11.04.03 Лев МОСКОВКИН
Проблема сокращения стратегических наступательных
потенциалов
ДЕПУТАТ, БЫВШИЙ ЗЕК И ЕЩЕ РАНЬШЕ – БИЛОГ В ОБЛАСТИ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТМЕЧАЕТ КРИЗИС МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
И СЧИТАЕТ, ЧТО БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ
Интервью
Сергей Ковалев (фракция СПС)
- Следует ли ратифицировать договор об СНП?
- Я даже не знаю, чем отличается СНП от СНВ.
- Я тоже, казалось, это политические изыски
переформулировки СНВ в СНП, чтобы его продвинуть к приезду сюда Буша, который в
какой-то степени раб текущего момента.
- А уж наш-то раб текущего момента стопроцентно, а не
в какой-то степени. Об СНП я могу сказать только общие слова – вообще-то
говоря, любые переговоры в этом направлении важны, потому что имеется хоть
какой-то шанс сделать их конструктивными. Есть ли в этих переговорах о
сокращении СНП самое важное для безопасности в мире? Полагаю, что нет, что бы
там ни происходило со стратегическими вооружениями, их уже достаточно для
глобальной трагедии и никакое сокращение не избавит нас от этой опасности. По
очень простой причине – мир по-прежнему балансирует, сохраняя гарантию от
глобального конфликта, просто в результате некоторого баланса ядерных
вооружений. Баланс достаточно шаткий, потому что договор о нераспространении –
в некотором смысле фикция. Израиль например грохнул иракский ядерный реактор
нагло вопреки праву, и слава богу. И вот пожалуйста, вопреки идеи
нераспространения, растут новые члены ядерного клуба, пожалуйста, Индия и
Пакистан. Что с ними делать? Так будет и дальше. Думаю, что у Израиля на самом
деле ядерные разработки в такой стадии, что при острой необходимости они в три
недели сделают бомбу. Есть наверное и другие такие страны. Все эти разговоры об
ограничении ядерных вооружений, ядерных потенциалов, о нераспространении – все
это трескотня прошлого века. Надо заниматься кардинальными проблемами. А
кардинальные проблемы в том, что политическая структура мира абсолютно
непригодна для новых вызовов, новых рисков, новых глобальных реформ. Совершенно
ничего не способна делать ООН, это есть только торжище, в котором сталкиваются
интересы правительств. И тогда неизбежно возникает ситуация, когда какие-то
государства или группы государств берут на себя роль одновременно истцов,
прокуроров, судей и судебных исполнителей.
- Т.е. нужно бояться, что Америка не остановится на
Ираке?
- А деваться неуда от этой ситуации. Следующий локальный
конфликт вызовет точно такую ситуацию, и опять надо будет бегать по улицам с
чучелами Буша или кого-нибудь еще, и с американскими флагами, и истошно вопить.
Ничего от этого не изменится, надо строить другую политическую парадигму мира.
- А это реально?
- Реально. Эта работа очень надолго, эта работа на
целый век.
- Последний вопрос к вам – вы говорите как политик
или как бывший биолог, понимая, что есть тупиковая ситуация, когда все выйдут
на улицы и начнут бегать – одни за одно, другие за другое, и – новый Холокост?
- Я не знаю, как насчет Холокоста, я знаю, что
традиционная политика стала колодой, лежащей на дороге безопасности, уверенного
существования в мире. Традиционная политика – это очень социально опасный
атавизм, который ни в одном случае не приводит к решению проблем сколько-нибудь
серьезных. Начните со Вьетнама, хотите раньше. Чем кончился Вьетнам? Перли, как
саранча, вьетконговцы с севера на юг. Америка добросовестно или
недобросовестно, было там что-нибудь в Танкинском заливе или это была провокация,
попыталась вмешаться в ситуацию, чем это кончилось? Что Вьетконг добился своих
целей. Смешно сказать: Америка и Вьетконг. Ну да, советские эксперты помогали,
и не только эксперты помогали, но это не есть угроза американской мощи.
Традиционная политика кончилась двумя нобелевскими премиями и тысячами жизней.
И так это всюду, как только возникает серьезный конфликт, мировое сообщество
оказывается в положении цугцванга – позиция ужасная, надо делать ход,
невозможно пропустить ход, а любой ход влечет ухудшение этой позиции. Вот так
это произошло только что в Ираке. И до сих пор ни для кого это не урок, в том
числе и для Америки. Никто не хочет думать о новых моделях. Математик, когда
его постулаты рушатся и система постулатов перестает работать, он придумывает
новые постулаты. А мы по-прежнему рассчитываем на старые безосновательные
надежды вроде ООН. ООН – это торжище, где торгуются правительства и никто
больше, и где интересы правительств находятся кому защищать, на то наняты
изощренные чиновники, а вот интересы права защищать некому. Что такое Совет
Безопасности с правом вето и с решением консенсусом? Представьте себе суд, в котором
для судебного решения требовался бы консенсус обвинения и защиты. Ничего более
отвратительного придумать нельзя. А вот систем международная живет таким
образом.
Зампред думского комитета по обороне Эдуард Воробьев
(фракция СПС)
- Эдуард Аркадьевич, будем ратифицировать СНП, тем
более президент вроде как велел?
- Мне представляется, что задержка с ратификацией
договора о СНП произошла в связи с применением силы в Ираке, хотя даже в то
время, когда Государственная Дума отодвинула ратификацию на более поздний срок,
Совет Федерации обратился к Государственной Думе с просьбой не откладывать это
на большое время, потому что ратификация договора о СНП – это в национальных
интересах нашей страны. Я считал и сейчас считаю, что Дума должна в ближайшее
время вернуться к ратификации этого договора, потому что это действительно
соответствует нашим интересам. То, что произошло в Ираке, мы можем
сопереживать, мы можем соболезновать, сочувствовать тому, что система
международной безопасности каким-то образом пошатнулась в результате применения
силы против Ирака без санкции ООН и ее Совета Безопасности, а не потому, что мы
поддерживаем режим Саддама Хусейна, можем все это как-то по человечески мне
понятно, но то, что ратифицировать договор нужно и нужно это делать в ближайшее
время, у меня сомнений на этот счет никаких нет.