Лев МОСКОВКИН
Налоги
Говорим о
налогах, подразумеваем бюджет
Общее мнение в
обеих палатах парламента таково, что из-за правительственного пакета налоговых
поправок весенняя сессия будет продлена – разногласий много, а отложить
законопроекты нельзя, от них зависит весь ход обсуждения бюджета, который
правительство обязано внести в конце августа.
За несколько
бурных лет «свободной России» публичный бюджетный процесс стал таким же
атрибутом страны, как обмен валюты или демократ в политике. Естественно,
исполнительная власть выработала массу уловок и хитростей для общения с
законодательной, включая особый язык для написания законопроектов в форме
притчи, когда простое прочтение обильного текста закона не дает ощутимых
достижений в понимании того, что хотел сделать автор и приходится ждать, что
напишут об этом продажные журналюги. К тому же поправки в Налоговый кодекс были
внесены правительством в Думу в точном соответствии с законами изобретенного
для этого жанра – в предельный крайний срок и во время майских праздников,
когда в парламенте поменьше народу.
Теперь уже
который день эмиссары Минфина шустрят по обеим палатам, занимаясь усиленным PR своих идей. Они просты – если любимый президент велел
снижать налоговое бремя, то правительство принимает мужественное решение делать
это за счет регионов. С будущего года отменяется неплохо собираемый налог с
продаж, более половины которого поступает в три мощнейших субъекта федерации:
8% - Санкт-Петербург, 10% - Московская область и 36% - Москва. Возможно,
Владимиру Яковлеву уже все равно, но Юрий Михайлович свое слово естественно
скажет.
При обсуждении
вопроса на налоговом подкомитета Совета Федерации сенаторы неприятно удивились:
на регионы уже положили с будущего года 15 миллиардов компенсаций льгот по
оплате ЖКУ, затем президент объявил о 33%-ном повышении зарплаты бюджетникам,
хотя не все регионы способны и эту-то зарплату выплатить, накапливая
задолженность. Замминистра финансов Сергей Шаталов обещал компенсировать
регионам выпадение 60 млрд. отменяемого налога с продаж, но ему не поверили.
Такие обещания звучат всегда и они по определению не могут быть искренними –
зачем тогда менять действующую схему, ведь не из своего же кармана, обливаясь
слезами умиления, вытащит правительство недостающую сумму?
Чтобы отвлечь
внимание и подсластить пилюлю, Шаталов обещал повысить налог на имущество
предприятий с 2 до 2,6%. В ответ его попросили отдать акциз на алкоголь,
перенеся его администрирование с производителя на оптовый склад, т.е.
фактически отдать регионам. Прозвучало это неуверенно и имело характер
ритуального жеста – понятно, региональным бонзам никогда не удастся вклиниться
в борьбу титанов федерального масштаба за право поливать народные желудки
дешевой паленой водкой, по полной программе потроша карманы одурманенных душ.
То, что можно, регионы уже отщипнули, а все попытки легализовать рынок алкоголя
пока приводят к обратному результату, хоть всю бутылку оклей акцизными марками.
Ставшие перманентными, как смена дня и ночи, перемены налогового
законодательства действуют наподобие трепыхания подцепленной на крючок рыбы:
вполне разумные телодвижения насаживают ее на крючок еще глубже.
Простой вопрос
– насколько снижается налоговое бремя – становится в стране сакральным. Как
утверждает большой специалист в понимании финансового устройства страны,
депутат Николай Гончар, смотря от чего отсчитывать: ставки снижаются, но
раньше-то вообще налогов не платили. К тому же у крупных компаний всегда есть
способы прикупить министра или замминистра для «оптимизации налогов» и
изменение налогов для нефтянки к успеху не привели, об этом говорят
сравнительные данные проверок Счетной палаты, предоставленные Совету Федерации.
По признанию
зампреда СП Алексей Семиколенных на предписания в адрес Минфина в СП приходит
ответ за подписью замминистра Алексея Улюкаева в хамском стиле «ничего делать
не будем и вы в этом ничего не понимаете». Сенаторы повздыхали и посоветовали
Счетной палате «повысить уровень отчетов», пока в другом помещении верхней
палаты другой замминистра финансов продолжал рассказывать, как будет хорошо с
будущего года, когда начнут действовать новые налоговые законы. С.Шаталов даже
обещал выплатить задержанный возврат НДС, правда, после введения мер борьбы с
незаконным возвратом – сейчас эти меры проверяют у себя Болгария и Украина, а
Россия присматривается. НДС будет снижен с 20 до 18% при сохранении льгот на
социально значимые товары (напомним: и для СМИ, которые пишут, в частности, и о
налоговой бодяге, чтоб не сильно злобствовали).
Акциз на газ
предлагается заменить на налог на добычу полезных ископаемых в размере 193 руб.
за тысячу кубометров при одновременном повышении экспортной пошлины в четыре
раза с 5 до 20%, поскольку действующая схема непрозрачна и Газпром отпускает
газ разным компаниям по ценам, различающимся в несколько раз. Понятно, что
компенсировать потери за счет туркменского газа не удастся – Туркмен-баши
согласился на российские предложения, а после заставил платить по полной
ставке.
Кого мы кормим
за счет нашей жизни и здоровья, в общем понятно. Например, сохраняется вредная
адвалорная составляющая в акцизе на сигареты в размере 5% - хорошо, что не 7%,
как предлагала British-American Tobacco,
а специфическая ставка табачного акциза повышается на 20%. Кстати,
комбинированный табачный акциз был введен в соответствии с «научными
разработками» Института экономики переходного периода п/у Егора Гайдара из
фракции СПС. В период очередного обострения на демократическом фланге Думы
представитель «Яблока» Алексей Мельников внимательно прочитал документы и
установил, что «разработки» представляют собой перевод на русский язык
разработок BAT для колонизации табачного рынка
самой курящей страны в мире.
Сенатор от
Красноярского края Вячеслав Новиков уверен: за бюджет сенаторы проголосуют в
положенный срок, как миленькие. Но вот в целом бюджетно-налоговая политика –
откровенный курс на унитаризацию страны, что лично Путину нужно намного больше,
чем нам – снижение налогового бремени. Роль верхней палаты остается
проблематичной, сенаторов третьего созыва используют обычно по команде фас
против депутатов, если те что-то не поняли. Обычно это бывает в случае принятия
Думой социальных решений в пользу народа или в интересах регионов, что с
депутатами случается ближе к выборам.
Полна чудес
могучая российская природа: члены СФ платят неслабые бабки за сенаторское место
выкорчеванным из Б.Дмитровки губернаторам, чтобы исполнять команды против них.
Но по бюджету и такого не будет, парламент примет решение под диктовку
правительства, затем президент Всея Руси ближе к своим выборам чуть-чуть поправит
ситуацию в пользу народа.