https://mospravda.ru/2023/11/28/711011/

https://leo-mosk.livejournal.com/10636647.html

24.11.23 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Конференция

Эстетическая основа русского патриотизма на примере творческого наследия Виктора Васнецова

Поводом для небольшого исследования стала Всероссийская конференция «Памятные даты истории Отечества и творчество деятелей российской истории и культуры»

Конференция состоялась в пятницу 24 ноября в помещении Института современного искусства, бывшей Горбушке на Новозаводской. Она проведена в рамках гранта «Комплекс культурно-просветительских, творческих и интерактивных выставочных мероприятий «Эпос земли русской», приуроченных к 175-летию со дня рождения В. М. Васнецова».

За исключением нашей работы «Творчество В.М.Васнецова в современном культурном пространстве и медиаобразовании», конференция была чисто гуманитарной. Однако тут практически не было навязанной для отчетности пропаганды патриотизма с расхождением личной и публичной позиций.

Ведущая конференции, проректор по учебной работе ИСИ Татьяна Маркелова в объявлении каждого доклада приводила цитату из Леонардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят. Поэзия – это живопись, которую слышат».

Еще одна цитата из Достоевского: «Искусство рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью».

«Я только Русью и живу», – привела Маркелова слова Васнецова.

По ее собственным словам, образы Васнецова совпадают с нашим восприятием.

Успех конференции определяется тем резонансом, который она вызвала. Также привлечением участников из разных регионов России. Некоторые из них стали постоянными гостями ИСИ.

В ходе конференции отмечен феномен культурного расцвета на Донбассе вследствие стимулирования жизнестойкости (жизненной силы).

Об этом сказала автор доклада «Наследие Донбасского монументально-декоративного искусства на примере Луганского памятника «Они отстояли Родину» Татьяна Борисенкова (Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского).

В нашем понимании основной исследовательский вывод Конференции состоит в формировании русского патриотизма через национальный эпос на эстетической основе. Для русских патриотизм – это не только зашита земли русской, но прежде всего создание и трансляция галереи естественных идеалов в виде национальной культуры Третьего Рима. Это историческая миссия Русского мира. Она обеспечивает непрерывность существования человеческой формы жизни на Земле.

Достигнутый результат, очевидно, имеет прагматическое значение для наполнения нового школьного курса «Основ безопасности и защиты Родины», также вузовского курса «Основы российской государственности», поскольку на первый план вышла информационная агрессия с элементами социальной инженерии.

Смысл всей Конференции обозначила ректор ИСИ Ирина Сухолет.

«Будет ли отменена русская культура или не будет, зависит от нас. Потому что если у нас есть историческая память, интерес к нашему прошлому, и мы не Манкурты, не помнящие собственного родства, то тогда действительно никто никогда ничего не сможет отменить».

Ректор учит своих студентов, что у древних славян главным миром был не небесный и не подземный, а земной. Эта культура соразмерна человеку. Отменить ее нельзя, пока мы живы и у нас есть память.

По словам ректора о Конференции, такие вещи должны происходить обязательно. Потому что если этого происходить не будет, мы сами отменим русскую культуру. Для этого нам никто не нужен. А если мы будем пытаться здесь найти, тогда есть у нас надежда.

Ирина Сухолет анонсировала выставку художников и дизайнеров института, которые представят эпос Земли Русской в традициях Васнецова и вообще этой школы. Выставка пройдет в декабре.

Фактически представление будущей выставки уже началось в оформлении Конференции.

ИСИ – самодостаточный вуз, все необходимые таланты внутри. В освещении Конференции и интервьюировании ее участников были задействованы практически все студенты кафедры журналистики.

Ректор зачитала приветственное письмо замминистра просвещения Александра Бугаева.

Он отметил, что конференция приурочена к юбилейной дате 175-летия великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

В приветствии в частности говорится «...Подчеркнуть всестороннюю работу вузов в сфере художественного развития, просвещения и воспитания детей и молодежи. Ваши доклады на Конференции это бесценный опыт по воспитанию патриотизма как отражение социальных чувств и нравственных отношений в произведениях на эпическую тематику. Творческий образ эпического героя как символ эпического наследия земли русской очевиден в процессе седлания художественного произведения. В этом его воспитательная сила. Актуальная и современна тематика конференции, в которой принимают участие представители Уральского, приволжского, Уральского, Сибирского, Северо-Западного, Северокавказского, Дальневосточного, Южного федеральных округов включая Луганскую и Донецкую народные республики. Вы настоящие воспитатели, ученые-художники, владеющие педагогической силой воздействия на людей для популяризации исторических событий».

Докладчик пленарного заседания Конференции, священник Игорь Ермаков в сообщении «Возвращение религиозного творчества В. М. Васнецова» рассказал о причинах смерти художника вследствие уничтожения его последней работы.

«Судьба варшавского собора Александра Невского оказалась трагической. Как православный храм он просуществовал всего три года. Александро-невский собор в Варшаве был снесен в 1925 году, и в том же 1926 году 23 июня Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской. Причина смерти это был инфаркт. Человек, который вкладывался во все, что он делал, для него это был удар судьбы. Можно добавить, что больше повезло творениям художника в Болгарии и Германии», – сказал Игорь Ермаков.

Написанные Васнецовым иконы «Спаситель на престоле» и «Богоматерь с младенцем» сохранились до сих пор.

Игорь Ермаков утверждал: «Работы Виктора Васнецова представляют собой не только памятник русского национального религиозного искусства, обращенного к основам русского Средневековья, но также образом русского модерна конца девятнадцатого начала двадцатого века. Явление, которое сгустило в себе жизнь. Надеюсь, у нас хватит сил сохранить эти шедевры, прививая любовь к этому молодым поколениям».

Конец цитаты.

В «Трех богатырях» Ермаков увидел триединство Руси – символы духовенства, дворянства и народа

Докладчик пленарного заседания, кандидат философских наук Татьяна Чикаева (Московский художественно-промышленный институт) в своем исследовании «Творчество В. М. Васнецова как источник формирования образа Родины» выступила против примитивации искусства и русской культуры, когда это блины, матрешки, березка, медведь и любой другой стереотип, этого быть не должно. У Васнецова такого нет. Русская культура многогранна, это и произведения Родченко, Мухиной, Брюллова. Это Васнецов не только с его «Спящей красавицей», но и фресками в храмах. Наша цель – сохранение многогранности культуры во всем мире.

«Это люди понимают, и потому они хранят, и мы, и иностранцы в своих сердцах», – вывод Чикаевой прозвучал как критерий человеческого в человеке.

Заключение длклада

- Творчество В. М. Васнецова формирует представление о России, её прошлом, настоящем, её героях

- В его картинах Родина – святыня, её герои ведут победоносную борьбу со злом

- Знакомство с картинами художника – актуальная задача, имеющая воспитательный потенциал

- Многие произведения художника ещё ожидают своего философско-искусствоведческого анализа

Творчество В. М. Васнецова

Выводы участников Международной научной конференции «Образ Родины: содержание, формирование, актуализация» 2019-2023

Е. А. Скоробогацева:

-В его произведениях раскрывается «необъятный мир образов», которые можно и нужно осмысливать, в них нет обыденности, формализма, они близки к сюжетам фольклора.

-В. М. Васнецов «смог добиться через композиционный и цветовой строй, через пластику и трактовку каждого образа новаторского звучания картины – поэтичного, отчасти сказочного, музыкального». Образы живые, а зритель ощущает сопричастность картине |

Прослеживается глубокое знание не только русских народных сказок, но и реальности (просторов Вятской губернии, ^древнерусских костюмов). Картины – историческая правда ворчество ц. м. Васнецова

П. И. Городцева разъясняет как В .М . Баснецов достигает того, что мы отчетливо видим образ Родины на его полотнах – это композиционное решение с актуализацией 1 данного лица и цветовое решение, передающее символику Руси

По итогам исследования Чикаева сделала вывод: «Творчество Виктора Михайловича Васнецова формирует представление о России, о прошлом, настоящем, о ее героях. То есть дает возможность сформировать и актуализировать в нашем сознании образ Родины. В его картинах Родина и все, что с ней связно, это святыни. Она борется со злом, она в этой борьбе побеждает. Поэтому знакомство с картинами Виктора Михайловича Васнецова – это не просто эстетическое удовольствие. Это путь к познанию себя, к обретению нравственности. И, конечно же, это важнейшее средство воспитания и самовоспитания. Исследование творчества Виктора Михайловича Васнецова отнюдь не завершено. Нам предстоит еще сделать многое и, конечно же, философы, искусствоведы должны внести вклад в это серьезное, масштабное и значимое дело».

Конец цитаты.

Причины устойчивости русской культуры Татьяна Чикаева видит в духовно-нравственном стремлении к совершенству.

«Русская культура, она не здесь, она более высокая. И это понимают и во всем мире. Поэтому кто бы как бы ни пытался отменить русскую культуру, это сделать невозможно. По своему масштабу, по своей глубине русская культура это целая цивилизация. Это особый мир», – утверждала Чикаева .

Судя по обобщающим тезисам доктора философии, искусствоведы и философы уже сделали все возможное из сферы своей компетенции.

Образ Родины русских поэтов, сказочников, живописцев, драматургов, композиторов и оформителей оказался инвариантным после трансформации понятия «Родина» и распространения его с русского первоисточника на общие российские реалии.

Среда, породившая художника Васнецова, ярким представителем которой он стал в сознании потомков, в непростых творческих поисках нашла и угадала будущее.

Творчество Васнецова стало лучшей иллюстрацией к постулату «будущее сегодня» выдающегося русского ученого Сергея Курдюмова, описанного как антропный принцип в синергетике.

Наверное, неслучайно база русского эволюционизма и общей динамической генетики яростно отвергается теми же, кто теперь взял на вооружение такой элемент оружейных технологий в культуре, как «культура отмены».

В мире развернулась запущенная при царе Иване Четвертом межцивилизационная война с красотой и истиной, оформленная в русофобию против носителей красоты и истины.

Из-за русских рушится тщательно выстроенная концепция демократии с «молекулами свободы».

Она не терпит критики и рушится именно в условиях свободы выбора при наличии альтернативы, носителями которой мы стали исторически.

А нам и не надо критиковать, мы просто разберемся в себе, и в этом главный итог прошедшей в ИСИ Конференции.

В свете событий последних лет противопоставление добра и зла обострило новые актуальные смыслы в самых разных сферах жизни, сугубо конкретные и при этом продиктованные глобальной общностью. Даже людям, далеким от искусствоведческих изысканий абстрактного для них свойства стало очевидно, что носителем добра реально является их Родина.

Почему истина не становится общепризнанной? Кто и почему сопротивляется естественному развитию? Зачем расставлять на его пути тормоза и развилки в тупик?

Судя по творчеству Васнецова, те же вопросы обострились в позапрошлом веке.

Для этого есть причины, идентифицируемые в комплексном междисциплинарном подходе.

На основе материалов прошедшей в ИСИ Конференции попробуем разобраться. Главное это делать без подсказок извне по заветам философа и эволюциониста Николая Данилевского.

Дискуссия на Конференции была подкреплена известным постулатом «Красота в глазах смотрящего. Действительно, красота – такое свойство объекта, которое не существует само по себе, но генерируется исключительно в восприятии субъекта.

Мы, люди, получили инструмент эстетизма в наследство от теплокровных животных в дикой природе, птиц и млекопитающих. Это инструмент активной эволюции, – конкретно полового подбора.

Привет апологетам дорогостоящего полногеномного секвенирования – лучший способ извлечения существенной информации генома придумала сама природа. Это гармония облика и поведения.

Инструмент эстетизма преадаптировал все буквально направления развития человеческой цивилизации с имманентной особенностью человека – феноменом идеала, к которому надо стремиться, не достигая его.

Для России эстетизм имеет особенное, сакральное значение. Он формирует национальные представления о русской мифологии, формируя систему идеальных образов, которая трансформирует население в нацию.

Таким образом, русский патриотизм ненавязчивый. Он строится на сублимации социальной агрессивности в эстетизм, эстетизма в идеал. И в то же время легко переводится на язык эволюционной генетики.

Ключевое событие в эволюции любой таксономической группы – фуркация – красочно отображено на картине русского живописца Виктора Васнецова «Витязь на распутье».

Васнецов перенес на изображение вещего камня былинный текст об Илье Муромце: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направу ехати – женату быти. Налеву ехати – богату быти».

Удивительно, практически любой человек, которому близка роковая тема выбора пути, не воспринимает слова вещего камня буквально. Русский характер не позволяет доверять прогнозам простого человеческого счастья. И потому выбора практически нет, только вперед, чтобы пройти испытания судьбы и стать человеком.

Существуют разные интерпретации картины Васнецова «Витязь на распутье». Это может быть выбор самого художника, не с копьем, а с кистью наперевес. Другой вариант – выбор самой России. Ну и, естественно, выбор каждого человека.

Жизнь человеческая состоит из множества фуркаций. Или в другой терминологии – катастрофических переходов. Мы их переживаем еще в утробе матери в ходе эмбриогенеза. Теория катастроф работает для любой формы развития филогенеза или онтогенеза, общественной эволюции и личной судьбы. Создана она была именно для эмбриогенеза.

Так что камень с надписью о праве выбора и костями вокруг олицетворяет катастрофу в стартовой позиции до преодоления точки невозврата.

Другой вопрос – почему национальный характер не оставляет выбора даже тогда, когда этот выбор, кажется, так легко достижим.

Ответ проще некуда, и он хорошо известен: комфорт блокирует развитие и ведет в тупик, бесславный и бессмысленный.

Результат будет тот же, как в отсутствие красоты. Оба боковых варианта хорошо известны по эволюции золотого миллиарда.

Слова вещего камня «богату» и «женату» приобретают иносказательный смысл.

Честь и хвала русским живописцам девятнадцатого века! Они написали для потомков картину судьбоносного будущего, визуализировали, овеществили национальные представления на основе русской мифологии. И благодарные современники приняли их творческий труд с безусловным признанием.

К набору образов культурного кода относятся «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке», «Спящая царевна», «Аленушка», также изображения трех волшебных вещих птиц с женскими лицами – Сирин, Гамаюн и Алконост.

Образ богатыря оказался настолько сильным и устойчивым, что нашел воплощение в буденовке – шлеме РККА. В разработке участвовали художники, включая Васнецова, а сама идея островерхого шлема принадлежит Кустодиеву.

Свою репрезентативную и инвариантную систему образов создал поэт и писатель Александр Пушкин, затем воплотил в изображениях художник-оформитель Иван Билибин.

Речь идет об общепризнанном радикале русской культуры, который воспроизводится при смене эпох, уклада жизни, государственного строя.

Русская живопись девятнадцатого века развивалась на основе самоорганизации. Менее известно, что развитие визуализации русской мифологии получило продолжение в двадцатом веке под личным контролем товарища Сталина. Диктатор совершенно точно знал, что нужно народу, именно в этом сила его власти. Он выбрал в качестве музейной площадки весь объем станционного пространства Московского метро. Образ защитника Родины приобрел современное воплощение, русским пришлось потесниться, и народ стал многонациональным. В конце Великой Отечественной войны произошла трансформация Отечества в Родину.

Судя по изысканиям искусствоведа Марии Вальдес-Одриосолы, это было личное решение Сталина.

Искусство приобрело мощный импульс развития, диверсифицировалось по формам, во многом стало технологией и приблизилось к народу. Достаточно купить билет на проезд.

Именно при Сталине Великая Россия завершила начатую Петром Первым трансформацию в империю. Причем империю совершенно необычного, уникального русского формата, сочетающего центростремительную национальную идею и материальную центробежность от метрополии в провинции. Русские развили и распространили христианскую любовь к ближнему на парадоксальную любовь к дальнему.

Такая национальная идея в словесном оформлении вызывает в лучшем случае непонимание, как у представителя МИД Марии Захаровой. Чаще извращенные трактовки и отторжение. Она может быть передана адекватно только языком живописи и монументального искусства.

Попытки развития эпической мифологизации в современном мире усиливаются по мере развития технических возможностей влиять на аудиторию. В качестве элементов национальной памяти остается немного. Мы считаем успешным творчество Станислава Лема и братьев Стругацких. У них есть вариант сказки для взрослых научных работников с консолидацией всего, что может войти в радикал национальной мифологии как русского, так и зарубежного происхождения.

В 21 веке есть пример творчества сетевого сказочника Евгения ЧеширКо. Он на основе русской языческой мифологии описал войну культур национальной русской и глобализующей культуры деривата англосаксов в Новом Свете.

Для России характерны три особенности, и русское искусство способствует их развитию. Это сочетание революционного авангарда и консервативной традиционности, единообразие перемен на всей территории огромной страны и эстетизм в основе русского национального патриотизма.

Общественная самоорганизация русского мира строится по тому же абрису, который определяет функциональную самоорганизацию человеческого генома с разделением на две компоненты – оперативную (факультативную) и консервативную (облигатную).

В современном турбулентном мире сегрегация людей в процессе самоорганизации строится динамично на основе множества причин. Евгений Примаков отмечал отсутствие какого-то единого и неизменного разделения общества на конфронтирующие общности. Однако есть один доминирующий признак реакции на красоту и уродство.

Патриотизм любой нации обретает консолидирующие черты в какой-то борьбе врагом. Если врага в данный момент нет, он должен быть назначен, эксгумирован из могил истории и предъявлен народу.

России с врагами, можно сказать, повезло, и ничего искусственного не требуется, можно выбирать по вкусу из широкой палитры. Это, в общем, показатель признания посильнее славословий.

Главный враг великой страны виртуальный, он сформировался в трех формах атак на русскую культуру.

На первой фазе еще в эпоху Рюриковичей при Иване Четвертом эмиссары западной ветви христианства типа Антонио Посевино начали формировать представления о русских как немытых и тупых пьяницах. Вторая фаза атак состояла из попыток заместить русские представления о красоте западноевропейскими и навязать свою мифологию, свой эпос. На финальной фазе произошла подмена красоты уродством вплоть до проекта «культура отмены». В России ее восприняли как отмену культуры.

Русская толерантность допускает право на существование инвертированной реакции на красоту как уродство и соответственно на уродство как красоту.

Это врожденное генетическое нарушение половой сферы. Человек с рефлексией себя контролирует и не допускает поступков, способных лишить его возможности социализации. В экстремальных проявлениях врожденная девиация может трансформировать либидо в садомазохизм с массовыми проявлениями охоты на ведьм. В Западной Европе ауто-да-фе стало проявлением типичного для турбулентного общества центрифугального отбора с двойной мотивацией – отторжения красоты и передела собственности.

В России схожие проявления мотивировались стремлением к сильному патерналистскому государству через борьбу с инакомыслящими – алармистскими кликушами на паперти, скоморохами-пародистами коррумпированных воевод, распространителями «прелестных писем» с призывами бить бояр, дворян и приказных людей.

Позже возникло диссидентское движение на основе фрустрации представителей уникального явления русской интеллигенции. Для этой страты населения характерно такое генетическое нарушение, как гибридный дизгенез межсословных бастардов. Не находя места в жизни, люди использовали талант для описания причины своих неудач в презумпции виновности власти.

Носителем такой позиции был один из наиболее ярких депутатов Государственной Думы Сергей Юшенков.

Его прототипом и фактически первым русским диссидентом можно считать беглого воеводу, князя Андрея Курбского. После поражения в боях князь в апреле 1564 года бежал в Литву, и за ним последовала целая дружина русских служилых людей. Чтобы оправдать свой поступок, Курбский написал царю Ивану Четвертому, обвинив его в нарушении христианских ценностей.

Царь Иван ответил, тем самым фактически признав право на предательство и построенное на его основе инакомыслие.

Член Центризбиркома России Игорь Борисов в своем исследовании анти-избирательной кампании показал, что для ее наполнения использовались люди с разными генетическими нарушениями. При этом российской власти привычно со времен Антонию Посевино приписывались особенности нации, которая организовала войну культур против России. В России эти особенности воспринимаются как пороки антиэстетического свойства.

Любая война сопровождается пропагандой, в которой ключевую роль играет анти-эстетическое, карикатурно-уродливое изображение противника. В анти-избирательной кампании этот прием активно использовался для дискредитации представителей российской власти, но Россия в данном случае анти-эстетизм не использовала. Ошибка царя Ивана была исключена. С другой стороны произошло обратное, поток анти-эстетизма в разных формах усилился и диверсифицировался с ростом креативности. Для англосаксов такая форма экстраполитарной деятельности свелась к экспансии собственной культуры, в том числе культуры политической в форме глубинного государства.

В наших тезисах для Конференции описан пример выставки статусного фотографа США Энни Лейбовитц в ГМИИ им. Пушкина. Обманутая рекламой московская публика самим своим видом опровергала то, что видела на экспонатах. Посетители воспринимали выставку настолько депрессивно, что мы не могли добиться от посетителей какого-то внятного комментария. Люди были просто подавлены тем, что они видели.

Никто, видимо, не догадался подняться на этаж выше в зал русской живописи. Терапевтический эффект снимал наведенную депрессию.

Выставка Лейбовитц стала буквально последней каплей волны мероприятий с отрицанием красоты для подавления либидо в ведущих галереях России, после чего министр культуры Владимир Мединский изменил ситуацию.

Уродство в статусе красоты принесли в мир людей варвары более двух тысяч лет назад. Россия осталась наследницей исчезнувшей античности через Византию, став таким образом «Третьим Римом».

Мединский считает, что «империя в головах», и в таком случае и Римскую и Византийскую империи не варвары уничтожили, но эволюционно-генетические процессы в них самих.

Причина устойчивости Российской империи, возможно, связаны с комплексным сочетанием сильной культуры с запросом на мощное патерналистское государство. Поскольку Россия – страна парадоксов и оксюморонов, высказанное утверждение никак не мешает отмеченному на Конференции ослаблению патриотизма в молодежной среде, эмиграции и представлениям о презумпции виновности власти.

Ключевую роль в консолидации страны сыграла русская живопись девятнадцатого века и конкретно художник Виктор Васнецов.

Экстраполяция христианской идеи приводит к тому, что для русских нормально пригласить варяг на царство или считать искусством то, что обеспечивается извращенным восприятием красоты и истины. Такие люди могут занимать достаточно высокие посты государственной или общественной иерархии. Для них живопись и национальный эпос типа печки, на которой Емеля въезжает на царский двор.

При этом ни разрушению, ни примитивизации она не поддается. Образ муромского алкоголика не прижился. Матрешки, балалайки и ушанки розового цвета в обозначении русского законсервировались в США.

В Россию оттуда доносится пресловутая культура отмены, ассоциированная с ростом популярности настоящей русской культуры за рубежом, и в том числе в США.

Таким образом, человек является наиболее многоплановым генетическим объектом, и наука о человеке строится не только из терминологии статусной науки эволюционной генетики. Это может быть картина, роман или кинофильм, – в целом культура народа, включающая в себя образ Родины как единого нравственного начала.

 

Культурный код Российской        Империи, двести лет назад Великой Руси, сформулировал естественно Александр Пушкин. И в параллели представил биотехнологию диалога с недиалогоспособными наследниками Антонию Посевинео. С агрессивными носителями болезней общения можно общаться только через публичную сферу, побеждая в масрвом сознании. Это поекпзал Вячеслав Никоном в 203 году на примере Карибского кризиса. А врот это было написано в 1836 году:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.