Лев МОСКОВКИН
Федерация
Завершение года в верхней палате
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
СОСТОИТСЯ 28 ЯНВАРЯ
Москва, 23 декабря 2003 года. В ходе весенней сессии Совет
Федерации рассмотрит ряд важнейших законопроектов, касающихся
налогово-бюджетной сферы, обеспечения экономических реформ, связанных с
дебюрократизацией экономики, а также законопроекты о разграничении полномочий
органов власти. Об этом сообщил журналистам по итогам прошедшего сегодня
заседания Совета верхней палаты российского парламента зампред Совета Федерации
Валерий Горегляд (Сахалинская область).
Он также сообщил, что следующее заседание СФ, первое
заседание в следующей, весенней сессии, состоится 28 января. Решение об этом
также было принято сегодня на заседании Совета палаты.
Говоря об итогах прошедшего года, В.Горегляд сообщил,
что за год сенаторы приняли 176 законов, 8 было отклонено и 5 из них прошли
процедуру согласительной комиссии. Важнейшими из принятых в течение года
законов зампред СФ считает законы по реформе федеративных отношений, об основах
местного самоуправления. Из важнейших экономических законов, одобренных в
завершающемся году, Горегляд назвал закон о страховании вкладов граждан в
банках.
В будущем, пока сохраняется благоприятная
международная конъюнктура, Горегляд считает важным провести дальнейшее снижение
налоговой нагрузки, в частности, снизить НДС до 15%.
Горегляд в беседе с журналистами отметил, что
одобренный на последнем пленарном заседании СФ закон о бюджете-2004 «не прошел
без критики», однако, как считает Горегляд, хорошо уже то, что в этом году
снижение налоговой нагрузки впервые прошло за счет федерального бюджета, тогда
как предшествующие три года снижение налоговой нагрузки проходило в основном за
счет бюджетов субъектов Федерации. С одобрением Горегляд отметил и то, что
соотношение федерального и региональных бюджетов несколько изменилось в пользу
регионов, с 60:40 до 56:44.
ЗАМПРЕД СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ СЧИТАЕТ НЕДОПУСТИМЫМ
ПРИНИМАТЬ ЗАКОН О ПОЛНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СЕНАТОРОВ ОТ ДЕЛЕГИРОВАВШИХ ИХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ
Москва, 23 декабря 2003 года. Как в верхней, так и в
нижней палатах российского парламента имеются несколько законопроектов по
изменению механизма формирования Совета Федерации, включая проект о прямых
выборах членов верхней палаты парламента. Об этом напомнил сегодня журналистам
первый зампред Совета Федерации Валерий Горегляд (Сахалинская область).
В.Горегляд считает недопустимым сделать так, чтобы
члены Совета Федерации были независимы от делегировавшего их в верхнюю палату
парламента органа власти, то есть необходим механизм ответственности сенатора
перед регионами.
В.Горегляд ответил на вопросы журналистов, в
частности, по дальнейшей судьбе закона об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств. Горегляд считает недопустимым
полную отмену «автогражданки», поскольку за рубежом проблема решается именно с
помощью страхования автогражданской ответственности, однако в нашей стране
остается вопрос, связанный с низкими доходами граждан, и решить задачу, по
мнению Горегляда, пока не удается, однако «надо работать в части
совершенствования страховых тарифов, возможно, ввести льготы для
низкооплачиваемых граждан».
СЕНАТОРЫ ГОТОВЯТ ОБРАЩЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ В США ПО ПОВОДУ
ОТМЕНЫ ПОПРАВКИ ДЖЕКСОНА-ВЕНИКА
Москва, 23 декабря 2003 года. Сегодня на заседании
Комитета Совета Федерации по международным делам под руководством Михаила
Маргелова (Псковская область) подготовлен текст обращения к сенату США от имени
СФ по ускорению процедуры отмены поправки Джексона-Веника, касающейся мер
относительно торговли с нашей страной.
Кроме того, как сообщили нам в аппарате этого
комитета верхней палаты, накануне на имя председателя СФ Сергея Миронова
поступило письмо от председателя комитета по международным делам сената США. В
письме содержится благодарность за визит Миронова в США 2-5 ноября текущего
года, а также подтверждение договоренностей по отмене поправки Джексона-Веника.
Текст обращения российских сенаторов к коллегам из
США обсуждается сегодня на заседании Совета палаты.
ЧЛЕНЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ НАМЕРЕНЫ УТОЧНИТЬ ПРОЦЕДУРУ
ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ ПАРЛАМЕНТА
Москва, 23 декабря 2003 года. Сегодня комиссия Совета
Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности проводит
«круглый стол» на тему «Проблемы реализации Федерального закона «О порядке
формирования СФ ФС РФ».
Участники «круглого стола» считают проблему
формирования СФ актуальной потому, что практика формирования палаты, по их мнению,
свидетельствует о недостаточности регулирования процедуры избрания членов СФ
нормами регламентов соответствующих органов государственной власти субъектов РФ
– законодательных и исполнительных. По мнению сенаторов, отсутствие четкой
процедуры формирования СФ вынуждает субъекты РФ самостоятельно регулировать
своими нормативно-правовыми актами не только процедуру назначения и выборов
членов верхней палаты парламента, но и основание отзыва сенаторов.
Сами сенаторы в связи с этим считают необходимым на
федеральном уровне законодательно определить пределы применения досрочного
отзыва члена СФ, применяемого органом госвласти субъекта РФ к лицу, занимающему
госдолжность в РФ.
СЕНАТОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ СТАВКИ НДПИ
Москва, 17 декабря 2003 года. С предложением
увеличить рентный доход выступил сегодня академик-экономист Дмитрий Львов на
парламентских слушаниях на тему «Рентная экономическая политика государства и
стратегии развития России», которые организовал и провел комитет Совета
Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности.
В своем докладе академик утверждал, что в будущем
особую роль будут приобретать не столько полезные ископаемые, а дефицитные
ресурсы, причем Россия со своим вкладом в экологическое равновесие занимает первое
место в мире, обгоняя Южную Америку. США с Канадой вносят отрицательный вклад.
При этом по душевому потреблению в России идет
лавинообразное отставание, причем за годы реформ отставание не сокращается: в
1990 году – 10,5 тысяч долларов на человека в год, в 2000 году – 7,5 тыс.
долларов на человека в год.
Академик Д.Львов подверг жесткой критике стратегию
формирования Стабилизационного фонда – «эти средства лежат мертвым грузом,
удовлетворяя амбиции Илларионова и др.». По оценкам Львова, если свободные
остатки за текущий год составят 185-186 млрд. рублей, а Стабилизационный фонд
будет равняться 84-86 млрд. рублей, то в будущем году «неприкосновенный запас»
может достигнуть 420 млрд. рублей. Чтобы ликвидировать бедность, по оценкам
академика, необходимо 7,5 млрд. долларов, и при этом страна располагает суммой
в 2-3 раза больше, однако эти ресурсы не работают на экономику.
В своем докладе Д.Львов представил расчеты, согласно
которым формирование доходов на основе факторов первичного распределения
соотносятся следующим образом: капитал – 20%, труд – 5%, рента – 75%. То есть
2/3 дохода не являются делом рук человека, это то, как сказал Львов, «чем
Россия располагает от Бога, что является государственной собственностью и что
приватизировано благодаря нашей бездарной политике». Реальное формирование
доходов в рамках действующей системы иное: труд – 70%, рента – 13%, капитал –
17%. Расчет чистой прибыли, которую имеют добывающие компании, по данным
Львова, показывает, что чистая прибыль составляет 17,5 млрд. долларов при
уплате 19,98 млрд. долларов налога. Рентный доход в последние годы, по данным
Львова, в процентах от ВВП снижается: 2000 год – 17%, 2003 год – 9,2%. В чистом
виде рентный доход от нефти, газа и цветной металлургии составляет в текущем
году 38,4 млрд. долларов (в 2000 год – 44 млрд. долларов).
В своем докладе Д.Львов подчеркнул, что он считает
себя «рыночником» и не является противником частной собственности, но академик
хотел бы, чтобы «кто-то назвал мне из этих так называемых олигархов, что они сделали
для России. Я знаю, что они сделали против России».
В проекте рекомендаций парламентских слушаний
предлагается пересмотреть ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ),
чтобы «усилить рентную составляющую» и дифференцировать ставки НДПИ по двухстороннему
принципу: для труднодоступных и высоковыработанных месторождений – в сторону
уменьшения; для легкоосваиваемых месторождений – в сторону увеличения.