ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ ИСПЫТЫВАЕТ НЕОБЫЧАЙНЫЙ
ПОДЪЕМ – МИКА ЧЛЕНОВ
Москва, 25 сентября 2003 года.
Российский еврейский конгресс провел накануне вечером в «Галерее искусств»
Зураба Церетели на Пречистенке ежегодный прием, посвященный Рош ха-Шана —
Еврейскому Новому году.
На приеме присутствовали оба главных раввина России –
Адольф Шаевич и Берл-Лазар, писатели Леонид Жуховицкий и Мария Арбатова,
сатирик Аркадий Арканов, телеведущий Владимир Соловьев, представитель
правительства Москвы Владимир Ресин, издатель «Международной еврейской газеты» Танкред Голенпольский и
журнала «Алеф» Лариса Токарь.
Сюрреалистический, высокохудожественный
интерьер помещения с горельефами на стенах, эклектично контрастирующими со
скульптурами мэра Лужкова и фигур с отчетливыми признаками подходящей событию национальности,
дополняло гигантское яблоко в середине уходящего в звезды зала. Собравшимся предлагали в подарок книги по еврейской
традиции, литературе и истории.
Приветствовал собравшихся президент РЕК Евгений
Сатановский.
Иосиф Кобзон в своем выступлении сказал: «Мне задают
вопрос: а собственно почему евреи празднуют Новый год
в сентябре? Я говорю, если хотите - мы еще отпразднуем в октябре. Нам, евреям,
всегда нравится, когда народ гуляет. Это наш традиционный праздник, не мы его
придумали, спасибо предкам, которые пять тысяч лет тому назад создали атмосферу
праздника. … Мы евреи укоренились в России и дожили до этого славного времени,
когда гусляры играют еврейские мелодии, русские народные
старинные инструменты, а еврейский камерный хор Общинного центра Москвы
в Марьиной роще поет русскую «Калинку». Это нормально, это замечательно, что мы
считаем себя гражданами одной страны и что мы имеем
возможность праздновать национальные праздники. Спасибо всем вам, евреям
и русским, и представителям всех других национальностей, за то, что вы пришли
сегодня отметить этот национальный еврейский праздник. Я вас всех поздравляю и
желаю счастья, и пусть в наших сердцах и душах всегда будет праздничное
настроение».
И.Кобзон спел песню: «Еврейское местечко, синагога, и
с ворохом гешефтов и забот, рожденный под звездою Соломона, я в нем не жил –
оно во мне живет. Местечко, местечко, над крышей дым колечком, упала на
крылечко полночная звезда. А в доме нет лада, и ехать все же надо. О, кто бы
подсказал бы – откуда и куда!»
В ответ на наш вопрос, есть ли в еврейской
жизни перемены к лучшему, Иосиф Кобзон рассказал: «Что
значит перемены к лучшему, у нас совершенно нормальная
жизнь для евреев наступила. Евреи приглашают к себе на праздники лиц разных
национальностей, которые с удовольствием приходят. Евреи не стесняются своего
еврейства, не стесняются своих имен, не пишут в паспорт другие национальности.
Т.е. евреи полностью адаптированы в России, я думаю, что это большая заслуга в
Москве мэра, в России президента, для того, чтобы представитель любой
национальности чувствовал себя свободным гражданином».
Далее певец поздравил читателей с праздником: «Я конечно же хочу поздравить с новым годом, многие удивляются,
почему еврейский Новый год отмечается 26 сентября. Ну
потому что у нас так. А скажем у мусульман отмечается
он по-другому. Это я считаю, дело каждой национальности, каждого народа. Я
поздравляю всех читателей с Новым годом, будьте счастливы. Пускай у вас в ваших
сердцах и ваших душах будет всегда праздник.
Главный раввин России Адольф Шаевич сообщил нам, что за
две тысячи лет в еврейском мире ничего не меняется, а активист еврейской общины
России Мика Членов рассказал: «Еврейская жизнь на мой
взгляд переживает подъем в России, она необычайно активна, масса интереснейших
программ, она уходит вглубь по самым разным направлениям. Мы переживаем
неплохой период, происходит «устаканивание» всего российского общества, которое
чуть-чуть начинает сбрасывать с себя стресс последних пятнадцати лет. Российское
еврейство является частью российского общества, оно тоже «устаканивается».
Ситуация с двумя раввинами – нормальная, с ней можно жить и она не наносит безумного
вреда. У нас два главных раввина, O`key, может появиться третий, может появиться пятый, я
это буду только приветствовать».