https://mospravda.ru/2024/01/31/717692/

https://leo-mosk.livejournal.com/10737863.html

28.01.24 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Кино по выходным

Князь тьмы голливудского разлива в русском исполнении

Спешите видеть новый фильм «Мастер и Маргарита» со звездной парой Евгений Цыганов и Юлия Снигирь в главных ролях (режиссер и сценарист Михаил Локшин, длительность 157 минут, бюджет 800 млн с увеличением до 1,2 млрд).

Это лучший, феерически талантливый совершенно улетный антисоветский фильм, который только можно себе представить.

Томительные паузы не подавляют зрительское напряжение. Два часа 37 минут в зале пробегают незаметно.

Содержание нового фильма «Мастер и Маргарита» таково, как будто его делали люди в Голливуде на основе весьма смутных представлений об СССР, контрастно акцентированных стереотипами. Буффонада с украшательствами на уровне бижутерии для плебса, а так все на уровне. Все экспортно-импортные признаки России налицо. Рядом Кремль и башня с часами, помпезный фасад Библиотеки Ленина. В одном эпизоде снег, без которого показать Россию на Бродвее невозможно. Карательная психиатрия с доктором Стравинским в исполнении Леонида Ярмольника. Доносчик барон Майгель, продавшийся советской спецухе.

На бал у Сатаны наряду с висельниками, убийцами и отравительницами появляется компания чекистов в форме.

На экран просочилась привычная путаница, кто кого догоняет или хочет съесть. Очень кстати, геополитические амбиции Москвы снова в моде на Западе. Так что и за рубежом кто-то посмотрит обязательно.

Мастер собирал мнения советской критики о произведениях. Так много о нем еще не писали. Его любимая статья «Пилатчина» Латунского: «Богомаз под личиной писателя. Мы должны каленым железом выжигать из советской литературы безобразный гнойник белогвардейщины, прикрытой фиговым листом литературы». Мастер совершенно справедливо полагает, на критиков и палачей обижаться нельзя. Он же не со зла, просто делает свою работу.

Намного ярче, чем это было представлена классическая проработка автора как антисоветчика только за то, что создал талантливое произведение – пьесу о страстях Христовых. Булгакова не зря называли пятым евангелистом, доктор представил библейские события более чем реалистично. Авторы фильма собрали по деталям представления о Булгакове и его времени.

Получился не просто фильм, а новый роман на экране в параллельно двойном времени. Как будто Маргарита читает роман Мастера, в котором описаны они сами и все, что с ними происходит.

Пилатчину заклеймили и изъяли тираж. Спектакль сняли со сцены. Однако в руководстве страны роман прочитали – нравится, когда гладят против шерсти. Высказанное намерение принести автора в жертву на балу у Сатаны в качестве главного развлечения гостей не осуществилось.

Двойственный подход к инакомыслию появился позже после организации Пятого управления КГБ по работе с диссидентами. Во времена Булгакова советская власть решала уравнение с несколькими неизвестными. Всплеск талантов, с любовью описанных в эссе Валентина Катаева «Алмазный мой венец».

Жгучая ненависть, взращиваемая профессиональной ревностью в творческой среде. Психологическая неустойчивость талантов, возведенные в степень детские капризы, обиды, страхи и прочие выдумки, которыми великие по нашим представлениям о них люди мучили своих жен и любовниц.

Взрывоопасный коктейль творческой среды сублимировал все проблемы в ненависть к советской власти. Люди попроще либо пошли на работу в НКВД, либо стали литературными критиками типа Латунского, чью квартиру разгромила Маргарита.

Булгаков вбил себе в голову, что смертельно болен и умрет в возрасте смерти своего отца. Просил Сталина отпустить его с женой на лечение за границу.

Советская интеллигенция с упоением пересказывала на московской кухне миф о том, что Булгакова убил Сталин, и великий Мастер мучительно страдал перед смертью.

Те же люди в своей профессиональной среде вполне успешно играли роль Ходасевича и в быту абстрагировались от нее через ненависть к советской власти. Возможно, кому-то мы наступим на мозоли его святых чувств, но в произведениях «Мастер и Маргарита» или «Театральный роман» мы ничего такого принципиально нового для нас не нашли. Все так или иначе было в нашей судьбе, за исключением морфия и материализации Сатаны. Разница лишь в том, что Булгаков сумел об этом рассказать людям, а мы нет. Ну и Сталин ему помог стать великим.

Преследование и травля в творческой среде – социальная метатехнология деструкции социума, но она может иметь двойное назначение. При наличии жизнестойкости (жизненной силы, пассионарности) стимулирует поиск красоты в неприятном и неизбежном, одновременно подталкивая к могиле. Мы врачи не лучше Иешуа, просто ситуация очевидна и нам известна. А после инфодемии о том, что такое иммуносупресия, знает практически весь мир.

Для примера метатехнологии кусок из фильма.

Диспут о политической составляющей пьесы «Пилат». Критик Осаф Семенович Латунский: «Для начала я бы хотел напомнить собравшимся товарищам литераторам, что задача советской критики – вскрывать объективный классовый смысл произведений. А теперь по сути вопроса. В то время, когда партия и правительство прилагают неимоверные усилия для того, чтобы раз и навсегда избавить страну от вредных реакционных и религиозных предрассудков, член Союза советских писателей занимается апологией религиозного мракобесия, пишет пьесу про Понтиуса Пилата и Иисуса Христа, стыдливо названного Иешуа га-Ноцри. Прикрываясь историческим материалом, критикует советскую власть.

- Позвольте...

- Сядьте пожалуйста.

- Я не закончил Я процитирую этого самого га-Ноцри: «Всякая власть есть насилие над людьми». Что это? Власть пролетарской диктатуры тоже насилие? Да, насилие. Но вынужденное и необходимое. И так во всем, товарищи. «Пилат» – это политически вредное и крайне опасное произведение. Которому не место в советской литературе

Аплодисменты, крики «Долой!»

– Продолжаем прения.

- Как поехал наш Пилат на работу в наркомат!

- У меня утверждённая программа заседания.

- Еще одно маленькое. Зачем нам рай, мы поедем в Крымский край!

- Вы угомонитесь или вас вывести?

- Я угомоняюсь.

- Слово предоставляется Борису Петровичу Майгелю.

- Как получилось, что реакционная пьеса «Пилат» добралась до публикации? Но наша задача не запретить на радость нашим врагам, которые только и ждут, чтобы показать, в СССР якобы нет свободы слова. Наша задача помочь автору, направить автора на истинный путь служения трудовому народу. Ведь как сказал товарищ Ленин: «Умный не тот, кто не совершает ошибок. Умный, кто быстро исправляет их».

Аплодисменты.

- Прежде всего, как редактор, допустивший к публикации пьесу, хочу принести искренние извинения за проявленную политическую близорукость. Простите меня. Я предлагаю немедленно изъять весь тираж номера из продажи...

- Осталось только услышать мнение самого автора.

- Я?

- Пожалуйста, говорите.

- Но свою пьесу я уже написал.

- Хорошо. Почему бы вам не использовать ваш талант для того, чтобы написать то, что действительно интересует советских читателей? Ну, например, о трудовых подвигах народа.

- Я не трудился на заводе, не ходил в забой, не косил овес. Как я могу писать о том, чего не знаю?

- Как известно, и в древней Иудее вы тоже не были.

- Но, с вашего позволения, я историк.

- Вот и напишите нам про историю Революции.

- Боюсь, вам и это не понравится.

- Товарищи, у меня еще один небольшой экспромт.

- Товарищ Бездомный, прекратите!

- Советского поэта не интересует Христос. Советского поэта интересует насос.

- А вы куда?

-Туда».

...

Латунский – псевдоним реального драматурга по фамилии Литовский. В фильме его играет Дмитрий Лысенков с голосом, напоминающим Радзинского.

Со стороны непонятно, почему Сталин Булгакова не выпустил, а Пастернака наоборот, буквально выпер на конгресс в Париже. Поэт был еще более нестабилен душой, чем писатель. Правда, в его поездку была вложена миссия по судьбе одного из прототипов фильма Александра Митты «Затерянный в Сибири». Из выступления Пастернака на конгрессе взялась фраза «поэзия в траве». Это был иносказательный уход от назойливого вопроса. Прозвучало на самом деле другое.

Чтобы причесать агрессивную творческую среду с ее самоедством, был создан Союз писателей (МАССОЛИТ), и для его членов в награду за правильные произведения и поведение разработана система льгот и преференций. Первая часть нашей фразы утонула в истории, вторая воспета у Булгакова. Он в этой системе обделенным не был.

Время романа «Мастер и Маргарита» привязано к дате бала полнолуния на приеме у посла США в СССР Буллита в апреле 1935 года, где Булгаков с женой были. Зрелище вышло физиологически неприглядным, «медведи в икре», как и было задумано.

Бал у сатаны был внесен в текст в конце работы над романом и стал его украшением.

Основные события судьбы автора развернулись раньше. К началу тридцатых произведения Булгакова перестали печатать, и пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Дни Турбиных». Булгаков бедствовал, но все же его приняли в Союз писателей, и он находил работу режиссером, либреттистом, переводчиком и даже актером. Он просил руководство страны либо позволить ему работать, либо дать возможность эмигрировать.

Утверждение Воланда «никогда ни о чем не просите, все дадут сами» к Булгакову не относится. Урок всем настоящим и будущим авторам – представляйте себя тем что вы есть без самоуничижения. Плохое о вас скажут новые Латунские и Ходасевичи, ярость их пыла лучшая мера вашего таланта.

За Булгакова заступился сам Горький. Главный писатель страны советов прочитал фельетон Ходасевича о пьесе Булгакова и дал совет Сталину: «Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. В данном случае я за то, чтоб перевоспитать».

Горький дал Ходасевичу универсальную характеристику, которая объясняет особенности творческой среды и ее времени.

По словам Горького, Ходасевич типичный декадент, преисполненный мизантропией и злобой на всех людей. Всюду, где можно сказать неприятное людям, Ходасевич умеет делать это умно. Именно советская критика сочинила из «Братьев Турбиных» антисоветскую пьесу.

Горький назвал Булгакова талантливым литератором, а таких у нас не очень много. Нет смысла делать из них мучеников за идею.

Как мы знаем теперь, именно это и было сделано. В результате Булгаков стал одним из наиболее известных русских писателей советского времени, хотя он был один из созвездия талантов.

Товарищ Сталин умел работать с интеллигенцией и точно знал, что нужно народу. В несоветское время творческую интеллигенцию отпустили на невольные заграничные хлеба, и вышло еще более неприглядно, чем на балу Буллита. Странность в том, что скурвились далеко не все.

Понятно, Мастер – альтер эго автора, человек, в общем, по жизни типичный слабый пол, мучительно зависимый от окружающих его людей. А публика в зале знает, чего она хочет, ждет сильной личности, каковая просто обязана стоять за талантом.

Поэтому Евгений Цыганов в роли Мастера нравится зрителю больше, чем Александр Галибин. Композитора Корнелюка превзойти сложно. А вот насчет Маргариты наши мнения разделились. Женская позиция – королева бала не должна вызывать эротических фантазий. Мужская позиция обратная. На экране получилось ни богу свечка, ни черту кочерга. Не так уж часто отечественные фильмы показывают полностью обнаженную женщину, как собственно и описано в романе. Видимо, российский зритель далеко ушел от советского состояния, когда бывало ходили смотреть фильм ради кадра с голой грудью и содержания никто не помнил.

В новой версии «Мастера и Маргариты» со всей полнотой выпячена коллизия между коллективным сознательным социалистического реализма с бытовой алчностью и низкопоклонства перед западным ширпотребом.

Авторы версии придумали восхитительный спектакль «Вперед в будущее!», про Советский Союз Народных Республик 2022 года. В нем все республики мира.

Постановка превзошла биомеханические эксперименты великого Мейерхольда. Спектакль поставлен ярче, чем можно было сделать сто лет назад. А так все то же – хорошо сложенные физкультурницы, выигрывающие на фоне подростковых ключиц очаровательной Юлии Снигирь, бравурные марши в жанре фильма «Весна» Александрова с Орловой. Все как-то еще более гротескно, чем сумели достичь на пике жанрового расцвета советских шедевров.

«Весна» у нас двумерная кино плюс наука, а новый «Мастер и Маргарита многогранным талантом развивает зрелищные возможности гипертекста по замыслу самого Мастера Булгакова подобно «Рукописи, найденной в Сарагосе» с возможностями своего времени

Спектаклем «Вперед в будущее!» заменили пьесу Мастера. Но и создатели фильма не доиграли до финала, а было бы интересно. Прервали ради выступления труппы Воланда в Варьете, превращенного в фундаментальный театр.

Такого таланта в Голливуде не водится, и актеров таких нет. Но все остальные его признаки налицо – спецэффекты, компьютерная графика к месту и просто так для демонстрации возможностей в раскрытии талантов щедрой рукой рассыпанных по экрану.

Сравнивать новый вариант со старым бесполезно, это совершенно другое произведение. Не просто талантливое, но очень тенденциозное. Оно явно ориентировано на тех, кто не жил в СССР, не читал роман Булгакова и не смотрел сериал Владимира Бортко. И особенно в составе зарубежной аудитории.

Жизнь поломала все планы, замыслы, домысли и помыслы. Иностранная компания сбежала. Российская аудитория второй раз круто изменилась в ту же сторону, как это с ней произошло к дате выхода в свет романа «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» в 1966-1967. Его лихорадочно копировали, как не было с антисоветским самиздатом. Интереса взорвался спустя 26 лет после смерти автора.

Уже был фильм «Айболит-66» с сатирическим анализом сатанинской мотивации через незабываемый образ Бармалея в исполнении Ролана Быкова. Параллельно продолжали выходить и влиять на предпочтения в науке и кинематографии рецензии в жанре деструктивного творчества Латунского и Ходасевича. Пролетарская диктатура пережила и Сталина, и КПСС, и сама себя

Еще спустя полвека с проекцией на 2070-е сатанинская мотивация представлена в трагическом раздвоении творческой личности ученого, двойного персонажа в фильме «Вратарь Галактики». Вся шелуха облетела, как со свиты Воланда в сцене полета. В новом фильме ее нет.

Новый фильм «Мастер и Маргарита» спровоцировал обильную негативную критику уже в процессе затянувшегося производства. Но смотреть его будут все причастные душой к описанной тематике с выработанным иммунитетом к ангажированной критике относительно того, что народу нужно и что народу не нужно.

Подготовка фильма к прокату шла с перебоями и катаклизмами, подобно мульт-комедии «Смешарики снимают кино». За срывом сроков последовали настоятельные просьбы увеличить бюджет, смена команды, концепции и названия. Идеи роились и клубились, толкаясь за право войти в экранный текст фильма. К разгару избирательной кампании фильм вышел как бы случайной фигой в кармане. Путина можно поздравить с победой, даже если он к ней действительно непричастен, она должна войти в историю и теорию связей с общественностью в качестве наивысшего достижения, достойного диссертаций и монографий. И Википедия не сможет привязать новый фильм к СВО, хотя в данном случае отношение к СВО на ходе работы над фильмом отразилась. Предположительно в этом причина отказа в увеличении финансирования, потому что в итоге оно как-то незаметно состоялось.

От просмотра осталось впечатление, что к дате премьеры отснятый материал как-то скомкали, кое-как впихнули в три часа 37 минут и выпустили ли на экран.

История работы над новым фильмом «Мастер и Маргарита» в отличие от самодостаточного Владимира Бортко напоминает чрезмерно усложненный эмбриогенез настоящих зверей – плацентарных млекопитающих, когда самоорганизация в точках фуркации, катастроф в понимании Рене Тома, возвращает процесс к норме самопроизвольно совершено без вмешательства руководящей роли партии и правительства.

Мы впервые заметили в зале девушку-зрительницу, пришедшую в кинотеатр без спутника исключительно посмотреть фильм. В процессе она забылась и буквально утонула на экране вместе с персонажами.

В этом произведении использованы элементы нескольких романов и рассказов Булгакова. Здесь происходит возврат к истокам, которые породили сюжеты Мастера и Маргариты. Маргарита не реальная женщина, а эманация востребованности мужчины подобно Хари в исполнении Натальи Бондарчук, созданной океаном Солярис в виртуальном образе для Крис Кельвин (Донатас Банионис) в фильме культового диссидента Андрея Тарковского. Маргарита, приходя к Мастеру, жарит ему яичницу, но для Музы не царское это дело, и яичница подгорает, потому что главное – читать роман Мастера.

У Евгения Цыганова буквально чарующий голос, тут Юлию Снигирь понять легко. А для зрителя Снигирь слишком худенькая, чтобы ее показывать обнаженной. Все же Анна Ковальчук обладала какими-никакими формами зрелой женщины, хотя и далеко не моделей Кустодиева в голодном Ленинграде.

В общем, наши мнения о фильме разошлись окончательно. Мы не поссорились, для этого у нас есть более существенные поводы в квартире. Глядя на подвал Мастера с арочными окнами и двухуровневым пространством, было даже немного завидно. У нас как-то все попроще и от Кремля далече, целых двенадцать километров. Пешком два с половиной часа. На метле быстрее, но не цель.

Для завершения мы просто обязаны отметить, что в условиях мирового кризиса культуры русскоязычный зритель настолько избалован шедеврами, что мы обсуждаем и сравниваем малозначимые делали, не замечая за отдельными деревьями лес. В любом случае, «Мастер и Маргарита» во всех версиях это мужское произведение для мужчин, где женщины играют роль статистов, а не наоборот, как почти всегда бывает в современном женском мире.

Но и это еще не все. В разгар избирательной кампании в преддверии выборов референдумного типа новая версия «Мастера и Маргариты» аккумулирует антисоветские настроения в обществе для их выпадения в осадок для последующего отфильтровывания.

Королева в восхищении.

Новый фильм «Мастер и Маргарита» окончательно убедил нас, что ни бога, ни дьявола в физической природе не существует. Это эманации коллективного бессознательного. Такие же виртуальные, как сама красота, которая не существует у объекта без наличия воспринимающего субъекта. И вот тут опять коллизия, потому что человек – объект и субъект в одном лице, в обобществленном организме, вмещающем в себя все драмы, все комедии и трагедии, что сам придумал, чтобы нескучно было жить.

 

«Мастер и Маргарита» актеры и роли

Аугуст Диль Воланд

Евгений Цыганов Мастер

Юлия Снигирь Маргарита

Юрий Колокольников Коровьев

Алексей Розин Азазелло

Юра Борисов Кот Бегемот

Полина Ауг Гелла

Евгений Князев Берлиоз

Данил Стеклов Иван Бездомный

Леонид Ярмольник доктор Стравинский

Александр Яценко Алоизий

Алексей Гуськов барон Майгель

Игорь Верник Жорж Бенгальский

Марат Башаров Лиходеев

Денис Пьянов Никанор Босой

Дмитрий Лысенков Латунский

Аркадий Коваль Арчибальд Арчибальдович

Павел Ворожцов Варенуха

Никита Тарасов следователь

Валерий Кухарешин Римский

Софья Синицына Фрида

Александр Тютин председатель МАССОЛИТа Желдыбин

Илья Попов Аббадон

Аарон Водовоз Иешуа Га-Ноцри

Клас Банг Понтий Пилат