https://leo-mosk.livejournal.com/10357468.html
https://mospravda.ru/2023/05/30/688200/
27.05.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев
МОСКОВКИН
Кино по выходным
Ох уж эта Настя!
На то она и первая любовь, чтобы за
нею шла очередная
В 1971 году вышел на экраны фильм
«Ох уж эта Настя!» о девятилетней школьнице Насте Рябининой (Ирина Волкова), фантазерке
и выдумщице.
В самом конце 1986 года главный
кинотеатр страны «Россия» провел премьерный показ первого фильма молодого
кинорежиссёра Карена Шахназарова «Курьер» по его одноименной повести,
напечатанной в самом популярном литературно-художественном журнале страны
«Юность».
Центральный персонаж фильма «Курьер»
Иван Мирошников р (Фёдор
Дунаевский) провалил экзамены в институт и в ожидании призыва в армию работает
курьером в журнале «Вопросы познания». Устроила на работу мама Ивана Лидия
Алексеевна (Инна Чурикова)
И, наконец, в 2015 году вышел на
экраны фильм «14+» о первой любви четырнадцатилетних школьников Леши и Вики
(режиссер им сценарист Андрей Зайцев). Актеров нашили в сети – Глеб Калюжный и Ульяна Васькович.
По сценарию, они сами друг друга нашли
в сети. Вышла неувязка, Вика училась в другой школе, по дворовым понятиям на
иной планете, где правила враждебная тусовка. В нашем
разумении, фильм «14+» представлял собой нечто вроде постсоциалистического
сюрреализма. Характерные тенденции эпохи авторы фильма «14+» контрастировали до
крайности.
Наверное, по этой причине фильм о четырнадцатилетних имел возрастную маркировку 16+
Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта»
просматривается невооружённым глазом. Так что истоком нашей истории, которую мы
толком даже не начали, был виноватый во всем Вильям наш Шекспир. Потому что
именно он описал с патологоанатомической точностью условности человеческого
общежития и порождаемые ими нехорощие последствия.
Зайцев не Шекспир, до трагедии
доводить не стал, ограничился дворовым мордобоем.
Осталась возможность для фильма «14+ Продолжение».
По принципу «будущее сегодня»
синергетика Сергея Курдюмова фильм «14+ Продолжение»
стал гармоничным экстрактом всего вышеперечисленного.
Принцип Курдюмова
состоит в том, что будущее концентрирует прошлое и засасывает его воронкой.
Сначала пишется множество черновиков жизни, и из них возникает единый вариант.
Он послужит черновиком для чего-то еще, процесс повторяется циклически.
Фильм «14+ Продолжение» вышел в
прокат в 2023 году с теми же актерами в главных ролях и добавлением натурально
ошеломительной семнадцатилетней Насти (Полина Гухман).
Персонаж Насти без преувеличения
делает весь фильм, как и в своем фильме Настя
Рябинина, на восемь лет моложе.
Восемь лет в юности – это пропасть,
разделяющая эпохи.
Вика стала киноактрисой, и встречи с
Алексеем Васиным в ее не жизненные планы не входят. Во время их напряженного
диалога появляется неприкаянный персонаж интеллигентно=запущенного
вила, просит дать ему пощечину и благодарит за профессиональную реакцию.
Затем деловой мужик поднимает Вике платье и что-то ищет на попе. Оказалось, у
нее включен микрофон, и диалог с Лешей слышат на съемочной площадке.
Алексей выразительно грустит на
экране, но и сам понимает, что он ей не пара. Тому подтверждение прожективный сон в начале нового фильма. Вика орущим
младенцем на руках проклинает Лещу за отсутствие денег.
Бывшая дворовая шпана
подалась в полицейские, и это спасло Алексея от тюрьмы. В передрягу он попал в
итоге нечаянно-отчаянного знакомства с Настей. Девушка постоянно попадает в
нелепые ситуации из-за своих фантазий и языка.
Спасать собаку было совершенно
необязательно.
«14+ Продолжение» длиннее начала,
133 минуты против 106. Сюрреализм сохранился и воплотился вр
множестве пересечений судеб персонажей.
В фильме «Продолжение.14+» появились
черты социалистического реализма буквально из «Ох уж
эта Настя». Конвенциональность текущей жизни
предопределяет грубость, а получается по-доброму.
Особенно хороша мама Алексея Людмила
Ивановна (Ольга Озоллапиня), с неумными фантазиями в
своем возрасте под стать семнадцатилетней Насте.
У современных людей жизнь зачастую
переворачивает вектор времени вспять.
Мама сморозит
фильм «Курьер» на том месте, где Чурикова с Дунаевским поют нестройными
голосами «Земля в иллюминаторе».
Редчайший случай – мать юноши с
моральным удовлетворением встречает нежданно-негаданно свалившуюся на голову
девушку и, наконец, успокаивается.
Все это было и в нашей жизни, и нам
не с руки повторять за Станиславским «Не верю».
Мы не знаем, что вынесли из фильма
зрители, коих было немало. Несколько пар ушли. Осталось больше.
Как у нас часто бывает, наши мнения
о фильме «.14+ Продолжение» разделились до непримиримой противоположности.
Наталья циник, с привычным презрением бубнила про «любовь-морковь» и в конце
заявила, что фильм затянут, минут сорок можно без потерь смысла и усиления
впечатления сократить.
Динамика фильма комбинированная и бегло-затянутая. Персонажи бегут и убегают, потом
томительно держат паузы. Качалов отдыхает. И с такой нарезкой несколько раз по
фильму.
Экранное повествование так хитро
построено, что главный вопрос остался без ответа: было или не было? Штаны Настя
на ночь не снимала, наутро навязывала Людмиле Ивановне назойливое намерение
постирать покрывало – а то засохнет.
Что засохнет? Клей для обоев.
Понимай, как хочешь, Настю-фантазерку. Мама увидела в девушке сына себя и так
успокоилась, что впала в транс.
Глядя на нас, билетерша возраста
Вики с веселым сомнением произнесла, что фильм молодежный.
Даже если она и сама смотрела его,
надо дожить до нашего возраста, что «14+ Продолжение» это про нас и для нас.
Игра актеров великолепна даже в
эпизодах и особенно в них. Отметим роли отца Лёши, (Сергей Пинчук), ведущего
«Радио «Мужик». Ремонтник (Иван Кукуев). Сосед дядя
Коля, патриотически настроенный алкоголик (Дмитрий Архангельский).
Особенно хороша бабка в автобусе,
достала всех пассажиров погруженным разговором по телефону, повторяя двадцать
раз: «А что Валера?»
Алексей Васин в своей главной роли
выглядит ведомым приложением к действу разнообразных женских персонажей вокруг
себя – мамы, Вики, Насти, преподавательницы в педагогическом вузе с ее разбором
русских поговорок. Она очень недовольна, что такие студенты воруют ее время.
Придет сереньки волчок и укусит за бочок.
А потом придет медведь и откусит тела треть
Леша разрубает клубок женских
проблем, забирает документы из института и идет в армию. И тут наступает
звездный час Насти, она обещает позаботиться о его маме.
Привет, братан!
Я рад, что ты живой...
В фильм ассоциативно встроены песни,
побуждающие героев к поступкам.
И одно стихотворение Геннадия Шпаликова, встроенное в фильм для иллюстрации эффекта
преемственности времен:
По несчастью или к счастью, Истина
проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
...
В сорок пятом угадаю, Там, где –
боже мой! -
Будет мама молодая
И отец живой.
Аетеры и роли
Глеб Калюжный – Алексей Васин
Ольга Озоллапиня – Люд сила Ивановне мама Лёши
Полина Гухман – Настя, курьер, студентка третьего
курса музыкального училища по классу народных инструментов
Ульяна Васькович
– Вика, бывавшая девушка Леши киноактриса
Дмитрий Блохин – дядя Валера, военком
Даниил Пикула – Витёк
Сергей Габриэлян (мл.) – хулиган
Алексей Филимонов – Волков
Александр Кононец – хулиган
Анна Рудь – тётя Света, подруга мамы Дешт
Сергей Арбатский – капитан
Сергей Пинчук – отец Лёши, ведущий «Радио Мужик»
Иван Кукуев – ремонтник
Ксения Пахомова
Владимир Гарцунов – Дрон
Сергей Новосад – парень Вики
Дмитрий Архангельский – дядя Коля, сосед-алкоголик
Маруся Фурина – подруга Насти
Сергей Соловьёв – капитан
Мария Дудник официантка
Подробнее на Кино-Театр.РУ
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/147655/titr/?ysclid=li6lla98dx697743336