29.03.04 Лев МОСКОВКИН
Политинформация
Не светит Явлинскому пост Фрадкова
Председатель думского комитета по международным делам Константин
Косачев не слышал, чтобы на бывшее место Михаила Фрадкова представителя России
в Евросоюзе прочили Григория Явлинского. Есть предположения, но Косачев
называть их не стал и обещал, кандидатуры Дума обсудит в режиме назначения послов,
как это прописано в Конституции.
Про Явлинского это был боковой вопрос, как и про Ходорковского.
Косачев выступил в Интерфаксе по предложению Ирины Иновели о расширении НАТО и
ЕС.
КОНСТАНТИН КОСАЧЕВ ПРЕДЛАГАЕТ ГОСДУМЕ РАТИФИЦИРОВАТЬ ДОГОВОР О
СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ЕВРОСОЮЮЗОМ, НО ПОЛАГАЕТ, ЧТО ДУМА МОЖЕТ НА ЭТО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ
Москва, 29 марта 2004 года. В вопросе грузового транзита через
Литву нет никаких продвижений и это вызывает серьезную озабоченность
председателя думского комитета по международным делам Константина Косачева в
связи с предстоящим 1 мая вступлением в Европейский Союз 10 новых стран в
дополнение к 15 членам ЕС.
Говоря об истории вопроса, Косачев сообщил, что Россия впервые
представила список своих озабоченностей из 18 пунктов в связи с расширением
Евросоюза в 1999 году и тогда это вызвало в ЕС настоящий шок, потому что на
нашу страну привыкли смотреть как на погрязшую в собственных проблемах. Сначала
наши озабоченности вообще не встречали понимания, затем представители ЕС начали
признавать справедливость опасений России, но предлагали подождать, пока идут
переговоры о вступлении в ЕС новых членов, обещая поставить и вопросы России.
Однако впоследствии российская сторона услышала, что уже поздно.
Спустя 4 года после первого представлен новый список из 14
пунктов, но фактически там нет только вопроса о пассажирском транзите.
Вступление новых членов в ЕС вызовет у России проблемы и с
сельхозпродукцией, потому что если в России закупочная цена на молоко
составляет 4 руб. за литр, то в Европе она почти втрое больше – примерно 11
руб., однако импортные йогурты и сыры свободно продаются в России и это значит,
что сельхозпроизводство дотируется в ЕС, на это выделяется 14,7 млрд. евро.
Тем не менее, Косачев считает, что России нельзя идти по пути
ультиматумов, следует ратифицировать соглашение с ЕС о сотрудничестве,
заключенное в 1997 году на 10 лет. Это соглашение и во временном режиме
применения не содержит дискриминации в отношении новых членов, оно будет
действовать еще полгода в полном объеме.
Однако по собственному ощущению Косачева, настроения в Думе не
позволят провести ратификацию автоматически.
КОНСТАНТИН КОСАЧЕВ ОПАСАЕТСЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
НОВЫХ ЧЛЕНОВ НАТО ВДОЛЬ ГРАНИЦ РОССИИ
Москва, 29 марта 2004 года. Председатель думского комитета по
международным делам Константин Косачев полагает, что вступление семерки новых
государств-членов НАТО не снизит возможности сотрудничества России и НАТО.
В нашей беседе Косачев сказал, что теоретически такая возможность
существует, но стратегически вопросы сотрудничества России и НАТО столь
серьезны, что депутат-международник не думает, что они будут поставлены в
зависимость от расширения НАТО. И технически возможности взаимодействия не
прекратятся, оно будет осуществляться в формате не 20-ки, а 27-и стран.
Тем не менее, расширение НАТО вызывает вопросы у России. На
пресс-конференции в «Интерфаксе» Косачев напомнил, что сегодня семь стран
(Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония) сдают свои
ратификационные грамоты стране-депозитарию Вашингтонского договора о создании
НАТО – США, и США постарается сделать из этого шоу. Вопрос расширения НАТО
послужит предметом обсуждения на предстоящем заседании Совета Думы и
постановление Госдумы с заявлением по указанному поводу будет обсуждаться на
пленарном заседании палаты либо в среду 31 марта, либо в пятницу 2 второго
апреля, когда на площади у штаб-квартиры НАТО в Брюсселе поднимут флаги семи
новых членов альянса.
На пресс-конференции Косачев объяснил, что согласно имеющимся
договоренностям, размещение ядерного оружия на территории новых членов НАТО
невозможно. Проблема в том, что 4 из 7 вступающих в НАТО государств свободны от
обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ),
существует лишь абстрактная норма об ограничение существенных обычных
вооружений, что создает неопределенность. Дальнейшие переговоры в этом плане
наталкиваются на стену непонимания, причем вопрос искусственно увязывается с
выполнением Россией Стамбульского соглашения по выводу военных баз из Грузии.
Косачев считает, что отсутствие продвижений в переговорах по
создающейся серой зоне неопределенности в отношении размещения обычных
вооружений выгодна НАТО. Косачев напомнил, что Польша вступила в НАТО в 1999
году и тогда же весь свой военный бюджет потратила на закупки танков, до этого
так же бюджет страны был потрачен на закупки американских самолетов – это не
оружие против террористов, по мнению Косачева, против кого собирается
обороняться Польша, понятно, это Россия. Появление крупной военной группировки
вдоль линии взаимодействия России и НАТО вызывает вопросы у России и может
вынудить Россию на ответные меры, хотя депутат считает нежелательным такое
развитие событий, когда Россия и НАТО обмениваются усилиями в отношении
военного присутствия вдоль линии своего взаимодействия.
Сейчас мяч на стороне НАТО, подчеркнул Косачев.
Что касается Российских баз в Грузии, то Косачев отмечает, что Россия свои обязательства по Стамбульскому соглашению выполнила: базы из Гудауты и Вазиани выведены, по базам в Аханкале и Батуми есть договоренность сторон провести переговоры о функционировании этих баз на территории Грузии. Косачев подчеркивает, что речь идет о двухсторонних соглашениях, которые не могут быть условиями третьих стран, но тем не менее, базы Грузии нежелательны и они должны быть выведены.