https://leo-mosk.livejournal.com/10209978.html

25.02.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Терапевтическое кино

Дед Мороз и теория струн в пятимерном пространстве

Что делают отвергнутые женами мужчины? А женщины? Мы знаем, что вы подумали, только ответ неправильный. Произошла инверсия половых ролей. Соответственно мужчины как вымирающий вид едят, а женщины в роли символа светлого будущего балуются винцом.

..Жили-были две сестрички Оля и Ира. Они часто ссорились. И даже папа-генерал не мог их помирить. Зато он на всю жизнь запомнил их мечты. Одна любила змей и мечтала принести змею домой, они теплые и хорошие. Другая обожала песню «Крошка моя, я по тебе скучаю я от тебя письма не получаю» Ромы Жукова. Она ее слушала постоянно и мечтала спеть вместе с Ромой.

Вот только товарищ генерал с мечтами напутал. Змей любила Оля, а песню Ромы Ира.

Каждая из сестер не терпела пристрастия другой.

Девочки выросли, стали мамами и даже ссорились с мужьями одновременно в разных квартирах.

Женщина страшна в гневе.

Ссора без медиатора не заканчивается. Его роль сыграл дед-генерал. Завершает историю Дед Мороз. Ради этого не грех задержать Новый год на три месяца.

Чтобы узнать, чем кончилось и с чего началось, надо смотреть фильм «Папы против мам» режиссера Максима Малинина. Длительность 102 минуты. Действие происходит, в основном, в помещении, превалирует так называемый «хронотоп гостиной», когда в одном и том же интерьере ведутся диалоги героев.

Мы не думаем, что фильм «Папы против мам» ждет богатая прокатная судьба. Рекламной раскрутки не слышно и не видно. Кто решает такие вопросы, нам неведомо. Жаль. Это такое психотерапевтическое кино с длиннотами, чтобы было время подумать. Сдобренное россыпью правды современной жизни, как булка изюмом.

Я начальник кредитного отдела банка. Брать кредит – я больная, сама у себя кредит брать? – говорит Ольга (Елена Балабанова).

Муж Ольги Антон (Артём Кухтеев) программист, на основе теории струн в пятимерном пространстве познает тайны мира. Его сначала увольняют, потом наоборот.

Их дочь Маша (Елизавета Медведева) девочка решительная под стать маме. Когда согласно ее мечте с опозданием на три месяца появляется Дед Мороз (Артём Ткаченко), Маша непреклонно отодвигает подарок и требует отчета, где тебя носило? Затем уводит Деда Мороза в свою комнату для разговора наедине. Дед Мороз ошарашен, но сообразителен. Когда со слов Маши понимает, что произошло с ее родителями, быстро предлагает версию, как сотворить чудо для исполнения Машиной мечты, чтобы никто не ссорился и все жили в мире.

Мысль, мягко говоря, не новая в фильме «Папы против мам» реализуется вполне гармонично. Она, собственно, и является квинтэссенцией фильма.

Что касается названия, оно отражает устаревший стереотип. В фильме инициаторами ссор становятся мамы, находя причины в папах. Именно так и бывает в реальной жизни.

Самоуверенная Ольга недовольна тем, что безработный Антон сидит у нее на шее и играет в танчики.

Ведомая Ирина (Анна Чурина) недовольна тем, что она якобы толстая.

Мир – это не совсем то, что видит мужчина, пусть даже и в пятимерном пространстве вдоль мифических струн, а та картина, которую строит женщина по своей прихоти.

Ирина втайне разрешает сыну Игорю (Севастьян Бугаев) сменить хоккей на танцы на льду ради девочки-фигуристки.

Отец Игоря, авторитарный Виктор (Роман Постовалов) в бешенстве, танцы не мужской спорт.

Ролевая конструкция произведения максимально упрощена.

Авторитарная мама Оля заставляет дочь Машу учить китайский язык. Ведомый папа Антон уговаривает скорее себя, чем дочь, что китайский язык простой.

Авторитарный папа Витя в детстве занимался боксом, чтобы провожать любимую девочку к месту ее жительства в соседнем дворе, фактически на вражеской территории. Развязку девочка наблюдала из окна. Она стала его женой и втайне наперекор мужу разрешает сыну заниматься танцами вместо хоккея.

Почувствуйте разницу. Симметричный расклад приводит к иному исходу. Маша болеет и ждет чуда в образе Деда Мороза. Игорь системно ищет выход для себя и для Маши, возвращая ее в реальность через реализацию мечты.

Реконструкция группового психоанализа на экране вынуждает персонажей признать универсальную причину. Родители используют детей для терапии собственной неполноценности. То есть восполнения того, что не доделали в осуществлении своей мечты.

Мы не советуем повторять этот трюк в собственной жизни без специальной подготовки и доступности медиатора с адекватной мотивацией. Без этого психоанализ может разрушить семью, вызвать стойкие психические отклонения и даже спровоцировать суицид.

Относительно отечественной картины «Папы против мам» дополнительным или противоположным вариантом можно назвать «Счастливый фильм», режиссеры Хиллман Кертис, Ben Nabors, Stefan Sagmeister (США, 73 мин.). Его упорно продавливали в России, но он не пошел. Возможно, из-за наличия кадров обнаженки с признаками порнографии. Фабула «Счастливого фильма» декларативно опирается на науку, фактически имитацию.

Поиски семейного счастья стали доминирующим нарративом в российском кинопроизводстве, и база здесь более надежная.

Нет лучшего способа познать себя, чем сравнение.

Ключевую роль играют диалоги. В традициях русского кино диалоги с хорошим юмором переводят тупиковые проблемы в решаемое состояние. Используется национальная особенность латерального мышления. По-простому – эвристический поиск неординарных коротких ходов.

... Дети Игорь и Маша решительно заявляют о праве самостоятельно определять свою судьбу. И, в общем, у них получается, когда они призывают на помощь деда-генерала (Владимир Стеклов) с солдафонским характером.

Скорая психологическая помощь эффектно мчится по улицам города вслед за летящем оленем на носу «Волги». Цель простая, солдафонскими приемами купировать приступ бытовой демократии, подавить кухонную турбулентность и ввести процесс семейной жизни в ламинарное состояние.

Новая реальность ломает привычные планы. Внешний медиатор может воздействовать на мужчин, но не они стали причиной процесса с обострением, только триггером.

Товарищ генерал с возмущенными женщинами не справляется. Но дело выруливает на финишную прямую при поддержке ядовитой соседки Екатерины Павловны (Ёла Санько).

В целом получилась сказка для чувствительных душ. Иногда смотреть неловко, будто пред тобой не экран, а зеркало.

Особенно хороши дети. Современные дети продвинутые. Может быть, мир стал бы лучше, если б родители не чурались больше слушаться собственных детей или, по крайней мере, слышать их.

В конце фильма звучит песня группы «Руки вверх»:

Вновь минор Заставит сердце разлететься будто домино Давай тебя я провожу, на улице темно И каждый день с тобой, все это как в кино. Вспомни моменты Наша запись на старой кассете Где влюбленные мы, словно дети И вокруг никого больше нету. И по сюжету я на рассвете Отдавал свои чувства в букете И мы верили в наши приметы Брали билеты в теплое лето. Старый балкон и я тебя обнимаю на нем Стирая прошлое, словно двойку в дневнике Моя рука в твоей руке Правда ли что без любви бы звезды с неба и не падали? Что если бы не ты, то я бы сейчас был один Не написал бы тебе столько песен о любви, Правда ли? Правда ли что посылаем чувства в небо мы знаками Что мы с тобой два человека с одним сердцем.

Фильм «Папы против мам»

Режиссер Максим Малинин

Актеры и роли

1.Артём Ткаченко Дед мороз

2. Владимир Стеклов Дед-генерал

3. Ёла Санько соседка Екатерина Павловна

4 .Елена Балабанова Ольга

5. Артём Кухтеев программист Антон, муж Ольги

6.Елизавета Медведева Маша, даль Ольги и Антона

7.Роман Постовалов .. Виктор

8 Анна Чурина Ирина, жена Вивтора и сестра Ольги

9.Севастьян Бугаев Игорь, сын Виктора и Ирины

10.Сергей Жуков

Продюсеры Петр Черенков, Ахмет Файзуллин, Максим Рогальский

Максим Рогальский, Алексей А. Петрухин, Айсель Назарли

Исполнительный продюсер .Вячеслав Чернявский

Вячеслав Чернявский

Сценарист Геннадий Шеин

Оператор Илья Бойко

Художники Валерия Чирина

Постановщик Гуля Бейшенова

 

https://leo-mosk.livejournal.com/10201903.html

https://mospravda.ru/2023/02/21/674407/

12.02.23 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОРА

Кино по выходным

Секс не повод для знакомства – Свободные отношения

Повторный брак и пожизненная пубертация

Зануда-учитель пикнического типа один раз с подначки сослуживца напился в кафе и притащил домой весьма странную деваху в аналогичном состоянии.

Мама учителя неприятно удивилась, но воспитывать сына не стала. Его и без нее воспитала школа, где приходится выполнять прихоти директора, управлять родительской демократией и выдерживать наскоки сексуально озабоченного сослуживца – почему из всей школы ты выбрал мои уши?

Как говорил один наш знакомый директор школы, секс не повод для знакомства.

Дальше события жизни столь несхожей парочки развивались нестандартно. После первой ночи женщина понесла. В совместном браке семь лет. Стало быть, познакомиться успели. Их зовут Артем и Илона. Секс куда-то пропал.

Такова фабула фильма «Свободные отношения». Режиссер Дмитрий Невзоров, сценаристы Дмитрий Невзоров и Никита Лундин, длительность 102 минуты

Жена Илона (Аглая Тарасова) нашла выход в свободных отношениях, причем с условием все друг другу рассказывать.

Муж Артем (Борис Дергачев) в шоке. Илона быстро определяется с партнерами для свободных отношений. Артему подкладывает подругу, соблазнительную мать-одиночку ученика Артема Ольгу (Анна Глаубэ). Себе выбирает того самого настырного сослуживца Артема, сексуально озабоченного Славу (Илья Соболев).

Женские планы реализуются по Гамлету: «Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налетом мысли бледным, И начинанья, взнесшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия».

Короче, хочешь сделать – не болтай. А женщина сама не знает, чего она хочет. Чего-то такого эдакого, чего еще не было, чтоб поразить всех, начиная с себя..

В отчетах о внебрачных похождениях отражаются запланированные фантазии. В реальности происходит еще более фантастическая белиберда. Слава чуть было не утратил потенцию. На вопрос про «петушок» доктор дает лаконичный ответ: «Жить будет, клевать нет. Шутка».

Виной такого исхода стала змея, когда ее достали из бутылки. По инструкции надо было 25 капель, но Слава решил, ч о он о-го-го, и выжрал все махом.

После того, как столько всего друг другу наговорили, не остается ничего другого, кроме развода.

Артем с чемоданом уходит от Илоны к Ольге. Та становится центром притяжения уходов от жены. Звучат удивительно одинаковые слова.

Комедийная сторона фильма «Свободные отношения» строится на повторах фраз и бегства прыжком в окно. Так замутила Илона, одновременно окучивая Артема и Ольгу как бы в их интересах. Для Ольги положение Илоны в этой конструкции становится неприятным сюрпризом.

Ключевую роль в развязке играет директор школы, непревзойденный Николай Фоменко.

Нам казалось, мы устали от поучительно-воспитательных фильмов на темы семьи и брака.

Семь лет брака, как известно, трудный возраст совместной жизни. Он трудный вдвойне, учитывая веяние времени, когда подростковая пубертация растягивается на всю жизнь.

Мы же сами нормальные живые люди, и у нас все как у людей. «Свободные отношения» для нас еще один фильм про пожизненную пубертацию.

Если в фильме «Свободные отношения» есть мораль, то она, естественно, на поверхности, но не назойливая. Коль интересно, можно подумать над смыслом семейной жизни. А можно просто смотреть и отдыхать душой. Рекреационный эффект в фильме «Свободные отношения» на первом плане.

«Свободные отношения» – оксюморон, отношения не могут быть свободными. Любовная лодка неизменно разбивается о быт. Трагическая банальность повторяется из поколения в поколение. Критическая точка семь лет брака.

Расставание родителей общего ребенка – дело трагическое для ребенка. Страшнее только продление несвободных отношений как бы ради ребенка, с руганью и побоями. Поэтому надо решиться: либо повторять как молитву «Я тебя люблю», либо рвать по живому раз и навсегда.

Насколько это опасно, следует из того, что сложившаяся общественно-политическая система враждебна семье. Концлагерь массового поражения построен там, откуда не ждали.

Появление на экране фильма «Свободные отношения» разряжает моральное опасное напряжение. Можно превратить жизнь в игру и обойтись без опеки и попечительства государства.

Фокус в том, что такие фильмы не делаются без политической воли. Вот такое у нас государство вроде Илоны. Оно само не определилось в своих «свободных отношениях» с народом. Если люди своих отношений не наладят, ими займется государство и это будет совсем другое кино, менее приятное.

Актеры и роли

Аглая Тарасова Илона

Борис Дергачев Артем

Илья Соболев Славаа

Анна ГлаубэО льга

Николай Фоменко Директор

Ян Цапник Папа Илоны

Анна Ардова Илоны

Мария Столярова

Вера Плешанова мама школьника

Юрий Чулков Пётр I

Мария Клешнина сотрудница ЗАГСа

Александр Черемисов

Ростислав Харин мальчик в торговом центре

Юлия Переверзева регистратор ЗАГСа

Ксения Пацинская мама

 

https://leo-mosk.livejournal.com/10202123.html

19.02.23 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Быть или не быть – вот в чем вопрос

Фильм «Быть» нам не понравился.

Режиссёр: Александр Ковтунец, длительность: 114 мин.

Эффект был тем сильней, чем невпопад аннотации. Во всяком случае, назвать эту картину комедией можно лишь из неуважения к зрителю.

Мы не профессионалы-искусствоведы и можем ошибаться, но нам показалось, что «Быть» – настоящая драма с налетом хоррора. Но это верно для особо чувствительных, кто-то, может, и не обратит особого внимания на две сцены в лаборатории с человеческими эмбрионами.

В девяностые годы был такой полуподпольный и очень прибыльный бизнес экспорта альфа-фетопротеина для омоложения организма богатых людей.

В целом картина «Быть» оставляет в памяти рэперскую тусовку с бесконечными воплями, в которой побеждает отвязанный парень не первой молодости, драки, погони, стрельба, погони на «Жигулях», назидательные притчи в анекдотической форме с оформлением смертельной угрозы, умилительно-сусальная картинка «Рождение Иисуса», также сюсюканье «Я тебя люблю» Сергея (Дмитрий Власкин) и Кати (Маргарита Аброськина) Федоровых, она же Октябрина.

Главный герой Илья (Олег Гаас) движется по сценарию из будущего в прошлое, представая перед зрителем подростком и ребенком в той же оранжевой куртке и бейсболке с козырьком набекрень. Затем, наконецождается совершенно голым без нелепого прикида.

И с этого момента решает, что будет другим. Второе, так сказать, рождение.

Почему Илья в одной и той же одежде во всех сценах и его телефон трое суток не разряжается, когда он ест и спит – логика тут неуместна, потому что повествование разворачивается в форме сумеречного сна главного персонажа.

Авторы фильма грамотно состряпали эклектичный набор перекрестного негатива. Нам трудно представить зрителя в одном лице, кому может понравиться такой компот, что-то обязательно отвращает.

Режиссер применил прием фальшивого финала, и даже начали идти титры. Затем лента быстро откручивается назад, и следует финал настоящий.

Он все меняет и в смысле фильма, и в отношении к нему.

Тут придется вспомнить то, что мы уже много раз писали. Россия обладает человеческим капиталом высокого уровня, соответственно, может делать все в науке и искусстве на фоне того, как англосаксы все это отменили и заменили чем-то противоположным под теми же названиями.

Произошло это вследствие разного подхода – поддержки семьи или ее разрушения. Была кампания в прессе, и был фильм «По семейным обстоятельствам». Он положил начало особому направлению в русском киноискусстве.

В новом русском кино мы видим некое раздвоение, как во всем и везде в мире. С той разницей, что деструктивный хоррор и антисемейное ЛГБТ на нашем экране как-то не клеится.

Доминирует позитивное искусство с пропагандой в художественной форме патриотизма на фронте и в Космосе, на арене и спортивной и исторической. Есть исследовательские фильмы с проникновением самую суть нашего прекрасного нового мира.

И есть отдельная линия, она, может быть, самая мощная, пропаганды технологий совместной жизни мужчины и женщины.

И все это на очень высоком уровне качества. Кино в России делать научились лучше всех.

Возражения не принимаются. Мы на рецензиях не зарабатываем. Спорить по пустому надоело.

Слишком много в этом прекрасном новом мире лжи, заказухи, садомазохизма, искусственной паники и фрустрации до степени утраты личности.

В нашем описании это кажется отталкивающим, если только не снять негативную модальность с нарратива пропаганды.

Пропаганда действительно может быть оружием массового поражения, причем самой высокой эффективности по сравнению с бомбами, ракетами, дефолиантами, обедненным ураном или ипритом.

Россия половину этого списка не только не применяет, но и не имеет в арсеналах.

На протяжении тысячелетней истории русской государственности стране пришлось много воевать, но в отличие от партнеров по этой реально первой профессии, Россия умеет заканчивать войны миром с разумным балансом.

Магистральный путь России – искусство и технологии, причем буквально во всем, что составляет человеческую цивилизацию.

Фильм «Быть» первый на нашей памяти в своем роде. Ничего подобного нам раньше не попадалось. Очень качественно сделанная пропаганда отвращения к абортам.

Надо отдать должное создателям фильма, они сделали все возможное на данном этапе времени.

Современные поколения так воспитываются, что к осознанию собственной потребности в родительской любви приходят поздно или вообще не приходят, перекладывая ее на кошек и собак. Почему это неправильно, мы тоже писали. У хищных другая биология. Ни кошка, ни собака не заменят человека ни в каком качестве. Они могут сделать полную семью с детьми еще более полной.

Смысл фильма «Быть» в том, что дети меняют родителей в конструктивную сторону. Авторы показали данный факт максимально доступным способом совершенно прямолинейно.

Когда ребенок осознает свою роль, его жизнь наполняется новым сверхъестественным смыслом, и он действительно становится другим.

Все мы прошли через неизбежную пубертацию и в меру личной изобретательности попортили нервы родителям. Тут главное не застревать на этой платформе на всю жизнь, как теперь часто бывает.

Мы надеемся, что фильм «Быть» станет только началом своего направления.

Проблема в том, что мужчины и без того испытывают отвращение к родам и абортам, поэтому надо бы как-то остановить пропаганду неуместного равноправия. Далеко не все женские секреты полезны для мужчин.

Легко представить по реакции персонажей на коллекцию человеческих эмбрионов.

Вследствие временной инверсии половых ролей мужчины в среднем проявляют родительский инстинкт выше женщин. Ситуация, когда она хочет ребенка и радуется ему, а он предлагает пока завести собачку, все же редка. Это в фильмах так, а в жизни наоборот, подобно эпизоду романа «Маленький лорд» Юхана Боргена.

Дефекты материнского инстинкта описаны более точно. Например, в трудах нейрофизиолога Вячеслава Дубынина или в художественной форме в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

Описание половой системы мужчины существует достаточно яркое, однако аналогичные описания для некоторых животных сделаны лучше. Общего тут мало. Мужикам приходится добывать опыт сквозь мифы и пропаганду отклонений за свой счет, иногда до состояния отвращения к себе и импотенции.

В женском мире мужчинам отведена обслуживаются роль, как будто у них нет собственной физиологии и им можно навешивать женские качества, чтобы посмотреть, что будет.

В этом смысле фильм «Быть» тоже содержит определенный прорыв.

Невозможно впихнуть всю правду жизни в деформированное сознание одним ударом.

Первый был в нашем понимании удачным, и мы поздравляем авторов фильма с безусловным успехом. Тут главное с юмором относиться к рецензиям профессионалов и отзывам построенных зрителей. Талантливое произведение оценивается по злопыхательству, которое вызывает.

Реклама фильма слабая, и охват расширяется за счет ее неадекватности. Вряд ли тут возможно провести социологию, оценочно нам кажется, заложенная в фильме задача будет достигнута даже в душах тех, кто вышел из зала со злобным брюзжанием.

Повышение рождаемости вряд ли последует, это другая задача. Тут речь идет о ремонте родительского инстинкта.

Фильм «Быть» дает однозначный ответ на вопрос Гамлета, и этот ответ вынесен в название.

Актеры и роли

Олег Гаас Илья

Дмитрий Власкин Сергей

Маргарита Аброськина Октябрина-Катя

Фёдор Добронравов дедушка

Александр Ковтунец Валера

Роман Курцын милиционер

Олеся Железняк бабушка

Иван Охлобыстин ведущий

Гоша Куценко директор

Михаил Башкатов

Катерина Решнова Варя

Марк Юсеф Башкатов в детстве

Олег Чугунов Олег

Филипп Рейнхардт Дэн

Ульяна Донскова Зарина

Игорь Скляр Сергей в настоящем

Владимир Сычёв Вася

Федор Самков

Алексей Дмитриев охранник 1

Андрей Свиридов охранник 2

Никита Шалюков охранник 3

Иван Кравченко играет самого себя

Акилина Соколова путана

Алина Волкова подруга Ильи

 

https://leo-mosk.livejournal.com/10202414.html

https://mospravda.ru/2023/02/25/674395/

18.02.23 Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Хасид с гранатой, хупа в лесу и царица глазастая

«Праведник» – фильм-расследование, основанный на архивных документах

Фильм Сергея Урсуляка «Праведник» рассказывает о судьбе белорусского еврея Моше Таля (Марк Эйдельштейн), которого родители (Константин Хабенский и Чулпан Хаматова) с сестрой Мириам (Кэти Солвэй) отправили в лес с надеждой на спасение.

Выбраться из гетто до акции Моше и Мириам не успели.

Как они спаслись и почему Моше с винтовкой оказался в небольшом партизанском отряде Николая Киселева (Александр Яценко) с миссией спасения евреев, лучше не пересказывать. Тут, как ни опишешь, все будет выглядеть неправдой.

А на экране все очень правдоподобно. Два часа двадцать минут экранного времени пролетает на одном дыхании.

Комиссар партизанских отрядов Тимчук (Фёдор Добронравов) сначала уговаривал Киселева, потом отдал приказ вывести две сотни евреев из оккупированной Белоруссии через линию фронта.

Боевой опыт и сноровка экономиста Киселева позволяет переиграть регулярные части СС. Приходится принимать множество непростых решений. Немцев немало удивляют такие трагические эпизоды, как еврейка из Германии с детской немецкой песенкой, спасающая своих детей ценой собственной жизни. Или пожилой хасид с гранатой Шломо (Николай Хмелёв).

Евреи выбрались из гетто в лес, другого пути к спасению у них не было. В лесу партизаны, а для партизан немощные старики и плачущие дети опасная обуза. Оккупационные войска получили приказ «юден фрай».

С кем на самом деле воюют фашисты, вопрос до предела простой. Только это не война. Евреи для себя придумали адекватное греческое слово «Холокост» -- «всесожжение»; и оно стало общеупотребительным наравне с более точным термином «геноцид».

В Западной Европе фашисты уничтожали коммунистов, евреев и цыган, а после оккупации демонстрировали соблюдение Гаагской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. Ее инициировал по поручению царя Федор Мартенс.

Материалы Фонда «Холокост» под руководством Ильи Альтмана показали принципиальную разницу с тем, что творили фашисты на оккупированных территориях СССР. Хотя все было очень пестро, но в целом тыл был опасней фронта. Концлагеря были по обе стороны фронта, но и они были разными. В отличие от фашистов, коммунисты не ставили задачу массового уничтожения людей. Доминировала иная мотивация. Садомазохизм присутствовал повсеместно, но тоже в разных формах.

Чтобы обсуждать такие вопросы, их надо освободить от презумпций и ложного толкования терминов фашизм и нацизм. Это далеко не одно и то же.

Вряд ли человечество сможет решить терминологическую задачу в обозримом будущем. А пока я бы отметил, что образ еврейского народа в историческом романе израильской писательницы Ларисы Склярук «Плененная Иудея» представлен без прикрас и честнее, чем в фильме «Праведник» Урсуляка. Тут он несколько приглажен, хотя и не слишком далек от истины.

В моей суьъективной оценке получфантастическиме романы Скрярук ближе к реальности, чем неоспоримые произведения Лиона Фейхтвангера.

Пусть профессиональные евреи на меня обижаются, евреи воевали в Вермахте, становились лучшими православными священниками и советниками главы государства и выполняли волю своего господина, в разные эпохи своей древней истории проявляли и нацизм и жестокость. Повторяю, это разные вещи.

Мадлен Олбрайт и Джордж Сорос способствовали новому Холокосту, хотя сами выросли из жертв прошлого Холокоста, когда носили совсем другие имена.

В фильме «Праведник» роль главного фактора Холокоста вполне убедительно играет гауптштурмфюрер СС, по совместительству фотограф профессионального уровня.

Куда нацелена его камера со вспышкой, лучше не перечислять.

До линии фронта по прямой восемьсот километров, с учетом рельефа местности вся тысяча.

Комиссар Ткачук вполне прозаично подбирает кандидатуру на роль миссии-поручения по спасению евреев. Получается, кроме Киселева, никого нет, остальные раз-два и обчелся, весьма ненадежны. Утопят евреев в болоте, и всего делов.

В помощь Киселеву Ткачук придает Аню (Любовь Константинова), русскую девушку со знанием идиша.

В отряде Киселева разыгрываются вполне естественные человеческие страсти. Доходит до свадьбы под хупой. Фартовый жених с погонялом «Ферзь» (Евгений Ткачук) из Нижнего Тагила, детдомовский без малейших признаков еврейской крови.

Ради любимой Ферзь готов на обряд, но товарищ Киселев упросил ребе Бакшта (Андрей Голиков) упростить процедуру и обрезание для посвящения в еврейство не проводить, ведь из средств дезинфекции в лесу только муравьи. К данной конкретной детали мужского тела муравьи плохо применимы.

Он называл жену Тову Липницки (Мария Золотухина) «моя царица глазастая»...

Психологически сложная роль посредника между гауптштурмфюрером (Павел Цицилин) и евреями досталась Любе (Юлия Витрук). Она никакая не Люба, а еврейка, и без нее жизненные пути Моше и Мириам расходятся, а с ней они бы пропали.

В конце концов, сильно пожилой Моше Таль (Довале Гликман) оказывается в Израиле, но наотрез отказывается вспоминать Киселева и вообще что-либо говорить.

Без свидетельства Моше Таля невозможно присвоить Николаю Киселеву звание «Праведника мира». Перелом настроений вздорного старика вызывает ненароком еврейская девочка Дина из Бостона, названная в честь сестры бабушки.

Имена совпадают с родными людьми Моше.

Как теперь принято, в фильме «Праведник» классическая драматургия заменена мозаично-ассоциативной динамикой человеческого сна. Напряжение не спадает с первого до последнего кадра.

Урсуляк привлек как широко известных маститых актеров, и они оказались в непривычных для зрителя ролях, так и новичков. Особенно хороша «царица глазастая» Мария Золотухина, причем это ее первая роль.

В любом случае, фильм Урсуляка – сказка, хотя и страшная, но вся пропитанная добротой.

Да, так тоже было в то страшное время. И в это я верю, потому что знаю по рассказам очевидцев. Мотивация добра в расплату со злом в собственной совести показана в фильме «Праведник» на примере персонажа Любы.

В жизни, конечно, не было так контрастно. Но и в фильме человеческие отношения строятся не слишком определенно, хотя в общем логично и последовательно. Практически как в жизни.

Пожилой хасид с гранатой – это весьма экзотично. Но тогда жизнь человеческая ничего не стоила и часто приносила разного рода сюрпризы.

В истории кино были фильмы и пострашнее. Например, «Из ада в ад» Дмитрия Астрахана. Тоже на основе реальной истории, только в Польше.

Фильм Урсуляка страшен не столько сходством, сколько очевидными параллелями с современностью.

Мюнхенская конференция по безопасности, в которой Россия второй год не участвует, превратилась в форум консолидации опасности. Партия войны США готовит миру новый Холокост.

Текущая история тоже строится на основе коллаборации и садомазохизма. Все это пугает прежде всего своей необъяснимостью Ведь люди стали совершенно другими. Ценность человеческой жизни значительно повысилась. А мотивация принятия решений та же.

Фактов спасения евреев известно множество.

В общем случае «праведниками мира» оказывались бедные семьи без еврейского происхождения. Это было смертельно опасное милосердие.

Один из самых уникальных случаев описал Даниэль Клугер, автор баллады «Хасидский вальс». Раввина вывез из концлагеря в США офицер Вермахта по просьбе жены президента Элеоноры Рузвельт.

Был и такой случай, когда из минского гетто вывез полный грузовик евреев немецкий офицер ради женщины, с которой в прошлой жизни учился в школе. Описано в повести Иосифа Герасимова «Побег».

Наиболее настойчивые и дееспособные евреи могли купить место в партизанском отряде за мешок медикаментов и пишущую машинку. Или даже организовывали еврейские партизанские отряды, которые с боями воссоединялись с Красной Армией.

Евреев-одиночек, непригодных боевой службе, партизаны могли расстрелять по причинам, исчерпывающе описанным в фильме «Праведник». Правда это или нет, надо искать в архивах ЦК компартии Белоруссии.

Для сравнения. В автобиографическом романе Елены Котовой описан эпизод, когда поезд, набитый беженцами без разбору национальности, вместо обещанного советского тыла направили в немецкий тыл просто чтобы разгрузить станцию. Их судьба неизвестна.

Жизнь евреев в белорусских гетто в то голодное время не сильно отличалась от тыловой. В Ленинграде или Сталинграде было хуже. Но только от акции до акции и только местным жителям, у которых были кое-какие запасы, золотые украшения и связи, чтобы обменять на еду.

В белорусские гетто фашисты привезли довольно много евреев из стран Западной Европы. Без языка, запасов и связей им было совсем плохо.

Когда фашистам приходила в голову идея сократить гетто, проводили акцию и лишних евреев убивали. Выходить из гетто было опасно, немецкий офицер застрелил ребенка, побежавшего за птичкой.

На родине моего деда Соломона Файнберга в Витебске евреев не осталось. В отличие от Киева, в Витебск выжившие евреи не вернулись.

Сложная задача – реконструировать пеструю картину аморального времени на экране, рассчитывая на адекватное восприятие зрителя, столь же неоднородного и перегруженного мифами самого разного происхождения. Я думаю, Урсуляку в фильме «Праведник» удалось максимум возможного. Сегодня с еврейской темой никто связываться не будет. Поэтому профессиональные антисемиты промолчат, а кому положено комментировать по долгу службы, будут хвалить.

Для меня фильм «Праведник» стал тем редким случаем, когда многое совпадает. Для реконструкции деталей эпохи Холокоста в ее эпицентре авторы фильма провели серьезную исследовательскую работу. Она стала завершением темы Николая Киселева, открытой упорными архивистами. В Википедии указана Инна Герасимова. Без документов в подвиг Киселева трудно поверить. Сам Николай Киселева молчал о своем подвиге.

Среди прочего фильм «Праведник» показывает направление эволюции нового русского кино в сторону исторической правды, создание материала для морального и интеллектуального развития аудитории, выявление инвариантные во времени универсальных закономерностей. Они помогут нам заглянуть в будущее и возможности скорректировать его во избежание нового Холокоста.

Статусная наука в своем современном состоянии или тем более ангажированная политология этого не может. Миссия России как источника красоты и истины реализуется в значительной степени через искусство.

Русское кино объединяет сильных личностей разного происхождения для единой задачи.

Справка

История жизни Николая Киселева описана в Википедии.

Массовое уничтожение евреев началось сразу после оккупации Белоруссии. К лету 1942 года в Долгиново в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети, те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти.

У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи и где служил Киселёв, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить приказ поручили Николаю Киселёву. С ним пошло 270 человек, большая часть которых старики, женщины и дети. Кроме Киселёва, группу сопровождали ещё семь партизан.

Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкие засады, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались пятидесяти человек, что с ними произошло; неизвестно. Двух раненых; пожилую женщину и мальчика; пришлось оставить в лесу, но они выжили.

Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое состояние, что в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках.

После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселёв вывел за линию фронта (через «Суражские ворота») 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди заступились за него, и Киселёва освободили. В Государственном архиве Белоруссии хранится обращение спасённых евреев к секретарю ЦК ВКП(б) П. К. Пономаренко: «На всём протяжении пути, когда к нам явился тов. Киселёв, мы чувствовали его заботу и считаем его своим отцом и просим Вас представить его к правительственной награде».

О своем подвиге Киселёв практически никому не рассказывал. Документы о походе Киселёва обнаружила директор Музея истории и культуры евреев Беларуси кандидат исторических наук Инна Герасимова. В архиве Компартии Белоруссии она нашла так называемый «список Киселёва»; его рапорт о выполненном поручении, в котором были перечислены имена и фамилии спасённых. Об этом же документе писал белорусский историк Аркадий Лейзеров. Главным документом, который позволил подтвердить сделанное Киселёвым, стал найденный Инной Герасимовой в Национальном архиве Республики Беларусь приказ Белорусского штаба партизанского движения от 14 января 1943 года о награждении денежной премией (от 400 до 800 рублей) 8 партизан под руководством Киселёва Н. Я. за «вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей».

 

Биография

Николай Яковлевич Киселёв (1913, село Богородское, Башкирия; 1974, Москва); советский политрук, партизан отряда «Мститель» в Белоруссии, спасший жизнь 218 евреям из Долгиновского гетто, выведя их за линию фронта в августе – октябре 1942 года.

Присвоено звание Праведник народов мира в 2005 году.

В 1941 году окончил Институт внешней торговли в Москве и ушёл добровольцем на фронт. В должности политрука воевал в составе 29-й стрелковой дивизии 32-й армии, оказавшейся в окружении под Вязьмой. Попал в плен, бежал, вышел к подпольщикам в деревне Илье. В начале 1942 года вступил в отряд «Мститель» под командованием Василия Воронянского (Дядя Вася), который действовал в Вилейском районе Вилейской области.

Летом 1942 года получил задание обеспечить переход через линию фронта менее трехсот уцелевших из трех тыс еврейских жителей деревни Долгиново. После более чем 1500-километрового похода вывел через линию фронта 218 человек, большая часть из которых были старики, женщины и дети.

Воевал до 1944 года. После войны в 1946 году женился на Анне , связной, которая вместе с ним сопровождала группу евреев.

Жил и работал в Москве, в Министерстве внешней торговли, воспитывал дочь Татьяну и сына Николая .

Актеры и роли

«Праведник» Актеры и роли

Александр Яценко Николай Киселев

Сергей Маковецкий Рувим Янкель

Фёдор Добронравов комиссар

Евгений Ткачук Ферзь

Юлия Витрук Люба

Любовь Константинова Аня

Марк Эйдельштейн Моше Таль

Мария Золотухина Това Липницки

Константин Хабенский отец Моше

Довале Гликман Моше Таль в зрелости

Чулпан Хаматова мать Моше

Дитмар Кениг Шмюкер

Дарья Коныжева Дина Таль

Евгений Муравич доктор Анцль

Кэти Солвэй Мириам Таль

Андрей Голиков ребе Бакшт

Максим Севриновский Абба Ровнер

Лариса Крупина Брайна Гольц

Александр Соркин Абрам

Наталья Савченко Нехама

Виктор Ланберг Исаак Нойман

Савелий Кудряшов сын Ноймана

Марк Дмитриев

Рональд Пелин Йони Гершман

Варвара Веденяпина еврейская девочка

Владимир Комаров Барух

Алиса Смирнова Роза Голубовская

Данил Смирнов бармен

Михаил Самарин еврей из гетто

Адам Шаруиф служка

Дмитрий Гладышев Арцимович

Иван Дергачев Конек

Ильдус Абрахманов Хабиров

Ольга Мирошникова

Константин Кузьмин немецкий солдат

Николай Бутенин Рогов

Пётр Кротенко Мышкин

Александр Абрамович Каминский

Татьяна Смирнова Григорий Перель

Александр Марголин Артём Лещик

Павел Цицилин гауптштурмфюрер СС