https://leo-mosk

https://leo-mosk.livejournal.com/10457104.html

15.07.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Русский триллер

В прокат вышел триллер «Кентавр» режиссера Кирилла Кемница по сценарию Михаила Зубко. Продюсер Илья Найшуллер.

Первое впечатление вовсе не ужас, нагнетаемый с экрана, а два непонятных момента – почему так называется и зачем все персонажи постоянно врут, опровергая сами себя.

До самого конца сеанса остается непонятным, кто на самом деле главные герои Лиза со сказочной фигурой (Анастасия Талызина) и таксист-инвалид Саша (Юра Борисов), брутального вида самодельный психолог.

Первая реакция Саши на Лизу – запах дорогих духов. Красотка Лиза с удовольствием показывает всю себя или отдельно ноги. Саша предпочитает не выходить из машины. На собственных ногах он с трудом двигается, а в машине – король. Легко отрывается от погони.

Саша удивляет Лизу разными версиями своего недуга – авария на автогонках, осколок в позвоночнике, инвалид детства.

Лиза эмитирует свои версии по мере развития событий, и они мешаются с планами жизни после выхода на пенсию, в ее профессии это происходит раньше окончания детородного возраста.

Лиза объясняет Саше, что занимается эскортом. А эскорт это не проституция, надо уметь поддерживать беседу в сфере интересов клиента.

Саша относится к версиям Лизы с полным доверием. Тут психологические таланты ему отказывают. Ее планы на будущее вызывают у него сомнение, но ему, в общем, все равно. Разве что немного любопытно.

Общего между ними только то, что оба работают по ночам и оба люди с непростым прошлым. Каким, неизвестно.

Единство и борьба противоположностей.

И вот необъяснимым образом без единого контакта за одну неполную ночь между Лизой и Сашей возникает неожиданная и в то же время прочная привязанность, которая, собственно, и решает исход сюжета.

Лизу и Сашу пасут два частных охранника – профессионала.

За парочкой идет чисто конкретная охота с абсолютно определенной целью. Она непонятна ни зрителю, ни главным героям, и раскрывается в конце. Разбив две машины и ненароком уничтожив врагов, парочка переводит дух.

Ну что, такси вызовем? – с юмором говорит Саша Лизе. Оба сильно потрепаны, Лиза отравлена, Саша в крови.

Мы не настолько впечатлительны, чтобы испытывать ужас. Вспоминается песенка про красотку:

Бандиты стражу перебили Красотку захватили в плен, Ее в темницу посадили А сами пить пошли в кабак. Но ей темница не страшна, Превесело живет она. А наутро она уж улыбалась Под окошком своим, как всегда. И рука её нежно изгибалась, И из лейки её текла вода.

Не совсем понятно, почему авторы фильм назвали фильм «Кентавр». Возможно, какие-то аллюзии, мишень которых нам неизвестна.

Слово «кентавр» (сentauros) в древнегреческой мифологии обозначает химеру человека и конем. Само сорви состроит из двух греческих корней «колоть» или «рубить» и «бык» или «убийца быков». А древнегреческой мифологии изначальный вариант кентавра представляется диким и необузданным. Затем он эволюционирует в сторону мудрости и доброты.

Наряду с кентаврами мужского пола реже встречаются женщины кентаврицы.

Шекспир использует их двойственность для метафорического описания женского характера:

«Да, ниже пояса – они кентавры, Хоть женщины вверху! До пояса они – богов наследье, А ниже – дьяволу принадлежат»

(Король Лир, акт IV, сцена VI)

Образ кентавра многократно тиражирован в культуре разных народов и эпох.

В христианстве кентавр символизирует чувственность, необузданные страсти, излишества, прелюбодеяние, дьявола. Этот персонаж служил олицетворением человека, разрываемого между добром и злом, еретика, кто знает учение, но применяет его неверно. В средневековой символике кентавр считается противоположностью благородного рыцаря и олицетворением высокомерия.

В нем есть нечто варварское.

Слово «Кентавр» для метафорического обозначения художественного произведения использовалось много кратно. Например, в 1978 голу вышел фильм «Kentaurok» (Кентавры) о Сальвадоре Альенде, которого сырал популярный актер театра и кино Донатас Банионис. Режиссер Витаутас Жалакявичюс. СССР (Литва), Венгрия, Чехословакия.

Роман Джона Апдайка «Кентавр» использует образ мифологического существа для описания общественной роли учителя биологии Колдуэлла, который выглядит не таким, как все. В России таких людей называют «белая ворона». В роли писателя Апдайк сам такой чужой среди своих. Роман «Кентавр» описывает массовую неадекватность в отношении к человеку, грубо говоря, нормальному, на примере городка Олинджер в штате Пенсильвания.

Описание Апдайка относится к 1947 году. К чему привела дальнейшая эволюция в отношении «белых ворон», описано многократно. В нашем восприятии лучше всего в рассказе Маргариты Симоньян «Джон Мэтью».

Такие личности могут обладать недюжинной выживаемостью и в то же время попадают под раздачу, становят игрушками страстей закоснелого в мифах и условностях общества, сгорая в кострах чужих амбиций. Примерно так можно воспринимать главного героя фильма. Он современный кентавр – сверху человек, снизу – автомобиль, который заменяет ему ноги и с которым он составляет единое целое. Сцены автомобильной езды и погони демонстрируют это весьма убедительно и составляют часть захватывающей визуализации происходящего.

Фильм «Кентавр» за короткое время успел обрасти отзывами, из которых вряд ли удастся почерпнуть нечто содержательное. Естественно, находятся аллюзии к фильму «Таксист» Мартина Скорсезе.

Впрочем, профессия таксиста достаточно романтична, и фильмов с участием таксистов настолько много, что параллели найти нетрудно.

В центре фабулы по прихоти режиссера поставлен маньяк-извращенец, серийный убийца.

Маньяк эпизодически появляется в кадре, но разгадать, кто именно маньяк из немногочисленных персонажей, невозможно.

Описать прямым текстом наши впечатления от фильма «Кентавр» мы не можем. Если двигаться от противного, то по сравнению, например, с триллером «Текст» Дмитрия Глуховского «Кентавр» находится по другую сторону водораздела между параллельными системами жанров. И реакция непредвзятого зрителя противоположная. В обеих картинах присутствуют извращения и убийства, и ничего общего.

Мы сталкивались с тем, что в отображении профессионального кино- или литературоведа грань между параллельными системами жанров тонкая и едва различима. Мало кто знает, что это такое, кроме тех, кто по роду своей исследовательской деятельности вынужден отдельно описывать красоту и уродство.

Критерием служит наличие или отсутствие у зрителя негативной реакции. Она может быть двоякой. В одном случае провоцируются девиантные проявления с жестокостью и стремлением к насилию. В другом – возникает неприятие вплоть до отторжения. Оба варианта сопровождаются подавлением естественных половых чувств.

Соответственно, художественные произведения данной системы жанров следует рассматривать как демографическое оружие. Оно носит этноспецифический характер, и это не обязательно триллеры. Например, фильм «(Недеальные роботы» воспринимается в Северной Америке или России по-разному, хотя это произведение вроде бы про любовь. Причина в разной ментальности. В евразийском идеале межполовых отношений присутствует стремление к паритету. В норме англосаксов проявление половых чувств происходит через унижение партнера, и выливаются они в формы весьма экзотические.

Мы говорим о доминантах. Разумеется, люди по обе стороны океана встречаются в повторяющемся спектре.

В дикой природе сочетаются корни разных проявлении сексуальности включая доминирование не только самцов, но и самок. Например, у пятнистой гиены. У наших предков в чело веских ветвях высших приматов обрел предпочтительность континентальный евразийский тип при переходе от стайности к моногамии. Иерархия стаи выстраивается на основе агрессии и унижения конкурентов как правило пределах одного пола. У человека аналогичные девиации полового поведения рудиментарно сохранились в иерархии неформальных сообществ.

В биологическом смысле можно сказал, что фильм «Кентавр» линован реальных события. Его детали многократно повторяются и иногда попадают в сводки новостей и сюжеты программы «Дежурная часть».

Важный момент отражает текущую особенность современного человека при условии избытка ресурсов для существования. Невозможно по его облику и даже в ходе мимолетного общения идентифицировать тип половых предпочтений человека даже в случае экстремальной девиации.

По этой причине мы не склонны безусловно доверять любым официальным расследованиям и рассматриваем фильм «Кентавр» как одну из попыток расследования проблемы в целом путем художественной реконструкции.

Это все же не ужас ради ужаса, чтоб пощекотать нервв и выпустить страсть на волю. Создает поводы для рефлексии собственного поведения.

За всех не скажем, у нас фильм «Кентавр» негативной реакции не вызвал в отличие от «Текста», от которого осталось чувство стойкого отвращения.

Критика встречала шедевры Глуховского с восторгом и назвала их реалистичными, пока он не нарвался на главу Россотрудничества Евгения Примакова с естественным художественным вкусом.

Отзывы на «Кентавр» какие-то вымученные.

Правда, не каждый день попадаются маньяки даже в кино, если только кино не голливудское.

Герои фильма изображены людьми совсем не героическими. Это просто люди, попавшие, как говорится, в трудную жизненную ситуацию. Звезд с неба они не хватают, но реакция и сноровка, здравый смысл и воля к жизни, – это все присутствует. Как, впрочем, у почти любого русского человека.

В фильме «Кентавр» немного действующих лиц, персонажей всего около дюжины – два главных героя, два частных охранника, две пары полицейских в эпизодических ролях, также мать сын. И очень много локаций, в чем есть особый смысл. Экранное действие местами еле тянется, затем неожиданно срывается в бешеный вихрь с погонями и красочным членовредительством. Присутствуют обязательные элементы триллера в виде заброшенного сооружения экзотического вида, безлюдная дорога, темный лес. Все экранные события происходят вне естественного освещения за одну ночь.

Мы не напишем про фильм «Кентавр», что он хороший и однозначно стоит смотреть. Лишь только заметим, что этот фильм действительно реалистичный, потому что он вполне недвусмысленно показывает, что бывает в жизни с маньяками. До естественной смерти люди с такими непреодолимыми девиациями редко доживают.

Все же в фильме «Кентавр» есть нечто жизнеутверждающее.

Судя по отзывам, он не найдет понимания в профессиональной кинотусовке. Его зрительский успех может быть связан с тем, что люди, вопреки расхожим представлениям, вовсе не стремятся к покою и комфорту. Им нужны трудности и преодоления. А женщинам еще и чувство падения, чтобы наутро вновь улыбаться под окошком.

Как нам кажется, фильм «Кентавр» вполне соответствует запросам определенного сегмента аудитории.

 

Информация о фильме

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/161905/titr/?ysclid=lk7ry2r8qd573396273

Год 2023

Россия

АКТЕРЫ И РОЛИ

Юра Борисов – Саша

Анастасия Талызина – Лиза

Сергей Гилёв

Григорий Верник – мажор

Иван Мамонов

Тимофей Фёдоров

Кирилл Мелехов

Ксения Кутепова

Олег Евтеев

Арина Горбачёва – девушка