https://mospravda.ru/2024/01/06/715291/

https://leo-mosk.livejournal.com/10700653.html

03.01.24 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Праздничное кино

Бутафория жизни

Перевоспитание любовью

Укрощение строптивой не по Шекспиру

Концентрат текущих предпочтений от поиска приключений на свою задницу до спасения Родины

Принцип продолжения таков, что следующая серия не должна быть ремейком предыдущей, и она должна быть лучше. Именно так получилось с фильмом «Холоп-2» (режиссер Клим Шипенко, сценаристы .Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков).

Прелесть фильма «Холоп-2» в том, что угадать повороты сюжета невозможно. Создатели фильма спрятались за персонажами – создателями сюжета на экране, они там спорят и ссорятся, бросают друг другу жестокие аргументы с переходами на личности, как бы и сами не знают, что будет дальше.

Получилось воистину семейное кино об одной большой семье сложного состава. Они все актеры, и ни у кого нет единственной роли. «Встал и пошел», – в следующем эпизоде роль круто меняется: Ты идеально подходишь на роль злой мачехи, даже менять ничего не нужно, так мозг выносишь.

Тут все актеры, и каждый одновременно немножко режиссер или сценарист.

В заложники берут и дочку и маму. Бутафорская мама относится к дочке отвратительно, унижает и оскорбляет, кормит с ложечки мухой в супе. Но трудновоспитуемая и в воде не тонет, и в огне не горит. По ходу перевоспитания вспоминает детство и моральную утрату мамы после ее ухода во власть. К концу обретает сразу двух мам.

«Мы в детстве с мамой шили для кукол, пока она в политику не ударилась», – навыки пригодились Кате при подготовке к балу. Григорий Павлович кажется Кате ненастоящим, каким-то слишком правильным. И он тут же исправляется в худшую сторону.

Один из авторов разыгрываемого сюжета Лев Арнольдович (Иван Охлобыстин), он ученый-генетик: «В науке как везде, бардак и коррупция. Решил заняться генетикой. Ищу ген жадности».

«Мы не преступники, не шарлатаны. У нас серьезная организация, которая, если берется за человека, превращает его в нормального человека», – судя по амбициозным заявлениям Льва Арнольдовича, он, наверно, единственный в мире знает, как иначе устроена женщина. Обещает через несколько дней совершенно новую Катерину на основе принципа «Дуракам полработы не показывают».

Ученый явочным порядком передает бразды правления сюжетом бывшему «холопу», а ныне завидному жениху Грише (Милош Бикович). Гриша очень кстати расстался со своей пассией из первого «Холопа» Лизой. Иначе и быть не могло, потому что белорусскую актрису Александру Бортич на пике славы бес попутал с осуждением России.

Фильм подобно мозаике составлен из мини-пародий на элементы разных источников.

Перед зрителями разыграли настоящую «Войну и мир» Сергея Бондарчука с почти настоящим Наполеоном Бонапартом (Павел Деревянко).

Наполеон шпарит по-французски словами из мюзикла Нотр-Дам-де-Пари. Зачем ему ужас в российских болотах с комарами. Сцены войны с Наполеоном чем-то напоминают сцены гражданской войны из «Унесенных ветром». Перевоспитание начинается буквально со сцены высоких переговоров перед репетицией разграбления сарая в фильме «Операция Ы».

Начинается фильм с гонок по каналам Петербурга на полицейских глиссирующих катерах. Похоже на наши былые игры в салочки на дюралевых казанках по затопленному в пойме Оби лесу. Очень захватывающе.

Героиня фильма, мажорка Катя, Екатерина Сергеевна Новикова (Аглая Тарасова, известная по фильму «Лед») въезжает в летнее кафе, а там случился герой предыдущего «Холопа» Гриша. Его это так впечатлило, что он решил ее перевоспитать тем же способом, как перевоспитывали в бутафорской деревне его самого. Вышло, однако, совершенно иначе. Наполеон получает вином в морду и затем штыком в зад.

По замыслу создателей фильма, так воспитывается патриотизм.

На войну Катю наряжают кавалерист-девицей на манер Ларисы Голубкиной в роли Шурочки Азаровой в шедевре Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

Мать Кати, чиновница высокого полета Татьяна Васильевна (Наталья Рогожкина) в шоке больше, чем от самого преступления – дочка слова «Родина» не знает и всегда просила вывезти ее за границу.

В фильме много изящных реплик и обостренных скоротечностью диалогов, в том числе в общении между супругами, продюсером, экранной матерью Кати Анастасией (Мария Миронова) и отцом Гриши Павлом. По совместительству он верховный судья Императорского суда, министр юстиции, граф Павел Сергеевич Достоевский (Александр Самойленко),.

В быту обычных людей общение строится из банальностей типа дура и бездельник, а тут прямо-таки красота, как можно уязвить человека без видимых оскорблений.

Бывший муж стравливает бывшую жену с нынешним мужем. Доходит до дуэли на саблях.

Явная, намеренная бутафория воспринимается даже более реально, чем эпохальный фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, самый дорогой в истории советской кинематографии.

Бой и лазарет выглядят совершенно по-настоящему. Бал тоже не уступает представленному в классическом фильме.

Смысл фильма «Холоп-2», в общем, тот же, что и у Льва Толстого. Мы воспринимаем это так, что человек не приспособился жить в мире, ему нужны потрясения и перемены. Война, конечно, не лучший вариант – опасно, можно потерять близких и умереть самому, или все потерять перед смертью. Но без подобных развлечений человек, и прежде всего женщина, обойтись не может и устраивает их сам, бросая тень на собственную репутацию.

В этом коренное отличие второго «Холопа» от первого. Правильнее было бы назвать «Холопка-графиня».

Подобных инвертированных (реципрокных) сюжетов в русском кино было несколько. В «Холопе-2» результат инверсии представлен наиболее глубоко и гармонично. Одновременно сюжет органически несет нагрузку патриотизмом, и мишень реминисценций выбрана весьма грамотно.

Дело в том, что у советской историографии остался долг по части Отечественной войны 1812 года. Ради дружбы с французами о ней в России постарались забыть. Французы сохраняют добрые чувства к России, как не было в Германии.

В общем, как говорится в Интернет-анекдоте: учили французский – гнали до Парижа, учили немецкий – гнали до Берлина. Учим английский...

Героиня Катя не знает французского и говорит с оккупантами на английском, а те, как ни странно, ее понимают.

Как теперь принято, в фильм добавлен вписанный в сюжет продакт-плейсмент с рекламой Сбер-маркета. В фильме «Вызов» фигурировала карточка Тинькофф. Эти элементы обозначают связь времен. А советской экранизации «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру просто оставлены в кадре современные фонари уличного освещения, под которыми выезжают из фильма его герои.

Можно представить перевоспитание избалованной мажорки любовью? Сомнительно. В любом случае, фильм «Холоп-2» построен на великолепном знании человеческого материала, из которого можно создать что угодно. До определенного возраста, каковой не у всех наступает, ребенок воспринимает окружающую реальность как бутафорию, построенную специально для него. Так можно перевоспитаться от одного фантазийного сна. Один раз посмотришь понарошку, и потом всю жизнь стыдно будет за свое поведение.

Человеческое сознание ориентировано на генерацию персонального варианта виртуальной реальности. Станислав Лем назвал это явление фантоматикой. Его реализацию он описал в романе «Солярис». Диверсифицированное развитие цивилизации порождает «Хищные вещи века» Стругацких и не позволяет человеку выбрать востребованное своим сознанием самостоятельно. Слишком много путающих соблазнов с множеством ловушек и тупиков. Получается самонадеянный «мажор», условно говоря. Слово меняется, история вечна.

Таким образом, сама биология человека преадаптирровала появление кинематографа и в нем таких фильмом, как два «Холопа». Вектор от первого ко второму «Холопу» указывает направление эволюции человека.

В фильме «Холоп-2» исчерпывающе показана многоролевая игра на съемочное площадке. Это вариант самоорганизации в обществе, или кооперативные эффекты психики, альтернативный единообразию фашизма.

В общем, у Клима Шипенко получился очередной шедевр нового русского кино в плане познания феномена человека.

К тому же в историческом плане причина перепуталась со следствием, поскольку сценарий «Холоп-2» был написан до начала СВО.

Об этом написала в своей профессиональной в киноведческом плане рецензии Маша Токмашева.

 

Пример профессионально-искусствоведческой рецензии

https://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/7138/

Маша Токмашева

Успех первого «Холопа» во многом был обусловлен забытой для российского кино нравоучительной комедией – с ее литературными отсылками, непошлым юмором и вечным для нашей страны конфликтом не только поколений, но и разных социальных слоев общества. Во втором «Холопе», иронизирующем над модной сказочной темой, конфликт изначально тяготеет, скорее, к авторскому кино с его рефлексией, оттого и главным героем, несмотря на сюжет, по-прежнему остается Гриша, переживающий личностный кризис, но несмотря на события оригинального фильма, не знающий, как из него выпутаться. Да, Гриша перевоспитался или даже остепенился, но, лишенный не в сказке, а в реальном быту, возможности выбраться из грязи в князи, все еще не научился, так сказать, креативному мышлению, за которое во втором «Холопе» вновь отвечает старшее поколение.

У него, впрочем, фантазия тоже работает по накатанной – в ход снова идет российский ответ «Шоу Трумана» и «Золушке», умещающей в себе все жизненные архетипы. С мачехой-абьюзером, ее родной дочкой-красавицей (вновь выдающаяся Ольга Дибцева) и приемной замарашкой, которой отводится роль бывшей мажорки Кати. Но проверяют ее, в отличие от первого «Холопа», не только этим классово-семейным расслоением. Пожалуй, самая противоречивая тема второго «Холопа» – это перевоспитание не просто любовью, как было в оригинале, а любовью к Родине – как самым светлым и искренним чувством, на которое способен далеко не каждый.

Сценарий «Холопа 2» был написан до февраля 2022-го и понятно, что существующий ныне накал патриотизма создатели новой франшизы вовсе не имели в виду. Однако самым спорным во втором «Холопе» оказываются именно сцены, где героиня Аглаи Тарасовой попадает в интерпретацию войны 1812 года. Очевидно, что и шоураннеры проекта – сценаристы Дарья Грацевич, Дмитрий Пермяков, Антон Морозенко, – и режиссер Клим Шипенко пытались сделать некий оммаж «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова, однако наличие Павла Деревянко в роли Наполеона, не выучившего текст и вместо этого цитирующего слова из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». в итоге отсылает, скорее, к комедии «Ржевский против Наполеона», где тот же Деревянко противостоял Бонапарту в исполнении Владимира Зеленского. Из-за чего второй «Холоп» приобретает политизированный оттенок, разрушающий тот самый сказочно-комедийный флер первой части, которая так полюбилась зрителям.

 

Актеры и роли

Аглая Тарасова – Катя

Милош Бикович -Гриша

Иван Охлобыстин – ученый Лев Арнольдович

Александр Самойленко

Александр Самойленко – папа Гриши Павел

Мария Миронова – продюсер Анастасия, жена Павла

Ольга Дибцева – – Аглая

Наталья Рогожкина – Мама Кати, чиновница

Олег Комаров – барин

Софья Зайка – Люба, она же Света

Сергей Соцердотский- Прошка

Кирилл Нагиев – Алексей Барчук

Михаил Бабичев – приказчик

Сергей Кореньков – прокурор

Даниил Быстрозоров – техник

Сергей Николаев – жених

Павел Деревянко – Наполеон Бонапарт

Мигель – Мигель