14.09.03 Лев
МОСКОВКИН
Манеж
Три медведя в
одном Манеже
В Москве опять
отмечают 300 лет отечественной прессы
Премьер узнал,
как журналистика борется за свободу слова, но на правительстве это не
отразилось
В субботу
почти без зрителей в Центральном выставочном зале «Манеж» символическим
нажатием красной кнопки премьер Михаил Касьянов открыл
художественно-публицистическую выставку «300 лет российской журналистики – 300
лет российской истории».
Красная кнопка
запустила новостную ленту ИТАР-ТАСС, Михаил Касьянов выступил с длинной и ни к
чему не обязывающей речью о необходимости свободы слова – «Познакомившись с
выставкой, можно узнать, как журналистика боролась за свободу слова», и
высказал пожелание создать на основе материалов выставки музей отечественной
журналистики.
По сторонам
премьера переминались с ноги на ногу еще два Михаила – министр Лесин и его зам Сеславинский, ожидая возможности поаплодировать. Премьер не
ответил на наш вопрос о том, как у нас со свободой слова в условиях поправленного
Центризбиркомом закона о СМИ и как вообще на таком законе освещать вместе с
предвыборной кампанией бюджет. Касьянов только сказал, что бюджет – не предмет
торга, свобода слова в конкретном применении премьера не волнует.
Пока премьер
говорил, за его спиной крутились встык новости ИТАР-ТАСС – об открытии
выставки, организованной ИТАР-ТАСС, и о фактическом отпуске в свободное
плавание цен на газ для Белоруссии, очевидно по заказу партнера по организации
выставки – «Газпромбанка».
В
отличие от выставки по тому же поводу 300-летия российской прессы, которая
прошла в январе в Новом манеже за Госдумой и явилась форумом журналистов и
исследователей журналистики, открывшаяся в Центральном «Манеже» выставка
представляет собой дорогущий креативный проект миллионов
на 15-20 рублей с показом в нескольких залах обстановки различных эпох,
пережитых отечественной журналистикой: зарождения и развития печатной прессы,
предреволюционный и послереволюционный, военный, советский и
современный. Почему-то есть даже ощерившийся пулеметами броневик, въезжающий в
зал через красочно выполненный разлом стены, видимо для напоминания о главном публицисте-креаторе советской эпохи Владимире Ильиче, который
с подобного броневика как-то выступал.
Впечатляет
символический экспонат транспарентности того, что
освещает российская пресса – выполненный из прозрачного пластика макет шхуны
почти в натуральную величину, разрезающий не менее символичные волны из листов газетного
моря.
Есть зал со множеством наушников, через которые можно услышать
трансляцию эфира отечественных радиостанций, и есть отсек с безумным количеством
установленных стеной компьютеров, транслирующих видеоинформацию. На выставке
представлен кинопроектор, предназначенный для единственного зрителя – Иосифа
Сталина, также аппаратура, с помощью которой делали и передавали новости, от
первых печатных машинок до современных компьютеров, также многочисленные
телетайпы, магнитофоны и телевизоры. Сейчас даже на наборную кассу со
свинцовыми литерами посмотреть интересно – не осталось всего этого, не говоря
уже о том, как выглядела та самая «Лейка» или блокнот из популярной до сих пор
военной песни.
Фронтовая
журналистика вывела много героических имен в историю отечественной прессы, но
она имела оборотную сторону, представленную на выставке – служебная записка бесстрашного
редактора «Красной Звезды» Давида Ортенберга секретарю
ЦК ВКП(б) тов. Щербакову А.С. с просьбой о разрешении
на публикацию статьи Ильи Эренбурга, документ Центральной военной цензуры о
том, что «15.9.1941 г. Редакция газеты «Красная Звезда» поместила материалы без
исправлений, предложенных цензурой, и поэтому из статьи И.Эренбурга «На
западном направлении» можно сделать вывод о количестве самолетов на Брянском
направлении фронта - 250. Еще две оплошности Эренбурга – указание в статье фамилий
трех генералов и высказывание «нежелательного мнения автора»: «Немцам легче
построить новые самолеты, залатать подбитые танки, нежели восполнить бреши в
личном составе».
Большой
интерес представляют многочисленные обложки журналов, включая выходящие и
поныне, но с уже забытым дизайном прошлых лет – «Нива», «Журнал для хозяек»,
«Рампа и жизнь», «Русская иллюстрация», «Стрекоза», «Новый Петербург»,
«Работница и крестьянка», «Мурзилка», «Пионер»,
«Экран», «Крокодил», «Безбожник», «Юный натуралист», «Еж», «Колыма» и многие другие включая журнал столетней давности «Будильник»,
посвященный 200-летию российской прессы с изображением устремленных в будущее
аллегорических фигур «Гласность», «Грамотность» и «Партийность».
«Еж»
есть, а вот «Чижа» не обнаружилось (соответственно «Еженедельный журнал» и «Чрезвычайно
интересный журнал»).
Представленная
на выставке ретроспектива знаменитых фотографий Сталина, Брежнева и других
отечественных руководителей, также карикатур из «Крокодила» на их зарубежных
коллег, органично дополняется карикатурой на Сталина и Гитлера из английского
издания, также послереволюционными и затем зарубежными оппозиционными
изданиями, в частности, белого движения.
Экспонаты выставки
обычно недоступны из архивов, поэтому идею создания музея журналистики
поддержал секретарь СЖР Михаил Федотов - идею премьеру
конечно же «подсказали», он не сам это придумал. Федотов высоко оценил
выставку, но подчеркнул, что он не нашел в числе ее экспонатов брошюру 1990
года с проектом закона о СМИ, написанную самим Федотовым в соавторстве с Юрием
Батуриным и Владимиром Энтиным. В ответ на вопрос о том,
почему в честь 300-летия российской прессы проведены две выставки с разницей
почти в год, М.Федотов с удовлетворением сообщил: лучше два раза вспомнить о
юбилее отечественной прессы, чем ни разу. Наш народ любит праздники. Представитель
ИТАР-ТАСС заверил: брошюра Федотова, Батурина и Энтина
обязательно появится в числе экспонатов.
Декан журфака МГУ, профессор Ясен Засурский
в своей ретроспективной статье «Три века русской печати», представленной в
материалах выставки, напоминает, что «день рождения» русской журналистики – 16
декабря 1702 года, когда Петр Первый подписал Указ «О
печатании газет для размещения оными о заграничных и внутренних происшествиях».
Профессор Московского университета Засурский считает
первым теоретиком журналистики создателя университета Михаила Ломоносова,
который опубликовал «Рассуждения об обязанностях журналистов» в издававшемся на
латыни Академией наук журнале «Комментарий».
Вход на
выставку свободный, она будет работать до 5 октября. Подготовили и провели
выставку ИТАР-ТАСС, АБ «Газпромбанк» и ЗАО Kraftway. Руководители
проекта – министр по делам печати, телерадиовещания и СМИ М.Лесин и Гендиректор
ИТАР-ТАСС В.Игнатенко, креативный директор – замгендиректора ИТАР-ТАСС М.Гусман, главный научный
консультант – декан журфака МГУ Ясен Засурский.
На
выставке представлены экспонаты архивов (РГАДА, ГА РФ, РГИА, РГАНИ, РГАСПИ,
РГАКФД, РГАЛИ и РГВИА), музеев (ГИМ, ГЦМСИР, ЦМ ВС МО, Политехнический музей и
Музей космонавтики), ИТАР-ТАСС, библиотек (РГБ и РНБ), также двух общественных
правозащитных организаций (общество «Мемориал» и музей и общественный центр им. Андрея Сахарова).
Посетитель
может не обращать внимания на наш уместный сарказм – деньги потрачены, причем
не нами и не на нас, и насладиться хорошо сделанной выставкой, она будет
интересная и занимательна для любого, а на журналистов со стажем может воздействовать
психотерапевтически – вон ведь как было, и на том
работали…
«ПЕРВЫЙ КАНАЛ»
НЕ БУДЕТ ТРАНСЛИРОВАТЬ КСЕНОФОБИЮ ДАЖЕ В СОСТАВЕ АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ –
КОНСТАНТИН ЭРНСТ
Москва, 14
сентября 2003 года. Новый законопроект о СМИ подготовлен Индустриальным
комитетом СМИ и на следующей неделе его текст будет внесен на рассмотрение
президенту РФ. Об этом сообщил президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев,
который также рассказал, что предстоящую избирательную кампанию отечественной
журналистике придется пережить с тем законом, который есть, но затем очевидно
будет новый закон о СМИ. Замечания к его тексту из Главного правового
управления президента уже получены, по некоторым позициям достигнуто
согласие ИК СМИ и ГПУ президента, другие согласовываются и после этого
решится вопрос, поставит ли Путин свою подпись на законопроекте для внесения
его в Думу, что ожидается в период осенней сессии парламента.
Секретарь
Союза журналистов России, разработчик законов о СМИ Михаил Федотов со своей
стороны сообщил, что он принимает активное участие и подготовке будущего
закона, но подтвердил, что объявленную избирательную кампанию придется прессе
вести по действующему закону. Профессор Ясен Засурский со своей стороны подчеркнул, что
журналисты должны действовать в соответствии с законом, но затем назвал
«правильной» позицию тех главных редакторов, которые намерены рисковать и не
подчиняться закону с допускающими различное толкование нормами.
Генеральный
директор «Первого канала» Константин Эрнст в беседе с
подтвердил позицию своего заместителя Марата Гельмана,
сообщив, что «Первый канал» не будет передавать в эфир призывы к ксенофобии в
агитационных материалах кандидатов, «будь они хоть двадцать раз оплачены».
Напомним, что со стороны редакции это
является нарушением закона, поскольку предоставленные в соответствии с ним
агитационные материалы редакция не имеет права исправлять или корректировать.
Из архива
ПАВЕЛ ГУСЕВ: «Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЖУРНАЛИСТЫ СЕГОДНЯ СВОБОДНЫ В
ПОЛНОЙ МЕРЕ»
Москва, 14 января 2003 года. «Золотой век
нашей журналистики был недолгим, может быть, это 1991-1992 годы, когда
журналисты освободились от цепкой руки Главлита и Центрального Комитета, но еще
не попали в более цепкие руки владельцев прессы, тех, кого называют
олигархами», – заявил сегодня декан факультета журналистики МГУ профессор Ясен Засурский на открытии выставки, посвященной 300-летию
российской прессы, в Новом Манеже в Георгиевском переулке. Тем не менее,
по мнению Засурского, сегодня отечественная
журналистика более свободна, чем журналистика других стран.
Председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор
газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев сказал по тому же вопросу в интервью
агентству: «Я не думаю, что журналисты сегодня свободны в полной мере,
наоборот, сегодня все сложнее и сложнее становится работать в журналистике, все
больше и больше нужно обходиться словами баснеподобными,
для того чтобы выразить свою мысль, и прибегать к советскому методу скрытого
смысла в статьях и материалах».
Гусев назвал «печальным» то, что СМИ очень сильно разделены
на кланы, на «олигархические кружки», подчеркнув, что «журналистское сообщество
под угрозой, это тоже влияет на свободу слова».
На выставке, посвященной
300-летию российской прессы, представлены первая русская печатная газета
«Ведомости», первый русский научно-популярный журнал «Месячные исторические,
генеалогические и географические примечания», первое сатирическое издание «Трудолюбивая
пчела», которое редактировала императрица Екатерина II, манифест 17 октября
1905 года и издания начала прошлого века – газета «Правда», «Известия Советов
депутатов трудящихся СССР» и др.
В МГУ ОТКРЫЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ
Москва, 17 октября 2002 года. Сегодня на факультете
журналистики Московского университета открылся трехдневный международный
конгресс «300 лет российской газете: от печатного станка к электронным
медиа». Открыл пленарное заседание
конгресса декан факультета журналистики профессор Ясен Засурский.
На пленарном заседании выступили председатель Союза
журналистов России Всеволод Богданов и председатель Фонда защиты гласности
Алексей Симонов. Симонов рассказал о премии «За журналистику как поступок» и
призвал журналистов подавать примеры достоинства в своей работе: «Журналистика
очень нуждается в достоинстве, а достоинство – в примерах».
Сегодняшнее пленарное заседание посвящено 300-летию первого
российского периодического издания.