ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
В ТЕРРОРИЗМЕ МОЖНО БУДЕТ ЗАДЕРЖИВАТЬ НА 30 СУТОК
Москва, 19 марта 2004 года. Зампред комитета Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр
Шелищ представил коллегам по палате законопроект второго чтения «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (принят в первом чтении 28.11.03
с названием «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации»).
Концепция
закона состоит в увеличении срока предъявления обвинения при расследовании ряда
преступлений террористического характера.
П.Шелищ
сообщил, что к законопроекту поступило всего 5 поправок, и все они учтены.
Депутаты одобрили («за» – 343) таблицу принятых Комитетом поправок.
Госдума
одобрила закон без обсуждения (372 39 0; 11:35)
Голосование
по фракциям:
«Единая
Россия» – 301 0 0, не голосовало 5 депутатов (Аристов, Аршба, Динес, Ищенко,
Рагозин);
КПРФ – 7
35 0, не голосовало 10, поддержали поправку Ждакаев, Иванов, Макашов, Валентин
Романов, Швец, Штогрин
ЛДПР – 36
0 0 0;
«Родина» –
27 0 0, не голосовало 11 (Алкснис, Глазьев, Нарочницкая);
Неприсоединившиеся
– 1 4 0 5 (Похмелкин, Рыжков – против).
ЗАЧЕМ
УВЕЛИЧИВАТЬ СРОК ДО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ ТОМУ, ПРО КОГО ИЗВЕСТНО, ЧТО ОН
ТЕРРОРИСТ? ССЫЛКИ НА АМЕРИКАНЦЕВ СКОРЕЕ ДОКАЗЫВАЮТ НЕДОПУСТИМОСТЬ НОВОЙ НОРМЫ:
ЛЮДИ ТАМ СИДЯТ МЕСЯЦАМИ БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ И НА ФОНЕ ПОДОЗРЕНИЙ В
ПРИЧАСТНОСТИ АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ К ФАКТОРУ 11/9 ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ США КАК
НАИБОЛЕЕ АНТИДЕМОКРАТИЧНОЙ ИЗ РАЗВИТЫХ СТРАН
Интервью
Сергей Глотов («Родина») о поправке в УПК по
продлению до 30 суток предъявления обвинения
- Хватит и десяти
дней, потому что это будут злоупотребления, будут выколачиваться показания.
Только и всего. Я против.
- Здесь не сказывается ваша оппозиция Путину?
- Нет, просто это нарушение элементарных прав
человека. Я не говорю о том, что с ними не надо бороться, с ними надо бороться,
но надо бороться теми силами и мерами, которые у нас уже сейчас есть. Вслед за
тридцатью днями пойдет 60 дней, потом девяносто. Это просто говорит о бессилии
тех органов, которые сегодня есть, которые могли бы этим заниматься более
профессионально.
Альберт Макашов (КПРФ, комитет по обороне)
- Есть опасность, что под видом борьбы с терроризмом
могут поймать любого. Но нормальному человеку, я так думаю, здесь особенно
страшиться нечего.
- Здесь не сказывается оппозиционность коммунистов
Путину, потому что это как бы от первого лица идет?
- Нет, это вы слишком.
Александр Гуров (ЕР, комитет по безопасности)
- Это я вносил законопроект в свое время, задерживать
до тридцати суток. Его тогда отвергли по гуманистическим соображениям, хотя я
ссылался и на практику, и на международный опыт, причем международный опыт отвратительного
плана. Взять если Америку и Англию, там держат людей месяцами без суда и
следствия. Почему именно тридцать суток надо? За 48 часов установить личность
невозможно, даже простого карманника порой невозможно. Поэтому принимать это
надо. Но исполнять этот закон нужно скрупулезно и надзор за исполнением этой
статьи должна конечно осуществлять прокуратура. Потому что я предвижу и
негативные последствия. Был в свое время указ президента о задержании на 30
суток членов организованной преступной группы. Отлично, прекрасно. К чему это
привело? Организованных преступников не задерживали, а задерживали в основном
за соучастие, за простое соучастие. Два насильника, скажем, два карманника, и
их задерживали на 30 суток. То есть пошла, грубо говоря, правовая вакханалия,
связанная с нарушением прав человека, связанная с издевательством. В России,
когда мы принимаем такого рода законы, ну как бы выходящие из общей юрисдикции,
но они диктуются необходимостью, надо обязательно усиливать контроль. Это то же
самое, что говорят: разрешите пивка чуть-чуть выпить промилле водителям – ну
нельзя нам в России нам этого делать. Нельзя, потому что мы будем пить водку,
бутылку выпил и скажем – я же пивка попил.
Вице-спикер Владимир Пехтин (лидер одной из подгрупп
фракции «Единая Россия»)
- Кажется,
что любые поправки, которые мы вносим для того, чтобы максимально избежать и
максимально значит оказать борьбу террористам и терроризму, мы должны принимать
и мне кажется, что способствующие поправки вот задержания на тридцать дней, они
способствуют борьбе с терроризмом. Поэтому они сегодня приняты и будут
поддержаны, я думаю, дальнейшие поправки, связанные с террором. Террору нет
места в нашем обществе, смотрите, что происходит…
- (шум,
отражающий возмущение)
- По
террору, по террористам.
-
Фактически любого человека можно теперь месяц держать?
- Почему –
не любого, а террориста. Любой человек террористические акты не осуществляет.
Осуществляют террористы. И террористы будут задерживаться.
Алексей
Розуван (ЕР, комитет по безопасности, генерал-лейтенант милиции, которому слово
для комментария передал председатель комитета Владимир Васильев, в очередной
раз отказавшийся от комментариев: вот Розуван, он работал еще недавно
начальником УВД в Кирове, он может ответить на ваши вопросы о том, насколько
безопасность будет обеспечиваться при увеличении срока, насколько будут
соблюдаться права задержанного, пожалуйста, а я убегу с вашего разрешения)
- Закон
принят во втором чтении и на мой взгляд он вполне нормален. Дело в том, что
задержание до тридцати суток до предъявления обвинения предусмотрено за тяжкие,
за особо тяжкие преступления. В первую очередь, за терроризм, за бандитизм,
захват заложников, создание незаконных вооруженных формирований, диверсия и ряд
других особо тяжких преступлений. Вот. Поэтому в принципе я думаю, что
американцы были правы, когда после совершения серии терактов, которые у них
произошли, они немедленно приняли законы, которые дали возможность ихним
правоохранительным органам решительно пресекать и эффективно раскрывать такие
тяжкие преступления.
- То есть
фактически любого человека можно задержать на месяц, если его подозревают в
терроризме? Не много ли это? И как отличить террориста и не террориста?
- Вы
понимаете, для того, чтобы задержать в порядке статьи 91 на тридцать суток,
нужны основания, которые предусмотрены в Уголовном кодексе. Есть статья, есть
объективная сторона преступления, и следователь задерживает только того
человека, в отношении которого есть основания. За обоснованностью задержания
осуществляет контроль прокурор и суд. Так что законность будет обеспечена.
- Откуда
эта цифра 30 суток взята, не много ли это по-вашему?
- Я думаю,
что немного. Вы представляете, за двое суток собрать доказательства, что он к
таким серьезным делам, как терроризм, диверсия, значит, бандитизм, это явно
недостаточно, следствие испытывает определенное затруднение и поэтому не всегда
удается эффективно расследовать и раскрывать эти преступления. Я думаю, что
принятие этого закона даст мощный рычаг положительного воздействия на эти
процессы.
- Но
как-то со злоупотреблениями бороться надо будет?
- Ну
почему мы всегда рассматриваем, как только какой-то дополнительный рычаг
правоохранительным органам, так и злоупотребления. Вы поймите правильно, что
законы принимаются в первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасность
большинства наших граждан, большинства людей. И надо поддерживать Думу в этих
направлениях, потому что мы принимаем эти законы для того, чтобы обеспечить
безопасность вас, большинства нашего населения. Вот что я могу вам сказать.
- То есть
злоупотребления никак не наказуемы?
-
Злоупотребления, если следователь задержит без достаточных оснований на срок
или до тридцати суток, или на двое суток, в этой ситуации ответственность
следователя есть. Она и сегодня есть, она и завтра будет, потому что
необоснованное задержание недопустимо ни на двое суток, ни на пять суток, ни на
тридцать суток. Еще есть вопросы?
Президент
общества «Мемориал» Сергей Ковалев
- Закон
имеет некоторую историю, которую можно было бы назвать комичной, если бы она не
была печальной.
Сама
характеристика закона – он просто антиконституционный. Я думаю, что это уже
вопрос Конституционного суда – в Конституции ясно сказано, в течение какого
времени арестованный-задержанный должен предстать перед судом, который
определит, арестован он или задержан. И это время сосем не тридцать дней, а
двое суток. Это просто конституционная норма.
Теперь
история. Летом 1994 года Борис Ельцин издал Указ N1226 аналогичного содержания. Поднялась некоторая буча, я
тоже был активным участником, много раз говорил с журналистами и один раз
выступил на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры. Я говорил очевидные
вещи, такие, как сказал сейчас. Совершенно неожиданно для меня коллегия
Генеральной прокуратуры разразилась аплодисментами. Уж где я не ожидал
аплодисментов на критику президентского указа, так это в коллегии Генеральной
прокуратуры.
Но не все
аплодировали, двое выступили, одернув. Сергей Степашин сказал удивительную
фразу – я за нарушение прав человека, если этот человек преступник. Он потом
извинялся. Тогдашний генеральный прокурор Алексей Ильюшенко сказал: что это за
аплодисменты, это что, театр, что ли? Подождите, еще другие будут выступать,
тогда посмотрим, кому надо аплодировать.
Я в те
поры был председателем президентской комиссии по правам человека, меня позвал
Борис Ельцин: «Я слышал, вам не нравится мой указ?» Я сказал – мне очень не
нравится ваш указ, Борис Николаевич. Он сказал: мне передавали содержание вашей
критики, пожалуй, я нахожу, что в этой критике что-то есть.
Ельцин
поручил следить, чтобы этот указ не нарушил конституционные права граждан. Если
это произойдет, вы мне должны сообщить немедленно, мы будем думать и может быть
мы отменим указ.
Он был
отменен, но очень не скоро. Вот так устроена наша власть, так она понимает, что
такое право, что такое закон. Я думаю, что Борис Ельцин имел в виду, что если в
эти тридцать дней кого-то подвергнут пыткам, изобьют, вот тогда будут нарушены
права человека. А если нет, то пусть сидит.
- Но
Ельцин все же не так замазан, как Путин?
-
Замазан-то конечно не был. Нет, тоже был замазан, но в те поры еще не так, в те
поры еще не было войны в Чечне. Но дело же не в этом только. Почему нужны такие
меры? Когда говоришь с работниками следственных органов, прокуратуры, они же
даже не считают нужным завуалировать свои соображения, они говорят: за два дня
нечего предъявить суду, как добиться ареста? За тридцать дней можно.
- Они что,
сначала хватают, а потом начинают думать?
- Вот в
том-то дело. Есть две возможности. Первая еще достаточно мягкая, я бы сказал,
гуманная: мы тебя посадим и за месяц мы на тебя может быть что-нибудь
наскребем, и тогда тебя не надо снова искать, за тобой бегать, бояться, что ты
что-то скроешь. Есть другая возможность: человек сидит, обвинение не предъявлено,
как с ним обращаются? Мы знаем, как бывает.
- Вышибают
показания?
- И тогда
есть что предъявить суду для санкции на арест.
Исполнительный
директор Музея и общественного центра им. А.Д.Сахарова Юрий Самодуров
- Закон
этот совершенно сталинский, потому что как известно за 30 дней в нашей милиции
из человека выбьют все, что надо. Можно конечно выбить и за двое суток, но уже
понятно, если человека имеют право держать тридцать, причем на законных
основаниях, то не помогут никакие ни адвокаты, ни родственники. В общем, это
сталинский закон.
- Проблем
следствия будет больше?
-
Естественно возникает проблема, насколько доказательны эти обвинения, не выбиты
из людей, не притянуты за уши. В этой ситуации мне кажется единственно реальный
инструмент, который есть у общества, у государства – рассматривать все
обвинения судом присяжных. Потому что тогда на обязанности прокурора,
следствия, тогда они обязаны прозрачным образом и убедительно объяснить
присяжным, что обвиняемые действительно совершили акт террора. Тогда это
максимальная из возможных гарантий против обвинения по политическим мотивам, в
связи с политической необходимостью. Другого инструмента, более эффективного не
существует.
ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ
ДЕРЖАТЬ ПОД СТРАЖЕЙ В НЕВЕДЕНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, В ЧЕМ ЕГО ОБВИНЯЮТ – ЛЕВ
ЛЕВИНСОН
Москва, 21 марта
2004 года. По существующей норме УПК человека можно держать под стражей до
предъявления обвинения только в исключительных случаях и не более 10 дней,
которые отсчитываются с момента задержания или избрания меры пресечения в виде
заключения под стражу. При этом относительно новая норма судебного решения для
избрания меры пресечения остается, никто не отменял необходимости вынести
судебное решение в течение 48 часов после задержания.
Об этом сообщил нам
эксперт Института прав человека Лев Левинсон, который подчеркнул, что
одобренные Госдумой в пятницу во втором чтении поправки в УПК «растягивают» 10
дней содержания под стражей до предъявления обвинения до 30 и это противоречить
статье 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,
которая гласит, что каждому арестованному незамедлительно сообщается причина
ареста, в чем его обвиняют.
Эксперт также
разъяснил, что административному задержанию человек может подвергнуться на срок
не более трех часов. Если он обвиняется в совершении уголовного преступления,
то его переводят в подозреваемые, о чем ему должны сообщить на основании
соответствующего оформления. Подозрение в совершении уголовного преступления
возможно, если он задержан на месте совершения преступления или при бегстве с
места преступления, или имеет следы преступления на своей одежде.
Левинсон назвал
кошмаром то, что в будущем законе растягивается с 10 до 30 суток статус
задержанного, когда человек не знает, в чем его обвиняют. Кроме того, до предъявления
обвинения задержанный не пользуется всеми процессуальными правами обвиняемого
включая возможности адвоката.
Однако, подчеркнул
Левинсон, Сергей Ковалев не прав, утверждая что будущий закон о продлении срока
предъявления обвинения неконституционен, даже Кремль не пойдет на то, чтобы
отменить Конституцию явочным порядком. Хотя в 1994 году действительно вышел
Указ президента о продлении задержания, но тогда не было и нормы вынесения
судебного решения по аресту.