https://leo-mosk.livejournal.com/10701673.html

Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Творчество В.М.Васнецова в современном культурном пространстве и медиаобразовании // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Памятные даты истории Отечества и творчество деятелей российской истории и культуры» в рамках гранта «Комплекс культурно-просветительских, творческих и интерактивных выставочных мероприятий «Эпос земли русской», приуроченных к 175-летию со дня рождения В. М. Васнецова» Москва 24–25 ноября 2023 г. Стр. 91-07

file:///C:/Users/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD/Downloads/%D0%98%D0%A1%D0%98_%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_2023_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf

 

УДК 75

ББК 7 Вакурова Н.В., Институт современного искусства кафедра журналистики и массовых коммуникаций зав. кафедрой, Новозаводская, 27А

кандидат филологических наук, доцент

natalia.vakurova@gmail.com

Московкин Лев Израилевич, «Московская правда», специальный корреспондент

moskovkin_lew@mail.ru

Творчество В.М.Васнецова в современном культурном пространстве и медиаобразовании

Аннотация: в статье рассматривается творчество В.М.Васнецова с точки зрения отражения в его картинах особенностей русского характера, духовного потенциала и любви к родине. В тексте приводится значимый для медиаобразования пример творческого эксперимента по выявлению особенностей восприятия студентами картины «Книжная лавочка». Авторы делают вывод о значимости творчества художника в современном культурном пространстве и его роли в образовательном и воспитательном процессе.

Ключевые слова: воспитание, искусство, культура, медиаобразование, патриотизм, творчество В.М.Васнецова, феномен человека.

Vakurova N.V., Institute of Contemporary Art

Department of Journalism and Mass Communications

head department, Novozavodskaya, 27A

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

natalia.vakurova@gmail.com

Moskovkin Lev Izrailevich, «Moskovskaya Pravda», special correspondent

moskovkin_lew@mail.ru

Creativity of V.M. Vasnetsov

in the modern cultural space and media education

Abstract: the article examines the work of V.M. Vasnetsov from the point of view of how his paintings reflect the features of the Russian character, spiritual potential and love for the motherland. The text provides an example of a creative experiment that is significant for media education to identify the characteristics of students’ perception of the painting “The Book Shop.” The authors conclude about the significance of the artist’s creativity in the modern cultural space and his role in the educational and educational process.

Key words: education, art, culture, media education, patriotism, creativity of V.M. Vasnetsov, human phenomenon.

Политематическое творчество художника Виктора Васнецова представляет собой вершину в развитии уникального явления русской живописи. Некоторые из его картин стали визуальными мемами: «Богатыри», «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства», «С квартиры на квартиру», «Царь Иван Васильевич Грозный» [1].

Перечисленные произведения получили собственную жизнь в культурном пространстве через отчуждение от авторства.

Это означает, что достаточно большое количество людей одинаково воспринимают произведение как имманентный элемент собственной индивидуальности.

Такой эффект возможен, когда художнику удается перенести на полотно ожидания и внутренние запросы человеческого сознания.

Человек как форма жизни отличается наличием феномена идеала. То есть некоего образа, к которому надо стремиться. Существуют как универсальные образы из числа тех, что подарила нам античность, так и множество национальных.

Русские национальные образы отмечены обоснованной претензией на универсальность. Поэтому утверждение «Москва третий Рим» является констатацией, а не метафорой.

Таким образом, живопись служит консолидирующим фактором.

В момент текущей истории миссия России приобретает особый смысл в мировой культуре с подменой красоты на уродство в альтернативном варианте цивилизационной эволюции [2].

В качестве примера можно привести выставку фотографа из США Энни Лейбовиц (Anna-Lou «Annie» Leibovitz), которая прошла в 2017 году в ГМИИ имени А.С.Пушкина. При отсутствии доказательных признаков уродства в обширной экспозиции реакция посетителей была депрессивной. Намеренное нарушение принципов гармонии присутствовало практически на всех фотографиях. Также были заметны признаки политических инсерций в теме Югославии и портретах политических деятелей, которые имели отношение к определению судьбы этой страны.

Присутствовал и автопортрет фотографа, абсолютно неэстетичный и вызывающий. Известно, что Энни Лейбовиц проводила на своем примере пропаганду биологически необоснованного суррогатного материнства и неестественных семейных отношений. Однако откровенного уродства, госмосексуализма и русофобии тогда еще не было. Они появились позже на пике войны с традиционными ценностями.

Выставка Лейбовиц не была случайной, это был PR-проект в потоке оккупации выставочных залов Москвы англосаксонской продукцией планово заниженной эстетической ценности, включая специальный проект Google автоматических съемок в разных странах мира.

Данный этап закончился, в выставочные залы и галереи вернулось отечественное искусство. Однако феномен Лейбовиц тиражируется на самых разных публичных мероприятиях, когда уровень зрителей намного выше уровня автора или ведущего.

С помощью таких примеров мы достигаем понимания, насколько русская культура устойчива на фоне различных попыток «культуры отмены». Иными словами, само по себе активное созерцание с обсуждением русской живописи представляет собой один из наиболее эффективных способов естественного воспитания патриотизма.

Мы должны предостеречь от переноса на русскую культуру понятия soft power. Простой перевод как «мягкая сила» по сути является эвфемизмом, так как данный термин обозначает группу инструментов hybrid proxy war для достижения тех же целей традиционной горячей войны другими способами через антиискусство, провокацию агрессивной жестокости, пропаганду отложенной рождаемости, child hate и неестественных половых отношений, программ так называемой «ювенальной юстиции», разрушения институтов семьи и детства, наркотизации населения.

Признаки перечисленного в произведениях искусства свидетельствуют об использовании культуры в борьбе за геополитическое первенство.

В связи с особенностями творчества Виктора Васнецова следует отметить несколько моментов, существенных для понимания феномена человека и его поведения [3].

В девятнадцатом веке в России произошел мощный пассионарный подъем, определивший появление выдающихся произведений в живописи, литературе, поэзии, также прорывов в государственном управлении, науке и технологии.

Великая русская революция перевернула историческую страницу и дала жизнь новым направлениям в искусстве. Однако наследие предыдущих поколений транслировалось через исторический разрыв, обеспечив преемственность нации и государства, по формату совершенно другого.

Мир и страна изменились до неузнаваемости, однако созданный образный ряд в составе национальных представлений об идеале сохранился.

Попытки его разрушить остались незамеченными за пределами узкого круга специалистов. Например, представление об Илье-Муромце как о ленивом мужике, который пролежал на печи 33 года. Наши представления о богатырях воплотил в живописи Васнецов, и его образы абсолютно адекватны внутреннему запросу, сломать их невозможно. Русская живопись стала основой для мощной советской мультипликации. Образы богатырей в современной анимации взяты с картин Васнецова, и они близки зрителю, несмотря на все перемены – как в общественной, так и духовной жизни людей. Следует подчеркнуть, что именно духовный потенциал человека включает в себя патриотизм как систему образов родины и любви к ней. Политическая составляющая, которую зачастую связывают с патриотизмом является достаточно шаткой основой для воспитания, так как политические направления и взгляды могут меняться, а национально-культурные традиции и художественно-образные представления в парадигме «личность – любовь к отечеству» остаются незыблемыми.

Однако и такие устойчивые представления в современном мире с противостоянием идеологий и культур постоянно проходят проверку на прочность.

Так, например, внешний запрос на жестокий образ русского царя был воплощён режиссером Павлом Лунгиным в фильме «Царь». Популярности картина не получила вопреки поддержке и соответствию установкам одного из направлений в искусстве. Это означает, что творчество Васнецова в составе русской художественной культуры для развития страны и ее положения в мире внесло вклад, по крайней мере, не меньший, чем государственное управление.

Благодаря этому мы получили базу и инструменты для исследования особенностей феномена человека.

Приведем пример конкретного эксперимента, который проводился на фокус-группах со студентами, обучающимися по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплин по медиакультуре и медиаобразованию. [4]

В эксперименте использовали картину Васнецова «Книжная лавочка» (холст, масло. 84х66,3). Оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее.

Условия эксперимента всегда были одинаковыми. Фокус-группу выстраивали в цепочку. Первому участнику показывали репродукцию картины. Он описывал то, что увидел, своими словами следующему участнику. Процедура передачи описания повторялась много раз. Результат оказался воспроизводимым. Выявилось ограниченное количество коммуникантов и коммуниканта. Также то, что за семь-восемь итераций передачи процесс стабилизировался, выходил на один из ограниченного множества исходов и дальше уже ничего не менялось.

Процесс трансформации информации в фокус-группе необратим, как и в любой эволюции.

Картина «Книжная лавочка» оказалась идеальной моделью для эксперимента, потому что она настолько же глубоко отражает русский характер, как и другие произведения художника. И при этом она не стала узнаваемым мемом, чтобы ее можно было закодировать простым маркером, воспроизводимым без искажений. Ни один из участников эксперимента не узнал произведение Васнецова. Однако, если бы это и произошло, передать точную информацию сложно из-за семантической эволюции. Так, слово «лавочка» в девятнадцатом веке обозначало торговую точку, но позднее трансформировалась в вариант места для сидения в общественных местах. Изображение на картине у студентов ассоциируется с современным словом «киоск». Слово пришло в русский язык из итальянского, претерпев до этого семантическую эволюцию от дворца до цветочной будки, не предназначенной для торговли.

Студенты, рассматривая картину и передавая своими словами информацию о ней, не всегда за очевидным сюжетом усматривают суть. Однако после проведения занятия и объяснения, почему та или иная информация сразу усваивается человеком, а какая – нет, почему в процессе передачи информации происходит не только потеря отдельных деталей и смысла происходящего, но и приращение дополнительной информации, которой не было в исходном варианте, то есть на самой картине. Таким образом, на конкретном примере можно показать механизм возникновения слухов, так как слухи всегда возникают при отсутствии или недостаточности информации. Этим объясняется, например, большое количество слухов и фейков в СМИ в период пандемии 2020 года [5].

Картина «Книжная лавочка» является не просто сюжетным произведением в жанре бытовой истории: люди пришли на базар и стоят в очереди за книгами и церковными календарями; отдельно взятый сюжет с небольшим количеством персонажей отражает духовный потенциал русского человека, который «понесет с базара» не только продукты, но и книги. Наверно, не существует другого такого народа, в котором так велика тяга к чтению.

На сайте «Музеи мира» дается подробное описание картины: «Теплый летний день, рыночная площадь небольшого городка. У книжной лавочки собрались немногие зеваки. Лавочка рассчитана на простого покупателя, на крестьян. Поэтому на прилавке: лубочные картинки, листы со сказками, бумажные иконы. Среди потенциальных покупателей представители разных сословий и возрастов.

В центре композиции единственный покупатель: уверенный мужик с топором за поясом. Он держит в руках большую лубочную картинку. С видом знатока, мужик рассматривает понравившуюся ему картинку. Судя по всему, совсем скоро она украсит его избу.

Следом за мужиком стоит приходской священник с сыном. Батюшка комментирует картинку, одобряя выбор покупателя. За спиной духовного наставника две любопытствующие бабы внимательно слушают комментарий. На первом плане мальчишки читают выставленные сказки на листах.

Суров хозяин лавки. Дела его идут явно не лучшим образом, поэтому все его внимание приковано к покупателю. А вокруг солнце, голуби на крыше, ясное небо. Лето для крестьян – это совсем не сезон для чтения. Этим они займутся зимой. А пока у книжной лавочки в основном лишь зеваки, да любопытные мальчишки».

Как мы знаем, воспитание духовности и любви к родине начинается с самого детства, и во многом эти ценности формируются с помощью литературы и искусства. Учитывая тот факт, что современные школьники и студенты в основном получают информацию из интернета, крайне важно создание культурно-познавательного медийного контента, причем во всех форматах, от небольших аккаунтов в Телеграм-каналах до лонгридов. Чем больше и глубже молодые люди будут знакомиться с русским искусством, тем ближе станут для них национальные художественные ценности и в целом духовное богатство России.

Таким образом, исходя из сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Русская живопись служит мощным фактором общественной консолидации, также обретения национального самосознания.

2. Проведенный нами эксперимент стал возможен благодаря особенностям русской живописи и конкретно творчества Виктора Васнецова.

3. Эксперимент показал наличие самоорганизации в человеческой системе и ее высокую эффективность по сравнению с происходящим в дикой природе и тем более в физических системах, где необходимое для достижения эффекта системности число элементов увеличивается на порядки.

4. Русская живопись является одним из наиболее эффективных и одновременно позитивных, то есть без отрицания чего-либо, инструментов национальной консолидации и воспитания естественного патриотизма.

Список литературы

1. Виктор Васнецов: письма, новые материалы. [Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина]; авт.-сост. Людмила Короткина. СПб.: АРС, 2004

2. Московкин Л.И. История нескончаема. Антиискусство. Выставка Анни Лейбовиц. [Электронный ресурс]

https://leomosk.livejournal.com/1672226.html?ysclid=ln5jujxijz2316219

3. Вакурова Н.В. Культура как неотъемлемая составляющая медийного контента: формирование ценностей и моделей поведения. – Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности и межнационального согласия средствами искусства» 18-20 ноября 2022 года, г. Москва / При грантовой поддержке Министерства Просвещения РФ. – М.: Институт современного искусства, 2022. С. 16-22

4. Вакурова Н.В. Социально-психологические механизмы трансформации информации в публичной сфере. – Вестник университета, № 14. М.: – Государственный университет управления, 2011

5. Лебедева Е.Г., Вакурова Н.В. Фейки в социальных медиа: фабрикация, распространение и диагностические признаки недостоверной информации. – Вестник Пятигорского гос. ун-та, №1, 2021 (январь – март). С. 37-41