25.04.03 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Законодательство в ускоренном режиме голосования:
меньше знаешь – крепче спишь
Закон,
которого так долго ждали думские правые и все бесправые граждане страны, с
треском провален депутатами в первом же чтении. Зато принято все, что нужно
исполнительной власти и лично гаранту.
В пятницу Госдума отклонила поправки в статью 11
«Закона о милиции», уточняющие основания проверки документов, удостоверяющих
личность, сотрудниками милиции. Автор законопроекта из думского комитета по
законодательству Александр Баранников (СПС) настаивал на исключении ментовского
произвола, однако зампред комитета по безопасности Павел Бурдуков (АПГ)
выступил против и нижняя палата отклонила законопроект (48 за, 78 против).
Сотрудники милиции читают новый КоАП буквально и получается,
что каждый человек должен носить с собой паспорт даже на нудистском пляже
вместо трусов, хотя ни один закон этого не требует. Закон о милиции позволяет «подозревать
в совершении преступления или административного правонарушения», что уже
глупость - административная ответственность может наступить только в случае
состоявшегося нарушения.
В последнее
время думским правым не удается даже торговаться, с ними и их электоратом не
считаются, и реакция общества в виде отсутствия оной показывается верность
курса исполнительной власти на закрытость государственных органов с их
регулированием ведомственными инструкциями. Яростные протесты Бориса Надеждина
с попыткой остановить реформу госслужбы, театрализованная пикировка с
Александром Котенковым завершилась бесславным одобрением в третьем чтении
закона «О системе государственной службы РФ» (247 за, 123 против, 3
воздержались). В тот же день депутаты оформили в первом чтении документ,
законодательно закрепляющих нормы Указа президента по воссозданию разрушенного
при Горбачеве монстра КГБ, что Котенков припомнил бестолковому президенту СССР,
который раскассировал КГБ на пять ведомств. Вряд ли у представителя президента
отшибло память, но зачем напоминать нынешним гражданам России тот
парадоксальный момент нашей истории, когда гебисты нас боялись больше, чем мы
их?
За месяц до гибели Сергей Юшенков с безнадежным
раздражением говорил: для нынешней власти диссиденты и наркоманы одно и то же,
имея в виду, что глава нового антинаркотического комитета Виктор Черкесов в
прошлом занимался борьбой с диссидентами. Рокировки с налоговиками
демонстрируют государственный подход к налогоплательщикам исходя из позиции
презумпции виновности.
Тогда Юшенков воспринял реформу спецслужб как
усиление контроля за деятельностью граждан, после его гибели против реформы
спецслужб выступил его коллега по комитету по безопасности Павел Бурдуков,
воспринимая волю президента как стихийное бедствие. И никто из депутатов не
спросил силовиков, чем занимаются их сотрудники, если по делу об убийстве
Юшенкова они хватают случайных людей, тщательно обходя причастных к
преступлению. Владимир Лысенко объяснил это страхом депутатов перед органами.
После очередного убийства они станут сговорчивее и очевидно дешевле для
кремлевских политтехнологов, что весьма кстати в свете неумолимо надвигающихся
выборов.
Осталась непонятной судьба ГАС «Выборы» с ее подробными
сведениями на граждан, очевидно, ею распорядится лично всесильный Владислав
Сурков, но пока Котенков напустил в Думе туману по данному вопросу, причем в
своей обычной форме общения с депутатами – когда этот вопрос будет определен
президентом, вы об этом узнаете.
Гаранту про нас надо знать все, нам про него –
необязательно.
25.04.03 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Минфин отчитался по бюджету двухлетней давности и
оказалось, что про инфляцию врали на 30%
Прокуратура бьет по хвостам, а бюджетная рыба гниет с
другого места
На
пленарном заседании Госдумы в пятницу был одобрен проект федерального закона
«Об исполнении федерального бюджета за 2001 год» (276 за, 86 против, 1
воздержался). При обсуждении законопроекта с объемными докладами выступили
замминистра финансов Татьяна Нестеренко, министр финансов Алексей Кудрин,
председатель Счетной палаты Сергей Степашин, Генеральный прокурор Владимир
Устинов и зампред думского комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба (группа
«Регионы России»).
Сам отчет представила замминистра финансов Татьяна
Нестеренко: это уже третий отчет Минфина по бюджету, отчет завершает бюджетный
цикл. В отчетном году прекратились зачетные и товарные формы уплаты налогов.
Радужную бюджетную картину продолжил писать вице-премьер Алексей Кудрин: в
отчетном году минфин переломил тенденцию по росту недоимки, был определен
механизм формирования финансового резерва, снизились с четверти общих расходов
до 17,5% процентные расходы. До 49,9% ВВП удалось сократить госдолг. Правда,
инфляция в отчетном году была больше заявленной – 18,6%.
Сергей Степашин капнул дегтя в бочку минфина, причем
капля оказалась размером в 571,4 млн. рублей – столько Счетной палате удалось
доказать из числа уплывших налево бюджетных средств под эвфемизмом «нецелевые
расходы». Остатки на счетах на 1 января 2002 года составили ужасающую сумму
203,5 млрд. руб.
Генпрокурор
Владимир Устинов был смел, как Давид, которого Кремль спустил с цепи на
правительственного Голиафа, он уже не заикался, как при отчете об убийствах
депутатов и не тянул резину подробностями, даже поупражнялся в красочных
метафорах и определениях типа «вечнозеленая тема нецелевого использования
бюджетных средств». За отчетный период выявлено более 43 тысяч преступлений в
бюджетной сфере, что на 83% больше 2000 года. В 2001 году 7625 человек
привлечено к уголовной ответственности, в том числе 2184 руководителя бюджетных
организаций. Продолжается расхищение средств в Чеченской Республике с участием
всех заинтересованных сторон. По нарушениям налогового законодательства прокуроры
предъявили 5700 исков. Устинов признал, что деятельность прокуратур не свободна
от недостатков, часто бьют по хвостам, не охватили всех бюджетополучателей.
Доклад депутата-бюджетника Виталия Шубы был равно
свободен от прокурорского PR, степашинских
претензий вывести Счетную палату из коротких штанишек в борьбе с КРУ Минфина за
финансовый контроль и кудринской способности все хорошее ставить в заслугу
себе, а плохое валить на обстоятельства. По словам депутата, ВВП занижен не
менее чем на сто миллиардов. Прогноз уровня инфляции Минфин «перевыполнил» на
треть, а дополнительных доходов набрал на 30 миллиардов. На 3% повысились
ввозные пошлины. Для России публичное обсуждение бюджета – все еще непривычная
процедура, но она уже выработала особый язык из эвфемизмов. В домашнем бюджете
«дополнительные доходы» называются заначкой на бутылку или на вояж к любовнице,
а «финансовый резерв» - средства, отложенные на последующее лечение у
венеролога.
Воровать стали намного меньше, чем в середине
девяностых, уменьшился отток капитала за рубеж и снижается номинал налогового
бремени. Однако внешний долг выплачивается вчетверо больше внутреннего,
запланированный на текущий год гигантский профицит оказался вдвое больше плана
и это при максимально возможном занижении доходов. Дополнительные доходы
аккумулируются у нефтяных компаний и Центробанка, они вкладываются во что
угодно, кроме отечественной экономики. Поэтому вполне возможно, что настоящая
беда придет не от родного народоненавистнического правительства, а из-за океана,
и не только в Россию: если в России денежная масса составляет 25% ВВП, то в США
– 120% и большая их часть не в США, иными словами, американцы завоевывают мир
не на свои, а на мировые средства, к тому же нам приходится бояться кризиса в
США больше своего, пусть уж лучше воюют, лишь бы не с нами.
При обсуждении бюджета Митрофанов высказал
недовольство – зачем ставить такие объемные отчеты в день рождения
Жириновского, к трем часам в Думе ни одного трезвого не будет. Прогноз сбылся,
но не только благодаря Жириновскому – одновременно пропивали Таможенный кодекс
и по какому-то иному поводу тащили авоськами водку на девятый этаж…
23.04.03 Лев МОСКОВКИН
Федерация
Кто оплатит вставную челюсть и во что она встанет
бюджету, осталось непонятным
На
пленарном заседании верхней палаты парламента в среду был отклонен проект
закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ
по вопросам реабилитации инвалидов» с поправками в несколько действующих
законов – «О социальной защите инвалидов РФ», «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О реабилитации жертв политических репрессий»
(42 за, 75 против, 6 воздержались).
Председатель Комитета СФ по социальной политике
Валентина Петренко из Хакасии предложила доработать законопроект, чтобы
сохранить механизм поступления средств через компенсационный фонд из
федерального бюджета регионам на обеспечение средств реабилитации инвалидов.
Замминистра труда и социального развития РФ Анатолий
Осадчих сообщил, что базовой моделью для предоставления транспорта инвалидам
будет автомобиль «Ока», однако если инвалид захочет получить другую машину, то
стоимость базовой модели может быть засчитана.
Леонид Рокецкий напомнил: «Ока» стоит немало – 6
тысяч долларов, и закон может обеспечить поддержку отечественному автопрому.
Сенаторы долго спорили, как быть с инвалидами детства, которые сами за руль не
сядут.
Об инвалидах сейчас говорят много в обеих палатах
парламента, однако сенаторы защищают скорее региональные власти от лишних
расходов, чем потребности инвалидов, фактически идет тяжба за каждую копейку
между хозяевами различных бюджетных уровней.
Депутат-бюджетник Сергей Широков в поддержку
законопроекта «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по
вопросам реабилитации инвалидов» отметил, что разграничение государственных
расходов между бюджетами различных уровней очень важно, поскольку такое
распределение более четко определяет зоны ответственности.
Но проблема, по мнению
Широкова, здесь связана прежде всего с медленной скоростью преобразований в
бюджетной сфере. Значительная часть средств на социальную помощь и реабилитацию
расходуется не всегда неэффективно. Они распыляются, а главное – зачастую идут
не на финансирование услуг, которые оказываются людям в виде помощи, а на
содержание огромной, ещё выросшей по сравнению с советскими временами сети
организаций, ответственных за оказание помощи инвалидам.