https://mospravda.ru/2023/09/13/701492/

https://leo-mosk.livejournal.com/10525931.html

12.09.23 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино для двоих

Дислексия: Учитель делает шаг

Веянием нашего времени стали яркие тенденции общественной активности. Например, защита природы и животных, повышенное внимание к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Общество в целом относится к таким тенденциями неоднозначно, но они пробивают себе дорогу в государственные программы, литературу и кино.

Для инвалидов есть даже специальные олимпиады.

Общественные приобретения приходят вместе с потерями. Сейчас уже вряд ли кто вспомнит идеи ортодоксального генетика Владимира Павловича Эфроимсона, который изучал и преподавал на Биофаке МГУ генетику этики, эстетики и гениальности.

Эфроимсон рассказывал студентам, что у инвалидов наблюдается эффект суперкомпенсации личных недостатков, они становятся выдающимися фигурами и оставляют след в истории.

Эфроимсон приводил в пример президента Рузвельта. В истории Думы остался визит председателя международной комиссии конгресса США Генри Хайда, который сообщил о несогласии с политикой своей страны. А в Думе есть выдающийся депутат Олег Смолин, несогласный в чувствительных деталях с политикой России, и не слышать его невозможно.

Наше отношение к проблеме инвалидов такое же непростое, как и в обществе в целом. Вокруг нее много конъюнктурщины, кампанейщины, показухи и одновременно отторжения. И очень мало разумных действий для снижения уровня инвалидизации, которой способствуют издержки системы здравоохранения и западная пропаганда позднего деторождения.

Наверное, мы слишком много знаем, чтобы воспринимать произведения искусства так, как они задуманы.

Тем не менее, фильм «Я делаю шаг» (режиссер Ольга Акатьева, сценарист Мария Суворова) задел за живое.

Потому что у нас есть существенное сходство с парой главных персонажей фильма Сашей и Олей.

Саша, Сан Саныч, Александр Александрович Макаров (Сергей Новосад) страдает редким врожденным пороком – дислексией. Оля (Анастасия Талызина) стала его глазами во время учебы в школе номер один удивительно красивого русского города Пскова. Оба рано остались без родителей, причем Оля еще и с прицепом, младшей сестрой Полей, Полиной (Василиса Суюнова).

Сашу взяла под опеку учительница, ставшая директрисой (Мария Аронова).

Саша сумел поступить в педагогический вуз по целевому набору и отучиться бесплатно. Талант Саши оказался востребованным. В институте ему помогает Катя, которая при поиске работы его предает, воспользовавшись его недугом.

Тут не надо удивляться, ситуация конкуренции амбициозной женщины с талантливым мужчиной вполне рутинная и даже воспетая в художественных произведениях. Эфроимсон называл подобные формы социальной конкуренции неэтичными. Таков был его термин. Здесь он приводил в пример персональные истории из мира генетики, ставшие в общих чертах известными благодаря романтическим литературным произведениям Вениамина Каверина.

Есть такое деструктивное явление, беспощадно сжигающее ресурсы общества и подавляющее естественные проявления полового влечения. То есть оно вносит вклад еще и в разрушение семьи.

Называется профессиональная ревность. Мы уже достаточно давно опубликовали научную статью об этом. Эфроимсон с Кавериным навеяли понимании усиливающейся в обществе тенденции. Когда в США еще было нормальное кино, там выпустили несколько фильмов о настоящей войне за влияние женщины с мужчиной.

Женщина зачастую испытывает когнитивный диссонанс, выбирая между двумя несовместимыми ролями использования социально зависимого мужчины или преследования. Теперь это называется буллингом.

В результате Катя занимает место Саши на посту замдиректора по развитию столичного лицея имени Фонвизина, а Саша возвращается в родную школу номер один города Пскова, чтобы по воле директрисы стать классным руководителем 9 «Б» класса.

Однако как часто бывает в жизни, козни Кати оказались бесполезны, она только раскрыла Саше свой характер и тем уберегла его от лишних поступков. Отучившись по целевому набору он должен вернуться в родную школу.

В школе возникает конкуренция за него между двумя женщинами: опекающей директрисой, любительницей выращивания огурцов, и завучем, классной руководительницей 9 «А» (Равшана Куркова).

Муж сманивает ее на спокойную и хорошо оплачиваемую работу в администрацию города, но она не может оставить школу – арену борьбы, придающей смысл жизни современной женщины.

Героиня Курковой фактически перенимает роль Кати.

Главной проблемой Саши, уже Сан Саныча, становятся не козни завистницы и даже не собственная дислексия, а то, что класс принял его в штыки и устроил новому учителю натуральный буллинг в формате моббинга. То есть все на одного.

Каждый педагог знает простой метод. Отвести угрозу от себя и выиграть позиционную войну на микросоциальном уровне можно, если расколоть коллектив и стравить осколки между собой. Примерно так происходит в жестоко правдивом фильме «Недетский дом». В прокат он не попал по идеологическим соображениям, как другой фильм подобного рода на иную тему «Плакать нельзя».

Картина «Я делаю шаг» не претендует на реализм, это прекрасная сказка о любви и ревности. Зрителю в зависимости от личных предпочтений может не понравиться затянутость сцен или несколько карамельный финал с превалированием любовной линии. Не всем близок современный параллельный монтаж, разрывающий классическую драматургию произведения.

Новое русское кино, уже достаточно зрелое, отвечает на растущие запросы искушенного русского зрителя. В нем сочетаются инсертированые в экранное повествование элементы достоверности из нашей повседневной жизни, высокого уровня естественная игра актеров и особенно детей, перебивки в виде изумительной красоты пейзажных кадров. Также ненавязчивая дидактичность через представление обучающих моделей поведения на фоне исследования феномена человека в художественной форме.

В русской литературе позапрошлого века это было проявление гениальности, а сейчас стало рутинной технологией. Что никак не умаляет роль данного творческого проявления, потому что эволюция человека ускоряется, усложняется и диверсифицируется. Кто бы мог еще век назад представить, что получившие избирательное право и доступ к высшему образованию женщины после недолгого периода половой распущенности самоорганизуются и станут доминирующей силой общественного развития. Причем во все стороны сразу.

Кстати, лучшей иллюстрацией отмеченного нами явления стал тот факт, что команда создателей фильма «Я делаю шаг» в подавляющем большинстве женская. И эти женщины избежали нескольких банальных соблазнов. Они не сделали главного героя абсолютным победителем, не придали ему искусственных преимуществ по причине инвалидности и не сделали его фигуру вторичной на фоне описания игры женских страстей.

Качественному зрителю – качественное кино.

Название «Я делаю шаг» взято из песни, прозвучавшей в финале. В фильме также есть прекрасное стихотворение «Посмотри, это мы...», напоминающее о быстротечности жизни и важности каждого ее мгновения.

Картина несет релаксирующий эффект и примиряет с действительностью, не отвлекая от нее иллюзорностью чего-то потустороннего.

В фильме много мыслительных пауз, представляющих Сан Саныча в виде юноши, обдумывающего житье, что вызывало ощущение некоторой затянутости. Хотя продолжительность фильма – 1 час 55 минут – не намного больше привычного полуторачасового хронометража.

Ключевая фраза о принятии себя таким, как есть, вызывает у нашего героя ярость, затем примиряет его с самим собой: в безумном мире понятие нормальности размыто.

С точки зрения генетики это все же не слишком верно. Понятие нормальности время от времени может инвертироваться до откровенной девиации, а его размытость характерна для человека наряду с феноменом идеала. У других животных в дикой природе можно найти предпосылки, но сам феномен отсутствует. Это наше приспособление к непредсказуемости будущего.

Лучший способ обезоружить агрессивных завистников – найти способ признать свой недостаток публично. Параллельно выясняется, ему не надо отрабатывать целевое обучение, поскольку школа не платила ему стипендии. Однако обстановка в школе наладилась и ему уже не хочется уходить.

Мы не будем раскрывать всех перипетий сюжета, жанр рецензии обязывает сохранить завлекающую интригу. Отметим только, что учитель Сан Саныч Макаров поступает нестандартно и объединяет класс примерно тем же способом, которым президент Путин пытается консолидировать страну. Так что при определенной доле фантазии в фильме можно увидеть элементы кремлевской пропаганды или даже социалистического реализма. Такова вообще характерная, хотя и не обязательная, черта нового русского кино.

Что касается жанра фильма, для нас это прекрасная современная сказка с добрым концом. Сам фильм определяет свой жанр по презентационному ролику, созданному его героями.

«Мокьюментари», а мы это слово слышим впервые, определяется как псевдодокументалистика, или представление вымышленных событий как реальных. В действительности вся кинодокументалистика, начиная с классиков типа Дзиги Вертова, снималась постановочно. Характерным признаком ролика, снятого учениками 9 «Б», является сочетание игры актеров и мультипликации в виде надписей. Прием использован в фильме «Стиляги».

Практически все открытия как в формализованном естественнонаучном, так и в художественном виде производятся с помощью фантазий, которым затем ищут применение, и зачастую это уже не авторы делают после отчуждения их идей от авторства. Такова обычная судьба удачного интеллектуального продукта, если автор обладает чувством реальности.

Вот свалилось яблоко на голову, и не каждый обратит внимание, а один испытает инсайт и придумает закон Ньютона.

Роль яблока может сыграть что угодно.

«В основу сюжета легла реальная история молодого человека, который болел дислексией, но боялся рассказать об этом окружающим и даже родным. Сценарий, который был признан победителем Всероссийского конкурса киносценариев министерства просвещения РФ на тему популяризации профессии учителя», – написала сценарист Мария Суворова.

Цит. по Word Vita, ссылка:

https://ren.tv/longread/1139141-ia-delaiu-shag-kak-proshla-premera-filma-ob-uchitele-s-disleksiei?ysclid=lmh7lzfzlb656846321

Тот же источник приводит комментарий актрисы Анастасии Талызиной: «Для меня этот фильм про человеческие особенности. Мы с Сергеем Новосадом как раз говорили на эту тему. У каждого из нас есть свои недостатки или то, что нам не нравится, что мы хотели бы изменить или от чего-то избавиться. Картина как раз про это. Действительно, можно себя простить за что-то, дать себе шанс на жизнь, на любовь, на счастье, разрешить себе все эти чувства».

И там же приведена жизнеутверждающая оценка режиссера Ольги Акатьевой: ««Давайте сделаем шаг навстречу чему-то новому. Новым впечатлениям, новым открытиям и любви».

Режиссер Ольга Акатьева выросла в учительской семье и посвятила фильм маме, учительнице начальных классов.

По информации сайта «Кинопоиск», съемки проходили в псковской школе № 1, одном из старейших учебных заведений России. В разные годы именно здесь учились такие выдающиеся люди, как создатель вирусной теории рака Лев Зильбер, физик-ядерщик Исаак Кикоин, автор математических таблиц Владимир Брадис, известные российские писатели Юрий Тынянов и Вениамин Каверин.

Символические совпадения.

Фильм «Я делаю шаг» стал персональным подарком для нас. Тем более, что не впервые мы смотрим хорошую картину одни в зале, если не считать еще одного человека на последнем ряду, который усиленно наседал на поп-корн, попадая мимо рта.

Справка из Википедии

Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью.

Одиниз видов дислексиидислексия букв. Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв.

Комментарий Льва Московкина

В 2020 году я потерял зрение. После отека сетчатки вследствие транзиторной ишемической атаки пропало модулярное пятно рабочего глаза.

Спасти рабочий глаз было бы можно, сразу попав к окулисту и на операцию по ОМС. Золотое время я потратил на подбор очков, для этого их и продают на всех углах города.

Однако организация здравоохранения нацелена на инвалидизацию населения. На то же направлены преследования врачей.

Проблемы со зрением были у меня столько, сколько я себя помню. Нарушения работы зрительного анализатора, возможно, связаны с гипоксией при родовспоможении, осложненном поперечным предлежанием, или с голодом во время пребывания в больнице по поводу скарлатины. Нынешним поколениям, под давлением западной пропаганды отказа от рождения детей, трудно представить страшное время, когда рождались мы.

Существенную роль сыграло и то, что невозможно было носить корректирующие очки, дразнили четырехглазым.

Моими глазами стала жена и мой соавтор Наталья Вакурова. Самостоятельно не могу записаться к врачу, купить билет в автомате или заплатить за справку в МФЦ.

Пишу с трудом и потом долго исправляю ошибки. Что я вообще могу писать, это следствие упорства и приличного количества денег, которых у меня, в общем-то, нет.

И вот странное социальное явление обнаружилось.

Казалось бы, инвалидам сейчас у нас везде дорога поперек здоровых, и слова против них сказать нельзя. Даже если инвалид явно липовый и просто хам.

Почему же меня часто унижают и оскорбляют в поликлинике, МФЦ, на вокзале и даже в переписке некоторые особо культурные интеллигенты? Как будто мои ошибки признак чего-то вроде проказы. Люди сами себя освобождают от обязанностей соответственно взятому на себя статусу.

Почти три года я превращался в изгоя, пока не увидел фильм «Я делаю шаг».

Большая благодарность создателям фильма «Я делаю шаг». Он не вернул мне зрение, но примирил с тем, что случилось.

Песня, прозвучавшая в фильме:

Я делаю шаг, делаю второй

Дорога под ногами, небо над головой

Двигаюсь уверенно, как стрелки на часах

Откуда – не скажу, а куда – не знаю сам

Я выкинул обратный билет, все мосты сжёг

Времени на отдых нет, мне не нужен пит-стоп

Чтоб найти иголку, сначала нужно найти стог

Меня легко сбить с толку, но трудно сбить с ног

Не жди! Я буду на рассвете

Пусть волосы мне развевает не попутный ветер

В этом сером городе я бодр, свеж и светел

Вижу цель, вижу преграды – а как их не заметить?!

Я делаю шаг, делаю второй

Дорога под ногами, небо над головой

Двигаюсь уверенно, как стрелки на часах

Откуда – не скажу, а куда – не знаю сам