21.02.03 Лев МОСКОВКИН
Местное самоуправление на Охотном ряду
На
пленарном заседании в пятницу 21 февраля депутаты потратили около шести часов
на два закона, которыми кремлевский разработчик в лице Дмитрия Козака
позаботился о регламентации среднего и низшего уровня власти в России, оставив
федеральному центру максимальную степень свободы.
Законопроекту
первого чтения "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" одобрили в результате почти пятичасового обсуждения (269 за,
139 против, 9 воздержались; 17:18).
Нина Останина из Агропромышленной группы риторически
вопрошала коллег: где взять деньги для местной власти, если ей оставили только
два налога – на наружную рекламу и на собак? Останина напомнила, как резали с
двух до одного прожиточного минимума предел, ниже которого выплачиваются 75
рублей на ребенка, в результате снизили задолженность по детским деньгам с 30
до 10 млрд. рублей, ожидая прибавки самой выплаты. Вместо этого федеральная
власть отказалась от сомнительного полномочия в пользу региональной и забота о
детях перекладывается в данном законе с федерального центра на губернаторов, а
«губернаторы у нас разные».
Владимир Лысенко (группа «Регионы России» напомнил о
72 статье Конституции и 40 полномочиях власти, из которых 30 федеральный центр
оставил себе, передав десяток трудноисполнимых вниз. Лысенко предложил
законопроект отклонить, а в новом варианте расписать в трех первых пунктах
последовательно полномочия федерального центра, затем власти субъекта федерации
и наконец местного уровня власти.
Представитель СПС Владимир Южаков сказал о том, что
еще до второго чтения указанного закона необходимо внести в Госдуму
соответствующие поправки в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. «Деньги
вперед», – подчеркнул Южаков.
Представитель «Яблока» Сергей Митрохин сказал о
поддержке закона фракцией, однако подчеркнул, что после его принятия «наступит
«Варфоломеевская ночь», когда с топорами будут крушить муниципальные
образования».
Разобравшись с властью субъектов федерации, обсудили
местный уровень власти – закон первого чтения «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (269 за, 128 против, 4
воздержались; 18:28).
Председатель комитета по вопросам местного
самоуправления Владимир Мокрый (фракция “Единство”) сказал, представляя
законопроект коллегам: «Выстроить оптимальную систему взаимодействия местного
самоуправления и с населением, и с властью. Очень важным является наделение
местного самоуправления некоторыми государственными полномочиями». По словам
В.Мокрого, необходимо уточнить критерии границ муниципального образования. Три
субъекта федерации и пять депутатов высказались за внесение в бюджетное и
налоговое законодательство необходимых изменений, поэтому Госдума подготовила
проект постановления с обращением к председателю правительства о необходимости
внесения в Госдуму законодательных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы до
1 апреля. Постановление одобрили (279 за, 28 против, 1 воздержались; 18:37).
Глава рабочей группы по разработке внесенного
президентом законопроекта Дмитрий Козак в своем докладе перед депутатами нижней
палаты подчеркнул необходимость единого принципа организации местного
самоуправления по всей стране. По словам Козака, в стране существует 11 тысяч
муниципальных образований и только треть из них имеют собственные бюджеты.
Отвечая на вопрос замруководителя фракции СПС Бориса Надеждина, Дмитрий Козак
утверждал, что после введения закона в действие численность муниципальных
чиновников не увеличится, их на выборных должностях останется столько же,
сколько есть сейчас на назначаемых должностях. Относительно Москвы и
Санкт-Петербурга - чрезвычайно сложная ситуация. Есть мировая практика, в
Европе есть 5 городов, которые являются субъектами федерации, во всех этих
городах государственная и муниципальная власть соединены. У нас в стране
Конституция позволяет решить проблему двумя путями: сузить полномочия
муниципалитетов или, как в Вене, Мадриде, Гамбурге, государственные полномочия
переданы муниципальным образованиям. Д.Козак подчеркнул, что против законопроекта
высказались только 7 субъектов.
Эксклюзивные комментарии по реформе местного
самоуправления
Председатель думского Комитета по государственному
строительству Валерий Гребенников (фракция ОВР) не сомневался в том, что
законопроекты об основах местного самоуправления и о поправках в закон об
организации госвласти субъектов Федерации будут одобрены Госдумой в первом
чтении, после чего второе чтение, как предполагает депутат, состоится скорее
всего в конце апреля. В.Гребенников подтвердил, что оба указанных законопроекта
увязаны и содержат параллельные нормы, поэтому они и обсуждаются одновременно.
Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский заявил, что
будущий закон о местном самоуправлении «обязательно заработает, давно пора
остановить губернаторов, чтобы они не тратили деньги попусту, чтобы денег было
больше внизу, у самоуправления».
Зампред думского комитета по делам федерации и
региональной политике Владимир Лысенко (группа «Регионы России») дал подробное
интервью по реформе местного самоуправления:
- Я полагаю, что борьба действительно очень острая,
особенно была в комитете по делам федерации, где голоса поровну поделились и
только «Единая Россия» с «Отечеством» притащила в последний день Гасанова
какого-то депутата, включила и голосом одного человека этот закон в комитете
прошел иначе бы ему дали отрицательный отзыв, потому что все старейшие члены
комитета. Которые уже по 10 лет работают и очень хорошо разбираются, понимают,
что закон чрезвычайно опасный, ведущий к централизации, концентрации финансовых
и иных ресурсов в руках федерального центра.
- Еще больше?
- Бесспорно больше. И реально, если этот закон будет
принят, то можно говорить, что мы уже переходим от централизованного
государства к унитарному государству. Поэтому я думаю, что закон будет все
большую встречать оппозицию и среди ведущих экспертов и среди субъектов
Российской Федерации. Я очень надеюсь, что в преддверии парламентских и
президентских выборов может быть и президент все-таки прочитает этот закон - я
боюсь, что Владимир Владимирович не все законы читает – и все-таки увидит, что
мы фактически уже начинаем на основу нашего государственного устройства
наезжать, на наше федеративное устройство.
- Вы говорите о поправках в закон об общих принципах
организации законодательных и исполнительных органов государственной власти
субъектов федерации?
- Да. Что касается местного самоуправления, мне
кажется, что очень во многом искусственная схема создается, т.е. фактически
полностью опять нужно все переделывать, хотя уже за 10 лет многое сложилось и
отработано. Ну и вторая проблема – и к тому и к другому закону мы очень жестко
настаиваем, что оба закона должны идти вместе с поправками в Налоговый и
Бюджетный кодекс.
- Поправки застряли?
- Козак же заявляет, что пока закон не будет принят,
и тот и другой, он не может даваться поправки. Хотя мы знаем, что в
правительстве у многих резкая оппозиция бюджетной части закона Кодекса и многие
считают, что вообще нереален механизм и что он вообще неосуществим. Поэтому
может получиться так, что Закон под давлением Кремля будет принят, а потом его
репрессивная часть будет действовать, а вот финансовая часть, которую ждут
регионы и местное самоуправление, она не будет работать
- Т.е. фактически унитаризация государства?
- Фактически реально да, потому что из 40 предметов
ведения по 72 статье, на которой Козак провозгласил, что он разделит, как в
«Свадьбе в Малиновке» - помните, как Попандопуло делил тебе это, тебе это, это
тебе. А оказать, почти все у него, а у его товарища ничего. Так и сейчас – из
39 полномочий он только 10 отдал субъектам федерации, а остальные 29 остались у
федерального центра, поэтому говорить, что это децентрализация, как заявляет
Козак, никаких оснований нет.
- Укрупнение субъектов планируется?
- Да вот сейчас они уже не дожидаясь итогов второго
этапа, уже начали третий. Уже подписаны документы с Коми-Пермяцким округом,
который сливается с Пермской областью, что он первым пошел по этому пути. Я
только что вернулся из Бурятии, там Усть-Ордынский и Агинско-Бурятский округа
также быстро заталкивают Читинскую и Иркутскую область. Но там правда есть Бурятия
и буряты, которые до тридцатых годов жили в единой республике автономной, а
потом их Иосиф Виссарионович на всякий случай их разделил на три субъекта
федерации. Поэтому они говорят – почему к Иркутской и Читинской области,
давайте всех бурятов снова по справедливости вернем Бурятии. Поэтому народ там
разнервничался и я думаю, дополнительный колорит это придаст. Сейчас вроде
никто никуда не уходит, буряты никогда не заявляли, что они собираются из
России. Ну куда – в Монголию идти? Там хуже еще в 10 раз люди живут. Поэтому
мне кажется, что это очень опасный прецедент. Но в основе его лежит конечно
необходимость выживания, передела очередного собственности и главным субъектом
конечно явится два-три наших богатейших автономных округа, это Таймырский, Ямало-Ненецкий,
Ханты-Мансийский. А вся эта мелочевка, это так, общий фон для начала военной
операции против богатейших военных округов.
Лидер фракции ОВР Вячеслав Володин назвал
законопроект о местном самоуправлении одним из важнейших вопросов повестки дня,
его одобрение необходимо для того, чтобы «власть была ответственной, чтобы
граждане не были заложниками неэффективного управления». В.Володин отметил, что
после введения закона в действие будет возможно вводить внешнее управление,
если мэр или губернатор «влезли в долги».
Законопроекты по реформе местного самоуправления в
первом чтении должны были принять, но во втором чтении будут большие проблемы и
у того, и у второго закона. Замечаний много, вопросов много, при этом они не
носят концептуальный характер. Во всяком случае мы будем обязательно настаивать
на том, чтобы были жесткие нормы по ограничению численности аппарата в органах
местного самоуправления и в органах субъектов Российской Федерации, потому что
то, что там сейчас происходит, иначе как беспределом нельзя назвать, особенно
дотационные территории. Зарплату установили чиновникам по тысяче долларов, я
вот недавно был в одном таком регионе, а у людей средняя зарплата две тысячи
рублей. Поэтому надо обязательно установить предельный норматив по численности.
У нас этот норматив был в семидесятых годах, сейчас надо будет новый норматив
вводить. Потому что если только мы говорим об организации именно органов
местного самоуправления, это может закончиться всплеском увеличения численности
аппарата. Нельзя этого делать, это первое.
Второе – надо обязательно четко прописать возможность
отстранения от должности как руководителей регионов, так и глав органов
местного самоуправления. Ничего здесь крамольного мы не видим, потому что весь
мировой опыт говорит: разорил – значит отвечай. И когда нам говорят: давайте,
налакируем, где-то введем внешнее управление, он там рядом будет сидеть –
ничего подобного, вплоть до распродажи имущества. Разорил, значит машина,
кресло, кабинет – все пойдет на аукцион. Каждый должен знать, если он такой
след после себя оставит в регионе, это его проблемы.
Надо просто ввести нормативы, надо ввести строчку:
численность определяется согласно нормативов утвержденных исходя из численности
населения, на территории которого создается орган местного самоуправления, в
Москве одна, в Ингушетии другая, в Пензе третья. А у нас получается, чем беднее
регион – тем там двор богаче: самолеты, кабинеты, импортные машины, и когда
речь доходит до труб, их ремонтировать не на что, потому что все или отдали на
футбол, или на какие-то еще увлекательные мероприятия.
Замглавы Администрации президента Дмитрий Козак:
- Проект поправок в Налоговый и Бюджетный кодекс
практически подготовлен, есть многовариантность в этом вопросе и в различных
вариантах мы подготовили. Все зависит от того, на каком уровне будут определены
расходные обязательства различных уровней власти. Вы слышали, какая была
дискуссия на заседании Думы относительно того, чтобы перераспределить и те
полномочия, которые сегодня перераспределены…
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский:
- Голосовать без обсуждения – и они с радостью
согласились. Что сказать о местном самоуправлении? Я даже не знаю, эксперименты
над страной очередные.
- Это против губернаторов?
- Да там против всех. Просто люди сидят, как в
лаборатории, чисто теоретически пытаются что-то навязывать стране, при этом
ведут между собой какие-то попытки, кто свою линию проведет. Но все закончится
печально.
Мэр Москвы Юрий Лужков рассказал, отвечая на наши
вопросы о местном самоуправлении и о возможности формирования половины состава
Мосгордумы по открытым партийным спискам, как это предлагает глава
Центризбиркома Александр Вешняков:
- Я не знаю, насколько это соответствует закону о
выборах. А что касается местного самоуправления, это очень серьезный, очень
тонкий вопрос. У нас есть свое видение, как организовать местное самоуправление
в городе. Кстати говоря, это не какие-то застывшие процессы – один раз утвердил
какую-то схему, и она будет жить до бесконечности. Эти процессы живут вместе с
развитием общества. В какие-то периоды нужно их адаптировать, нужно их менять,
приспосабливаясь к каким-то изменившимся новым условиям жизни, в частности,
города нашего. Мы сейчас приняли схему организации местного самоуправления в
городе, это выбранные депутаты, это муниципальные районы, и одновременно мы
говорим о вертикали исполнительной власти в городе, при которой все вопросы
хозяйственной деятельности, исполнения всех тех решений, которые Московская
городская дума или районные советы делают, выполняются, реализуются
соответствующими органами, которые выстроены в вертикаль исполнительной власти,
т.е. это мэр, это правительство города, это префекты и главы районных управ,
которые являются частью исполнительной системы города. Мы считаем это
оптимально, я не знаю, насколько это будет постоянным каким-то бесконечно
постоянным фактором, будем работать, посмотрим, как эта система или приживется,
или она получит какие-то оценки со стороны в первую очередь москвичей. Если это
будет не очень комфортно для москвичей, мы будем ее менять. А если она будет
эффективной, будем продолжать».
Лидер «Регионов России» Олег Морозов считает, что
реформу местного самоуправления остановить уже нельзя и с этим согласны даже
представители Ассоциации малых городов России. Первое чтение законопроекта об
основах местного самоуправления намечено на пятницу 21 февраля, и Морозов
сомневается, чтобы Дума вернула президенту внесенный президентом законопроект,
поэтому в первом чтении законопроект пройдет, но ко второму будет подано
большое число поправок. Говоря об этом Морозов отметил, что Татарстан прислал
разгромную рецензию на законопроект, указав в конце, что он может быть одобрен.
Как предполагает Морозов, поправки в Налоговый и Бюджетный кодекс могут быть
внесены только после того, как в результате второго чтения определится
концепция законопроекта
Замруководителя фракции СПС Борис Надеждин со своей
стороны рассказал журналистам, что в результате реформы местного самоуправления
число чиновников в регионах возрастет вдесятеро, к тому же полномочия мэров
автоматически продляются до 2005 года с созданием двуначалия на переходный
период, что приведет к тому, что уходящие мэры “вынесут все”. Поскольку все
реформы делаются одновременно и те, кто должен осуществлять реформу ЖКХ, будут
пересаживаться, они, как предполагает Надеждин, вместо реформы займутся
дележкой постов, подчиненных и сфер влияния.
Надеждин считает закон опасным и допускает, что его
авторы не думают о последствиях и вообще о создании местного самоуправления,
задача авторов идеи – ослабить губернаторов. В тот же день 21 февраля будет
рассмотрен сопутствующий реформе местного самоуправления законопроект о реформе
госвласти субъектов федерации, причем на СПС в связи с этим законопроектом
будет оказано давление, поскольку “Яблоко” его не поддерживает и голосов Кремлю
не хватает (местное самоуправление “Яблоко” поддерживает и там голоса СПС не
нужны). Согласно нормам будущего закона, как указывает Надеждин, в любом
субъекте федерации может быть введено чрезвычайное положение на основании
нарушений исполнения финансовых обязательств и в результате всех губернаторов
можно отправить на 2 года в тюрьму.
Председатель думского комитета по
вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый (фракция «Единство») сообщил,
что руководитель рабочей группы по разработке законопроекта «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» Дмитрий Козак сегодня и завтра
проведет консультации в думских объединениях. Пока внесенный президентом
законопроект поддержали только «Единство» и ОВР.
Как рассказал В.Мокрый, разработчики
законопроекта «изучали исторический опыт: реформу Александра Второго и ее
результаты в муниципальной сфере, изучали столыпинскую реформу. Другой вопрос,
что жизнь меняется, и в том виде, в котором были земства, сегодня их
формировать нельзя, потому что земства существовали прежде всего по сословному
принципу, и граждане, не имеющие собственности, не имеющие собственных доходов,
не имели права ни голосовать, ни участвовать в земских правлениях. Сегодня
другая жизнь, другие принципы. Но остается главное: местное сообщество должно
само под свою ответственность решать свои проблемы. На каком уровне это право
предоставлять – поселений, сельских районов, городов или городских округов –
ведется дискуссия. Я сторонник того, чтобы мы полномочия давали любому
поселению, т.е. как можно ближе приближали к народу местную власть».
В.Мокрый также сообщил, что на
заседании комитета, когда законопроект был рекомендован Госдуме к первому
чтению (8 за, 5 против, 1 воздержался), представитель Москвы в Совете Федерации
Владимир Плотников выступил с большой 15-минутной речью против законопроекта.
Плотников утверждал, что президентский законопроект противоречит Европейской
хартии о местном самоуправлении.
Представитель комитета по вопросам
местного самоуправления Сергей Митрохин сообщил, что фракция «Яблоко»
поддерживает законопроект о местном самоуправлении. Митрохин сказал:
- Я считаю, есть политическое
значение этого закона, потому что он ставит точку в разговорах о создании т.н.
вертикали власти, он ставит точку в разговорах о том, что на районном уровне и
на уровне городов должна осуществляться государственная власть. Эти разговоры
были очень сильны сразу после прихода нового президента. Закон в представленном
на рассмотрение Думы виде – это победа сторонников местного самоуправления и
победа сторонников демократии в России.
Есть проблема с финансовым
обеспечением местного самоуправления, по моим предложениям профильный комитет
принял решение обратиться к правительству с призывом внести на рассмотрение
Думы до 1 апреля поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые бы
соответствовали законопроекту о местном самоуправлении. Кроме того, Дмитрий
Козак заверил членов комитета в том, что президент уже дал такое распоряжение
правительству и создана специальная рабочая группа. Но важно посмотреть, каковы
будут ее результаты.