https://leo-mosk.livejournal.com/10357468.html

https://mospravda.ru/2023/05/30/688200/

27.05.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Ох уж эта Настя!

На то она и первая любовь, чтобы за нею шла очередная

В 1971 году вышел на экраны фильм «Ох уж эта Настя!» о девятилетней школьнице Насте Рябининой (Ирина Волкова), фантазерке и выдумщице.

В самом конце 1986 года главный кинотеатр страны «Россия» провел премьерный показ первого фильма молодого кинорежиссёра Карена Шахназарова «Курьер» по его одноименной повести, напечатанной в самом популярном литературно-художественном журнале страны «Юность».

Центральный персонаж фильма «Курьер» Иван Мирошников р (Фёдор Дунаевский) провалил экзамены в институт и в ожидании призыва в армию работает курьером в журнале «Вопросы познания». Устроила на работу мама Ивана Лидия Алексеевна (Инна Чурикова)

И, наконец, в 2015 году вышел на экраны фильм «14+» о первой любви четырнадцатилетних школьников Леши и Вики (режиссер им сценарист Андрей Зайцев). Актеров нашили в сети – Глеб Калюжный и Ульяна Васькович.

По сценарию, они сами друг друга нашли в сети. Вышла неувязка, Вика училась в другой школе, по дворовым понятиям на иной планете, где правила враждебная тусовка. В нашем разумении, фильм «14+» представлял собой нечто вроде постсоциалистического сюрреализма. Характерные тенденции эпохи авторы фильма «14+» контрастировали до крайности.

Наверное, по этой причине фильм о четырнадцатилетних имел возрастную маркировку 16+

Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» просматривается невооружённым глазом. Так что истоком нашей истории, которую мы толком даже не начали, был виноватый во всем Вильям наш Шекспир. Потому что именно он описал с патологоанатомической точностью условности человеческого общежития и порождаемые ими нехорощие последствия.

Зайцев не Шекспир, до трагедии доводить не стал, ограничился дворовым мордобоем. Осталась возможность для фильма «14+ Продолжение».

По принципу «будущее сегодня» синергетика Сергея Курдюмова фильм «14+ Продолжение» стал гармоничным экстрактом всего вышеперечисленного.

Принцип Курдюмова состоит в том, что будущее концентрирует прошлое и засасывает его воронкой. Сначала пишется множество черновиков жизни, и из них возникает единый вариант. Он послужит черновиком для чего-то еще, процесс повторяется циклически.

Фильм «14+ Продолжение» вышел в прокат в 2023 году с теми же актерами в главных ролях и добавлением натурально ошеломительной семнадцатилетней Насти (Полина Гухман).

Персонаж Насти без преувеличения делает весь фильм, как и в своем фильме Настя Рябинина, на восемь лет моложе.

Восемь лет в юности – это пропасть, разделяющая эпохи.

Вика стала киноактрисой, и встречи с Алексеем Васиным в ее не жизненные планы не входят. Во время их напряженного диалога появляется неприкаянный персонаж интеллигентно=запущенного вила, просит дать ему пощечину и благодарит за профессиональную реакцию. Затем деловой мужик поднимает Вике платье и что-то ищет на попе. Оказалось, у нее включен микрофон, и диалог с Лешей слышат на съемочной площадке.

Алексей выразительно грустит на экране, но и сам понимает, что он ей не пара. Тому подтверждение прожективный сон в начале нового фильма. Вика орущим младенцем на руках проклинает Лещу за отсутствие денег.

Бывшая дворовая шпана подалась в полицейские, и это спасло Алексея от тюрьмы. В передрягу он попал в итоге нечаянно-отчаянного знакомства с Настей. Девушка постоянно попадает в нелепые ситуации из-за своих фантазий и языка.

Спасать собаку было совершенно необязательно.

«14+ Продолжение» длиннее начала, 133 минуты против 106. Сюрреализм сохранился и воплотился вр множестве пересечений судеб персонажей.

В фильме «Продолжение.14+» появились черты социалистического реализма буквально из «Ох уж эта Настя». Конвенциональность текущей жизни предопределяет грубость, а получается по-доброму.

Особенно хороша мама Алексея Людмила Ивановна (Ольга Озоллапиня), с неумными фантазиями в своем возрасте под стать семнадцатилетней Насте.

У современных людей жизнь зачастую переворачивает вектор времени вспять.

Мама сморозит фильм «Курьер» на том месте, где Чурикова с Дунаевским поют нестройными голосами «Земля в иллюминаторе».

Редчайший случай – мать юноши с моральным удовлетворением встречает нежданно-негаданно свалившуюся на голову девушку и, наконец, успокаивается.

Все это было и в нашей жизни, и нам не с руки повторять за Станиславским «Не верю».

Мы не знаем, что вынесли из фильма зрители, коих было немало. Несколько пар ушли. Осталось больше.

Как у нас часто бывает, наши мнения о фильме «.14+ Продолжение» разделились до непримиримой противоположности. Наталья циник, с привычным презрением бубнила про «любовь-морковь» и в конце заявила, что фильм затянут, минут сорок можно без потерь смысла и усиления впечатления сократить.

Динамика фильма комбинированная и бегло-затянутая. Персонажи бегут и убегают, потом томительно держат паузы. Качалов отдыхает. И с такой нарезкой несколько раз по фильму.

Экранное повествование так хитро построено, что главный вопрос остался без ответа: было или не было? Штаны Настя на ночь не снимала, наутро навязывала Людмиле Ивановне назойливое намерение постирать покрывало – а то засохнет.

Что засохнет? Клей для обоев. Понимай, как хочешь, Настю-фантазерку. Мама увидела в девушке сына себя и так успокоилась, что впала в транс.

Глядя на нас, билетерша возраста Вики с веселым сомнением произнесла, что фильм молодежный.

Даже если она и сама смотрела его, надо дожить до нашего возраста, что «14+ Продолжение» это про нас и для нас.

Игра актеров великолепна даже в эпизодах и особенно в них. Отметим роли отца Лёши, (Сергей Пинчук), ведущего «Радио «Мужик». Ремонтник (Иван Кукуев). Сосед дядя Коля, патриотически настроенный алкоголик (Дмитрий Архангельский).

Особенно хороша бабка в автобусе, достала всех пассажиров погруженным разговором по телефону, повторяя двадцать раз: «А что Валера?»

Алексей Васин в своей главной роли выглядит ведомым приложением к действу разнообразных женских персонажей вокруг себя – мамы, Вики, Насти, преподавательницы в педагогическом вузе с ее разбором русских поговорок. Она очень недовольна, что такие студенты воруют ее время.

Придет сереньки волчок и укусит за бочок. А потом придет медведь и откусит тела треть

Леша разрубает клубок женских проблем, забирает документы из института и идет в армию. И тут наступает звездный час Насти, она обещает позаботиться о его маме.

Привет, братан! Я рад, что ты живой...

В фильм ассоциативно встроены песни, побуждающие героев к поступкам.

И одно стихотворение Геннадия Шпаликова, встроенное в фильм для иллюстрации эффекта преемственности времен:

По несчастью или к счастью, Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

...

В сорок пятом угадаю, Там, где – боже мой! -

Будет мама молодая

И отец живой.

 

Аетеры и роли

Глеб Калюжный – Алексей Васин

Ольга Озоллапиня – Люд сила Ивановне мама Лёши

Полина Гухман – Настя, курьер, студентка третьего курса музыкального училища по классу народных инструментов

Ульяна Васькович – Вика, бывавшая девушка Леши киноактриса

Дмитрий Блохин – дядя Валера, военком

Даниил Пикула – Витёк

Сергей Габриэлян (мл.) – хулиган

Алексей Филимонов – Волков

Александр Кононец – хулиган

Анна Рудь – тётя Света, подруга мамы Дешт

Сергей Арбатский – капитан

Сергей Пинчук – отец Лёши, ведущий «Радио Мужик»

Иван Кукуев – ремонтник

Ксения Пахомова

Владимир ГарцуновДрон

Сергей Новосад – парень Вики

Дмитрий Архангельский – дядя Коля, сосед-алкоголик

Маруся Фурина – подруга Насти

Сергей Соловьёв – капитан

Мария Дудник официантка

Подробнее на Кино-ТеатрУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/147655/titr/?ysclid=li6lla98dx697743336