31.03.04
Лев МОСКОВКИН
Пикет
День
дурака
На
пленарном заседании Государственной Думы в среду «Единая Россия» безоговорочно
провела через первое чтение правительственный законопроект полуторагодовалой
давности «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Организовывать
митинги, демонстрации, шествия и пикетирования сможет только гражданин,
достигший 18 лет. Молодой человек, которому уже исполнилось 16, имеет право
лишь провести собрание. Представителям запрещенных партий и объединений, а
также лицам, признанным судом недееспособными, многолюдные акции на улицах
устраивать не разрешается.
Ограничено
время проведения публичных мероприятий. Они не могут начинаться раньше семи
часов и заканчиваться позже 22 часов. Кроме того, предельная продолжительность
действа, организованного одним человеком, не должна превышать пяти дней.
Митингующие
не смогут выразить свое недовольство не только у посольств и представительств
власти, но и рядом с опасными и вредными производствами, культовыми зданиями,
кладбищами и местами паломничества, а также со стадионами во время проведения
там соревнований. Нельзя митинговать на путепроводах, дорогах и магистралях.
В
Москве митинги, по-видимому, вообще прекратятся. Олег Шеин («Родина») от имени
независимых, а не полугосударственных профсоюзов, заявил, что они выполнять
закон не будут. В ЛДПР не просто не поддерживают закон, но буквально опечалены
его продвижением – он кастрирует публичность партии. Коммунисты более спокойны,
но они отмечают, что никакими поправками исправить закон нельзя. «Единороссы»
дружно за, но и они фактически взяли тайм-аут, не приближая второе и третье
чтения, чтобы выяснить степень сопротивления ограничениям. Между тем будущий
закон закрепляет уже сложившееся положение, потому что в день его одобрения в
первом чтении Сергея Митрохина забрали в милицию за проведение пикета против
ограничения пикетов, хотя строго говоря, свой пикет «яблочники» анонсировали в
СМИ заранее. Пушкинская площадь закрыта для пикетов.
Между
тем у второго подъезда Думы регулярно сидят странноватые личности с
антисемитскими призывами, а вокруг иногда ходят крестные ходы, что по крайней
мере неприятно, причем дважды: от самих пикетчиков и от санкционированного
безразличия правоприменительных органов к очевидным фактам разжигания расовой и
религиозной вражды. Все «стихийные» проявления граждан от Косово до Грузии в
1989 году с залетом на Манежную 9 июня 2002 года инсценированы, они и будут
происходить, причем без уведомления милиции, сотрудники которой не просто не
могут обеспечить безопасность, но гибнут там.
Интервью
Вице-спикер
Владимир Жириновский, ЛДПР
-
Вы поддерживаете закон о пикетированиях?
-
Нет.
-
Почему?
-
Ну потому что не нравится. Он сужает поле деятельности. Много дней, десять
дней.
-
Закон все равно будет принят, ко второму чтению есть какая-то возможность его
поправить?
-
Ничего нет никакой возможности, вы же знаете прекрасно расклад сил.
-
Спасибо.
Неприсоединившийся
депутат Николай Гончар
-
Вы будете голосовать за этот закон?
-
Я не просто буду голосовать, я буду голосовать против. Все.
-
Спасибо.
Неприсоединившийся
депутат Светлана Горячева
-
Вы поддерживаете закон о митингах и пикетированиях?
-
Я за это никогда не проголосую. Я считаю, что пикетирование – это право
граждан.
Неприсоединившийся
депутат Сергей Попов
-
Несколько слов о митингах и пикетированиях?
-
Законопроект, внесенный правительством Российской Федерации о массовых
мероприятиях, содержит такую деталь. В случае непринятия уведомления чиновником
общественное мероприятие проводить нельзя – 5-я статья, пункт 5-й. тем самым
закон создает конструкцию, согласно которой любой чиновник может запретить
любое мероприятие.
-
Но вы будете пытаться ко второму чтению поправить его?
-
Я буду голосовать против этого закона. Закон разработан правительством Российской
Федерации, имеющим мощнейший юридический аппарат, поэтому я думаю, что данная
норма не случайно там попала. Если он будет принят, я безусловно буду бороться
до конца. Это поправки, голосование против, обжалование и так далее.
-
В Конституционном суде?
-
В том числе и в Конституционном суде.
-
Спасибо.
Замруководителя
фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский
-
Возможны ко второму чтению какие-то послабления, чтобы хотя бы у местных
администраций можно было собираться?
-
В чем? О чем идет речь?
-
Закон такой, что больше трех собираться будет нигде нельзя.
-
Вы имеете в виду закон о митингах?
-
Конечно.
-
Нет, ведь речь идет о чем, самое главное – надо переходить из правового поля
указного права в законодательное поле в соответствии с законами. Вот мы сейчас
живем по Указу Президиума Верховного Совета СССР, если не ошибаюсь, 1988 года.
Ну ситуация другая, страна уже другая, огромное количество правовых актов,
новый Уголовный кодекс, новый Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский
кодекс у нас за это время появились, а мы еще хотим жить по Указу 1988 года.
Можно как угодно говорить, но мы должны принимать закон абсолютно необходимый.
Кроме того, мы должны защитить людей, которые зачастую попадают в митинговые
страсти не потому, что они разделяют точку зрения той или иной стороны, а
потому, что их захватывает стихия. И представим себе, что люди выходят на
магистрали, и так далее, и так далее. Могут просто возникнуть трагичные случаи,
за которые потом кому-то надо нести ответственность. Поэтому во втором чтении,
конечно, какие-то поправки будут внесены, но в основе переход из указного права
в правовое пространство законов я считаю, что это правильно.
-
Но в день смеха 1 апреля собираться можно?
-
Завтра собирайтесь. Закон не будет принят до 1 апреля абсолютно точно. На день
смеха надо обязательно собраться и как положено по русской традиции
повеселиться. Праздник дураков он и есть праздник дураков.
-
Пушкинскую площадь оставят? Страсти кипят – уже месяц не пускают пикеты.
-
Я думаю, оставят. Я в период избирательной кампании по выборам в Госдуму на
Пушкинской площади был за последние четыре года был несколько раз и не видел ни
одного инцидента, чтобы там какие-то происходили... Конечно, если будут
какие-то вопиющие... Ведь участники манифестации должны понимать и чувствовать
настроение москвичей, здесь тоже нельзя резать, как говориться, по живому. Вот
участники этих мероприятий должны очень тонко чувствовать последствия того, с
чем они выходят.
-
Спасибо.
Председатель
комитета по безопасности Владимир Васильев (выступление на пленарном заседании)
-
Хотелось бы сформулировать позицию комитета по безопасности. То, что
регулировать эти отношения надо, звучало, по моему, во всех выступлениях. Они
никого не устраивают. Ситуация изменилось и не принимать это во внимание мы не
можем. Вопросы безопасности, безопасности большого количества людей, становятся
первыми в повестке дня. Это надо хорошо и ясно осуществлять и понимать, как мне
кажется. Позиция комитета построена на безопасности. Второй момент. Здесь много
высказывается тревоги о том, что будет много нарушений и недостатков в этом
законопроекте. К сожалению, действительно, и обсуждение показывает, что есть с
чем работать. Но по нашему мнению... Кстати, основной аргумент – будет принят
закон, не будет принят закон, очень плохо, и кстати говоря, наш избиратель
прекрасно это чувствует и голосует за это. Надо жить по закону, будет принят
закон, будем жить по закону, это вот нравится или не нравится. И закон этот
надо принимать, это позиция комитета по безопасности. Мы в целом поддерживаем
концепцию, свои предложения внесли на четырех листах.
Вице-спикер
Валентин Купцов, КПРФ
-
По пикетированию вы как голосовали?
-
Против.
-
Ваша точка зрения – что сегодня произошло?
-
Ну, продавливание очередного закона, который ограничивает возможности оппозиции
в проведении всех протестных акций, прежде всего массовых мероприятий, потому
что в концепции закона заложено очень много таких норм, касающихся и места
проведения, и уведомительного характера, то есть сроков предварительной подачи,
и сроков изменения решения, и невозможности проведения митингов, пикетов около
зданий, занимаемых непосредственно властью. То есть закон в первом чтении
принят, а все проблемы остались, и почему мы голосовали против – мы опасаемся,
что эта концепция уже принята, и как правило в Государственной Думе во втором и
третьем чтении поправить закон становится практически невозможно, тем более при
таком раскладе голосов, когда «Единая Россия» голосует больше трехсот.
-
Вот как странно получается, закон еще не принят, а он уже действует – на
Пушкинскую площадь не пускают, сегодня «яблочный» пикет замели у Думы?
-
Я думаю, что до принятия закона, закон принят тогда, когда подписан
президентом.
-
Но фактически он уже действует?
-
Но это незаконное действие, закон может действовать после прохождения всех
процедур чтения, после одобрения Советом Федерации и подписания президентом и
публикации даже. Все, что делается, это нарушение.
-
В свете того, что его поправить нельзя, ваши действия ко второму чтению?
-
Мы будем стараться работать с депутатами, ведь мы должны представить, что такой
расклад сил не является окончательным.
-
Что можно сделать?
-
Сегодня пока только работать с депутатами, убеждать, доказывать. Потому что
расклад голосов в политическом плане, он понятен.
-
То есть вопрос, который поднял Виктор Тюлькин – о руководстве «Единой Россией»?
Это вы имеете в виду?
-
Нет, ну что руководство, руководство совершенно четко занимает позицию. Надо
работать на местах с региональными депутатами, там, где приходится выражать
протест людям по различным направлениям. Какая разница, это коммунальное
хозяйство, другие проблемы. Все это высказано уже.
-
Спасибо.
Вице-спикер
Вячеслав Володин, «Единая Россия»
-
Ваше мнение о законе по пикетированиям?
-
Есть мировая практика и давайте к ней обратимся. Нельзя быть демократичным в
одних вопросах и исповедовать идеи демократии, а в других вопросах брать и
говорить – давайте все это пустим на самотек. Во-первых, те нормы, которые
сегодня регламентируют организацию демонстраций и шествий, они устарели, это
законодательство еще 1988 года. Во-вторых, они нарушают права человека, потому
что принцип разрешительный проведения демонстраций и митингов, а не
уведомительный, и мы это как раз меняем. Что же касается критики, что в ряже мест
общественных нельзя проводить митинги и шествия, то везде есть норма: там, где
невозможно обеспечить безопасность граждан, там, где есть опасность
парализовать движение, транспортное сообщение, там и сегодня действуют законы,
ранее принятые, что не проводятся в этих местах митинги и шествия. Поэтому с
одной стороны мы просто-напросто даем сейчас возможность тем, кто организует
митинги и шествия, просто уведомлять власти и получать таким образом
разрешения. С другой стороны, в развитие того законодательства, которое уже
принято, принимаем уже фиксированное решение, где можно проводить митинги, где
нельзя. Потому что это уже в законодательстве сегодня есть, что нельзя
перекрывать улицы. Вы помните, это в законах еще прошлого и позапрошлого года
присутствует. Поэтому здесь лишь в этом законе идет детализация, в этом законе
конкретизируется нормы, согласно которым люди понимают, какова причина допустим
отказа и ли какова причина разрешения.
-
Митинги и пикетирования резиденций власти, ведь основная причина – чтоб
чиновники это заметили, а по закону это будет запрещено?
-
Думаю, что это неправильно по сути, по той причине, что если чиновник хочет
заметить митинг или шествие, если заранее будет ясно, где это все проводится и
уведомление будет подаваться, он заметит.
-
Грубо говоря, у здания парламента митингов больше не будет?
-
У здания парламента по этому проекту закона митинга не будет. Я надеюсь, что
это будет принято в виде закона и будет отведено специальное место, где будут
проходить митинги и шествия.
-
Подальше от чиновничьих глаз?
-
Не подальше от чиновничьих глаз, а там, где людям с одной стороны можно
гарантировать безопасность, с другой стороны, чтобы не срывать работу
госучреждений. И это мировая норма, если мы хотим, чтобы в России существовало
такое броуновское движение, вот в одних вопросах мы говорим, мы полностью
копируем демократические нормы, а вот здесь пускай все на самотек, такого не
бывает. Давайте стандарты от «А» до «Я» исповедовать.
-
Когда второе и третье чтение, пока не известно?
-
Пока нет, как будет готов закон.
-
Спасибо.
Депутат
Алексей Островский, ЛДПР
-
Вы против ограничения публичных мероприятий?
-
Очень жестко. Позиция фракции – мы проголосовали против, считаем, что это
косвенное нарушение Конституции, вообще всех норм здравомыслящего человека.
Изначально политические партии и общественные организации в целях создания
отстаивать интересы граждан России по насущным вопросам. И немудрено, что
правительство стало инициатором этого вопроса. Вот как раз та масса чиновников,
которая боится критики, боится прямых обращений граждан, и все делает, чтобы
максимально замалчивать все вопросы, которые реально возникают. Ведь мы помним,
и шахтеры выходили к Белом дому, вынуждено было идти на создание согласительных
комиссий правительство. По Ростову я вот сегодня говорил, военнослужащие,
которым не выплачивали деньги, тоже выходили, СМИ освещали и был какой-то
резонанс. А то, что делается сейчас, ну думаю, это большая ошибка «Единой
России», как и многие другие, партия идет по схожему пути с КПСС. Я думаю, что
они сами себя как скорпион в итоге погубят. И погубят такой политикой все наше
общество. Потому что общество в отсутствие демократии будет вынуждено
скатываться в определенную плоскость. Например. По Москве. ЛДПР планирует
провести ряд акций «Москва без Лужкова» против действующего мэра Москвы, от
которого уже весь город устал. Вот интересно, в свете нового закона, когда он
будет принят в третьем чтении, будет ли давать Лужков разрешение на подобные
акции? Однозначно, что нет.
-
Он уже не дает.
-
Да. Или будет стараться загнать нас куда-нибудь Южное Бутово, где однозначно
никакого освещения не будет.
-
Алексей, как понять, что этот закон еще не принят, но он уже фактически
действует – на Пушкинскую площадь уже месяц не пускают, и может быть вам это
нестерпимо, что у Думы выступает Сергей Митрохин, но его же в милицию забрали?
-
Нет-нет, мы поддерживаем, тут у нас и с «Яблоком», и с КПРФ, и с «Родиной», и
со всеми здравомыслящими людьми единая позиция. С теми, кто на протяжении
последних десяти лет отстаивал развитие страны по демократическому пути.
Поэтому тут мы поддерживаем акцию «Яблока», это их право. И возмутительно то,
что происходит, это разгул чиновничества. На словах и президент и правительство
обещает борьбу с коррупцией, борьбу с бездушным чиновничеством, а на практике
мы видим реальные результаты этой борьбы.
-
Новый закон по деятельности ЛДПР ударит очень сильно?
-
Безусловно. Потому что мы активная партия, мы постоянно проводим какие-то
акции. Более того, мы активно очень проводим акции, связанные с
внешнеполитическим курсом нашей страны. Только на последней недели мы провели
два пикета у различных посольств, на будущей планируем три. А в новом законе
есть норма, что мы не имеем права проводить у посольств. Поэтому это чудовищно
просто.
-
Спасибо.
Неприсоединившийся
депутат Геннадий Селезнев
-
Ваша оценка закона о пикетированиях?
-
Это символично, что такой законопроект появился в портфеле Государственной
Думы. Те наши небольшие демократические свободы и права граждан на проведение
пикетов, на проведение манифестаций сегодня пытаются в административном порядке
урезонить. Тем более ведь как правило пикеты выставляются у административных
зданий, то есть высказывается недовольство тех чиновников, которые в этих
зданиях сидят. А сегодня эти чиновники будут говорить, где проводить пикет,
когда проводить пикет, а может быть и вообще посчитают нецелесообразным его
проводить. Этот закон не красит нас. Я лично голосовал против и я бы очень
хотел, чтобы перед вторым чтением депутаты из нашей партии власти тоже бы этот
закон провалили.
-
Спасибо.
Первый
вице-спикер Любовь Слиска
-
Скажите, когда будет второе и третье чтение закона о пикетированиях?
-
Пока неизвестно, как комитет представит.
-
Спасибо.
Представитель
президента в Госдуме Александр Котенков
-
Скажите, когда будет второе и третье чтение закона о пикетированиях?
-
По регламенту месяц.
-
Ко второму чтению могут быть какие-то послабления?
-
Откуда я знаю? Только в первом чтении приняли.
-
А ваша позиция?
-
Править надо.
-
То есть какие-то послабления могут быть?
-
Что значит послабления?
-
Ну там нигде нельзя собираться совсем…
-
Нет, там оконкретим эту проблему – где можно.
-
Спасибо.
Депутат
Алексей Митрофанов, ЛДПР
-
Кому это нужно было – такой закон?
-
Да странная история. Я думаю, что… Там они включили посольства. Но думаю, что
это просто желание парламентского центра чем-то заняться. Дело в том, что
вместо крупных идей, которых мы от них ожидали, они занялись самыми мелкими
вопросами – удостоверением помощников, регламентом, всякой ерундой. У них
сейчас в руках огромные исторические возможности, а они занимаются всякой
мутью. Просто это смешно.
-
На другую тему: то, что Есин заявил о «ядерных чемоданчиках», это результат
ваших выступлений о мининьюках?
-
Я думаю, что этим вопросом мы и дальше будем заниматься, причем американцы еще
на нас, помните, по Украине вдруг был ответ? То есть они попытались после того,
как мы их обвинили, что в Ираке было применено мининьюк, особенно в зоне
аэропорта, они тут же дурака включили и стали искать их на Украине, что якобы
те Бен Ладену продали. В общем, выдумали какую-то очередную какую-то ерунду. На
самом деле вопрос о том, применяли ли они в Ираке мининьюки. Я думаю, что этот
вопрос надо ставить и особенно перед избирательной кампанией в Америке. Я
думаю, что есть шанс, что они применяли, и пусть они расскажут об операции в
аэропорте.
-
Спасибо.
Председатель
комитета по международным делам Константин Косачев
-
Я понимаю, что вы будете отрицать, но я должен спросить: обострение в Косово
связано с последней фазой расширения НАТО?
-
Нет, нет, тут совершенно нет связи.
- Спасибо.
Позже
ПАВЕЛ
КРАШЕНИННИКОВ ПРЕДЛАГАЕТ РАЗРЕШИТЬ ПИКЕТИРОВАТЬ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Москва,
1 апреля 2004 года. Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников внес
сегодня поправку к второму чтению законопроекта «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
На
брифинге для журналистов Крашенинников сообщил, что своей поправкой он
предлагает снять ограничения на проведение публичных мероприятий у зданий, в
которых размещаются органы муниципальной, региональной и федеральной власти.
Напомним,
что указанный законопроект был внесен правительством полтора года назад и
одобрен Госдумой в первом чтении накануне благодаря поддержке «Единой России»
при возражениях трех других фракций Думы, представители которых в основном
высказывали недовольство ограничениями места проведения манифестаций, и именно
эту проблему снимает поправка Крашенинникова.
Крашенинников
также сообщил, что три комитета Госдумы (по законодательству, госстроительству
и по регламенту) доработали текст постановления «О внесении изменений в статьи
14,105, 106, 107, 108, 109 и 110 Регламента Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации», которое будет рассматриваться Госдумой на
пленарном заседании завтра. Поправка в регламент касается порядка внесения
законопроекта в Государственную Думу, причем первоначально в тексте
постановления устанавливалось, что внесенным считается только принятый к
рассмотрению Советом Думы законопроект, но после доработки постановления решили
оставить действующую норму о внесении законопроекта в Госдуму с момента
регистрации в секретариате законодательной инициативы.
По
словам Крашенинникова, фактически меняется только возврат законопроекта автору
законодательной инициативы в случае отсутствия отзыва правительства, при
действующем регламенте это мог сделать только Совет Думы, поправка придает
право возврата профильному комитету.
небольшая,
но существенная добавка – думские «единороссы» колебаются вместе с единственно
верной линией партии, Слиска уже угадывает предстоящий колебон, поэтому готова
поддержать поправку Крашенинникова ко второму чтению
Москва,
2 апреля 2004 года. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска о законопроекте по
ограничению манифестаций
-
Я со всеми абсолютно согласна положениями данного законопроекта, и считаю, что
некоторые вещи может быть даже нужно уточнить. Извините меня, если мэр виноват
в том, что нет отопительного сезона, он вовремя не начинается, почему бы у
мэрии не собрать пикетирование, демонстрацию и не вызвать представителя мэрии
объяснить эту ситуацию. Но это только в тех случаях, когда действительно есть
угроза каким-то жизненно важным вопросам.
-
Поправка Крашенинникова будет поддержана?
-
Это будет все на пленарном… Ну слушай котик, ты работаешь в Думе уже не первый
день. Ты не знаешь, как мы работаем?