https://mospravda.ru/2023/05/11/685547/

https://leo-mosk.livejournal.com/10317944.html

09.05.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Дворник тоже человек

Юра дворник – релевантная роль

Есть такие фильмы в отечественном производстве и затем в прокате, которые нравятся всем. Очень странно, но и такое бывает.

Мы посмотрели фильм «Юра дворник» (режиссер Виталий Дудка, сценарист Дмитрий Кирюшкин), затем почитали отзывы и изумились единодушию оценок.

Жанр фильма обозначен как комедия, именно так он и воспринимается.

Идея фильма «Юра дворник» чрезвычайно актуальна: найти источник истины в мире лжи.

Источник находится сам, фабула сконструирована мастерски естественно.

Молодой гламурный фотограф с безразмерными амбициями Рома Филиппов (Денис Власенко) приглашён снимать свадьбу очень богатого человека (Гоша Куценко) и фотомодели с под стать деньгам жениха богатыми формами. По ходу пьесы Рома увлекается совсем не свадебными сюжетами и вылетает вон. Опасаясь преследования, сбегает в родную Уфу к «бабане» (великолепная роль Татьяны Догилевой).

Спотыкается о ведро для капающей с потолка воды, падает на пол вместе с ветхим диваном. Появляется главный персонаж дворник Юра Ветлугин (Антон Кузнецов).

От безысходности Рома попытался использовать Юру, чтобы создать образ брендового человечка.

В описании фильма отмечено, что он основан на реальных событиях. Возможно.

Юра обладает генетическим дефектом пониженной социализации. Он не способен к игровому общению, не виде себя со стороны. Зато у него четко работает детектор ошибок Бехтеревой, утраченный значительной частью мирового населения.

Патологическая склонность публично высказывать никому не нужную правду вызывает ассоциации с незабываемой ролью Одри Хепберн в фильме по мотивам «Пигмалиона».

Как это иногда бывает, неспособность к социализации сочетается со склонностью к красочной экзотике. Дворник Юра разводит необычные цветы и мечтает о Драцене, которой у него пока нет. Труднопроизносимые латинские названия так и сыплются с экрана.

Создав брендового человечка, Рома получает обратный доступ к прошлой работе. Чему немало удивлен. А все просто, бывший жених решил пойти на выборы и озаботился нуждами дворников. Для Ромы заранее заготовили текст, который ему надлежит зачитать на камеру. Сам Гоша Куценко не произносит в фильме ни слова. А его помощник Никита (Ярослав Куликов) пользуется преобразователем голоса, чтобы казаться солиднее. Не очень помогает.

У бывшего дворника появляется типичное для медиа-персоны окружение с ласковой поклонницей Женей (Ида Галич). Его снимают, ретушируют, приглашают на ток-шоу и подсылают «родителей», убедительно играющих счастье.

Фильм «Юра дворник» достоин того, чтобы посмотреть, отвлечься от реальности, помечтать и взвесить на качелях собственной совести.

Рома предупреждает Юру: «Если ты будешь говорить все, что ты думаешь, люди подумают, что у тебя проблемы с головой». Но Юра непреклонен – врать это плохо, и у него даже справка есть.

Рома настаивает: «Не врать, притворяться!»

Двонимк Юра впадает в когнитивный диссонанс. В это время звучит песня «Верхом на звезде» Найка Борзова.

Нашего друга Юрку Титова именно по тем же причинам душевной простоты к работе дворника близко не подпустили. Вернуться в науку он отказался наотрез и зачистил свою память от следов прошлой жизни. Стал типичным представителем прекариата. До самой его смерти ничего своего у него не было. Зато растения у него колосились, как ни у кого более.

У нас с целевой аудиторией существуют непреодолимые разночтения, которые буквально дыбом встали в дискуссиях по фильмам «Дурак» Юрия Быкова, «Царь» Павла Лунгина, «Лето» Кирилла Серебренникова.

Уже по последствиям дискуссии физики-лирики судьбоносных шестидесятых было понятно, что существует три механизма эстетизма. Физический действует непосредственно, как монохроматическое излучение. Физиологический определяет качество потомства в подборе самкой полового партнера. Самый коварный психологический, основанный на подражательном поведении. Он обеспечивает стойкую сукцессию стереотипа, не имеющего ничего общего с реальностью.

Получается релевантно, но, увы, не актуально, а банально.

Банальность – первый враг журналистики, но не киноискусства.

Волею судьбы мы хорошо знаем этот мир – дворников, сантехников, дорожных и железнодорожных рабочих. Не надо нам рассказывать лучезарные сказки. Там все та же борьба за власть и эксплуатация человека человеком, приспособленным хрен знает к чему, но весьма успешно.

В шоу-бизнесе кресла, от которых задницу сводит, банку огурцов для Якубовича какая-то падла украла. И жилетки оранжевые на молниях с карманами не бывают.

А у дворника лопата кривая и зазубренная о щербатую мостовую, потому что в мороз с крыши течет. Описано в заметке «Я – дворник» для газеты Ильи Толстого «Птичий рынок». У нас шла постоянно действующая война с дворниками из этнического клана обосновавшихся в Москве татар, они были цивилизованными и играли по правилам. Вообще-то следует признать их превосходство. А с другой стороны – бывшие интеллигенты, что совсем цинично.

Вывод: пирамида социальной ответственности выстроена нормально, самые циничные и агрессивные внизу в ее основании. Искать там правду жизни глупо, потому что это свидетельствует о незнании жизни.

Давно это было, а все равно актуально.

В России есть две страты населения, которые формируют общественное мнение, и через них можно управлять массовым сознанием. Обе находятся в плену стереотипов, и каждая недовольна своей средой в России. С публичной позицией собственная установка не связана. Получается опасное для общественной стабильности двоемыслие. Научно-техническая интеллигенция пребывает в уверенности, что в дикой природе все намного лучше, чем у человека. Гламурная тусовка шоу-бизнеса и полуобнаженной фотографии очень дорожит своим положением и при этом исполнена взаимной ненавистью, как это честно показано в фильме «Ландыш серебристый». Эти тоже исходят из чисто русского абсолюта «лучше там, где нас нет». А там происходит инверсия красоты и уродства с преференциями самым неприглядным представителям нового класса прекариат.

Что-то вроде Распутина, только хуже.

Долго мы не замечали уродства и воспринимали как странно-заманчивую игру в таких проектах, как веганство или чайлдфри. В фильме «Юра дворник» они упоминаются. Куда все это вырулило дальше, то не вписалось в сюжетную линию комедийного жанра.

Дважды в фильме фигурируют экскременты. Один раз причина в пони, которой приспичило в кадре на свадебное платье. В начале фильма подруга Ромы анонсирует себя как чайлдфри на фоне нашумевший скульптуры, про которую казалось давно забыли.

Фильм «Юра дворник» объединяет текущие идеи англосаксонского мира с народничеством русской элиты, и в этом сила его релевантности.

Общая актуальная тема «быть или казаться» раскрыта, если и не полностью, но ярко и креативно. В сегодняшнем мире, и особенно в медийном пространстве, быть собой не только сложно, но иногда и опасно. Поэтому фильм «Юра дворник» можно рассматривать и как своеобразное социальное исследование на тему личность и общество. Результат этого исследования – в восприятии зрителей.

 

Актеры и роли

Антон Кузнецов Юра дворник Ветлугин

Денис Власенко гламурный фотограф Рома Филиппов.

Гоша Куценко богатый жених

Татьяна Догилева бабушка Ромы

Ида Галич Женя, блогер поклонница Юры

Агата Муцениеце

Нелли Уварова

Паулина Врублевска

Виктор Логинов

Ольга Тумайкина

Аскар Нигамедзянов

Thomas Mraz

Андрей Козлов организатор

Наталья Пашенкова Веган-Дива

Арина Горбачёва хостес

Ольга Лапеха Люба жена Славика

Татьяна Николаева фотомодель

Антон Никушин эпизод

Ярослав Куликов Никита

Ольга Погодаева гримёр

Божена Жарина  Соня

 

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

Режиссер Виталий Дудка

Сценарист Дмитрий Кирюшкин

Оператор Юрий Данилов

Композиторы Илья Шлёнкин, Thomas Mraz

Художник Татьяна Зинченко

Продюсеры Виталий Дудка, Роксана Санкина, Георгий Малков, Дмитрий Кирюшкин

Жанр комедия

Основано на реальных событиях.

Оставшись без работы в Москве, амбициозный фотограф Рома вынужден вернуться в родную Уфу. Там он встречает жизнерадостного и наивного дворника Юру, оказавшегося в долгах из-за мошенников. Чтобы помочь собрать бедолаге хоть немного денег, Рома фотографирует Юру в образе звезды и с помощью фотошопа помещает на обложку модного журнала. Этот снимок становится «вирусным» в интернете и превращает никому неизвестного дворника в знаменитость. Это меняет жизнь и «звезды», и ее создателя.

Подробнее на Кино-ТеатрУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/160514/annot/