https://leo-mosk.livejournal.com/10334876.html

https://mospravda.ru/2023/05/25/687360/

21.05.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Поиск правды в жизни для инсценировки в театре

Хитровка в павильонах Мосфильма

Широко распиаренный фильм «Хитровка. Знак четырёх» Карена Шахназарова при поддержке ВГТРК синтетический по сюжету и с предельно примитивной фабулой (детектив, 129 минут).

Константин Станиславский (Константин Крюков) добивается придания убедительности монологу Сатина «Человек – это звучит гордо» в своей роли в пьесе Максима Горького «На дне».

«Правды жизни ты не знаешь. Да и цензура не пропустит», – говорит Станиславскому Немирович-Данченко (Александр Олешко).

Станиславский просит криминального репортера Владимира Гиляровского (Михаил Пореченков) отвести его на Хитровку.

Начло похода в обитель порока и разнузданности не предвещает ничего хорошего. Гиляровский представляет Станиславскому персонажей придонной цивилизации.

Вот, пожалуйста, существо 22-х лет. С восьми лет занимается проституцией. Рожая ребенка, продает его нищим, деньги пропивает. Поет Княжна, ее так зовут, потому что происхождения она благородного (Анфиса Черных).

Княжна профессиональная воровка, она маруха бандитского авторитета Балдоха.

Намерение Гиляровского показать Станиславскому экзотический персонаж Хитровки Раджу (Аюб Цингиев) заканчивается обнаружением трупа. Гиляровский вызывает чиновника московской сыскной полиции Рудникова (Евгений Стычкин). Тот сразу же находит убийцу. Гиляровский со Станиславским пускаются в собственное расследование и находят еще два трупа убитых тем же способом выпущенного из духовой трубки дротика и одного растерзанного существом со следами, похожими на кабана.

Профессор Штрассенмайер (Станислав Эвентов) сообщает, соком какого растения отравлены дротики.

Расследование преступлений превращается в увлекательный квест с декоративными убийствами по ходу пьесы.

Шахназаров собрал, кажется, всех чугунных лошадей Мосфильма, весь антиквариат и экзотическую мебель. Получилось феерически эклектично.

Воровка Княжна выходит из недр Хитровки на охоту, как из салона. Костюмеры, парикмахеры и гримеры на Мосфильме самого высокого уровня. После смертельной драки в водах заключенной в каменные своды Неглинки персонажи выходят сухими.

Когда видишь в роли Антона Чехова почти двухметрового Ивана Колесникова, тут только понимаешь, что режиссер держит зрителя за ребенка и

играет с ним в сказку.

Правильный подбор актеров из тусовки напоминает старт Шахназарова с фильмом «Курьер». Его слава и авторитет давно затмила известность его отца Георгия Шахназарова, влиятельного человека времен перестройки.

Эклектика фильма «Хитровка» основана на синтетическом сюжете из, казалось бы, несоединимого – Конан-Дойля и Гиляровского. Особенность сказки для совсем маленьких детей в том, что человеку постарше скучно влет угадывать каждый следующий кадр.

В основе сюжета стоит зловещая фигура некоего британского каторжника, который вывез из Индии драгоценное ожерелье «Искра Востока». Англичанин вместе со своим верным слугой Бангой ищет ожерелье, оказавшееся в недрах московской Хитровки.

Хитровская воровка переиграла британского грабителя индийских сокровищ.

Вопреки нашей критике, мы полагаем, что сдержанные отзывы о фильме связаны не столько с его качеством, сколько с патриотической позицией автора. В своем чисто шахназаровском жанре фильм «Хитровка» вполне великолепен и впечатление оставляет неизгладимое.

Для сравнения: фильм «Вызов» Константина Эрнста и Дмитрия Рогозина, несомненно выдающийся по всем параметрам, получил шлейф отрицательных отзывов.

Можно сколько угодно смеяться над Байденом, Шольцем или Макроном, но иногда стоит посмотреть в зеркало.

В укор Шахназарову – история Хитровки интересна сама по себе, и фильм о ней можно было бы не подсвечивать дешевым детективом. Или надо было создавать адекватную рекламу.

Смысл слов горьковского персонажа «Человек – это звучит гордо» в фильме не раскрыт. Причем это не авторская интрига, а системная недоработка. Чем ниже человек оказывается на социальной лестнице, тем более талантливо могут выстрелить в пустоту его представления о себе. Однако это не значит, что он готов покинуть свое дно ради котурнов на сцене, у него там драматургии больше любого статусного театра с благоговеющей публикой.

В фильме «Хитровка» наоборот, его художественное качество несравненно выше философии неправдоподобного детектива. Эклектика она и есть эклектика.

Согласно Википедии, Хитровская площадь, Хитров рынок или просто Хитровка, – площадь в центре Москвы, существовавшая с 1820 по 1930-е годы и восстановленная в 2010-х годах. Во второй половине 19 века Хитровка стала непристойным местом Москвы, притоном для тысяч безработных и преступников. Она описана В.А. Гиляровским, К.С. Станиславским и другими авторами.

Первые здания площади были уничтожены во время пожара в Москве в 1812 году. В 1823 году пустующая земля была куплена генерал-майором Н.З. Хитрово, который получил разрешение построить на ней рынок мяса и зелени. Хитрово умер в 1826 году, не успев завершить эту работу. Праздный рынок использовался каждый год только в течение короткого периода в зимнее время, от Рождества до «Мясоеда» (за две недели до праздника Масленицы), когда крестьяне со всей Москвы приезжали продавать замороженное мясо, птицу и оленину.

В 1860-х годах Хитровка стала рынком неквалифицированной рабочей силы, привлекая безработных крестьян, которые искали счастья в большом городе. Многие из них не смогли найти работу и осели здесь навсегда. Площадь была убежищем для сбежавших заключенных, сломленных граждан и других обездоленных людей. Четыре ночлежки выходили окнами на площадь.

Эти места неоднократно посещали в конце 19 – начале 20 века Л.Н. Толстой, Т.Л. Щепкина-Куперник, В.А. Гиляровский, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и художник В.А. Симов, написавший декорации к пьесе М. Горького «На дне». А.К. Саврасов закончил здесь свою жизнь в бедности. Великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители, основала при монастыре школу для сирот и детей, подобранных ею на Хитровском рынке. Район Хитровка и его обитатели ярко описаны в книге Анри Труайя «Повседневная жизнь в России».

Все притоны были ликвидированы в двадцатых годах 20 века. Площадь была переименована в площадь Максима Горького в честь знаменитой пьесы Горького, который лично посетил это место. Перед Второй мировой войной на площади была построена школа, и последняя прекратила свое существование, хотя официально упоминалась в реестрах до 1960-х годов.

Современные планы застройки площади были остановлены, и в 2014 году площадь была благоустроена, появились скамейки, фонари и газон. Теперь она снова присутствует на картах города как Хитровская площадь.

 

Информауия о фильме

Хитровка. Знак четырёх

Материал из Википедии – свободной энциклопедии

Хитровка. Знак четырёх

ХЖанр       детектив, комедия

Режиссёр  Карен Шахназаров

Продюсер Карен Шахназаров, Галина Шадур

Автор сценария         Карен Шахназаров

Оператор Олег Лукичёв

Композитор      Юрий Потеенко

Кинокомпания   Мосфильм

Длительность 129 мин

Характеризуется создателями как «остросюжетный приключенческий детектив, вдохновлённый книгами Конана Дойла, очерками Гиляровского и идеями Станиславского».

В ролях

Константин Крюков – Станиславский

Александр Олешко – Немирович-Данченко

Михаил Пореченков – Гиляровский

Иван Колесников – Чехов

Алексей Вертков – Англичанин

Анфиса Черных – «Княжна»

Борис Каморзин – Тестов, владелец антикварной лавки

Евгений Стычкин – Рудников, чиновник московской сыскной полиции

Сергей Шкода – Дежурный полицейский

Станислав Кобозев – Никола, полицейский

Аюб Цингиев – Раджа

Васант Балан – Санджит, племянник раджи

Денис Сладков – Иваныч, хозяин ночлежки

Татьяна МонаховаСамарова-Квашня

Роман Ёлкин – Михаил Громов

Станислав Эвентов – Профессор Штрассенмайер

Сергей Барковский – Метрдотель

Юрий Миронцев – Буфетчик

Александр Мазаев – Торговец на рынке

Георгий Тополага – Сатана

Егор БоршняковШишок

Юлия Витрук -

Евгений Вальц -

Дмитрий Гриневич -

Татьяна Митиенко -

Эльмир Ибрагимов -

Отзывы и оценки

Фильм получил нейтральные отзывы в прессе: большинство обозревателей оценили его как средний, не выдающийся. О фильме писали: «производит какое-то безвоздушное впечатление и снят словно в одной декорации» («Фонтанка»), «провисающий экшен становится главной проблемой картины» (Вокруг ТВ ), «ни до Гиляровского, ни до Конан Дойла это не дотягивает: у обоих всё было в десять раз мрачнее, напряжённее, и в силу этого – ярче» («Комсомольская правда»).

Зрители оценили ленту сдержанно. Например, на «Кинопоиске» картина получила 6,2 балла из 10 на основе более 1 500 оценок.