15.10.23 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Кино по выходным

Смешарики-пикчерс

Голливуд ушел и забыл попрощаться

Смешарики не насмешили ни детей, ни взрослых, потому что рассказали правду

В российский прокат вышел мультипликационный фильм «Смешарики снимают кино» (режиссеры Денис Чернов, Светлана Мардаголимова, Дмитрий Яковенко; композиторы Марина Ланда, Сергей Васильев; 51 мин.). Картина представляет собой сборник пародий на все основные разновидности экранных жанров: «Героическое путешествие героев» в поисках собственного предназначения, «Фэнтези-шментези», комически-космическое путешествие. Звездная принцесса Нюша отправляется под конвоем роботов к звёздному принцу. Серия про Пина, который в разных вариантах пытается стать звездой экрана: Бить или не бить, Пин Конг и Пин Датский, но даже пин-код не поможет, потому что листочек с записью улетел.

«Круглое Солнце» с торчащей из песка головой (пародия на «Белое солнце пустыни»).

В муках творческого поиска Смешарики делают несколько открытий, которые стоило бы взять на вооружение некоторым правительствам. Например, о том, что добро не всегда побеждает зло, а мировое зло в лице Копатыча победить невозможно, но можно усыпить: Спи, зло, спи, зло, может, когда-нибудь станешь добром.

Когда звездная принцесса Нюша и звездный принц Осьминог увидели друг друга, консенсусным решением отказались от услуг роботов и мирно разошлись. Это в сказках комар женится на мухе, а у Смешариков одна правда жизни.

Правда жизни иногда суровая, чаще нелепая. Ужасы робота «Железная няня» совсем не ужасные. От геройства героев остался пафосный пшик, они даже своего великого предназначения не ведают, добравшись аж до 355-й серии.

Звезда экрана из Пина никак не получается. Решили снимать немое кино. В конце наступает озарение – надо снимать рок-оперу. И на этом месте пошли титры, пародировать произведения этого жанра авторы фильма не решились.

Начинается с того, что Лосяш пишет одновременно два сценария мюзикла «Поющие чепчики» и боевик на японские темы. Он путает страницы. В результате получается контаминация жанров. Отснятые сюжеты пролетают мимо целевых аудиторий и вызывают возмущение зрителей.

Увидеть гения кино за работой удача. Увидеть двух гениев и уцелеть между ними удача вдвойне.

Лосящ, не забывай о динамике сюжета...

«Лосяш, ты чего понаписал?» – Лосяш: «Друзья мои гениальные, держите себя в руках!..»

Что же такое настоящее кино? То что собирает у нас всех у экрана, заставляет плакать и смеяться. Примиряет спорщиков. Соединяет несоединимые жанры. Если вы кинозритель, считайте что вы счастливчике. Оставайтесь зрителем всю свою жизнь. И если вам дорого ваше счастье никогда даже близко не подходите к съемочной площадке.

Больше всего досталось Голливуду. Актер главной роли не дочитал сценарий. Налицо сценарный кризис и проблемы с выбором темы. Бесконечное воспроизводство узкого набора банальностей с одним названием под номерами. Несуразное относительно пафосной риторики предназначение героев для борьбы с мировым злом, которое они сами же и приносят миру.

Это мы про нынешний Голливуд. В коротком фильме «Смешарики снимают кино» не все темы раскрыты, некоторые только обозначены. Возможно, это часть творческого замысла, чтобы показать, как по разным причинам начатое производство до завершения не доводится.

Картина «Смешарики снимают кино» отличается динамичным монтажом и концентрированной накачкой сюжетов. Такое произведение бесполезно смотреть вприглядку. Смысл расшифровывается из композиции прозвучавших реплик, буквенного текста и музыки по мотивам жанров мюзикла, боевика и так далее. Половина из них неизвестна не только детям, но их родителям, они родились позже. Музыка кстати великолепная.

Что-то пропустишь из надписей на экране, и весь сюжет выпадает из восприятия. А картина в целом превращается в калейдоскоп из пересыпающихся острых цветных осколков подобно тому, что она пародирует.

Смешарики не только снимают пародии на кино, но и иллюстрируют глупость дорогостоящего законодательного регулирования. Маркировка стоит ноль плюс, потому что тут нет вредной для детей информации, к которой мог бы придраться надзор. Что там могут нафантазировать-шментазировать умные дяди и тети, автор должен додумать сам. Но и полезной для детей информации тоже нет, потому что надо как минимум уметь читать. А порог восприятия представленной фильмом тематики еще старше. По крайней мере, не младше подростка с аналитическим складом ума.

То, что фильм детский, мы почувствовали по соседу в зале. Огромный мужик, папа небольшой семьи, весь сеанс самозабвенно поглощал поп-корн, щедро просыпая продукт на пол. Когда зажегся свет, мать семейства тоном обиженной девочки констатировала: «Все сожрали».

Кстати, их маленькой дочери больше всех персонажей понравилась Нюша. Причина очевидна, она не только естественна, но и понятна девочке дошкольного возраста.

По сценарию Нюша устала от балов и хочет отправиться к звездам. Актриса признается, что совсем не устала от балов, но тут же соглашается с режиссером.

Зрителей в зале было относительно много, и, естественно, присутствовали дети. Однако не смеялся никто. Детям непонятно, взрослым не смешно.

Страшно подумать, что столько лет огромная страна потребляла такое «искусство», из которого кроме злой пародии ничего не сделаешь.

«Смешарики» – смешные шарики – один из наиболее удачных проектов нового русского кино. Детская версия Смешариков предназначена для телепросмотра, ее сюжеты исчерпывающе отражают весь спектр запросов детской аудитории. Они рассказывают о технологиях и обучают физике, химии, анатомии, практической журналистике и, что особенно важно, игровому общению, способствуя социализации ребенка. Есть элементы ОБЖ с навыками предвидения опасности. Характеры персонажей составляют вполне обычное разнообразие любого коллектива. Поведение естественно и абсолютно адекватно половозрастным типам.

Фактически это пропаганда человеческой нормы во всем ее красочном многообразии без генетических дефектов и поведенческих девиаций.

В кинопрокате идет взрослая версия Смешариков. Таких серий намного меньше. Они рассказывают о наиболее распространенных в мире проблемах коллективов, неадекватной организации жизни общества и геополитики, некоторых идеях в типе «Анти-Дарвин», которые почему-то надо обязательно воплощать заведомо поперек общественного интереса.

Похоже на «Дневники Йона Тихого» Станислава Лема, только изобразительно-выразительные средства используются совершенно другие.

Есть и генетическая модель «мирового зла», отражённая также в фильме «Вратарь Галактики».

Взрослые «Смешарики» представляют модели существования в мире, который мы не способны понять. В России нет собственных проблем в искусстве, кинопроизводстве, половой ориентации людей. Но нет и защиты от варварских деформаций. На рубеже эпох до и после развала СССР картинные галереи и художественные выставки оккупировал тот вариант искусства, в котором от искусства осталась только рама и место демонстрации. В кино проблемы были больше и острее. Такая деформация стала возможной потому, что россияне стали путать красоту и уродство, добро со злом, нужное с ненужным, умное с глупым. Когда наваждение прошло, стало невозможно навязывать голливудскую и гугловскую продукцию. В нашем восприятии эффект был настолько сильным, что мы увидели деформации в голливудской продукции других эпох, когда мировое зло уже проникло на экран, но героическая борьба с ним для спасения человечества еще не просматривалась и не была обязательным предназначением привилегированной расы.

Сама она была всегда

Мы полагаем, что после пародии на кино от «Смешариков» можно ожидать пародии на рыночную экономику с монополиями, и как ею бомбили общественное мнение во время перестройки. Или даже пародию на святое – «Теорию Дарвина», которая предваряла идеологическую экспансию анти-экономики с Бреттон-вудсом, углеродным налогом, отказом от дешевых российских энергоносителей и компанией BlackRock международного разделения труда для бесконечного повышения издержек и тотальной зависимости от Вашингтона.

Тут даже придумывать ничего не надо, изначально задумано как злая пародия.

Согласно информации Википедии, в 2001 году художник-постановщик Салават Шайхинуров получил заказ на проработку концепции упаковки шоколадных конфет круглой формы – прообраза будущих персонажей «Смешариков». В 2002 году, проработав в общих чертах несколько персонажей, Шайхинуров совместно с дизайнером Ильёй Поповым, по совету Константина Бронзита, обратились к основателю анимационной студии «Пилот» Анатолию Прохорову. Около двух лет ушло на то, чтобы определиться с художественной идеологией проекта и стратегией его продвижения, характерами и дизайном персонажей. В 2003 году после доработки проект был принят к реализации, а в марте зарегистрировано ООО «Смешарики», учредителями которого стали Попов, Прохоров и Шайхинуров.

Авторы по роду своей деятельности детскую аудиторию неплохо знали. Ниша детской мультипликации была тогда практически пуста»

Комплект девяти персонажей сложился следующим образом.

Крош (Антон Виноградов) – жизнерадостный, общительный и озорной кролик. Изобретательный лидер, будоражащий всю компанию Любимая присказка «Ёлки-иголки».

Ёжик (Владимир Постников) – сосед и лучший друг Кроша, сомнительные авантюры которого не одобряет, но постоянно оказывается в них втянут.

Нюша (Светлана Письмиченко) – жизнелюбивая, самовлюблённая, капризная и обидчивая свинка. Старается казаться взрослой и неотразимой.

Бараш (Вадим Бочанов) – лирический поэт, артистическая натура, меланхолик, романтик.

Совунья (Сергей Мардарь) – мудрая запасливая, хозяйственная сова. Следует здоровому образу жизни. Применяет на окружающих свои познания в области медицины.

Кар-Карыч (Сергей Мардарь) – ворон, у которого «бурное, никому не известное прошлое». Артист всех жанров одновременно. Любит эпатировать окружающих, хвастлив, демонстративен, сентиментален и харизматичен.

Пин (Михаил Черняк) – пингвин-изобретатель, механик и пилот. Спит в холодильнике. Говорит с немецким акцентом.

Копатыч (Михаил Черняк) – трудолюбивый медведь-огородник. Любимая присказка «Забодай меня пчела».

Лосяш (Михаил Черняк) – умный, несколько склонный к авантюрам лось. Предпочитает естественнонаучный подход, постоянно что-то читает, ставит лабораторные опыты, предсказывает погоду и будущее.

В некоторых сериях появляются и другие персонажи, но они не закрепились в компании постоянных героев.

За двадцать лет «Смешарики» уверенно заняли лидирующие позиции в детской мультипликации наряду с «Машей и медведем», потеснив продукцию компании Уолта Диснея. Эти проекты стали самым мощным направлением современной русской культуры в ее глобальном влиянии на массовое сознание. Влиянии всего доброго и умиротворяющего, что принципиально отличает русскую политику от англосаксонской с ее мягкой силой в комплексе гибридной войны.

Поэтому и русский зритель и все человечество должны быть благодарны создателям «Смешариков», продолжающим и развивающим традиции русской мультипликации.

Мы бы хотели, чтобы наши оценки и выводы не воспринимались как попытка истины в последней инстанции, но приглашение к общественной дискуссии. Проект «Смешарики» настолько же серьезный, как и текущие проблемы «мирового зла». С попкорном не сочетается. Мы все тут не имеем права допустить, чтобы такие российские проекты постигла зрительская судьба фильмов «Вторжение», «Вратарь Галактики», «Вызов», «Союз спасения».

После перестройки и множества перестрелок у нас есть обязанность перед собой быть людьми. Новое русское кино дает возможность изучения феномена человека в динамике острого момента нашей эволюции и не имеет аналогов в мире.