29.04.04 Лев МОСКОВКИН
К столетию со дня смерти
основоположника сионизма
В четверг в круглом зале ИСАА
на Моховой старший научный сотрудник Института востоковедения Александр Локшин
провел показ и обсуждение документально-игрового фильм «Герцль» в трех частях
(автор сценария и режиссер – Амнон Рубинштей, ответственный продюсер – Борис
Мафцир).
Фильм снят в 1997 году по
инициативе киностудии «Мерказ ха-Хасбара ве-Шерут ха-Сратим ха-Израэли» по
случаю годовщины первого Сионистского конгресса в Базеле.
Часть первая (1860-1891)
показывает детство и юность Теодора Герцля в Будапеште, его студенческие годы,
начало журналистской деятельности, литературные опыты, женитьбу и рождение
сына. Часть вторая (1891-1897) охватывает период журналистской деятельность
Герцля в Париже, его реакцию на антисемитизм и дело Дрейфуса, написание
«Еврейского государства» и начало сионистской деятельности. Часть третья
(1897-1904) начинается с рассказа о том, как проходил первый сионистский
конгресс в Базеле, причем авторы фильма стремились передать атмосферу конгресса
и реакцию на него. Далее следует дипломатическая деятельность Герцля,
состоявшая из попыток заручиться согласием немецкого кайзера, турецкого
султана, британских политиков на поселения евреев в Палестине. В фильме показан
визиты Герцля в Вильно, Петербург, Яффо и т.д. заканчивается фильм написанием
книги «Альтнойланд», потерей здоровья и смертью персонажа.
С небольшими инсерциями
сохранившихся документальных кадров фильм составлен из современных
видеозарисовок в тех местах, где происходили исторические события становления
сионизма, и основную ткань фильма составили актерские монологи от имени
персонажей, окружавших основоположника сионизма. В целом фильм представляет
необыкновенную историю жизни человека с большими личными неудачами и
одновременно – с не менее значительными общечеловеческими находками.
Просмотр завершился любопытным
обсуждением, причем журналист Михаил Горелик высказал жесткую критику в адрес
авторов: сионизм не был доминирующей идеей евреев России, его носителей скорее
воспринимали как отклоняющихся от нормы. Да и вообще Герцль брякнул случайно про
государство евреев в Эрец Израэль через полвека.
Собрались в основном евреи и
как положено евреям, говорили много. Замученный юбилеями (на этой неделе уже прошел
День независимости Израиля) руководителя отдела общественных связей Еврейского
агентства для России Марк Зайчик с грустью говорил, что воскресенье
израильтянам предстоит судьбоносный референдум о будущем контролируемых
территорий Газы и Иудеи, причем собираются отдавать уже Эрец Израэль в отличие
от того, что отдавал Бегин Садату.
Задорный Горелик тут же
парировал – судьбоносный референдум был отложен из-за матча ЦСКА с Маккаби.
В любом случае фильм показал,
как ищущий общественного внимания человек попал в точку. Кажется, ничего не
сокрыто включая сумасшедших детей героя и самоубийств в семье – еврейская
черта, подмеченная Фейхтвангером: не скрывать ничего по политическим
соображениям. Действующие в политике евреи придерживаются противоположной позиции,
им неинтересны события современности. Однако показанное в фильме «попадание в
точку» в наше время стало технологией, ибо состояние массового сознания опять
нестабильно, власть боится неожиданных перемен, не всегда успевая их
использовать. Никому не нужны новые герцли, которые поведут народ прочь от
Кремля, поэтому создали заповедник парламента с тревожными и неустроенными
людьми, вменив им в задачу тот же поиск, которым по призванию занимался Герцль.
Он тогда был тоже не один
такой, конгресс сионистов прошел в то же время, когда случился съезд РСДРП.