https://leo-mosk.livejournal.com/10313379.html

23.04.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Воспитание чувств

Доктора вызывали?

Фильм «Вызов» стал вершиной в типичном для Первого канала жанровом сегменте.

Для сравнения. Фильмы ВГТРК, например, “Вторжение» или «Вратарь Галактики», грузят зрителя философским смыслом текущей истории. ВГТРК мобилизует интеллектуальный потенциал нации, что остро необходимо для поиска будущего, формирования выхода из нынешнего искусственно запертого состояния.

Сюжеты фильмов Первого пенала предельно просты для восприятия. Фабульная идея одна, и она на поверхности без признаков детективной загадки. Фильм «Вызов» особенный, с нескрываемым налетом весьма живучего социалистического реализма.

Мы восприняли этот фильм как прорыв потока экранной и литературной чернухи. Даже в возрожденном под руководством самого талантливого из депутатов Сергея Шаргунова журнале «Юность» от прошлого остался только дизайн обложки. Контент двух номеров с книжной выставки депрессивный с танатогенными мотивами.

Мы слышали много всякого про продюсеров фильма «Вызов» Константина Эрнста и Дмитрия Рогозина. Один прирос к Первому каналу навечно, другого Путин неожиданно снял с Роскосмоса. Просвещенная общественность ищет причины и того и другого.

В укор Шаргунову отметим, в фильме «Вызов» невозможно найти признаки явления «Короля танцует свита». Это уже настоящая пандемия всех властных структур по всему миру под биологическим названием «зомби-паразитизм» без метафор и иносказаний. Зомби-паразитизм заставляет любую власть проводить решения, отбивающие у людей естественные потребности.

Фильмы «Вторжение» и «Вратарь Галактики» физиологически точно показывают, как и для чего это делается.

Так вот в фильме «Вызов» этого нет.

Первый канал попытался представить свою версию фильмом «Союз спасения», получилось исторически точно и относительно привычной нам большевистской версии необычно. С поучительностью для современной молодежи не вышло, текущая реальность отличается от эпохи декабристов космическим ростом технологий управления массовым сознанием.

«Вызов» – это фильм про людей и для людей. Его простота и доступность отражает монолит талантов и технологических достижений страны. Снять художественный фильм на орбите, срочно отправив туда практически без подготовки всего двух человек, может только Россия.

Актриса Юлия Пересильд сыграла главную роль торакального хирурга Евгении Беляевой. Необыкновенность актрисы в способности сыграть женщину такую же, как все. Такой частый ныне вариант, когда мама еще молодая и опять все впереди. А дочка уже с высот своего возраста выбирает для мамы правильный лифчик. В облике современной женщины все должно быть правильно, и каждый штрих с историей амулета от близкого человека, лифчик или сережки, это подчеркивает.

Пересильд и выглядит и ведет себя очень правильно, естественно, узнаваемо. Каждая женщина может представить себя на ее месте.

Что нам Космос, вся наша жизнь составлена из экстремальных ситуаций в неожиданном сочетании вполне рутинных условий. В самый критический момент звонит мама. Каждый журналист любого пула знает, что такое звонок мамы и почему он всегда не вовремя. Дочка подралась с одноклассницей из-за мальчика и на свою беду победила. Папа-прокурор Семёнов(Александр Самойленко) пустил дело по Административному кодексу с перспективой на Уголовный. Его не останавливает ни профессия матери виновницы его торжества, ни отсутствие у нее папы.

Фигура прокурора в фильме получила роль из трех эпизодов, но она сакральная для наших врачей лучшей в мире медицины.

Вопреки наиболее обычному статусу современной женщины, торакальный хирург Женя не разведенка, а вдова. Хотя по большому счету все равно сама виновата. В фильме «Вызов» это показано с помощью параллельного монтажа.

Нельзя из своих условностей влиять на человека, в чьей власти ты здесь и сейчас находишься. Для нашего перевернутого мира простая истина тоже имеет сакральное значение.

Фильм «Вызов» в своей содержательной части завершается фразой: где русская женщина, там всегда есть притяжение.

Ответ на вопрос журналистки об операции в невесомости, где нет притяжения, отражает русскую национальную идею с долей обожествления сакральной роли женщины. Это не про горящие избы или скачущих коней, а про надежность. Святая вера в способность найти решение для любой проблемы, выход из любой ситуации.

Новый предмет «Семьеведение» теоретически должен научить девочку той роли, без которой она не может быть счастлива естественным образом без прокурорских замашек. Однако после публичных обсуждений ожидаем, что его замылят так же, как и «Основы российской государственности».

Учителя в фильме «Вызов» показаны лучше, чем они сами себя показывают на мероприятиях Думы и тем более в школе. Работать в школе всегда было непросто, а после повышения зарплаты стало и вовсе невозможно.

Нам есть, что рассказать по обеим темам, и мы уже это сделали в своих публикациях. Поэтому смело можем утверждать: один фильм «Вызов», может, и не заменит школьный курс, но даст людям больше него, это точно. Его создатели не толкают в спину к раю и не отталкивают от ада, но зовут за собой в тот свой Космос, который может быть у каждого на Земле в короткий миг между рождением и смертью.

Бывает, часто теряешься, чем его заполнить, чтобы природа человека не издевалась над ним.

Любая самая великая Инна Чурикова ноль без палочки, не имея своего Глеба Панфилова. В фильме «Начало» они показали, как много людей на съемочной площадке, и каждый со своей невидимой зрителю ролью в череде чисто бытовых экстремальных ситуаций.

Буквально целый Центр управления полетами.

В фильме «Вызов» все роли съемочной площадки сыграл Клим Шипенко – оператора, гримера, режиссера-постановщика и так далее.

Вторую главную роль травмированного при маневре орбитальной станции космонавта Олега Богданова сыграл космонавт Олег Новицкий.

Все роли тусовки-массовки орбитальной съемочной площадки сыграли два космонавта Антон Шкаплеров и Пётр Дубров.

Преподаватели художественных вузов предпочитают учить студентов изыскам киноискусства по фильмам Серея Эйзенштейна, Михаила Пудовкина, Сергея Герасимова, Сергея Бондарчука и даже Андрея Тарковского, который в нашем видении скучен как продукт Пятого управления КГБ по работе с диссидентами. Это правильно, потому что Россия первая не только на орбите или в операционной, но и в киноискусстве, практически повсеместно.

История кино субъективна, иногда выпадают фильмы, например, Александрова с Орловой, которые фактически сделали страну с личного одобрения Сталина.

Историю кино репрезентативно описал Александр Митта. Творческий человек с системным мышлением, способный и делать фильмы сам и учить этому других, фантастическая редкость. Да еще в сочетании с выживаемостью в профессии, где царствует профессиональная ревность.

Мы бы хотели, чтобы профессионалы прислушались к нашему выводу, хотя это вряд ли произойдет. Фильм с простым многозначным названием «Вызов» собрал все былые достижения отечественного кино. Эта матрица в типе «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова, только более высокого уровня и с отражением духа текущей жизни. Элементы матрицы расползутся по всему кинопроизводству, проникая сквозь национальные особенности и политические запреты.

Успех фильма «Вызов» был обеспечен тем вызовом, который бросил судьбе талантливый выпускник Журфака МГУ Дмитрий Рогозин с поста руководителя Роскосмоса.

Фильм «Вызов» стал лебединой песней в его политической карьере.

Только человек с характером Рогозина, потренировавшись на штаб-квартире НАТО, мог выступить против традиций и устоев космической отрасли.

Для Рогозина стало делом чести, профессиональной доблести и славы доказательство самой возможности за два-три месяца подготовить человека без опыта полетов к забросу на орбиту с последующим выходом в открытый Космос.

Наша версия настолько же проста, как и открыта для опровержения. Однако факт поучительный. Бесполезно заниматься любимым делом нашей интеллигенции и искать причину смещения Рогозина с должности в кознях врагов. Корни репрессий в репрессированных. Любой насильник сам пережил насилие, показали исследования группы зампреда Думы Ирины Яровой.

«И понапрасну не надо, Разные причины не надо Нам искать, конечно, не надо, Нет их, все равно, нет их, все равно. Любовь одна виновата, Лишь любовь во всем виновата, Лишь любовь всегда виновата, То-то и оно, то-то и оно», – песня святая истина. Любовь, как и генетическая инженерия или искусственный интеллект, они разные в зависимости от того, что заложили конкретные люди.

Массовые увольнения, аресты, расстрелы не могут иметь универсальной причины. Каждый случай имеет свое ФИО, и не обязательно прокурора. Это может быть случайный человек с какой-то нелепо сиюминутной властью, которая тут же рассеется или прольется в совершенно иную сферу жизни.

Как говорил нам правозащитник Лев Левинсон, некоторые жертвы чьей-то неумной мелкой власти еще сидят, хотя сломавшего их жизнь человека давно нет.

Россия вернулась в постреволюционное состояние, и перед страной стоят в общем те же задачи, что и перед молодой советской властью – разрушение семьи, половая распущенность, правовой нигилизм, передел собственности, хаотическая активность населения и чудовищный кадровый голод профессионалов для неопределённых условий, неожиданных перемен и форс-мажоров.

Нынешнему руководству страны больше повезло с народом. После революции отдельной проблемой была бытовая злобность людей, описанная в повести Алексея Толстого «Гадюка».

Со времен Сталина население в целом стало намного добрее и умнее. Но это в среднем. Иначе фильм «Вызов» не был бы принят публикой. Представить такое произведение в прошлом невозможно. А сейчас нам непонятна «Гадюка». Хотя редкий телефильм обходится без изнасилования, полиции, больницы и трупа от неестественной смерти, это другое. Может почесать нервы, но в качестве реальности не воспринимается.

В реальности нужны способности торакального хирурга Жени Беляевой по созданию инструментов из подручных средств в ограниченном пространстве за ограниченное наркозом время.

Роль наркоза играет медийный фон. Тут сыграл свою роль талант продюсера Константина Эрнста. Он окончил биологический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. Работал в НИИ, занимался генной инженерией.

Защитил кандидатскую диссертацию – «Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro».

После защиты отказался от зарубежной стажировки по специальности ради того, в чем достиг вершины – высшей формы генетической инженерии с помощью кино и телевидения.

Мы ни в коем случае не хотим представить Эрнста с Рогозиным ангелами, чья праведная жизнь достойна подражания подобно роли Жени Беляевой. Непомерные амбиции зачастую расходятся с чувством естественного, и генетическая инженерия посредством телевизора уплывает в вариант Геббельса.

Чтобы не допустить этого, надо быть Эрнстом. Его занятия биологией были надёжной школой.

Для работы с клеточными культурами млекопитающих in vitro нужна стерильность операционной и даже выше, они легко заражаются при малейшей ошибке исследователя.

Создание фильма требует времени не меньше подготовки космонавта по традиционной схеме, нарушенной Рогозиным. Время от обнародования идеи до выхода фильма в прокат Эрнст заполнил разными уловками накачивания зрительского напряжения. Тут, как говорится, своя рука владыка.

Стремительная смена эпох не помешала, скорее сыграла на указанную руку.

Данные по бюджету фильма «Вызов» чуть больше 493 млн рублей в формальном выражении не вызывают сомнений и вряд ли отражают реальные затраты. Возможности Генерального директора АО «Первый канал» и руководителя Госкорпорации «Роскосмос» и в простой сумме намного больше обозначенной суммы. А в синергичном взаимодействии вообще запредельны. В фильме данный факт отражен с некоторым кокетством: «Откуда у Эрнста мой телефон?» Это после того, как уважаемому Константину Львовичу был обещан эксклюзивный проход журналистов Первого канала на посадку торакального хирурга Жени Беляевой по возвращении с орбиты.

Технически для съемок Космоса экспедиция на орбиту не требуется, и было бы намного дешевле. Например, фильм «Воры и проститутки» со съемками в невесомости бывший депутат и автор множества гуманитарных проектов, включая ЛДПР, Алесей Митрофанов лично спродюсировал и целиком оплатил.

Великий мастер креативного пиара Рогозин знает, что в данном случае все должно быть по-честному, сколько бы это ни стоило.

Рогозин вытравил антипропаганду закрытой Комиссии по лженауке против длительных пилотируемых полетов. Компенсация искажений водно-солевого обмена в невесомости стала одним из трех советских достижений в Космосе наряду с двигателями для тяжелых грузовиков и космической биологией с продлением жизни в невесомости.

Отсюда понятен источник анти-пропаганды и все роли закрытой комиссии.

Политическая судьба и идеологическая позиция Рогозина напоминает таковую Митрофанова и так же ничему не учит.

Одно время в Думе оба столь несовместимо разных человека пытались разместиться в одной патриотической нише. У обоих не получилось, и при этом их заделы широко используются.

Генетический инженер Эрнст пошел более эффективным путем.

Мы смотрим это кино глазами обычного зрителя, и в зале были в основном люди нашего возраста в необычном для раннего сеанса количестве. Дни субботы и воскресенья 22-23 апреля 2023 года оказались очень тяжелыми. Если нанести на шкалу времени ощущения чувствительных к турбулентности людей, наверняка можно совершить крупнейшее научное открытие в истории человечества. Именно в такие дни эффективность любой генетической инженерии максимальна, и негативной и позитивной.

Депрессуха в стиле Глуховского и Тарковского нам прискучила. В жизни хватает. Благодаря долгоиграющей креативной рекламе выловить в прокате фильм «Вызов» было нетрудно, труднее было бы его избежать. Пугала только длительность сеанса 164 минуты (два часа и три четверти).

Из съемок на орбите в фильм вошло 35 минут. Это достаточно много для наведения зрительского восприятия и на пределе, чтобы не потерять его.

В фильме «Вызов» много комедийных ситуация. Однако функционал произведения не развлекательный, хотя и рекреационный элемент тоже присутствует. В целом получилось воспитание чувств с признаками катарсиса без трагедийности.

В качестве упрека. Некоторые моменты фильма трудно трактовать иначе, как в русле отстранения Рогозина. Власть диссипирована и может использоваться против интересов страна в целом. Ни у ког нет полноты власти для эффективного управления развитием даже по отдельным направлением. К признакам слабости власти относится курение в кадре и реплика о том, что на территории Роскосмоса работает только Мегафон. В стране действительно есть ведомственные зоны с доступностью только Мегафона. Кинозрители не обязаны знать про закон о шеринге частот и почему он не работает. С темой курения проблема совсем запутанная. В России нет качественного табака независимо от торговой марки по фраyшизе. Для отказа от курения в России есть дополнительные причины химической опасности. Лучше не показывать курение в кадре. Сейчас в публичной среде курят преимущественно девочки и молодые женщины.

В указанных двух вопросах мы склоняемся к реализму с определением «социалистически». Некоторые привычные моменты на экране смотрятся депрессивно.

С ролью подопытных кроликов мы справились, психотерапевтический эффект фильма «Вызов» доказан. Мы хоть и подопытные, как все, но свои чувства можем описать, не озираясь на общественное мнение. Тут наше подопытное преимущество.

Почти три часа в кинозале пролетели незаметно. Драматургия фильма, игра актеров, монтаж и кадрировка, все выверено на уровне высоких космических технологий.

Сюжет простой и доступный для восприятия, никаких расшифровок или комментариев посвященных более нас специалистов не требуется. Практически впервые мы не обсуждали фильм, наше восприятие оказалось одинаковым без обычных споров.

Сюжет фильма «Вызов» простой и доступный, и в то же время он подобно обычной жизни перегружен сплетением множества узнаваемых бытовых моментов. Быт – он везде, и в операционной, и на орбите, и в Центре управления полетами тоже быт с заначкой коньяка в запертом сейфике.

Бытовая расшифровка МКС – «Международный космический склад».

Ощущение быта художественно создают дочь и мама Жени, которых играют соответственно Варвара Володина и Елена Валюшкина.

Наблюдая старт по телевизору, прагматичная мама говорит – опять ракету запустили, лучше б пенсию повысили.

О том, что в ракете ее дочь, она узнала из репортажа по возвращении.

Прокурору с цветами мама представляется как старшая сестра. Прокурор сделал вид, что поверил, и запал на бабушку с сердцем, приходил еще.

Где русская женщина, там всегда притяжение.

Разнообразие бытовых человеческих отношений пробивается сквозь асфальт политических наслоений, идеологическую унификацию населения, негативный медийный фон, в том числе Первого канала, даже бич современности – неполная семья с женским преобладанием.

Характерный вариант современной семьи – мама, дочь и бабушка.

Фильмы про Космос вызывают интерес и в любом случае имеют патриотическую окраску.

Эффект поддержан подбором актеров. На роли важных людей пригасили таких весомых актеров, как Владимир Машков (руководитель ЦУПа) и Александр Балуев (глава Роскосмоса).

Сила русского кино в бытовых деталях разных форм реализма, социалистического, космического, профессионального. Почему у нас не просто реализм, а все с какими-то прилагательными? Потому что нас упорно отучали от естественности в быту, и мы редко говорим друг другу три простые слова «Я тебя люблю!»

В фильме «Вызов» эти редкие для быта слова звучат вполне естественно. Кому они адресованы, не скажем, пусть останется хоть какая-то интрига для того, кто еще не смотрел фильм.

Жертва Рогозина не была напрасной, мы привыкли к такой форме признания заслуг. В той же логике героев фильма «Экипаж» за спасение людей уволили, потому что пилот нахамил важному человеку. Он услышал. Вот это простой реализм без метафор и гипербол.

Авторы фильма «Вызов» могли уволить хирурга Беляеву за самоуправство, как Рогозина, или наоборот, наградить ее званием Героя России. Получили бы возможность ввести в фильм президента, как теперь иногда делается в некоторых фильмах ни к селу ни к городу.

Вряд ли у Эрнста были бы проблемы с привлечением нашего главного в мире актера. У него есть чему поучиться и врагам и подданным.

Авторы фильма «Вызов» поступили мудро и оставили открытый финал. Роль Путина вполне убедительно сыграл его портрет над головой прокурора.

Пустячок, а приятно.

Точно мы знать не можем, жизнь современного фильма длится утомительно долго после его клинической смерти, когда на экране побежит список причастных, зажигается свет и уборщицы принимаются мести по ногам просыпанный попкорн. На фильме «Вызов» попкорна не было, но действия автоматические. И местное начальство покрикивает. Свой мини-фюрер со своей вполне гуманной зондеркомандой есть везде, и все роли женские.

В этой братской могиле можно закопать информационный укол чего угодно.

Какой бы ни был финал, мы поздравляем Первый канал с запланированным успехом. Сделать такой фильм в меняющемся мире и угадать – это и есть настоящее искусство.

Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.

В России сумели поверить алгеброй гармонию и успешно скрестили технологии с вдохновением.

В нашем восприятии фильм «Вызов» про генетическую инженерию, и сделан на ее основе вполне грамотно.

 

Информация о фильме

 

Сюжет

Космонавт Олег Богданов (Олег Новицкий) во время нахождения в космосе в ходе ремонта спутника получает серьёзную травму лёгкого и нуждается в срочной медицинской помощи. Врачи на Земле приходят к выводу, что операцию на лёгком необходимо проводить прямо на МКС, иначе при возвращении на Землю пострадавший, скорее всего, умрёт от перегрузок. Для проведения первой в мире операции в условиях невесомости в космос отправляется торакальный хирург Женя Беляева (Юлия Пересильд), не имеющая времени на воспитание дочери-подростка. У девушки есть всего 1 месяц для выполнения срочной миссии по спасению жизни коллеги по экипажу.

 

Режиссер Клим Шипенко

Сценарий Клим Шипенко, Бакур Бакурадзе, Иван Заморов, ...

ПродюсерКонстантин Эрнст, Дмитрий Рогозин, Сергей Титинков, ...

Оператор Клим Шипенко, Борис Литовченко

Композитор Николай Ростов, Сергей Черемисинов

Художник Сергей Тырин, Виктория Ефимова-Шестаковская

Монтаж Тим Павелко

Возраст 12+

Время 164 мин. / 02:44

 

В ролях

Юлия Пересильд – Евгения Беляева, торакальный хирург

Милош Бикович – Владислав Николаев, коллега Евгении

Владимир Машков – руководитель Центра управления полетами

Елена Валюшкина – мама Жени

Варвара Володина – дочь Жени

Александр Самойленко – прокурор района Семёнов

Андрей Щепочкин

Александр Балуев – генеральный директор «Роскосмоса»

Алексей Барабаш

Алексей Гришин

Игорь Гордин – врач Центра управления полетами

Артур Бесчастный

Олег Новицкий – космонавт Олег Богданов

Антон Шкаплеров – космонавт (в роли самого себя)

Пётр Дубров – космонавт (в роли самого себя)

Беник Аракелян

Юлия Конюхова

Семён Штейнберг

Дмитрий Директоров

 

Продюсеры и генеральный директор фильма Константин Эрнст также предлагали пройти кастинг Полине Гагариной

 

Для подготовки к съёмкам Клим Шипенко интенсивно тренировался, сбросив 15 килограммов веса. В полёте он выполнял функции оператора, гримёра и художника-постановщика. Командиром корабля стал опытный лётчик-космонавт Антон Шкаплеров, уже трижды работавший в космосе, а Шипенко и Пересильд получили статус участников космического полёта. Дублирующий экипаж – космонавт Олег Артемьев, оператор Алексей Дудин и актриса Алёна Мордовина

 

Развитие проекта освещается в рамках программы «Вечерний Ургант», члены которой переехали на космодром за неделю до запуска. С 12 сентября 2021 года на Первом канале выходит реалити-проект «Вызов. Первые в космосе» – об особенностях отбора и подготовки участников проекта. Съёмки стартовали 5 октября 2021 года в 11:55 по московскому времени, в момент старта с космодрома Байконур к МКС корабля «Союз МС-19» с режиссёром и актрисой на борту. Пересильд и Шипенко провели на МКС 12 суток. Было отснято около 30 часов материала. Материал, отснятый в космосе, составит примерно 35 минут итогового хронометража фильма.

 

По словам Константина Эрнста, мотивация создателей фильма – подтвердить лидерство России в космической сфере и вернуть престиж профессии космонавта в глазах молодого поколения

 

19 октября 2021 года Клим Шипенко заявил, что теперь готов снять фильм на Луне или Марсе

 

В июне 2022 года группа приступила к наземному блоку съёмок, которые должны были пройти на территории Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, санатория Вороново, а также в павильоне со специально построенной копией Центра управления полётами Госкорпорации «Роскосмос»

 

Отзывы и оценки

Фильм получил сдержанно-нейтральные оценки в российской прессе. Многие рецензенты отмечали отличную операторскую работу, постановку сцен в космосе и вообще визуальную сторону «Вызова», но некоторые скептически отнеслись к продакт-плейсменту и идеологии фильма. Некоторые отмечали сами съёмки в космосе как достижение, другие критиковали саму идею как дорогостоящий пиар-ход. Актёрская игра и сценарий получили различные оценки, но работу Юлии Пересильд критики в целом оценили положительно. Положительно фильм оценили издания «Независимая газета», «КиноРепортёр», Lenta.ru, «Киномания», более скептические обзоры опубликовали Фильму, Вокруг ТВ, Коммерсантъ, Фонтанка, «Канобу». Резко отрицательный обзор опубликовала «Афиша

 

Зрители оценили фильм более позитивно. Например, на Кинопоиске фильм получил 7.6/10 на основе более 17000 отзывов, а на IMDb проект заработал 6.6/10

 

Критика

Фильм, который, по словам бывшего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, представляет собой «эксперимент с целью выяснить, сможет ли Роскосмос подготовить двух обычных людей к полёту примерно за 3-4 месяца», вызвал недовольство научного и аэрокосмического сообщества по поводу того, что они снимают подготовленных космонавтов с их полётов, нецелевое использование государственных денег, или даже то, что использование ресурсов станции в ненаучных целях было бы незаконным. Сергей Крикалёв, директор пилотируемых программ «Роскосмоса», потерял свою должность, выступив против проекта, но был восстановлен в должности через несколько дней после протестов космонавтов, находящихся на действительной службе и вне её.

 

Актёр Станислав Садальский после просмотра фильма раскритиковал его и усомнился в работе над фильмом в космосе

 

-