09.04.03 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Реклама
ГРИГОРИЙ ТОМЧИН: «МЫ ИСЧЕРПАЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКОНА О
РЕКЛАМЕ»
Председатель думского Комитета по экономической
политике и предпринимательству Григорий Томчин объявил в среду 9 апреля журналистам
о создании рабочей группы для подготовки нового текста закона «О рекламе».
В тот же день Томчин провел заседание рабочей
группы, на котором заявил, что в работе над текстом будущего закона примут
участие депутаты, представители Совета Федерации, Минпечати и Министерства по
антимонопольной политике. Согласно представленным материалам, главной целью
нового закона станет установление действующих норм регулирования рекламы,
основанных на понимании того, что она должна быть эффективной, а также того,
что реклама является средством финансирования общественного вещания и
источником для создания социальной рекламы, регулярных налоговых отчислений.
Предполагается прописать в законе институт саморегулирования в рекламе и
наделить его реальными полномочиями по контролю деятельности субъектов рынка.
ГРИГОРИЙ ТОМЧИН ВСЕ ЖЕ НАДЕЕТСЯ ОГРАНИЧИТЬ ЗАКОНОМ
ГРОМКОСТЬ РЕКЛАМЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
«Согласование сеток вещания с одновременной подачей
рекламы – скрытое картельное соглашение, которое подпадает под антимонопольное
законодательство», – сообщил председатель думского комитета по экономической
политике и предпринимательству Григорий Томчин (фракция СПС) в нашем интервью.
Г.Томчин собирается предусмотреть это в новом законе о рекламе, для разработки
которого создана рабочая группа, причем концепция будущего закона будет
обсуждена на парламентских слушаниях в июне, а сам законопроект, как
предполагает Томчин, внесет в Госдуму в сентябре правительство. Если
исполнительная власть этого не сделает, закон внесут, по словам Томчина,
несколько председателей думских комитетов, «и – уверен, что правительство тут
же внесет свой».
По словам Томчина, в числе инициаторов разработки
нового закона о рекламе явились сами рекламодатели, столкнувшись с падением
эффективности рекламы – она не увеличивала продажи товара – на фоне повышения
расходов на рекламу. Кроме того, на основе действующего закона невозможно
понять, что такое реклама в Интернете, роль которой, как ожидает Томчина, будет
повышаться. Принимая поправки к действующему закону, как сказал Томчин,
«запретили не то и не тем», в результате громкость рекламы на телевидении и
радио не уменьшилась, т.к. телекомпании никакой ответственности не несут.
Большие проблемы испытывают рекламодатели наружной рекламы, поскольку
муниципальные власти пытаются регулировать содержание рекламы, добиваясь
взяток.
Рекламные щиты в трех метрах от федеральной дороги
располагаются на земле муниципальной собственности и муниципальные власти
абсурдно взвинчивают цену «наружки» до 4-5 кратных столичных цен.
Г.Томчин собирается в новом законе о рекламе «уйти от
пещерных запретов», снизить взяткоемкость закона и ввести в него
саморегулирование, которое должно нести социальную функцию, поскольку, как
выразился депутат, «мы близки к двойной жизни, как в советское время, например,
рекламируется продукт, фактически недоступный потребителю». Запреты в рекламе
должны быть действенными, причем сам Томчин не уверен, что реклама пива или
табака «убивает больше», чем реклама средств для похудания, тем более, что
структура потребления алкоголя в нашей стране резко перекошена в пользу крепких
напитков – в России потребляется на душу населения в год 3,6 литров вина, 37 –
пива и 12-15 – крепкого алкоголя легального производства, что составляет 30-40
процентов, поэтому последний показатель должен быть как минимум утроен (в
Германии те же показатели составляют 45 для вина, 140 – пива, 3 – крепкого
алкоголя, в среднем по Европе – 50-60 вина, 40-45 пива, 2-3 крепкого алкоголя).
Томчин также рассказал, что саморегулирование уже
законодательно закреплено для 18 видов деятельности, классический пример
саморегулирования – нотариат. Однако разработка единого закона о
саморегулировании идет очень тяжело из-за сопротивления правительства,
поскольку саморегулирование отнимает у ведомств функции управления, т.е.
взяткоемкие виды деятельности исполнительной власти.
Отвечая на вопрос о том, почему так долго
разрабатывается закон о концессиях, Томчин напомнил, что он возглавляет
профильный комитет всего год, указанный законопроект обсуждается в Думе с 1995
года, в конце мая – начале июня он будет подготовлен к второму чтению. При этом
Томчин категорически не согласился отдать законопроект в ведение комитета по
промышленности, строительству и наукоемким технологиям несмотря на претензии
председателя указанного комитета Мартина Шаккума.
В интервью Томчин также рассказал о внесенном им в
Госдуму накануне законопроекте о национализации, который предусматривает
национализацию только под конкретную функцию и при том условии, что под это
предусмотрены средства в бюджете. Например, можно национализировать помещение в
поселке для проведения переписи за счет выделенных на перепись средств, если в
данном поселке все постройки частные и никто из владельцев не предоставляет помещение
в аренду для исполнения конкретной функции. По словам Томчина, неделю назад
свой, несколько более жесткий, вариант законопроекта о национализации внесло
правительство, а две недели назад – коммунист Николай Арефьев, который
фактически предусмотрел деприватизацию собственности в случае неэффективного
управления, что Томчин считает недопустимым, потому что для этого есть судебная
процедура, а подобная «национализация» превратится в передел собственности.
Говоря об этом, депутат выступил против ГУПов – государственных унитарных
предприятий, которые являются «формой воровства», потому что понятие
«хозяйственное ведение» есть только в двух странах – в России и в Боливии. По
мнению Томчина, государственные предприятия могут работать эффективно только в
форме ФКП (государственных казенных предприятий). Для особых периодов –
эпидемий, эпизоотий и войны – Томчин собирается предусмотреть экспроприацию,
разработав соответствующий закон.