25.04.03 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Минфин отчитался по бюджету двухлетней давности и оказалось, что про инфляцию врали на 30%

Прокуратура бьет по хвостам, а бюджетная рыба гниет с другого места

На пленарном заседании Госдумы в пятницу был одобрен проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2001 год» (276 за, 86 против, 1 воздержался). При обсуждении законопроекта с объемными докладами выступили замминистра финансов Татьяна Нестеренко, министр финансов Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, Генеральный прокурор Владимир Устинов и зампред думского комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба (группа «Регионы России»).

Сам отчет представила замминистра финансов Татьяна Нестеренко: это уже третий отчет Минфина по бюджету, отчет завершает бюджетный цикл. В отчетном году прекратились зачетные и товарные формы уплаты налогов. Радужную бюджетную картину продолжил писать вице-премьер Алексей Кудрин: в отчетном году минфин переломил тенденцию по росту недоимки, был определен механизм формирования финансового резерва, снизились с четверти общих расходов до 17,5% процентные расходы. До 49,9% ВВП удалось сократить госдолг. Правда, инфляция в отчетном году была больше заявленной – 18,6%.

Сергей Степашин капнул дегтя в бочку минфина, причем капля оказалась размером в 571,4 млн. рублей – столько Счетной палате удалось доказать из числа уплывших налево бюджетных средств под эвфемизмом «нецелевые расходы». Остатки на счетах на 1 января 2002 года составили ужасающую сумму 203,5 млрд. руб.

Генпрокурор Владимир Устинов был смел, как Давид, которого Кремль спустил с цепи на правительственного Голиафа, он уже не заикался, как при отчете об убийствах депутатов и не тянул резину подробностями, даже поупражнялся в красочных метафорах и определениях типа «вечнозеленая тема нецелевого использования бюджетных средств». За отчетный период выявлено более 43 тысяч преступлений в бюджетной сфере, что на 83% больше 2000 года. В 2001 году 7625 человек привлечено к уголовной ответственности, в том числе 2184 руководителя бюджетных организаций. Продолжается расхищение средств в Чеченской Республике с участием всех заинтересованных сторон. По нарушениям налогового законодательства прокуроры предъявили 5700 исков. Устинов признал, что деятельность прокуратур не свободна от недостатков, часто бьют по хвостам, не охватили всех бюджетополучателей.

Доклад депутата-бюджетника Виталия Шубы был равно свободен от прокурорского PR, степашинских претензий вывести Счетную палату из коротких штанишек в борьбе с КРУ Минфина за финансовый контроль и кудринской способности все хорошее ставить в заслугу себе, а плохое валить на обстоятельства. По словам депутата, ВВП занижен не менее чем на сто миллиардов. Прогноз уровня инфляции Минфин «перевыполнил» на треть, а дополнительных доходов набрал на 30 миллиардов. На 3% повысились ввозные пошлины. Для России публичное обсуждение бюджета – все еще непривычная процедура, но она уже выработала особый язык из эвфемизмов. В домашнем бюджете «дополнительные доходы» называются заначкой на бутылку или на вояж к любовнице, а «финансовый резерв» - средства, отложенные на последующее лечение у венеролога.

Воровать стали намного меньше, чем в середине девяностых, уменьшился отток капитала за рубеж и снижается номинал налогового бремени. Однако внешний долг выплачивается вчетверо больше внутреннего, запланированный на текущий год гигантский профицит оказался вдвое больше плана и это при максимально возможном занижении доходов. Дополнительные доходы аккумулируются у нефтяных компаний и Центробанка, они вкладываются во что угодно, кроме отечественной экономики. Поэтому вполне возможно, что настоящая беда придет не от родного народоненавистнического правительства, а из-за океана, и не только в Россию: если в России денежная масса составляет 25% ВВП, то в США – 120% и большая их часть не в США, иными словами, американцы завоевывают мир не на свои, а на мировые средства, к тому же нам приходится бояться кризиса в США больше своего, пусть уж лучше воюют, лишь бы не с нами.

При обсуждении бюджета Митрофанов высказал недовольство – зачем ставить такие объемные отчеты в день рождения Жириновского, к трем часам в Думе ни одного трезвого не будет. Прогноз сбылся, но не только благодаря Жириновскому – одновременно пропивали Таможенный кодекс и по какому-то иному поводу тащили авоськами водку на девятый этаж…

 

Из пресс-службы Минфина сообщили о планах по бюджетам следующих лет (в скобках – процент от ВВП). Доходы на 2003 год утверждены законом в сумме 2,4177918 трлн. руб. (18,5) при ВВП 13,05 трлн. руб.; ожидаемое исполнение на 2003 год – 2,5481879 трлн. руб. (19,5) при ВВП 13,1 трлн. руб. В условиях измененного законодательства ожидаемые доходы в 2004 году – 2,6861559 трлн. руб. (17,7) при ВВП 15,161 трлн. руб. В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются доходы в сумме 3,0011394 трлн. руб. (17,3%) при ВВП 17,38 трлн. руб.

Расходы на 2003 год утверждены законом в сумме 2,3456413 трлн. руб. (18,0); ожидаемое исполнение на 2003 год – 2,3604191 трлн. руб. (18,0). В условиях измененного законодательства ожидаемые расходы в 2004 году – 2,5914046 трлн. руб. (17,1). В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются расходы в сумме 2,8514755 трлн. руб. (16,4).

Процентные расходы внутренние на 2003 год утверждены законом в сумме 57,4821 млрд. руб. (0,4), ожидаемое исполнение на 2003 год в той же сумме. В условиях измененного законодательства ожидаемые процентные расходы внутренние в 2004 году – 67,9927 млрд. руб. (0,4). В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются внутренние процентные расходы в сумме 78,242 млрд. руб. (0,5).

Процентные расходы внешние на 2003 год утверждены законом в сумме 220,0279 млрд. руб. (1,7), ожидаемое исполнение на 2003 год в той же сумме. В условиях измененного законодательства ожидаемые процентные расходы внешние в 2004 году – 222,1715 млрд. руб. (1,5). В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются внешние процентные расходы в сумме 223,9191 млрд. руб. (1,3).

Непроцентные расходы без единого социального налога на 2003 год утверждены законом в сумме 1,7024913 трлн. руб. (13,0), ожидаемое исполнение на 2003 год в той же сумме. В условиях измененного законодательства ожидаемые непроцентные расходы без ЕСН в 2004 году – 1,8727404 трлн. руб. (12,4). В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются непроцентные расходы в сумме 2,0600144 трлн. руб. (11,9).

Единый социальный налог на 2003 год утвержден законом в сумме 365,64 млрд. руб. (2,8), ожидаемое исполнение на 2003 год 380,4178 млрд. руб. (2,9). В условиях измененного законодательства ожидаемый ЕСН в 2004 году – 428,5 млрд. руб. (2,8). В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидается ЕСН в сумме 489,3 млрд. руб. (2,8).

Профицит бюджета (превышение доходов над расходами) на 2003 год утвержден законом в сумме 72,1505 млрд. руб. (0,6); ожидаемое исполнение на 2003 год – 187,7688 млрд. руб. (1,4). В условиях измененного законодательства ожидаемый профицит в 2004 году – 94,7513 млрд. руб. (0,6). В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидается профицит в сумме 149,6639 млрд. руб. (0,9).

Hosted by uCoz