https://mospravda.ru/2023/01/29/671911/

https://leo-mosk.livejournal.com/10163741.html

28.01.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Назидательная история утрат и находок

Папузьян-Чебурашка и апельсиновый смерч

Новый фильм «Чебурашка» идет в прокате с начала года, и до сих пор не все еще посмотрели, но уже многие о нем говорят.

На нашей памяти это едва ли не первый фильм, о котором люди говорят то, что есть. Народное мнение, наконец, прорвалось сквозь фильтры. Режиссер Дмитрий Дьяченко. Сценаристы Виталий Шляппо, Василий Куценко, Вячеслав Зуб. Продюсеры Эдуард Илоян, Денис Жалинский, Виталий Шляппо.

Бюджет картины 850 млн рублей. Сборы в мире уже достигли 75,6 млн долларов, в России 62,4 млн долларов.

То есть фильм отработал затраты, включая рекламу и раскрутку.

Для сравнения: бюджет фильма «Чук и Гек. Большое приключение» 201 млн рублей практически без рекламы, а компьютерная графика не слабее.

Фильм очень длинный, почти два часа (113 минут), и утомительно затянутый вместе со всеми попытками крутого каскадерства, клоунады, юмора, красочными пейзажами дроновыми съемками и замахом на мемообразование ключевых фраз из лексикона персонажей.

Например, «у тебя получается лучше всего предавать тех, кто тебя любит».

«Сложно быть человеком». «Вы, люди, грустные, потому что не умеете прощать». Все эти незатейливые сентенции можно было бы назвать банальностью, если бы они не воспринимались как простой ответ на сложные общечеловеческие вопросы.

Чебурашка ознакомился с жизнью людей и сделал для себя вывод, что лучше он останется игрушкой, чем станет человеком.

От классического кукольного Чебурашки в новом фильме остался его компьютерный преемник и песня про голубой вертолет с волшебником на борту.

По информации сайта «Кинопоиск», над сценарием работали полтора года. Съемки прошли с сентября 2021 года по июнь 2022 года в Москве и Подмосковье, а также в Пятигорске, Кисловодске и Сочи.

На съемках картины было использовано шесть тонн апельсинов. Помимо актеров, в съемках участвовали 26 породистых крыс, 8 канареек и попугаев, 6 морских свинок, бульдог, игуана и жираф.

Чебурашка единственный в фильме мультипликационный персонаж ростом 65 см, за исключением одной сцены, где для устрашения мальчишки-хулигана он вырастает до размеров Кинг-Конга.

Чебурашка и сам представлен весьма хулиганистым щенком или котенком, способным устроить в доме приличный погром. Наносит существенный ущерб сельскому хозяйству страны происхождения, экспортеру апельсинов. Не понимающие шуток работники апельсинового сада гоняются за Чебурашкой с вилами, лопатами и не слишком гуманными намерениями, готовят ему силки. Пока не вмешивается ее величество Природа и экстрадирует Чебурашку на место постоянного жительства вместе с огромным количеством апельсинов.

На город обрушивается апельсиновый дождь.

Все остальные персонажи человеческие.

Первые зрители кукольного мультфильма Эдуарда Успенского о крокодиле Гене и непонятной зверушке Чебурашке из коробки с апельсинами помнят то время, когда апельсин был в СССР сакральным фруктом, символом свободы. Об этом повесть Василия Аксенова «Апельсины из Марокко». В северный дальневосточный порт приходит сухогруз с забитым апельсинами трюмом. И в припортовом городке начинается счастье.

Василий Аксенов провел детство на Колыме с осужденной матерью Евгенией Гинзбург. Свободно ботал по фене. Оба, каждый по-своему, описали время возрождения страны после тяжелой и очень злой эпохи с волнами кровавых событий, открытой всплеском преступности после отмены крепостного права.

Первый стойкий просвет начался в шестидесятых. В души людей вернулась доброта и чувство прекрасного будущего.

Дело тут, конечно же, не в экзотических цитрусовых, а в естественной реакции жизнестойкости русского народа на разруху, войну и репрессии.

Текущее с нами нынешними время очень похоже на то, что отразили Аксенов и Успенский в шестидесятых.

Евгения Гинзбург в документальном романе «Крутой маршрут» описала полный цикл от входа в умственную эпидемию до выхода из нее.

Создатели нового «Чебурашки» представили комплиментарные обрывки того цикла на примере нескольких личных судеб.

Главный садовод России Андрей Туманов утверждает, что у цитрусовых нет диких предков, они все искусственные. Действительно, доместицированные формы банана, арбуза, сливы, кукурузы, пшеницы, кошки, собаки, коровы, свиньи и самого человека прошли столь мощную сальтационную эволюцию, что по сравнению с реальным апельсином нарисованный Чебурашка не кажется какой-то особой экзотикой.

Мы все искусственные в нашей компании составляющих элементов цивилизации. В данной системе координат критерием естественности служат два признака единого гармоничного целого – красота и истина.

Второе рождение Чебурашки за неизвестностью первого становится праздником примирения всей семьи с участием перевоспитавшегося врага.

Страна Россия переживала новое рождения несколько раз и вот опять становится хранителем красоты и истины.

Новый фильм «Чебурашка», в общем-то, об этом. Он исполнен неисчерпаемого философского смысла переклички, казалось бы, несопоставимых эпох. Авторы картины намеренно исключили привязку к конкретному времени и однозначно доказали причину всех человеческих проблем в наших отнюдь не человеческих отношениях друг к другу.

Не только в художественных произведениях, но даже и в научных исследованиях иногда бывает так, что сами авторы не осознают в полной мере универсальность открытия, которое невольно сделали. Но это чаще про негативные явления типа мозговых трихин Федора Достоевского. С формулой счастья про красоту у великого писателя получилось как-то невнятно, он в данной части остался непонятым.

Для выведения формулы счастья у нас есть мультфильмы. Пусть нам не верят, но мы убеждены – Россия стала родиной формулы счастья еще в советское время, и новое русское кино с успехом продолжает развивать ту же линию на новом уровне качества.

Новый фильм «Чебурашка» о вреде безответственного обращения с животными, которыми являемся мы сами.

С боем принятый закон об ответственном отношении к животным на людей не распространяется, и об этом законодательном пробеле несколько раз говорили в Думе. Для депутатов люди не относятся к животным, и спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Новый «Чебурашка» – многовекторная притча о борьбе добра и зла внутри самих людей, а не между ними. Это истории трех очень разных детей: балованной капризной Сони (Ева Смирнова), молчавшего до пяти лет Гриши (Илья Кондратенко) и его матери Тани (Полина Максимова, в детстве Алиса Мынай) с ретроспективой в прошлое, откуда взялась вражда с отцом Геной (Сергей Гармаш, в молодости Артём Быстров).

Нелепая гибель жены, матери Тани, выгоняет Гену из дома и обрекает на скитания. В новой жизни Гена оказывается в роли обслуживающего персонала дендрария, болезненно приверженного соблюдению порядка.

Появление в его экзотическом доме Чебурашки подобно смерчу. Однако развитие истории диктуют не эмоции, а обстоятельства.

В Гене Гармаша нетрудно угадать кукольного крокодила, который в прошлой жизни работал в зоопарке крокодилом. А чтобы зритель не сомневался, друг Гены, партнер по шахматам Валерий Завгородний (Фёдор Добронравов), прямо назвал его аллигатором.

Завгородний работает в соседнем с дендрарием зоопарке специалистом по экзотическим животным и наотрез отказывается принять Чебурашку, чтобы его не обвинили в опытах над животными.

В богатой бабушке Сони Римме (Елена Яковлева) однозначно угадывается Старуха Шапокляк.

Римма требует от директрисы дендрария (Наталья Щукина) уволить Гену и пытается навести в учреждении свои порядки. Ее распоряжения стимулируют самоорганизацию коренных обитателей Дендрария. Директриса становится на сторону Гены, с которым прежде постоянно конфликтовала всей своей нерастраченной женской силой. К протестующим присоединяются дворник (Жаннат Керимбаев) и мощная продавщица мороженого Галя (Софья Зайка) – «Зря я столько лет тренировалась?!»

В России вообще велика роль самоорганизации, но ее вектор зачастую имеет обратный ход по сравнению с классическим вариантом Фридриха Дюрренматта «Визит дамы» в формате общественной охоты на назначенную жертву.

Крысы от Риммы играют свою роль в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов.

Жанр фильма, представленного как семейная комедия, на самом деле комбинированный. В нем притча сочетается с пародийной комедией на бизнес-леди и ее мужскую команду.

Очень доходчиво, красочно и понятно где-то с возраста 10-12 лет. И абсолютно релевантно ожиданиям бывших детей, воспитанных на «Чебурашках» и прочей советской мультипликации с упрощенной раскладкой добра и зла.

Маркировка 6+ явное преувеличение. Детям младшего возраста события на экране неинтересны. Когда зажегся свет, пол кинозала оказался щедро усеян раздавленным попкорном. Почему-то эта картина вызвала смутные ассоциации с впечатлением от просмотра.

Остаются вопросы к организаторам национальной культурной политики.

Зачем насаждать в России западные привычки жевания воздушной пустоты для отвлечения от экранного повествования?

Почему всегда и во всем виноват мужчина? Чебурашка называет Гену «мамой», тот удивляется, но не спорит. Весь фильм персонажи ищут ему зоологическое наименование. Начинают с породы белорусская ушастая овчарка.

Далее приходят на ум попугай и обезьяна; Чебурашка радостно комбинирует «Папузьян». В других высказываниях Чебурашка неожиданно обретает нечеловеческую мудрость и взрослый голос убедительного тембра.

Трудно представить, что такой фильм может быть понятен ребенку. Сцены жестокости тут, конечно, не голливудского формата в беспределе, но они есть, выписаны динамично и встроены не слишком органично.

Получилось добро с кулаками.

Чебурашку играет компьютер и Ольга Кузьмина при поддержке Катерины Чередник.

Что не сказал сказочный персонаж на экране, расшифровала депутат, председатель комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. У нее был мощный стимул, жизнь в Думе – и сказка, и цирк, и война с миром. Лев Толстой мучается от ревности, Достоевский завидует, Чехов стерилизует свои медицинские инструменты.

«Чебурашка» стал для Останиной отдушиной и окном в нормальный мир с обычными человеческими страстями.

А вот председатель комитета ГД по культуре Елена Ямпольская в оценке фильма обошлась без восторгов. Она пришла смотреть кино с мужем и трехлетней приемной дочерью. Очень не понравилась беготня за Чебурашкой серьезных мужиков с вилами.

Тут возникает еще один вопрос к организаторам постсоветской культурной политики.

Почему ни в парламенте, ни в правительстве нет экспертов, способных выявить для защиты национальных ценностей красоту и истину?

Сами депутаты вместе с министром культуры неспособны разобраться в жанрах кинематографа, какой для чего предназначен.

Почему по любому поводу ссылаются на международный опыт, где это все искусственно запутано?

Если все-таки выходят в прокат такие фильмы, как «Чебурашка», и не он один, это означает, что голова у русской культурной политики все же есть.

 

Информация о фильме

Оператор Иван Лебедев, Игорь Гринякин

Композитор Иван Канаев

Художник Артем Кузьмин, Фёдор Савельев, Мария Муратова, ...

Монтаж Антон Анисимов, Кирилл Абрамов, Тим Павелко, ...

В ролях

Сергей Гармаш Гена – главная роль

Артём Быстров Гена в молодости

Ольга Кузьмина Чебурашка – главная роль

Катерина Чередник дублёр-Чебурашка

Елена Яковлева Римма, владелец шоколадного бизнеса

Ева Смирнова Соня, внучка Риммы

Полина Максимова Таня дочь Гены, владелец шоколадного магазина

Алиса Мынай Таня в детстве

Сергей Лавыгин Толя муж Тани

Илья Кондратенко Гриша, сын Толи и Тани

Фёдор Добронравов Валерий Завгородний, специалист по экзотическим животным Зоопарка

Дмитрий Лысенков Ларион

Софья Зайка Галя, продавщица мороженого

Жаннат Керимбаев дворник

Наталья Щукина директор дендрарияачальница Гены.

Оливье Сиу повар

Марина Коняшкина

Арсений Фогелев

Александр Аноприков охранник Риммы

Эрик Саканян испанец

Алексей Новиков (II) испанец

Константин Фадеев (II) Василий водитель Риммы

КАСКАДЕРЫ Сергей Рябцев (II) постановщик трюков

Подробнее на Кино-ТеатрУ

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/148810/titr/?ysclid=ldg6si95e3311352273