержима «садолюбием». Вскоре Мшатка превратилась в красивейшей парковый ансамбль, каждый уголок которого олицетворял определённый культурно-историческй тип с растениями для него характерными. Например, Гефсиманский оливковый сад символизировал еврейский культурно-исторический тип, а Кипарисовый зал – греческую культуру. Пятьдесят высоких стройных кипарисов, словно греческие колонны, окружали поляну. Их посадил сам Николай Яковлевич.

Кипарисовый зал стал его любимым местом в парке. Навещая Мшатку в 2015 г., я насчитала только 40 кипарисов. К сожалению, деревья постепенно умирают. Этот уникальный «философский» садово-парковый ансамбль подробно описан в книге А.А. Галиченко «Старинные усадьбы Крыма».

Возделываемые во Мшатке фруктовые сады и виноградники давали доход от продажи плодов. Особенно хороши были груши, поставлявшиеся в Петербург для Елисеевского магазина. Из детства, когда мне было лет десять, помню, как мы с моей тётей, Ольгой Николаевной Данилевской, покупали груши на Ялтинском базаре. Тётя нахваливали фрукты, но продавец скромно сказал, что его грушам очень далеко до груш из сада Данилевского.

Николай Яковлевич очень любил Мшатку. Он редко выезжал в Петербург. Друзья звали его «мшатский отшельник». Но Николай Яковлевич был в курсе событий как в России, так и за рубежом. Он выписывал журналы, книги и собрал обширную библиотеку. Здесь в зимы 1866-68 годов были написаны «Россия и Европа», «Горе победителям» и многие публицистические статьи.

Он вел активную переписку с друзьями, большинство из которых были выдающимися деятелями науки и литературы. В круг его друзей входили Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, М.В. Петрашевский, Т. Г. Шевченко, В.Н. Майков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Карл Бэр, П. П. Семенов-Тян-Шанский и многие другие. Николай Яковлевич принадлежал к мыслящей прогрессивной элите русской интеллигенции ХIХ века.

В марте 1885 году Мшатку посетил Л.Н.Толстой и в письме к Н.Н. Страхову писал: «Был в Крыму и поехал к Данилевскому. Он очень мне полюбился, и его жена. В нем такая задушевность, искренность, которой и вообразить себе нельзя». К сожалению, их знакомству не удалось перерасти в дружбу.

В ноябре 1885 года Николай Яковлевич скончался от сердечного приступа в Тифлисе во время экспедиции на озеро Гохча (сейчас Севан). По желанию его вдовы, Ольги Александровны (в девичестве Межаковой), тело Н.Я. Данилевского перевезли во Мшатку. В дневнике его соседа и друга графа Д.А. Милютина есть такая запись: «Вдова пожелала тело его удержать во Мшатке. Оно было погребено сегодня (16 ноября по старому стилю) с обычным обрядом, в саду, посреди площадки, окружённой кипарисами, где покойный намеревался построить небольшую беседку для своих занятий».

Ольга Александровна пережила мужа на 24 года и была похоронена рядом с ним в Кипарисовом зале. Это место стало семейным кладбищем, на котором впоследствии похоронили еще восемь членов их семьи.

Революция 1917 года и гражданская война разорили имение. Печальным фактом является расхищение ценной библиотеки Н.Я. Данилевского. От неё почти ничего не осталось. В Симферополе, на рынках встречались свернутые из страничек книг библиотеки кулёчки, в которых продавали семечки. После ухода белых войск из Крыма, в декабре 1920 года, Мшатка была передана в собственность управления Южнобережными хозяйствами. Акт о передаче подписал старший сын Николай Николаевич Данилевский, мой дед.

Последним покинул Мшатку младший сын Иван Николаевич в сентябре 1928 года по постановлению Ялтинского исполнительного комитета о выселении крупных помещиков за пределы Крыма.

Мшатка оставалась бесхозной до 1934 года, когда по указанию И.В. Сталина её передали Севастопольскому морскому заводу под организацию пионерского лагеря. Имение стали перестраивать, приспосабливая под нужды пионерлагеря. В это время было совершенно страшное кощунство, надругательство над кладбищем. Могилы святотатственно разрушили, а Кипарисовый зал заасфальтировали. Кладбище на многие годы стало спортплощадкой.

Не подозревая о том, что они оскверняют, пионеры жгли костры и пели песни на костях великого русского мыслителя.

Потомки Николая Яковлевича страдали и мучились, но ничего не могли сделать для восстановления могилы. Первый успешный шаг в восстановлении памяти Н.Я. Данилевского был предпринят правнучкой Инной Рау в 1986 году, когда по ее ходатайству в Управление культуры Крымского облисполкома установили мемориальную доску на одном из корпусов пионерского лагеря.

Кроме того, в 1986 году Крымским областным советом народных депутатов было принято решение о взятии на Государственный учет могилы Н.Я. Данилевского с охранной зоной в радиусе 10 метров и установлением надгробия зачёт областной организации Общества охраны памятников истории и культуры. Однако ничего так и не сделали. Семейное кладбище оставалось под асфальтом.

Все обещания и постановления были забыты еще на десять лет, пока под напором общественности в 1996 году в Кипарисовом зале наконец-то сняли асфальт и на могиле Н.Я. Данилевского поставили деревянный крест. Большую роль в этом процессе сыграла правнучка В.В. Данильченко-Данилевская. Вместе с доцентом Симферопольского Университета С.Н.Киселевым по старинным фотографиям они нашли могилу в Кипарисовом зале; она присутствовала в тот долгожданный потомками момент, когда с могилы снимали асфальт.

22 мая 1997 рядом с могилой был освящен камень в фундамент будущей часовни Николая-Чудотворца, а мэр г. Ялты зачитал покаянное письмо от современного поколения. Могилу поставили на Государственный учет в качестве объекта культурного наследия, подлежащего охране в соответствии с Законом Украины «Об охране культурного наследия». Было принято постановление Совмина Крыма № 330 от 16 ноября 1995 года: «Парк имения Данилевского Н. Я. площадью 19 га включить в перечень особо охраняемых объектов».

Однако и эти постановления были забыты. Тогда мы, потомки Николая Яковлевича, на свои средства в 2005 году заказали в Севастополе гранитный памятник, который нам удалось установить в 2007 году. Он является единственным памятником Н.Я. Данилевскому в России.

В 2005 году Севастопольский морской завод и принадлежащий ему лагерь «Береговое» выкупили бизнесмены Петр Порошенко (ныне президент Украины) и Константин Григоришин. Доступ к могиле резко ограничили. Нам приходилось звонить по многу раз в управление Севморзавода, чтобы получить пропуск на территорию лагеря и пройти к могиле. В Крымской печати появились статьи, что землю Мшатки готовят для продажи под застройку коттеджей. Место ведь райское и земля баснословно дорогая!

Рядом со входом в Кипарисовый зал появился коттедж, который не достроен до сих и стоит уродливой развалиной в святом месте. Поговаривали, что захоронение хотят перенести в Форос. Тут мы забили тревогу! Мы написали письма во многие инстанции, но ответов не получали.

И вот к нашей великой радости, в 2014 году Крым воссоединился с Россией. Однако судьба Мшатки оставалась неясной. Наконец, 20 апреля 2017 Правительство Российской Федерации в соответствии с резолюцией президента В.В. Путина передало лагерь «Береговое» в собственность Министерства внутренних дел. Как пишут в СМИ, «планируется создание всероссийского детского лагеря для детей-сирот, чьи родители погибли в результате боевых действий, и будет построен современный лагерь».

Теперь у нашей Мшатки новый владелец. Мы обращаемся к нынешним собственникам с просьбой уважительно и бережно отнестись к историческому месту, сохранить Кипарисовый зал и дорогие нам могилы. Ведь это не только наша семейная память. Это память страны, государства, всего русского народа, это – наша культура, наша история. Мы взываем к благородству и разумности новых собственников, к их уважению отеческого пепелища, к их чувству патриотизма, чтобы на примере жизни и философии Н.Я. Данилевского воспитывать молодое поколение.

Мы понимаем, что жизнь неостановима во всех её проявлениях: градостроительство, создание новых курортов, многогранного бизнеса и всей инфраструктуры. Но вместе с тем разве не является очевидным, что уникальные исторические памятники должны сосуществовать рядом и встраиваться в происходящие изменения подчёркивая их неповторимую индивидуальную значимость?

Мы надеемся на бережное отношение могиле Н.Я. Данилевского, к Кипарисовому залу, к Мшатке и её уникальному парку с коллекцией редких деревьев. Мы надеемся на преображение этого места в культурный исторический мемориал, место поклонения и почитания всех, кому дороги история и культура нашего Отечества.

Мы, потомки Николая Яковлевича, хотим привлечь внимание общественности и государства, и объединить усилия, чтобы не допустить повторного забвения памяти великого человека, чьё наследие есть наше общее достояние и является бесценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Святое место не должно быть забыто.

 

Материал из Википедии – свободной энциклопедии

«Россия и Европа»

Основная статья: Россия и Европа

Nuvola apps important recycle.svg

Эта статья или раздел нуждается в переработке.

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Социологические взгляды Данилевского наиболее полно изложены в книге «Россия и Европа» (1869), в которой автор выдвинул теорию обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, так же, как и биологические виды, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 таких типов; качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе[15].

Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным Данилевский видит в человечестве только отвлеченное понятие, лишённое всякого действительного значения и оспаривает общепринятые деления – географическое (по частям света) и историческое (древняя, средняя и новая история). При этом Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые обозначает термином «культурно-исторические типы».

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский. Россия со славянством образуют новый культурно-исторический тип, который должен проявиться в скором времени, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим несомненным, по Данилевскому, естественным группам он причисляет ещё два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития» (в отношении Новой Америки Данилевский не признавал особый вырабатывающийся культурно-исторический тип).

Данилевский, как и Рюккерт (хотя в несколько ином распределении), признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая.

Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства. Если та группа, которой мы придаем название культурно-исторического типа, и не есть абсолютно высшая, то она во всяком случае высшая из всех тех, интересы которых могут быть сознательными для человека, и составляет, следовательно, последний предел, до которого может и должно простираться подчинение низших интересов высшим, пожертвование частных целей общим.

Отрицая то, что для культурно-исторического типа прежде всего нужна культура, Данилевский предлагает некое славянство в себе и для себя, признает за высшее начало самую особенность племени независимо от исторических задач и культурного содержания его жизни. Такое противоестественное отделение этнографических форм от их общечеловеческого содержания могло быть сделано только в области отвлеченных рассуждений. При сопоставлении же теории с действительными историческими фактами она оказывалась с ними в непримиримом противоречии. История не знает таких культурных типов, которые исключительно для себя и из себя вырабатывали бы образовательные начала своей жизни. Данилевский выставил в качестве исторического закона непередаваемость культурных начал – но действительное движение истории состоит главным образом в этой передаче.

В изложение своего взгляда на историю Данилевский вставил особый экскурс о влиянии национальности на развитие наук. Здесь он как будто забывает о своей теории: вместо того, чтобы говорить о выражении культурно-исторических типов в научной области, указывается лишь на воздействие различных национальных характеров – английского, французского, немецкого и т. д. Различая в развитии каждой науки несколько главных степеней (искусственная система, эмпирические законы, рациональный закон), Данилевский находил, что учёные определённой национальности преимущественно способны возводить науки на ту или другую определённую степень. Эти обобщения оказываются, впрочем, лишь приблизительно верными, и установленные Данилевским правила представляют столько же исключений, сколько и случаев применения. Во всяком случае этот вопрос не находится ни в каком прямом отношении к теории культурно-исторических типов.

Концепция Данилевского во многом схожа с ранее высказанными идеями славянофилов. Более оригинальны для того времени, когда появилась книга, политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах:

Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны

Та цель, ради которой русские должны, по Данилевскому, отрешиться от всяких человеческих чувств к иностранцам и воспитать в себе и к себе odium generis humani – заключается в образовании славянской федерации с Константинополем как столицей.