https://leo-mosk.livejournal.com/10526605.html

https://mospravda.ru/2023/09/20/701936/

06-12.09.23 Лев МОСКОВКИН

Запрос на сильное государство и патернализм

Презентация курса собственной государственности для высокообразованных туземцев

Презентация курса «Основы российской государственности» состоялась 6 сентября в РИА «Новости» еще до прошедших выборов.

Полтора часа эксперты упражнялись в убеждениях о важности национальных ценностей, положенных в основу курса. Имеются в виду ценности государственные или семейные, не раскрыто. Национальные ценности противопоставлялись англосаксонским political sciense, где на первом месте превосходство США.

А у нас на первом месте будет Россия.

Кто принимает базовые ценности курса ОРГ, может считать себя русским.

Для проверки полученных знаний предполагается проводить зачет с оценкой.

В основе курса лежит эвристичность. Получился такой своеобразный клуб веселых и находчивых.

Для целей курса ОРГ провели исследование предпочтений российской молодежи. Обнаружен запрос на сильное государство, государственный патернализм и права человека, обеспечивать которые должно государство.

Возможно, в контексте государственности указанный запрос и является национальной ценностью, коль он воспроизводится в череде поколений и сквозь исторические разрывы государственности дважды в течение одного двадцатого века.

Запрос на сильное государство придал русскому народу государствообразующую функцию, которой подавляющее большинство народов на Земле не обладают.

Для справки: население восемь млрд человек составлено пятью тысячами народов. По количеству народов и народностей Россия на четвертом месте после Индии, Бразилии и Индонезии. В составе ООН числится 195 государств, из них два наблюдателя. Есть номинальная государственность, но нет собственного ЖКХ.

Национальные особенности русских обеспечили России непрерывность тысячелетней государственности и превратили ее в мощный геополитический полюс. Обладая потенциями в сферах дипломатии и универсальной журналистики, образования, здравоохранения, науки и технологий, государственного строительства и языка, русские значительно отстают по требовательности к оплате труда, качеству жизни и условиям существования. В этом Россия находится между Востоком и Западом.

Инфодемия 2020 года выявила максимально возможную способность русских к мобилизации под действием тотальной иммуносупрессии.

Я почти уверен, что участники презентации сознательно избегают разговоров об очевидном превосходстве русских из соображений политкорректности. По той же причине не трогали религию.

Вторая причина состоит в специфической проблеме России. Это хронический русский антипатриотизм.

Вследствие указанных причин политологи танцуют от печки political sciense, где без стеснений и оснований привилегированной расой объявлены англосаксы согласно британскому национальному проекту «Теория Дарвина».

В нынешней ситуации объявление России наиболее прогрессивной страной равносильно взлету в Космос. На том же паровозе неоколониализма это невозможно. А мы туземцы, как и было сказано. Туземцам не надо знать, что такое WASP и в чем причина их абсолютного могущества.

На презентации названы имена западных политологов, и в их числе тех, кто признавал самодостаточность России или наоборот, писал для туземцев об исключительности западной демократии.

Курс создавали исключительно гуманитарии на основе гуманитарного знания и, видимо, для гуманитариев.

Традиционная русская ценность примата точного знания не использовалась и не отражена.

Попытка, возможно, заключалась в форме вопроса о междисциплинарности.

Что представляет собой курс, осталось непонятным. Суть его презентации как события в свете происходящих в стране перемен стала более понятна после выборов 8-10 сентября, в обсуждении которых выступали некоторые участники презентации.

Дискуссию провел политолог, член Общественной палаты Александр Асафов.

Видеозапись мероприятия доступна по адресу:

https://pressria.ru/20230906/955334381.html

По информации организаторов, курс ОРГ разработан в соответствии с поручением президента Путина. Учебник написали за четыре месяца

Курс ОРГ – это новая дисциплина базовой части основной образоватеотной программы на уровнях бакалавриата и специалитета, направленная на совершенствование социально-гуманитарной подготовки студентов российских вузов.

Задача учебной дисциплины создать систему координат, в которой российская молодежь будет жить и развиваться.

В разработке курса приняли участие более семи тысяч ученых из шестисот российских университетов и исследовательских институтов.

Это официальная информация. Семь тысяч самых мудрых людей не могут что-либо общее родить за четыре месяца.

Замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова выступала первой и сказала о перезагрузке социокультурного уровня.

«Наша страна существовала в разных политических формах: царизм, империя, советская власть, теперь – демократическая республика. Тем не менее, остается нечто очень важное, что позволяет сказать: «Это наша страна. Она живет в истории. Она продолжает жить столетиями», – сказал председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.

По словам Фадеева, курс стали упрекать в идеологичности. Журналисты шарахаются от слова «идеология». По Конституции у нас запрещена единственная идеология. Никакое общество не существует без идеологии. ЛГБТ, экологизм с Гретой Тунберг, энвайронментализм – это радикальная идеология. Социализм тоже был идеологией, только мы не замечали, будто это была чистая наука.

Слово «энвайронментализм» докладчик выговорить не смог.

По мнению Фадеева, задача курса раскрепостить студентов. Показать константы. Заложенные здесь идеи не навязываются студентам. Создатели курса открыты для критики, в том числе и сам Фадеев.

Он сослался на Вебера, который полагал, что люди чаще принимают решения исходя из ценностей, а не целей. Но если бы люди исходили из меркантильности, человечество бы погибло. Соответственно в курсе ОРГ заложены ценности.

Подводя итоги, Фадеев предсказал, что нас могут обвинить в квасном патриотизме. Вопрос об идеологии это вопрос о власти. Россия сама по себе и мироэкономика. Россия отдельно от Европы.

Фадеев в качестве самооправдания подчеркнул, что на Западе очень много великолепных ученых, и мы с ними работаем, мы с ними взаимодействуем. Не надо считать нас какими-то отрицающими достижения науки. Наоборот, мы пытаемся быть на переднем крае социальных наук.

Передний край в понимании Фадеева состоял в подборе источников, обосновывающих необходимость идеологии.

Почему-то Фадеев отнес социализм к радикальным идеологиям.

Труднее всего дался Фадееву вопрос по основной его занятости на данный момент карьеры о правозащитной деятельности. Он завяз в аргументах отдаленного свойства и никак не мог выпутаться

Фадеев безапелляционно транслировал установку Кремля о том, что Россия открытая страна, и она очень много всего поглощала на протяжении своей тысячелетней истории. Ценности, права и свободы уже приняты обществом. Они нами поглощены, хотя и совсем недавние. В декабре исполняется 75 лет Всеобщей декларации прав человека.

Другое дело, что Доктрина прав человека стала использоваться американцами для вмешательства во внутренние дела. Это дискредитирует концепцию, сам подход, саму идею.

В центре европейской концепции индивидуум. Африканская декларация говорит: человек без общины не существует.

Ничего особо нового Фадеев не сказал. На самом деле, кривое использование концепции прав человека неизбежно потому, что сам вопрос о правах человека встает во время смуты, когда они злостно нарушаются и слабеющее государство заменить нечем. Управляемому из Кремля Фадееву отдали СПС при президенте, чтобы убрать оттуда управляемого из-за океана противника государственности Михаила Федотова и его команду. Федотов в свою очередь получил СПЧ в качестве отступного после ликвидации проекта «Эхо Вашингтона» под видом общественного телевидения.

Тогда Станислав Говорухин и Владимир Бортко сделали для российской государственности больше Фадеева со всем выводком создателей курса ОРГ.

Вопрос о междисциплинарности курса поставил модератор Асадов.

Ответил декан факультета политологии МГУ и по совместительству член Центризбиркома Андрей Шутов.

По его словам, это чрезвычайно важно. Все крупные открытия совершались на стыке различных полей. В этом состоит эвристичность курса.

Шутов напомнил, что социология у нас была разрешена наполовину только как прикладная. Теоретическая часть, исторический материализм был частью марксистско-ленинской философии. Император усмотрел вред от преподавания политики, и она была запрещена в 1835 году. В 1989 году в реестр высшей школы Советского Союза была введена специальность Политология. Ее не было, она развивалась конспирологически в рамках других полей. Традиции преподавания не было. Стали переводить американские, английские, в меньшей степени европейские учебники. Вместе с контентом переняли ценности. Преподаватели учились и сдавали экзамены по тем же переводным западным учебникам.

Подспудно преподавалась англосаксонская версия политических наук. Однако ценностные основания были и другие.

Шутов предлагает дать понимание ценностей Конституции. Сформулировать, что такое Россия, в чем ее особый путь. В одночасье делать не надо, потому что у нас умеют перекрашиваться. Введение нового курса по поручению президента это выход. Приоритеты цивилизационного выбора России.

В этом Шутов видит миссию-предназначение курса.

Профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологи МГУ Сергей Перевезенцев пояснил, что в основе учебника лежат многолетние исследования традиционных ценностей. Создатели курса старались смотреть на свою страну собственными глазами.

Пособие по ОРГ – книжка 25 авторских листов. Написали ее быстро потому, что в основу легли статьи авторов цивилизационного подхода Николая Данилевского и Константина Леонтьева, а не Шпенглера и Тойнби. Все главы построены на основе отдельных ценностей. Главная ценность – народ, Отечество, государство. Есть специальная глава Отечество.

Перевезенцев сообщил, что авторам курса приписали требование отменить вегетарианство и обвинили в обожествлении государства. Однако в тексте вегетарианства вообще нет.

Тут необходимо пояснение, откуда растет такая критика. Вегетарианство поддерживалось на международном уровне сначала для передела рынка пушнины и мехов, затем наряду с другими факторами давления на здоровье населения. За ним следует жесткое веганство. Движение выстроено транснационально и иерархично, оно включает постмодернистскую пропаганду антисемейных ценностей.

Перевезенцев коснулся темы и суть не раскрыл. Между тем без защиты от таких международных проектов суверенное государство невозможно. Проектов надправительственных НКО действует в мире очень много.

Перевезенцев сообщил, что для создания курса ОРГ провели специальные социологические исследования молодежи 14-35 лет. Как уже говорилось, выявили запрос на патернализм и сильное государство.

Когда нынешние студенты возьмут в руки страну, они поймут, что без государства страна погибнет.

Это позиция профессора Перевезенцева.

Отвечая на вопросы, он подчеркнул, что проведенные исследования ценностей молодежи дали очень интересный результат. Молодые люди хотят, чтобы права человека соблюдались государством. Это традиционный национальный подход. Государство в России настолько играет великое, огромное значение. Вот такова специфика нашего социально-политического сознания, и это не нами придумано. Это объективные результаты, которые дают очень многие исследования.

Проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин начал с того, что управление знанием или Sciense managment у нас не осуществлялось. Русские философы, ученые были оценены где угодно, только не у нас.

Полосин провел эксперимент, и двести политологов дали марксистско-ленинский ответ на вопрос, что такое государство: это институт подавления личности. У профессора другой ответ: государство является институтом организации взаимодействия общества и достижения обществом целей своего развития.

В связи с вариативностью по курсу ОРГ написали три пособия разных авторов. Противоречий у них нет. Это фронтир передовых наук в мире. Несмотря на давление, смогли удержаться и выстоять.

Полосин считает, ценность нельзя продекларировать и впихнуть в голову. Это делается через образовательное событие как часть утраченной российской педагогической школы. Позволяет ценность не услышать, а понять и осознать. Каждая лекция, каждый семинар должны стать образовательным событием.

И при этом образовательный курс не может быть пропагандистским.

Задача дать понять, ты русский человек вместе со страной, или это не твое.

Таково мнение профессора Полосина.

Профессор кафедры государственной политики факультета политологи МГУ Вардан Багдасарян оказался единственным участником презентации, который сказал хоть что-то конкретное о сути курса ОРГ.

По его словам, первый раздел «Что такое Россия?» Кто-то скажет страна, государство, территория. Верно отчасти. А дальше Россия как цивилизация, как полюс духовного мира. Цивилизационный подход дает взгляд на историю как воспроизводство констант. Российская империя, Советский Союз и современная Россия вроде бы разные государства, но сущностно одно и то же, потому что ценности воспроизводятся, и это позволяет нам говорить о российской цивилизации. Следующий раздел «Какие наши ценности». А чем наши ценности отличаются от других, от ценностей западных? Оказывается, они в антиподах. Последний раздел – образ будущего.

Багдасарян подчеркнул, практически впервые мы даем с опорой на традиционные ценности российский взгляд на будущее. Фиксируем вызовы, которые адресуются России, миру. И заявляем, что с опорой на традиционные ценности мы можем на эти вызовы ответить. Завершаем практически словами 41-го года, что Победа будет за нами, потому что наше дело правое. Мы правы в наших исходных базовых ценностях.

Багдасарян поставил риторический вопрос: что такое человек? Это один из вопросов в основах российской государственности. Всем понятно, что такое человек. Но разная культура дает разные ответы. В западной культуре человек это индивидуум. То есть атом. Отсюда установка индивидуализации. У нас иной взгляд на человека, человек это социальное существо. Он становится человеком только в связке с другими людьми. Поэтому и защита прав человека должна учитывать культурную основу и защищать то, что важно. В определение «человек» входит в понятие соответствующей культуры.

Асафов подчеркнул, что созданное пособие не догматическая норма. Мир меняется, и образование будет меняться.

В конце презентации ее участники усиленно отвечали на вопрос корреспондента Ъ Андрея Винокурова. Смысл многословного вопроса двойной: обвинение в догматичности и констатация отсутствия причин для перемен, потому что у молодежи никакого недовольства не было.

Первезенцев в ответ напомнил, мы же последние тридцать лет жили в догматической России. Мы были просто забиты либеральными догмами, которые нельзя было нарушать, иначе ты становился нерукопожатным. Наша страна была абсолютно догматической, и наука была абсолютно догматической. Мы предлагаем не догмы, а модели. Надо отбросить эти либеральные догмы. А начинать мыслить свободно, как свободный гражданин России. При этом мы не отвергаем либерализм. Русский либерализм девятнадцатого века это уникальноеявление. Либерализм, предложенный самими либералами Борисом Чичериным и Константином Кавелиным, назывался охранительный либерализм. Русский либерализм должен был сохранять государство, не допуская его уничтожения. Нынешние либералы далеко не либералы.

Такова позиция Перевезенцева.

Шутов в ответ сообщил, что Андрей Винокуров его студент, аспирант в прошлом. Потом отчислился из аспирантуры, видимо, из-за таких вопросов. Но это шутка. Вопрос действительно очень серьезный. Я участвовал в обсуждении концепции подходов на ранних этапах, но сам учебник не писал. Хотя солидарен с подходами и идеологией этого учебника. Если сравнивать поколения молодежи, это тоже важно иметь в виду. Когда проводили всероссийский съезд политологов десять лет назад, один американский профессор, тогда они еще ездили к нам, встал и сказал: очень плохо, что российская политология при ее возрождении тридцать лет назад отказалась от идеологии. Посмотрите на нашу political sciense, она насквозь идеологична. Там в каждом слове учебного пособия ценностные основания. Это идеология американской исключительности. Я согласен с подходами курса, о чем говорил Полосин, это не пропаганда. Этот учебник основан на научном знании и тех социологических исследованиях, в том числе в молодежной среде. Они есть, эти исследования, они дали нам очень многое для понимания на подсознательном уровне тенденций развития и менталитета нашей молодежи и взаимодействия с другими поколениями. Для нас это было важно, и никаких травм ни актуально, ни потенциально, ни одно слово в учебнике не способно нанести нашим подрастающим поколениям. Мы бы этого не допустили, поскольку сами занимаемся в системе высшей школы. Но вот в чем дело. Любой учебник погружен в определенную среду в любой стране. Есть коннотация и есть взаимодействие с любыми политическими структурами, режимами, органами госвласти. Если вы посмотрите, как выстраивалась модель образования в соседней стране, в отношении которой ведется СВО, то мы увидим опасности и угрозы, которые таит в себе деидеологизация, то есть вышибание ценностных оснований и их замещение другими ценностями. В каждой семье этой страны водораздел идеологически непримиримый, между старшим поколением, воспитанном на советских ценностях, и теми поколениями, в мозги которым внедрили совершенно чуждые националистические бандеровские ценности. Вот в чем смысл. Поэтому мы говорим не об интервенции ценностей, а попытке вызвать размышления и дискуссию на этой основе. Можно было бы прочитать курс лекций и уйти. Почему мне импонирует, что будут семинарские занятия, потому что будет возможность для дискуссий. Вот это очень важно для нас. Чтобы они сами без всяких травм и назиданий выработали через образовательные события дидактическую модель, и было приобретено выработанное самим студентом знание, представление, что такое Россия, почему мы говорим о России как о государстве-цивилизации. Каково будущее России в современном мире, каков новый миропорядок. Почему надо отказаться от модели одноцентричной и перейти к многоплановой модели мироустройства. На все эти вопросы студенты должны получить ответы с помощью тьютора, с помощью преподавателя. Ни доли назидания этот учебник не содержит, а дает возможность студенту самому выработать положительное знание, в какой стране он живет и каково его будущее в этой стране. Каково его будущее в стране как гражданина.

Прекрасно, но не убедительно.

Слушая презентацию без презентации, я так и не понял, каким образом создатели курса смогут убедить жителей страны с заниженной оплатой труда, задранными ценами, некачественными продуктами, массовым мошенничеством, подставами на дорогах и без жилищного обеспечения.

Непоправимый удар по доверию власти нанесло повышение пенсионного возраста.

Образование как и наука должны быть доказательными, а не эвристичными.

Участники презентации не используют традиционную русскую ценность – примат естественнонаучного знания. Они об этом ничего не знают.

Валерий Фадеев назвал имена западных авторов political sciense, с презумпцией превосходства англосаксов и конкретно WASP, хотя говорят обычно «Америка», что неверно. Откуда тогда взялись презрительные клички гринго и янки?

Осталось непонятным, читали ли создатели курса ОРГ Богданова, Гумилева, Глушкова. Андрей Шутов читал, он сам мне сказал в интервью по итогам прошедших после презентации выборов. На ней самой больше говорили об апологетах political science, чем об отечественных классиках теории государства. Упомянули Данилевского и Леонтьева, также либералов Чичерина и Кавелина.

Презентации как таковой не случилось. Представлено несколько интересных и важных итогов работы, например, о запросе на государственный патернализм. Это серьезный сигнал всему российскому государственному строительству. Оно основывается на той же базе, которая имела право на существование не далее 2020 года – коллаборация и открытость внешнему влиянию, подмена государственных институтов суррогатными заплатками НКО, включая правозащиту, абсолютный примат гуманитарного знания.

Зампред Думы Петр Толстой обращался напрямую к студентам, чтобы не слушали преподавателей.

Если бы эти люди учились у меня, я бы их отправил на переэкзаменовку. Стало уже частым явлением на публичных мероприятиях, что задающие вопросы умнее докладчиков. А они настолько неуверены в себе и своих построениях, что говорят плохо, и прямое цитирование возможно только для того, чтобы проиллюстрировать их дилетантизм.

В качестве вынужденного паллиатива можно было бы устроить всероссийский студенческий конкурс на тему «Что такое государство в России и в мире» и на основе его итогов составить курс ОРГ.

Уступку в соответствующем направлении сделал Андрей Шутов. Однако если человек обозначает одну страну названием двух континентов и путает тьютора с преподавателем, это признаки жертвы пропаганды. Российским студентам тьюторы или коучи не нужны. Это чисто англосаксонское явление. В США тьюторы нужны даже состоявшимся ученым, и их роль зачастую выполняют люди с советским образованием.

А в принципе для этого курса нужна эволюционная генетика, поэтому начинать надо с переработки курса биологии. США для порабощения народов используют генетическую инженерию и блокируют эволюционную генетику, чтобы манипулируемые не вышли из-под контроля. В эволюционно-генетическом ракурсе Россия выглядит наиболее прогрессивной страной в мировой истории.

Я не согласен с авторами пособия по ОРГ. Мир меняется, но образование должно быть стабильным, как цивилизационная константа. И предоставлять интеллектуальный потенциал тем, кто переживет перемены. Установка на постоянные изменения в образовании говорит, что люди занимаются не своим делом. Впечатление от презентации курса ОРГ такое же, как всегда – что знаю, о том пою. Смысл можно свести к многовековому со времен Антонио Посевино спору цивилизаций: Россия (Московия) плохая, немытая и глупая! – Сам дурак и ценности у тебя поганые, а Россия хорошая.

Второе звучит без доказательств, первое просто неверно в силу способностей Запада назначать себе врага и приписывать ему собственные качества.

Об участии тысяч специалистов я не понял. Похоже, что писали пособие участники междусобойчика в кулуарном режиме. Иначе бы быстро не получилось.

Участники пресс-конференции рассказали об истории создания учебника, технических деталях и неадекватной критике потому, что по сути курса сказать им нечего. Никто не знает о слабости позиции авторов лучше самих авторов. Неадекватная критика для них настоящий подарок.

Как верхушка КПСС сдавала страну в восьмидесятых, мы и без них знаем. Насаждалась западная идеология, потом для зачистки сознания запретили руководящую роль партии и государственную идеологию. В Россию запустили постмодернизм и огромное количество, десятки тысяч, советников США. Два выпуска Гарварда были распределены в Россию.

Нынешние специалисты в сфере политологии, государства и права получили образование во время активной сдачи страны и по умолчанию русофобы. После Мюнхенской речи среди них начали прорастать конъюнктурщики, что не изменило их генетической конституции.

Поручить им курс российской государственности – все равно что трудоустроить людоедов воспитателями детского сада.

В США идеология двухконтурная для внутреннего потребления и для туземцев со жвачкой, кока-колой, химическими абортами и кастрацией под видом смены пола. Универсальная программа – стравливание женщин с мужчинами.

Просчет Вашингтона в том, с искусственной акцией инфодемии для подавления иммунитета людей и остановки производства возникло осложнение – политология полностью себя дискредитировала. Они не следят за политикой и не проводят сравнительного анализа выборов. В основном транслируют мифы про демократию.

Естественно, ключевой момент идеологического воспитания молодёжи был пропущен, когда Google получил преимущество перед лучшей в мире поисковой системой Яндекс.

Критическим моментом был срыв введения в действие закона о суверенном Рунете, потому что трансграничный трафик кормит программу PRISM для создания оружейных идеологий и социальной инженерии, в том числе для массового мошенничества.

По всему миру и в России тоже из политики вышибают фигуры с суверенной позицией. Безусловным лидером являются США, где расстреливают президентов и кандидатов. Подтягивается Германия. Решения принимаются во вред стране и населению. Политология тут бессильна.

Хотя бы прочитали роман Эренбурга «Трест Д.Е».

По этой причине новый учебник истории охватывает события до момента создания учебника, чтобы не оставлять места политологии.

Моя практика показывает, что у студентов и еще больше почему-то у старших поколений выработана идиосинкразия на политику в любых формах, даже где ее следы обнаруживаются с трудом. При этом молодежь тяготеет к эволюционной генетике, которая может верифицированно отразить эволюцию форматов государства. Но эта наука запрещена строже идеологии, потому что в ней Россия получается самой прогрессивной страной мира. А англосаксы откатываются на примитивно-первобытные позиции со своим слабым незрелым государством, не имея собственной культуры и соответственно социокультурных детерминант поведения А старшее поколение, включая создателей курса ОРГ, в генетике смысла не видит, только признаки фашистской евгеники.

Попытка выполнить задачи курса ОРГ была произведена в фильмах ВГТРК «Вторжение» и «Вратарь Галактики», но она пришлась на максимум внешнего влияния и столкнулась с антипропагандой. Россиянам была сделана прививка против кремлевской пропаганды.

В аргументации эволюционной генетики можно объяснить все даже русский антипатриотизм, потому что недовольство собой как фактор совершенствования сильнее сублетальных условий существования.

Преподаватели курса ОРГ как и никто другой не смогут в пристойных выражениях описать политику страны в сфере обеспечения жильем, здравоохранения, финансов, ценообразования, промышленности, кадрового обеспечения (кроме избирательной системы), книгоиздания, культуры и науки. Почему хаос развивается вместо стандартизации, надзор работает наоборот и качество продуктов запланировано низкое. Таможенно-тарифная политика направлена на разрыв страны, сохранение сырьевой экономики создает преимущество зарубежным производствам.

Объяснять такие вещи гуманитарная наука не может, это компетенция эволюционной генетики. Создатели курса ОРГ о такой науке представления не имеют.

Никакого государственного патернализма здесь нет, наоборот, сплошное подавление со стороны анти-стейт гибридного внутреннего и внешнего формата.

На этом фоне воспитать у населения патриотизм невозможно.

Отказ Кремля от самостоятельного развития естественной науки без коллаборации с врагом – роковая ошибка. Никакого междисциплинарного подхода не получится. И вообще ничего, кроме конъюнктурщины, кампанейщины и двойного сознания с фигой в кармане.

После прошедшей презентации состав и структура курса ОРГ мне лично остались неведомы. Мало того, его необходимость не стала очевидной, потому что в школьном курсе обществознания содержится полный набор форматов государственности и типов избирательных систем. Монархия абсолютная или ограниченная конституционная, парламентская. Республика президентская или парламентская. Наличие разделения властей исполнительной, законодательной и судебной. Унитарное государство, федерация или конфедерация. Наличие трехуровневой структуры национальной власти: федеральная, региональная и муниципальная. Избирательная система мажоритарная или пропорциональная. Прямые или непрямые выборы. Роль международного наблюдения номинальная или по управлению выборами. Выполнение странами международных обязательств по приглашению наблюдателей (США не выполняют, Россия перевыполняет).

На мой взгляд, теоретически курс ОРГ может состоять из следующих частей.

1. Описание форматов государства с отражением их устойчивости к внешнему вмешательству и внутренних нелегитимных методов борьбы за власть на примерах их истории в разных странах. Разная роль кадровой политики социальной лестницы или социальных лифтов (менеджеризации). Роль естественнонаучного и инженерно-технического образования в государственном управлении. Действующие в мире государственные идеологии: коммунизм, социализм, фашизм, постмодернизм под названием либерализм. Вопреки конституционному запрету на государственную идеологию, в России по факту принята идеология социального государства.

2. Способы ослабления и разрушения государственности: концессии и аутсорсинг; GR и коррупционный лоббизм ТНК; НКО для навязывания воли меньшинства большинству; наращивание объема нарушений естественного права в законодательстве; передача суверенных решений на наднациональный уровень или другому государству в имперской структуре. Финальной стадией служит глобальная подмена национальной власти deep state. В русском языке нет аналога для понимания данного явления, и надо объяснять, что государство США слабое и незрелое, как и их избирательная система, чувствительная к манипуляциям. Отдельно следует указать роль СМИ в устранении национальных лидеров с суверенной позицией на основе понятия центрифугального отбора. Также сетевые технологии двойного назначения в управлении массовым сознанием, популяционной иммуносупрессии и разрушения государства изнутри. Превращение блогосферы в пятую власть. Два типа коррупции, конструктивная и неконструктивная. Роль сборщиков голосов. Наличие узаконенной коррупции в парламентском лоббизме США или государственной коррупции в Китае. Наличие обособленной избирательной системы или передача функции подведения итогов выборов МВД во Франции или конгрессу в США.

3. Теория и практика государственного управления на основе трудов по тектологии Александра Богданова и опыта Виктора Глушкова оптимального государственного управления на примере Украины с использованием закона Эшби в кибернетике.

4. Понятие волн жизни Сергея Четверикова в интерпретации колебательного процесса сжатия-расширения цивилизации Арнольда Тойнби. Турбулентность массового поведения в описании Достоевского и ее генетическая природа.

5. Процессы самоорганизации в природе и обществе. Аналогии управления государством и телом билатеральных животных на примере человека. Эволюционно-генетическое обоснование прогрессивности России.

 

Сообщение

 

https://leo-mosk.livejournal.com/10524055.html

Удовлетворение запроса на госпатернализм? А мы были туземцами Презентация курса основ российской государственности. Учебник написали за четыре месяца

Видеозапись мероприятия https://pressria.ru/20230906/955334381.html

6 сентября 2023, 11:00

Презентация курса «Основы российской государственности», разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Участники:

- заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга ПЕТРОВА;

- проректор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей ПОЛОСИН;

- советник Президента – председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий ФАДЕЕВ;

- декан факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований, член-корреспондент Российской академии наук Андрей ШУТОВ;

- профессор кафедры государственной политики факультета политологи МГУ имени М.В. Ломоносова Вардан БАГДАСАРЯН;

- профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологи МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ.

Модератор – политолог, член Общественной палаты Российской Федерации Александр АСАФОВ.

«Основы российской государственности» – новая образовательная дисциплина базовой части основной программы на уровнях бакалавриата и специалитета, направленная на совершенствование социально-гуманитарной подготовки студентов российских вузов. В разработке курса приняли участие более 7 тысяч ученых из 600 российских университетов и исследовательских институтов.

«Наша страна существовала в разных политических формах: царизм, империя, советская власть, теперь – демократическая республика. Тем не менее, остается нечто очень важное, что позволяет сказать: «Это наша страна. Она живет в истории. Она продолжает жить столетиями»«, – сказал Валерий Фадеев.

Курс создан по поручению президента. Задача учебной дисциплины создать систему координат, в которой российская молодежь будет жить и развиваться. В создании курса приняли участие семь тыс ученых.

Конспект

Петрова Перезагрузка социокультурного уровня.

Фадеев Курс стали упрекать в идеологичности Журналисты шарахаются от слова идеология По Конституции у нас запрещена единственная идеология Никакое общество не существует без идеологии ЛДГБТ экологизм с Гретой Тунберг радикальная идеология. Социализм тоже была идеология только мы не замечали будто это была чистая наука. Задача курса раскрепостить студентов Показать константы Заложенные здесь идеи не навязываются студентам. Создатели курса открыта для критики в том числе и я Здесь заложена чрезвычайно серьезная база. Вебер полагал что люди чаще принимают решения исходя из ценностей а не целей. Но если бы люди исходили из меркантильности человечество бы погибло. В курсе заложены ценности.

Асадов В чем междисциплинарность?

Андрей Юрьевич Шутов Это чрезвычайно важно Все крупные открытия совершались на стыке различных полей АВ этом эвристичность курса Социология у нас была разрешена наполовину только как прикладная. Теоретическая часть исторический материализм как часть марксистско-ленинской философии Отход проблемы с УК Император усмотрел вред от преподавания политики и она была запрещена в 1835 году . В 1989 году в реестр высшей школы Советского Союза была введена специальность Политология Ее не было она развивалась конспирологический в рамках других полей. Традиции преподавания не было. Стали переводить американские английские в меньшей степени европейские учебники Вместе с контентом переняли ценности. Преподаватели учились сдавали экзамены по тем учебникам Стали переводить западные учебники и с ними переняли ценностные основания были и другие направления Эти труды чрезвычайно важны для переформатирования В США первая глава американская модель демократии В Европе европейские ценности и европейская политика У нас этого не было Подспудно преподавалась англосаксонская версия этих наук. Надо дать понимание ценностей Конституции Сформулировать что такое Россия в чем ее особый путь. В одночасье делать не надо, умеют перекрашиваться В вот введение нового курса по поручению президента это выход это вариант как раз для первого курса. Приоритеты цивилизационного выбора России. В этом я вижу миссию предназначение курса.

Сергей Вячеславович ПЕРЕВЕЗЕНЦЕ.в Если говорить о нашем учебнике в основе его лежат многолетние исследования традиционных ценностях Смотрят глазами англосаксонского наблюдателя. Так воспитаны. Я это говорю как факт Мы старались смотреть на свою страну собственными глазами. У нас выходили книги Русские ценности Русский мир. Эта книжка 25 авторских листов. Мы ее написали за четыре месяца Так быстро потому что в основу легли наши статьи. Авторы цивилизационного подхода Николай Данилевский и Константин Леонтьев, а не Шпенглер и Тойнби. Все главы построены на основе отдельных ценностей Ну и проблемное построение Воспитывать у первокурсников проблемное научное мышление Без критического мышления никуда Главная ценность народ Отечество государство Есть специальная глава Отечество появились грязные рассказики с одной стороны чувствуется профессиональная рука с другой непрофессионализм Нас обвинили в ом что мы требуем отменить вегетарианство У нас вегетарианства вообще Мы делали специальные социологические исследования молодежи 14-35 лет. Оказываются ценности близки Запрос на патернализм, запрос на сильное государство А нас обвиняют в обожествлении государства. Когда они возьмут в руки страну, поймут что без государства страна погибнет.

Полосин Управление знанием у нас не осуществлялось Не боюсь англицизмов Scirnse manrgment Знание в любом случае будет оставаться знанием Русские философы ученые были оценены где угодно только не у нас Похлопывание по плесу Ты только успокойся. Удалось осуществить общественный подход к государственности развитию мира. Двести политологов дали марксистско-ленинский ответ на вопрос что такое государство это институт подавления личности. государство является институтом организации взаимодействия общества и достижения обществом целей своего развития. Такого рода формулировки во всех трех учебниках присутствуют В связи с вариативностью три пособия разных авторов противоречий у них нет. Фронтир передовых наук в мире несмотря на давление смогли удержаться и выстоять. Все преподаватели остаются участниками процесса Факультет политологии ведет работу над составлением словаря общественных терминов. Образовательное событие Ценность нельзя продекларировать и впихнуть в голову Образовательное событие часть российской педагогической школы утраченной позволяет ценность не услышать а понять осознать Каждая лекция каждый семинар должны стать образовательным событием Образовательный курс не может быть пропагандистским Мы не предполагаем что в результате курса возникнет идеологизация хотя некоторые коллеги призывали не стесняться Задача дать понять ты русский человек вместе со страной или это не твое

Багдасарян Алгоритм ценности цели средства результат Ценности сформулированы государством и на вту основу Учили что Россия аномалия Сакс признался Мы положили больного на операционный стол вскрыли грудную клетку оказалась другая анатомия Сто реформы провалились мы и так знаем. Это первый учебник построенный на осенове цивилизационного подхода. Это было не просто поскольку пришлось имплементировать в разные институции. Данилевский Леонтьев Ушинский. Отсюда логика курса первый раздел Что такое Россия? Кто-то скажет страна государство территория. Верно отчасти. А дальше Россия как цивилизация, как полюс духовного мира . Цивилизационный подход дает взгляд ена историю как воспроизводство констант. Российская империя, Советский Союз и современная Россия вроде бы разные государства, но сущностно одно и то же потому что ценности воспроизводятся и это позволяет нам говорить о российской цивилизации. Следующий раздел какие наши ценности. А чем наши ценности отличаются от других, от ценностей западных. Оказывается, они в антиподах. Последний раздел образ будущего. Практически впервые мы даем с опорой на традиционные ценности российский взгляд на будущее. Фиксируем вызовы, которые адресуются России, миру. И запетляем, что с опорой на традиционные ценности мы можем на эти вызовы ответить. Завершаем практически словами 41-го года, что Победа будет за нами, потому что наше до правое. Мы правы в наших исходных базовых ценностях. .

Асафов. Наше будущее описывается футурологами в десятках окрашенных метафор. В частности черный лебедь. Но есть такая многовековая метафора про бушующее море. Впереди у нас неспокойное море. Созданное пособие не догматическая норма. Мир сменяется м образование будет меняться.

Итоги

Фадеев Нас могут обвинить в квасном патриотизме. Отклики уже идут и Майкл Ман политолог США его четырехтомник издан в России четыре источника власти власть политическая экономическая военная и идеологическая Вопрос об идеологии это вопрос о власти Я называл радикальные идеологии это их американские идеологии Социализм был радикальной идеологией. И теперь вот этот энвиронментализм. Эт о не я придумал Фернан Брадель великий историк французский. У него глава есть в трехтомнике Россия сама по себе и мироэкономика.. Россия отдельно от Европы. Другой американский социолог Чарльз Тилли который торже обхяснял почему такие расклады.. Возьмите Кредо Колхуно Возьмите Джованни Арриги тоже покойного Да их очень много этих ученых Я хочу уточниить учебники, о которых говорил Андрей Юрьевич, это во много экспортное образцы для туземцев. А мы были туземцами. Нам эти учебники во 80-90 годах поднесли. На Западе очень много великолепных ученых и мы с ними работаем, мы с ними взаимодействуем. Не надо считать нас какими-то отрицающими достижения науки. Наоборот, мы пытаемся быть на переднем крае социальных наук.

Вопросы

Богомолов Место правозащитной деятельности в системе формирующегося идеологического контура? Является ли правозащитная деятельность нашей ценностью?

Фадеев Не буду указывать пальцем, но некоторые сидящие за этим столом считают что нет Я не согласен Я считаю что Россия открытая страна и она очень много поглощала на протяжении своей тысячелетней истории Россия открытая страна Ценности права и свободы они уже приняты обществом Они нами поглощены нами хотя совсем недавние Понятно что можно идти к Французской революции, которая привела к страшным страданиям Но это уже наши ценности В декабре исполняется 75 лет Всеобщей декларации прав человека Другое дело что Доктрина прав человека стала использоваться американцами в первую очередь для вмешательства во внутренние дела Это дискредитирует концепцию саму подход саму идею Следующий подход касающийся прав человека Есть Исламская декларация, Африканская декларация прав человека и народов понятно колониальное наследие и права народов для них важны подобные Всеобщей декларации прав человека Но они специфичны В центре европейской индивидуум Африканская говорит человек без общины не существует Мы должны с уважением относиться ко всем этим подходам

ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ. Наши исследования ценностей молодежи дали очень интересный результат. Права человека для российской молодежи на одном из первых мест среди ценностей несомненно. То есть наши с вами молодые ходи хотят, чтобы права человека соблюдались. А вы знаете, кто должен их соблюдать? Государство Вот это как раз и есть запрос на патернализм. И это традиционный национальный подход в решении этой проблемы. Государство в России настолько играет великое, огромное значение. даже современники обращаются к силе государства, которое обеспечит их права. Вот такова специфика нашего социально-политического сознания и это не нами придумано. Это объективные результаты, которые дают очень многние исследования.

Гаспарян. Тут еще есть один аспект. А что такое человек? Это один из вопросов в основах российской государственности. Всем понятно, что такое человек. Но разная культура дает разные ответы на вопрос, что такое человек. В западной культуре человек это индивидуум. То есть атом. Отсюда установка индивидуализации. У нас иной взгляд на человека, человек это социальное существо. Он становится человеком только в связке с другими людьми Поэтому и защита прав человека должна учитывать культурную основу и защищать то, что важно. в определении «человек» входит в понятие соответствующей культуры.

Андрей Винокуров Ъ Ценностный подход значит ли это когда создавался курс было зафиксировано некоторое недовольство молодежи ценностями, на которых образовывались и воспитывались когда курса не было. Среди молодежи которая училась в двухтысячных я не вижу чтобы создавали какие-то проблемы государству. На круглом столе много говорилось что курс не несет никакой догм ы. Но меня насторожил тезис курс должен дать понять что есть Россия что есть русский человек А если не то, ты не русский человек. Но так можно психологическую травм нанести. Тем более что первокурсникам свойственна некоторая критичность. Можем отколоть кого-то от русского общества талантливого и перспективного.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется

Нам не дано предугадать, как слово наше исказится.

Шутов. Андрей Винокуров мой студент аспирант в прошлом. Потом отчислился из аспирантуры видимо из-за таких вопросов. Но это шутка. . Вопрос действительно очень серьезный. Я участвовал в обсуждении концепции подходов на ранних этапах, но сам учебник не писал. Хотя солидарен с подходами идеологией этого учебника. Если сравнивать поколения молодежи в том числе, важно иметь в виду. Когда проводили всероссийский съезд политологов десять лет назад, один американский профессор тогда они еще ездили к нам, встал и сказал очень плохо, что российская политология при ее возрождении тридцать лет назад отказалась от идеологии. Посмотрите на нашу political sciense, она насквозь идеологична. Там в каждом слове учебного пособия ценностные основания. Это идеология американской исключительности. Я согласен с подходами курса, о чем говорил Полосин, это не пропаганда. Этот учебник основан на научном знании и тех социологических исследованиях, в тиром числе в молодежной среде. Они есть эти исследования, они ждали нам очень многое для понимания на подсознательном уровне тенденций развития и менталитета нашей молодежи и взаимодействия с другими поколениями. Для нас это было важно и никаких травм ни актуально ни потенциально ни одно слово в учебнике не способно нанести нашим подрастающим поколениям. Мы бы этого не допустили, поскольку сами занимаемся в системе высшей школы. Но вот в чем дело. Любой учебник погружен в определенную среду в любой стране. Есть коннотация и есть взаимодействие с любыми политическими структурами, режимами, органами госвласти. Если вы посмотрите как выстраивалась модель образования в соседней стране, в отношении которой ведется СВО, то мы увидим опасности и угрозы, которые таит в себе деидеологизация, то есть вышибание ценностных оснований и их замещение другими ценностями. В каждой семье этой страны водораздел идеологически непримиримый, между старшим поколением, воспитанном на советских ценностях, и теми поколениями, в мозги которым внедрили совершенно чуждые националистические бандеровские ценности . Вот в чем смысл. Поэтому мы говорим не об интервенции ценностей, а попытке вызвать размышления и дискуссию на этой основе. Можно было бы прочитать курс лекций и уйти. Почему мне импонирует, что будут семинарские занятия, потому что будет возможность для дискуссий. Вот это очень важно для нас. Чтобы они сами без всяких травм и назиданий выработали черед образовательные события дидактическую модель было приобретено выработанное самим студентом знание, представление, что такое Россия, посему мы говорим о России как о государстве-цивилизации. Каково будущее России в современном мире, каков новый миропорядок. Почему надо отказаться от модели одноцентричной и перейти к многоплановой модели мироустройства. На все эти вопросы студенты должны получить ответы с помощью тьютора, с помощью преподавателя, тьютора. Ни доли назидания этот учебник не содержит а дает возможность студенту самому выработать положительное знание в какой стране он живет и каково его будущее в этой стране. Каково его будущее в стране как гражданина.

ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ В вашем вопросе прозвучали две еще темы что не так в молодежной среде и что вы собираетесь совершить интервенцию некими догмами. С молодежью все нормально Молодежь во все времена одна и та же Ей хочется немножко похулиганить. Быть быстрее современнее чем пожилые люди. Вы все сами были молодыми я помню себя прекрасно первокурсником Мне до всего было дело и не хотелось учиться. Но дело не в этом Мы же на самом деле последние тридцать лет жили в догматической России. Мы были просто забиты либеральными догмами, которые нельзя было нарушать, иначе ты становился нерукопожатным. Наша страна была абсолютно догматической и наука была абсолютно догматической. Вы думаете можно опубликоваться человеку который мыслит иначе, в литературных и научных журналах. Д не возьмут исходя из идеологических соображений. Мы предлагаем традиционное научное знание, построенное на традиционных российских ценностях, вместо тех догм, которые сейчас владеют сознанием огромного количества наших людей и которые позволяют то же самое молодое поколение как баранам идти на заклание. А мы им предлагаем свободный выбор: поймите, в какой стране вы живете. Этот курс обращен не только ек молодежи, этот курс говорит о нашей стране. Это попытка понять нашу страну, глядя на нее национальными традиционными взглядами. Не случайно последний раздел посвящен тому, как эти ценности будут работать в будущем. Мы предлагаем не догмы, а модели. Надо отбросить эти либеральные догмы.. А начинать мыслить свободно, как свободный гражданин России. При этом мы не отвергаем либерализм. Русский либерализм девятнадцатого века это уникальное. Либерализм, предложенный самими либералами Борисом Чичериным и Константином Кавелиным, назывался охранительный либерализм. Русский либерализм должен был сохранять государство, не допуская его уничтожения. Нынешние либералы далеко не либералы. Быть настоящим либералом это подвиг, а не вот этим догматиком. В вашем вопросе заключено некое непонимание той ситуации, в которой существует наша страна и той ситуации, в которой существует молодое поколение. Мы не отделяем наших детей и внуков от нас. Мы единая страна и единый народ. Мы обращаемся ко всему российскому многонародному народу.

Асафов Поступают вопросы. Смотрите, курс также дает гражданам России, студентам, преставление о тех основаниях, на которых принимаются решения. Это дает понимание, как государство работает, исходя из чего те или иные законы предпринимает. Это изложено здесь. Курс решает несколько важных общегосударственных задач в сфере просвещения, образования, воспитания. В рамках приоритетов, нацпроектов тоже. Несмотря на тор, что еурс уже изложен в документах, есть несколько лет на его обкатку и получение педагогического опыта и его применения в рамках курса.

Евгений Вопрос Полосину Как будут оцениваться знания по итогам курса ОРГ?

Полосин Предусмотрен зачет с оценкой. Оценивать будут преподаватели.

Александр Олейник Деловая газета. Будет ли в курсе что Россия это страна победителей патриотов которые вывели на лидирующие позиции в экономике науке образовании

Фадеев Вопрос в первую очередь к авторам Там конечно есть все о чем вы говорите Но есть одна маленькая проблема что мы умудрились на протяжении одного века дважды развалить собственную страну. То о чем вы говорите многое было потеряно а 91 году. Это тоже в учебнике обсуждается, нечего тут срывать. Нельзя говорить только про победы. К сожалению, приходится говорить и про поражения. У французского историка Марка Фер о есть книга как растерзывают историю детям в разных странах. Это тоже все насквозь идеологично конечно. Он говорил у истории две функции: врачевание и брать. То, что с нами произошло совсем недавно, привело к огромной исторической травме. Такая работа нужна для того чтобы преодолевать историческую травму. Но это очень сложно.