27.04.03 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА
Московская книга
Необременительный набор для эстетствующего лентяя
Современная русская проза: 22 рассказа. – М.:
Захаров, 2003. – 320 с. Редактор-составитель Галина Дурстхофф.
Под одной обложкой собран полноценный набор коротких
рассказов российских писателей, модных и не очень, нашумевших и широко
известных в узком кругу, одинаковых только в своей суперсовременности вне
зависимости от физиологического возраста.
Прочитав книгу, можно блеснуть литературными
познаниями и эрудицией, заслуга которой принадлежит составителю – на
современном бешено вспухающем информационном поле цивилизации гениальность
подло дезертировала из ума создателя и уже давно скрывается от преследований
там, где умеют отличать тот единственно хороший жанр, который не скучен.
С первых же страниц раскрывается секрет популярности
виртуального автора под именем Б.Акунин, разительно отличающегося от реального
человека по фамилии Чхартишвили, менее известного своими работами. Оторваться от
навороченного псевдоклассическими оборотами текста невозможно до последней
страницы рассказа, но последняя фраза приносит отрезвление, как чтение
Хемингуэя после Хейли.
Далее Сергей Балмат выписывает явно необычный для
советского читателя жанр, если только наш читатель до сих пор избежал на
виражах истории страны столкновения с Солом Белоу и иже с ним. Читать любопытно
и поучительно, много подробностей и все играет в череде слов неутомительного
повествования.
И так далее – каждый следующий заголовок естественным
образом ломает сложившийся на предшествующих страницах настрой, самый большой
рассказ длится не более 25 страниц, и каждый снабжен художественно-метафоричным
анонсом, так что получается нечто вроде камеры-обскуры Джона Дос Пасоса –
единый разнообразно-связанный текст легко пьется, как сама жизнь, но чтобы
написать это, нужен автор с точным фотографическим знанием современной разнопестрой
и быстроменяющейся жизни.
Есть рассказ полюбившейся еще с советского времени
Татьяны Набатниковой, есть модернизм и постмодернизм, также антипостмодернизм и
есть совсем короткий Владимир Сорокин, одолеть которого может даже тот, кто так
и не смог закусить «Голубым салом» похмелье от скандальной рекламы автору
«Идущими вместе» на средства «Единой России». Иначе получается как-то сугубо
по-советски: толпы людей борются с Сорокиным, но мало кто вслух признается в
чтении его произведений.
На наш дилетантский взгляд, самая яркая самореклама в
анонсе рассказа досталась именно Сорокину - этакое самооправдание гениальности
автора в форме автопортрета эгогероя любого времени.
22 рассказа, 15 мужчин и 7 женщин, в точном
соответствии с гендерными требованиями. Возможно, если бы не активность
нависшей над литературой феминистики во главе с Марией Арбатовой, женщины
получили бы больше места под этой обложкой, ибо в смутное время они в среднем
ярче и сочнее мужчин – по крайней мере в литературе.
Арбатовой в сборнике нет, возможно, она опять берет
на абордаж Госдуму и ей недосуг. Нет и жемчужины современной русской прозы –
Людмилы Улицкой. Искреннее сожаление по этому поводу составителя Галины
Дурстхофф звучит неубедительно, возможно, талантливая авторша решила сначала попортить
кровь западным издателям своим имманентным гениальности плохим характером. Лучший
способ любить Родину – печататься преимущественно за рубежом.
Впрочем, русская литература всегда была сильна тем,
что в ней никогда не было возможно выделить одно имя. В своем
высокохудожественном предисловии Дурстхофф просит «Идущих вместе» не
напрягаться, в чем мы с ней не согласны: небольшое издание – хороший удар по
новой попытке строительства в стране единообразия.