ДЕПУТАТЫ НЕ СОШЛИСЬ ВО МНЕНИЯХ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПО ПРОПОРЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ИЗЪЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Москва, 10 апреля 2004 года. Завершила разработку пакета законопроектов по реформированию налоговой и пенсионной системы рабочая группа думской фракции «Единая Россия» под руководством председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника.

В заключении рабочей группы указано, что представленный пакет законопроектов разработан в соответствии с планом правительства, рабочая группа в целом поддерживает концептуальные подходы, направленные на оптимизацию и перераспределение налоговой нагрузки.

При рассмотрении законопроектов в Государственной Думе рабочая группа предлагает учесть ряд замечаний.

Депутаты, в частности, считают, что предложения по дополнительному увеличению на две трети за счет повышения ставок вывозных таможенных пошлин и на треть – за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с неизбежностью приведет к росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Соответственно вырастут и цены потребительской корзины, что вызовет превышении прогнозируемого законом о бюджете-2004 уровня инфляции с соответствующими негативными социальными последствиями. Встает вопрос о реальном наполнении предполагаемой в рамках пенсионной реформы замены денежной компенсацией социальных льгот.

Т.о. фактически дезавуируется основная цель законопроекта «О внесении изменений в статью 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» и в статью 5 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ».

Кроме того, предлагаемое правительством перераспределение налоговой нагрузки не вполне учитывает интересы предприятий, добывающих и реализующих «рисковую» нефть, что с новой остротой поставит вопрос о глубокой дифференциации ставки НДПИ в зависимости от качества месторождения. Существующий уровень администрирования НДПИ не позволяет установить такую дифференциацию.

В силу указанных причин депутаты предлагают изменить предлагаемую правительством пропорцию, и на три четверти осуществлять дополнительное изъятие за счет повышения ставок таможенных пошлин нефть и только на четверть – за счет НДПИ.

В заключении, подписанном руководителей рабочей группы, замруководителя фракции «Единая Россия» В.Резником, последний пункт текста указывает правительству на необходимость представления более подробных расчетов при внесении законопроектов налоговой и пенсионной реформы в Госдуму, подтверждающих предлагаемые правительством изменения в законодательстве. Это необходимо для принятия в Госдуме обоснованных решений по законопроектам.

 

ДЕПУТАТЫ ПРЕДЛАГАЮТ СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ДОСТУП К РЕГРЕСИИ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

Москва, 10 апреля 2004 года. Депутаты рабочей группы под руководством председателя думского банковского комитета Владислава Резника нашли внутренние противоречия в правительственном законопроекте пакета по налоговой и пенсионной реформе – «О внесении изменений в статью 13 ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» и ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве».

В заключении рабочей группы указано, что этот законопроект изменяет с 1 января 2005 года порядок взимания косвенных налогов в отношении товаров, происходящих и вывозимых с территории Белоруссии и экспортируемых в Белоруссию. Авторы законопроекта предлагают установить общий порядок применения НДС и акцизов в торгово-экономических отношениях со всеми государствами-участниками СНГ по принципу «страны назначения», за исключением реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.

Противоречие предлагается устранить при обсуждении законопроекта в Госдуме, т.к. после вступления закона в силу в его нынешнем виде потребуется пересчет всех уплаченных с 1 июля 2001 года косвенных налогов в отношении реализованных в Белоруссию или с территории Белоруссии товаров.

Рабочая группа предлагает продолжить консультации по проекту ФЗ «О внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Учитывая, что концепция законопроекта не была представлена президиуму фракции «Единая Россия», рабочая группа считает нецелесообразным рассмотрение проекта в одном пакете по налоговой и пенсионной реформам.

Законопроект «О внесении изменений в главу 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ» направлен на недопущение снижения относительного поступления акцизов с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции. С этой целью предлагается проиндексировать на 12,35% специфическую составляющую ставки акциза, что оправдано с учетом прогноза инфляции 10%. Вместе с тем рабочая группа предлагает при рассмотрении законопроекта в Думе дополнительно обсудить вопрос о возможности унификации подхода к порядку установления ставок акцизов по различным видам подакцизных товаров.

Рабочая группа предлагает исключить пункт Налогового кодекса по освобождению от налогообложения сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих и др. подобных кооперативов. Такое освобождение привело к тому, что фактически лишаются социального и пенсионного обеспечения лица, выполняющие работы для садоводческих кооперативов.

Рабочая группа поддерживает представленную правительством концепцию совершенствования налогообложения ЕСН и формирования страховой и накопительной части трудовой пенсии. Законопроект по снижению ЕСН одобрен Госдумой в первом чтении и при его рассмотрении во втором чтении рабочая группа считает необходимым дополнить законопроект поправками, предусматривающими изменения пункта 2 статьи 241 Налогового кодекса для снятия ограничений на использование шкалы регрессии ЕСН. Сохранение ограничений на доступ к регрессии противоречит общей направленности на снижения налогового бремени.

В заключении рабочей группы также указано на внутренние противоречия законодательных поправок по уплате ЕСН коллегиями адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и адвокатов.

Рабочая группа предлагает дополнить ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» статьей «Порядок администрирования страховых взносов», поскольку понятие «администрирование», используемое в научной литературе, не имеет юридического содержания и поэтому подлежит приведению в соответствие с терминологией Налогового кодекса.

 

ДЕПУТАТЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О ПОВЫШЕНИИ СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Москва, 8 апреля 2004 года. Руководитель рабочей группы думской фракции «Единая Россия» по подготовке пакета законопроектов по реформированию налоговой и пенсионной систем, председатель думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник сообщил журналистам, что он «удовлетворен тем вниманием, с которым и члены, и председатель правительства отнеслись к замечаниям, которые были высказаны рабочей группой».

По его словам, «несмотря на короткие сроки, совместная работа была очень продуктивной. Мы надеемся, что при доработке законопроектов перед внесением в Госдуму правительство учтет предложения рабочей группы».

Резник также сообщил, что он ожидает в ближайшее время поступления законодательных поправок к второму чтению законопроекта по снижению единого социального налога (ЕСН), который был принят в первом чтении еще во время работы Госдумы предыдущего созыва. Поправки к второму чтению законопроекта были одобрены сегодня на заседании правительства. У рабочей группы было принципиальное замечание к проекту закона, касающееся снятия ограничений на доступ к шкале регрессии ставок налога. Эти предложения будут внесены в виде поправок фракции «Единая Россия» к второму чтению законопроекта по снижению ЕСН на пленарном заседании Госдумы. Резник надеется, что палата их одобрит.

Относительно замечаний депутатов к другим законопроектам, исключить возможные негативные социальные последствия, связанные с ростом инфляции. Дополнительно депутаты предлагают при дальнейшей работе рассмотреть вопрос о повышении ставки налога на добычу природного газа. Резник надеется, что в ближайшее время указанные законопроекты будут доработаны и внесены в Госдуму.

 

ДЕПУТАТЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ РАССМОТРЕТЬ ВОПРОС О ПОВЫШЕНИИ СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Москва, 8 апреля 2004 года. Руководитель рабочей группы думской фракции «Единая Россия» по подготовке пакета законопроектов по реформированию налоговой и пенсионной систем, председатель думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник сообщил журналистам, что он «удовлетворен тем вниманием, с которым и члены, и председатель правительства отнеслись к замечаниям, которые были высказаны рабочей группой».

По его словам, «несмотря на короткие сроки, совместная работа была очень продуктивной. Мы надеемся, что при доработке законопроектов перед внесением в Госдуму правительство учтет предложения рабочей группы».

Резник также сообщил, что он ожидает в ближайшее время поступления законодательных поправок к второму чтению законопроекта по снижению единого социального налога (ЕСН), который был принят в первом чтении еще во время работы Госдумы предыдущего созыва. Поправки к второму чтению законопроекта были одобрены сегодня на заседании правительства. У рабочей группы было принципиальное замечание к проекту закона, касающееся снятия ограничений на доступ к шкале регрессии ставок налога. Эти предложения будут внесены в виде поправок фракции «Единая Россия» к второму чтению законопроекта по снижению ЕСН на пленарном заседании Госдумы. Резник надеется, что палата их одобрит.

Относительно замечаний депутатов к другим законопроектам, в частности по механизму увеличения налогообложения нефтяной отрасли, Резник отметил, что правительство предлагает дополнительное увеличение осуществить на две трети за счет повышения ставок вывозных таможенных пошлин и на треть – за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Депутаты предлагают изменить эту пропорцию, и на три четверти произвести повышение налогообложения «нефтянки» за счет повышения ставок таможенных пошлин и на четверть – за счет НДПИ, чтобы исключить возможные негативные социальные последствия, связанные с ростом инфляции. Дополнительно депутаты предлагают при дальнейшей работе рассмотреть вопрос о повышении ставки налога на добычу природного газа. Резник надеется, что в ближайшее время указанные законопроекты будут доработаны и внесены в Госдуму.

 

Налоговая реформа

 

Правительство в целом одобрило пакет налоговых законопроектов, сообщил сегодня журналистам по итогам заседания кабинета министров министр финансов России Алексей Кудрин. Кроме того, правительство решало сегодня и кадровые вопросы. Глава Минфина Алексей Кудрин предложил премьер-министру Михаилу Фрадкову назначить на должности заместителей министра финансов Татьяну Голикову и Сергея Шаталова. Сейчас Татьяна Голикова и Сергей Шаталов по старому штатному расписанию Минфина занимают должности первых заместителей министра. Одновременно Кудрин попросил премьер-министра освободить от должности первого заместителя министра финансов Алексея Улюкаева, поскольку тот переходит на работу в Центробанк первым заместителем председателя, курирующего вопросы денежно-кредитной политики.

По мнению министра финансов, наступил завершающий этап налоговой реформы. С ним не согласен эксперт компании Тройка-Диалог Антон Струченевский: Завершение налоговой реформы будет, когда у нас снизится НДС, что ожидается с 2006 года. Следовательно, обсуждение этого, законы будут приниматься в следующем году. Тогда же, по мнению Струченевского, будет принято решение о введении НДС-счетов. Сейчас с НДС-счетами ни до чего толком не договорились. Решение о введении НДС-счетов, которое будет сопровождаться снижением налога на добавленную стоимость, будет приниматься в следующем году.

Информации об обсуждении на заседании правительства введения НДС-счетов сегодня не поступало. Минфин и аппарат правительства хранят молчание относительно введения НДС-счетов. Корреспонденту Полит.ру ни в управлении по связям с общественностью, ни в департаменте налоговой политики Министерства финансов не смогли сообщить, планировалось ли рассматривать на сегодняшнем заседании правительства введение НДС-счетов. В управлении правительственной информации также отказались отвечать на этот вопрос, посоветовав дождаться официального пресс-релиза.

Меры по завершению налоговой реформы в 2004-2005гг., а также законопроекты, направленные на совершенствование законодательства о налогах и сборах, предполагают снижение ставки ЕСН с 35,6% до 26%. Таким образом, при доходах работника до 300 тыс. руб. в год работодатель по регрессивной шкале будет платить в виде ЕСН 26% от этой суммы, при доходе до 600 тыс. руб. – 10%, свыше 600 тыс. – 2%. Снижение ЕСН, по мнению экспертов, даст возможность легализовать большую часть зарплат, а также «позволит предприятиям со средним оборотом перейти на регрессивную шкалу». В целом, по оценкам экспертов, в результате снижения ЕСН у предприятий останется от 185 млрд. руб. от 280 млрд. руб.

Как пишет Коммерсантъ , предложенные сегодня поправки в налоговый кодекс коренным образом изменят ход пенсионной реформы. Сокращение ЕСН резко сократит доходы пенсионного казны государства. По оценкам Минфина, поступления в Пенсионный фонд сократятся на 30%. Кроме того, предложения по реформированию ЕСН содержат пункт, предлагающий вычеркнуть из накопительной системы граждан старше 1967 года рождения. И реформа затронет только тех, кто моложе 37 лет. Согласно действующему законодательству, размер их отчислений на накопительные счет к 2006 году составит 6%. Новые же поправки переносят эту норму на 2008 год. Только это, по мнению правительства, сможет смягчить проблему дефицита пенсионной системы, возникающей из-за снижения ЕСН и демографической ситуации. Отмена накопительной системы может вернуть в пенсионный бюджет десятки миллиардов рублей, которые ранее предполагалось инвестировать на рынке. Именно граждане средних возрастов обеспечивают более 65% поступлений в накопительную систему.

Чтобы сгладить социальные последствия этих мер, чиновники разрешают гражданам старше 37 добровольно отчислять на накопительные счета 4% своей зарплаты, за это государство будет начислять на их пенсионные счета еще 2%.

Сложившейся ситуацией крайне недовольны участники финансового рынка, негосударственные управляющие компании.

«Судя по подготовленным документам, взамен отобранного гражданам не предложили ничего», считает замгендиректора УК «НИКойл» Наталья Плугарь. «Пока предложения о мифических доплатах выглядят странно, полагает вице-президент Атона Вадим Сосков. Гарантированная доходность в 50% (те самые 2% зарплаты, которые обещают доплачивать добровольцам) является блефом. Ни один рынок, за исключением продажи оружия и наркотиков, не может гарантировать такую доходность».

Правительственные предложения серьезно ударят и по интересам финансового рынка. Ведь объемы пенсионных накоплений, которые предполагалось передавать частным управляющим компаниям, будут серьезно сокращены. Участники рынка, потратившие на запуск пенсионных проектов миллионы долларов, просто в шоке. «Правительство меняет коней на переправе, рассуждает Наталья Плугарь. При этом чиновники замалчивают подробности. Мол, сначала прооперируем, а потом расскажем, что мы с вами сделали».

«Если эти предложения будут приняты, то бизнес можно закрывать», заявил Ъ гендиректор УК Росбанка Владимир Алексеев. «В первую очередь это обман, полагает гендиректор Монтес Аури Сергей Стукалов. Люди накопили приличные деньги, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды вложились в этот бизнес. И вдруг всем объявили, что это была шутка».

Аналитик инвестиционной компании Тройка-Диалог Антон Струченевский полагает, что ничего катастрофичного в сложившейся ситуации нет. Правительство расписалось сегодня в крахе проводимой пенсионной реформы. Отчисления были настолько мизерные, что обыкновенному человеку в будущем они не могли помочь. Чтобы у тебя была нормальная пенсия, нужно чтобы отчисления составляли процентов 60 от заработка. Простые арифметические оценки показывают, что все зависит от уровня зарплаты, добавлялось к пенсии процентов 5-10. Просто сегодня перестали притворяться, что у нас какая-то реформа произошла. И та система распределения средств от единого социального налога не решала проблему финансирования пенсий через накопительную систему. Путин обещал, что будут думать над этим. Наверное, неплохо, что так признались, расписались в собственной неспособности что-то изменить. Была единственная возможность обеспечить себя воспользоваться собственными накоплениями или участвовать в системе добровольного пенсионного страхования. Так ничего и не изменилось. Единственный легкий плюс принятое решение о стимулировании добровольных отчислений: ты добровольно отчисляешь 4%, тебе еще 2% прибавляют. Это не прорыв, но и не серьезное ухудшение ситуации. Потому что то, что было сделано, реформой назвать сложно.

Предложенные сегодня поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся налога на прибыль, предполагают расширить перечень расходов, относимых на себестоимость продукции. Из-под налогообложения предполагается исключить расходы, произведенные за рубежом и подтвержденные соответствующими документами, расходы на выпуск рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о продукции компании. Также предполагается вывести из-под налогообложения некоторые операции с ценными бумагами, а также устранить «двойной счет при слиянии и поглощении компаний».

Правительство также предлагает изменить шкалу взимания экспортных пошлин на нефть: при цене $18 за баррель шкала взимания экспортных пошлин меняться не будет. При цене нефти $24 за баррель дополнительные изъятия составят 1 млрд. долл., а при цене $27 за баррель – $2 млрд. Изменение шкалы вступает в силу через месяц после опубликования.

По мнению эксперта «Тройки-Диалога», повышение налогового бремени нефтяного сектора связано с повышением только экспортных пошлин. НДПИ в этом процессе нисколько не помогает: его повысили, зато снизили обменный курс. Эффект, как показывают оценки аналитиков, незначительный. Основная нагрузка на нефтяников придется именно на экспортные пошлины , – сказал Струченевский в интервью Полит.ру.

С 1 января 2005г. планируется увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти с 347 руб. за тонну до 400 руб. за тонну. По оценкам экспертов, при цене нефти $24 за баррель увеличение ставки НДПИ принесет дополнительно $414 млн., при цене $27 за баррель – $616 млн. При формировании данных расчетов закладывается курс 29 рублей за доллар. При этом методика расчета экспортных пошлин на нефть меняться не будет.

Изменение ставок акцизов предполагает индексацию ставки акциза на сигареты без фильтра на 16%, а ставка акциза на сигареты с фильтром – на 30%. Также планируется проиндексировать ставку акциза на бензин автомобильный в размере 8%. Общая индексация по другим товарным позициям в среднем составит 7-9%. По оценкам экспертов, дополнительно в казну в результате индексаций поступит 16 млрд. рублей. Индексация ставок акцизов носит ежегодный характер, поскольку они индексируются в соответствии с инфляцией.

Как отметил Кудрин, поправки в налоговое законодательство поступят в Госдуму в ближайшие дни. Проблем с принятием поправок в парламенте не будет: Единая Россия заранее поддержала еще не внесенный законопроект.

08 апреля 2004, 15:55 Светлана Дындыкина

Hosted by uCoz