12.05.04 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Сказки от дядюшки Кудрина

И.о. министра финансов Алексей Кудрин рассказал сенаторам, как хорошо мы живем, на 126-м пленарном заседании Совета Федерации. ВВП России в прошлом году вырос на 7,3%, рост промышленной продукции составил 7%, реальные располагаемые денежные доходы с учетом инфляции возросли на 14,6%.

По мнению Минфина, создана «нормально прогнозируемая» ситуация с инфляцией. Планируемое снижение инфляции с 15,1% в 2002 году до 12% в 2003 году достигнуто. Возросло доверие россиян к рублю, люди понесли рубли в банки и более пяти миллиардов долларов обменяли на рубли и положили обратно в банк. Монетизация российской экономики возросла на 18,8%.

Золотовалютные резервы России выросли и составили более 83 млрд. долларов, что на 9% больше объема импорта товаров и услуг, и это сделало Россию платежеспособной страной.

Доходы федерального бюджета составили 16,7% ВВП. И это без ЕСН, отправляемого транзитом в Пенсионный фонд. Профицит бюджета составил 1,6% ВВП. Финансовая помощь субъектам РФ в прошлом году достигла 19,4% от всех расходов. Повышение зарплаты прошлого и позапрошлого годов реализуется всеми субъектами Федерации «фактически без задержек». Задолженность по задержкам выплаты зарплаты продолжает сокращаться, составив на 1 мая 656 млн. руб.

Стабилизационный фонд на конец 2004 года по предварительному прогнозу составит 384 млрд. руб., но с учетом высоких цен на нефть, возможно, объем стабфонда будет больше (половина запланированного уже перечислена).

Отвечая на вопросы сенаторов, в частности, по невыполнению нормы Бюджетного кодекса о распределении налоговых поступлений между территориальным и федеральным бюджетом баш на баш, Минфин разозлился и принялся доказывать, что федеральный центр не только не обязан делиться с регионами, а перераспределять доходы, выравнивая последствия неравномерных инвестиций советского времени.

Справедливость – вредная норма Бюджетного кодекса: 10 субъектов Федерации из 89 получают 52% всех доходных источников страны, а 17 доноров – примерно 60%».

Отвечая на вопросы, Кудрин подчеркнул, что такой субъект Федерации, как Москва, как правило, восстанавливала свои доходы. Например, после отмены с 2004 года налога с продаж Москва восстановила больше, чем на 26 млрд. руб. По словам Кудрина, Москва прирастает больше чем на 40 млрд. доходов в текущем году, то есть перекрывает выпадающие доходы, что Кудрин отмечает как свойство регионов-доноров.

И все было бы хорошо, если б не было так плохо. Высокая оценка Кудрина самому себе напоминает аналогичную про пенсионную реформу из уст Михаила Зурабова даже после исключения из накопительной системы граждан 51-67 г.р. В тот же день после утверждения Михаила Фрадкова в Думе журналистам удалось с третьей попытки вырвать у премьера обещание вернуть самый трудоспособный возраст в накопительную пенсионную систему. Но остаются два момента, которые сводят на нет все усилия и достижения. Во-первых, омертвляющая деньги концентрация и увод всех наших «излишков» из экономики и социалки. Объяснить это никто не может, деньги действительно в России не работают никак в позитивном выражении. Но, во-вторых, вместо поиска решения или хотя бы внятных объяснений мы получили декоративного премьера, на личном счету которого только одно достижение, но заметное: новая страница эволюции чиновничьего языка: «Сегодня правительство активно работает над использованием возможностей системного анализа, целеполагания, развертыванием поставленных целей в конкретные задачи и концентрацией на них конкретных ресурсов» - это о конкретных планах правительства. Черномырдин отдыхает, журналисты хохочут, народ вымерзает даже летом.

 

12.05.04 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Валерий Горегляд все-таки ушел из Совета Федерации

 

ВАЛЕРИЙ ГОРЕГЛЯД ПОКИДАЕТ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛУЧИВ ДОЛЖНОСТЬ АУДИТОРА СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Москва, 12 мая 2004 года. Сегодня на 126-м пленарном заседании верхней палаты российского парламента принято решение назначить на должность аудитора Счетной палаты представителя в Совете Федерации от Сахалинской области Валерия Горегляда.

Горегляд набрал наибольшее количество голосов из числа 8 претендентов: на вакантную должность аудитора СП претендовали также Сергей Агапцов, Евгений Бушмин, Игорь Григорьев, Юрий Засько, Михаил Коробейников, Михаил Одинцов, Валерий Тихомиров.

Также сегодня Совет Федерации назначил судей Верховного Суда – Галину Александровну Гуляеву и Валентину Александровну Емышеву.

Сегодня же подтверждены полномочия членов Совета Федерации: представителя в СФ Госсовета Республики Татарстан Ирины Ларочкиной; представителя в СФ администрации Брянской области Александра Якубова.

 

АЛЕКСЕЙ КУДРИН ПРЕДЛАГАЕТ ИЗМЕНИТЬ ПРОПОРЦИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Москва, 12 мая 2004 года. ВВП России в прошлом году вырос на 7,3%, рост промышленной продукции составил 7%, реальные располагаемые денежные доходы с учетом инфляции возросли на 14,6%. Об этом сообщил сегодня и.о. министра финансов А. Кудрин в своей информации об итогах исполнения федерального бюджета за 2003 год и задачах на 2004 год, выступая в рамках «правительственного часа» на 126-м пленарном заседании Совета Федерации.

Кудрин утверждал, что создана «нормально прогнозируемая» ситуация с инфляцией. Планируемое снижение инфляции с 15,1% в 2002 году до 12% в 2003 году достигнуто. Возросло доверие россиян к рублю, «люди понесли рубли в банки». Монетизация российской экономики возросла на 18,8%.

Золотовалютные резервы России выросли и составили более 83 млрд. долларов, что на 9% больше объема импорта товаров и услуг, и это сделало Россию платежеспособной страной.

Доходы федерального бюджета составили 16,7% ВВП (без ЕСН, который транзитом идет в Пенсионный фонд). Профицит бюджета составил 1,6% ВВП. Финансовая помощь субъектам РФ в прошлом году составляла 19,4% от всех расходов. Кредиторская заложенность бюджетов всех уровней снизилась. Повышение заработной платы, проведенное в прошлом и позапрошлом годах, реализуется всеми субъектами Федерации «фактически без задержек». Задолженность по задержкам выплаты зарплаты продолжает сокращаться, составив на 1 мая 656 млн. руб.

Стабилизационный фонд на конец 2004 года по предварительному прогнозу составит 384 млрд. руб., но с учетом высоких цен на нефть, возможно, объем стабфонда будет больше (191 млрд. руб. уже перечислено).

Отвечая на вопросы сенаторов, в частности, по невыполнению нормы Бюджетного кодекса о распределении налоговых поступлений между территориальным и федеральным бюджетом 50 на 50, глава Минфина сообщил, что он считает указанную норму Бюджетного кодекса «неправильной и даже вредной, неисполнимой для России, поскольку 10 субъектов Федерации из 89 получают 52% всех доходных источников страны, а 17 доноров – примерно 60%». Кудрин подчеркнул, что в этой связи федеральная власть должна обеспечивать выравнивание дифференциации доходов субъектов.

Отвечая на вопросы, Кудрин подчеркнул, что такой субъект Федерации, как Москва, «как правило, восстанавливала свои доходы». Например, после отмены с 2004 года налога с продаж Москва восстановила больше, чем на 26 млрд. руб. По словам Кудрина, Москва прирастает больше чем на 40 млрд. доходов в текущем году, то есть перекрывает выпадающие доходы, что Кудрин отмечает как свойство регионов-доноров.

 

ИМУЩЕСТВО РОССИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ БУДЕТ ЗАЩИЩЕНА МЕЖДУНАРОДНЫМИ СОГЛАШЕНИЯМИ

Москва, 12 мая 2004 года. Сегодня на 126-м пленарном заседании Совета Федерации сенаторы почти без обсуждения одобрили пять федеральных законов по ратификации международных соглашений о сотрудничестве в использовании космического пространства, причем в основном единогласно:

- «О ратификации Соглашения между правительством РФ и правительством Австралии о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (127 0 0; 12:44);

- «О ратификации Соглашения между правительством РФ и правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (126 0 1 воздержался);

- «О ратификации Соглашения между правительством РФ и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» (130 0 0);

- «О ратификации Соглашения между правительством РФ и правительством Королевства Бельгия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» (134 0 0);

- «О ратификации Соглашения между правительством РФ и Европейским космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» (132 0 0).

Представил коллегам по палате международные документы зампред комитета СФ по международным делам Геннадий Хрипель, который напомнил, что Европейское космическое агентство осуществляет свою деятельность на территории России с 1980 года. «Сотрудничество нашей страны с этим агентством осуществляется в области фундаментальных и прикладных исследований космического пространства, космической медицины и биологии, космической связи, спутниковой навигации, пилотируемых космических полетов, включая подготовку экипажей, а также в области подготовки к исследованию планет человеком». По Соглашению ЕКА будет обеспечивать и оказывать содействие в защите всего имущества, принадлежащего России, при его нахождении на территории государств-членов ЕКА.

Соглашение было подписано в 2003 году, в нем подробно разъясняются вопросы охраны «ноу-хау», коммерческой тайны и интеллектуальной собственности, согласующейся с российским законодательством в космической области.

Двусторонние соглашения между правительством России и правительствами Германии, Италии, Бельгии и Австралии о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях также соответствуют интересам России и направлены на содействие взаимовыгодному укреплению сотрудничества в данной сфере нашей страны с четырьмя указанными государствами.

 

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД ВНЕСЕН В БЮДЖЕТНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ

Москва, 12 мая 2004 года. Сегодня на 126-м пленарном заседании Совета Федерации одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ» (131 1 1; 13:02).

Представил проект палате председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин. Закон вносит поправки в классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов, экономическую классификацию расходов, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, а также в ведомственную классификацию федерального бюджета.

В целях обеспечения финансирования расходов, связанных с усилением охраны Государственной границы РФ на участке Северо-Кавказского регионального управления Пограничной службы безопасности РФ введена новая статья «Приоритетные мероприятия системы защиты и охраны Государственной границы с учетом ее перспективного облика».

В связи с образованием в 2004 году Стабилизационного фонда РФ в составе классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ введен новый источник «Изменение остатков средств Стабилизационного фонда федерального бюджета».

При обсуждении закона возникла дискуссия, в которой Бушмин напомнил, что главным распорядителем средств в своей сфере является МВД.

 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОТКЛОНИЛ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НЕДВИЖИМОСТИ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И ТВЕРИ

Москва, 12 мая 2004 года. Сегодня в результате длительного обсуждения Совет Федерации отказался одобрить проект федерального закона «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери в 2004 году» (9 114 13).

Представляя закон коллегам, председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин сообщил, что начатый в 1997 году эксперимент до сих пор не закончен, результаты его не выявлены, поэтому его можно было бы продлить на 2004 и 2005 годы, однако Дума, когда принимала закон, его кардинально изменила и внесла ссылку на закон, действие которого закончилось в 2003 году.

Поэтому Бушмин предложил отклонить законопроект с созданием согласительной комиссии.

При обсуждении вопроса возникла дискуссия, в процессе которой заместитель главы Минфина Михаил Моторин утверждал, что на проведение указанного эксперимента затрат из госбюджета не было.

 

ИЗБРАН НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АГРАРНОГО КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ НА ОСТАВШИЙСЯ ВАКАНТНЫМ ПОСТ ПОСЛЕ УХОДА ИЗ ПАЛАТЫ СТАРИКОВА

Москва, 12 мая 2004 года. Представитель в Совете Федерации от Государственной Думы Астраханской области Геннадий Горбунов единогласно избран сегодня на пленарном заседании верхней палаты председателем комитета СФ по аграрно-продовольственной политике (141 0 0).

Пост председателя комитета остался свободным, когда прежний председатель Иван Стариков вынужденно покинул палату предположительно за критику министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, который, как предположил Стариков, сохранил пост в кабинете за взятку.

Горбунов занимал в комитете СФ пост зампреда.

 

накануне

 

11.05.04 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Отмена льгот: на свою жизнь придется зарабатывать всем

Правительство испытывает большие проблемы с проведением в жизнь непопулярных решений, но от своих идей не отказывается. К 1-му января 2005 года инвалидам, ветеранам и пенсионерам преподнесут подарок: в стране наступит настоящий рынок с отказом от натуральных льгот и большинства социальных обязательств государства. Строчка в Конституции о социальном государстве в России до времени остается.

Пока Фрадков убеждал депутатов Думы не приставать к нему с вопросами о новых кадровых назначениях в правительство, а просто проголосовать за него без затей, реально действующее руководство кабинета десантировалось на верхнюю палату парламента, чтобы заранее уговорить проголосовать за законы, столь необходимые для окончательного устройства федеральной вертикали, закрепления ее в бюджетной сфере.

Александр Жуков открыто запросил поддержки сенаторов в проведении налоговой реформы и обещал не ударить по интересам народа. Алексей Курин сказал, что льготирование ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных спустят на губернаторов, на федеральном бюджете останутся только инвалиды. Сергей Миронов напомнил – сам же Минфин подсчитал стоимость льгот в размере 165 миллиардов рублей. Льготы по инвалидам, которые забирают с регионального на федеральный уровень, оцениваются в 27 миллиардов, а забирают у регионов 97,3 миллиарда – почти сто.

Оставшиеся законопроекты по налоговой реформе собираются внести в течение недели, но как заменить льготы деньгами, пока не договорились. Реализация планов правительства проходит на грани социального взрыва, но не ради простых рокировок это делается, если бы люди ничего не теряют, то правительство ничего не выигрывает. Уже есть опыт по замене льгот на деньги для военнослужащих.

Сдача социальных обязательств столь же упорна, сколь и необъяснима. По расчетам Михаила Делягина, омертвлено в остатках на счетах казначейств, в золотовалютных резервах Центробанка и Стабилизационном фонде до 45 миллиардов в долларовом выражении. Алексей Митрофанов это подтверждает и советует не доверять евро, если доллар рухнет, изъятые из бюджета России средства профицита пойдут вслед за «Фемако», накоплениями в Сбербанке, страховыми взносами, товарными обязательствами и т.д.

Борьба за сверхдоходы «нефтянки» завершилась победным одобрением закона о повышении налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин, решение было популярным, ведь природная рента – народная собственность. Но дополнительные рентные изъятия в основном пойдут в тот же Стабфонд – 4,5 млрд. долл.

Кудрин признался: «Когда мы еще готовили новую систему налогообложения, предусматривающую повышение НДПИ и экспортной пошлины на нефть, мы даже не могли себе представить, что цена на нефть поднимется хотя бы до тридцати долларов за баррель». Цена марки «Юралс» достигла уже 34 долл. за баррель – «это доходы, подаренные мировой конъюнктурой, и большую часть этих доходов государство должно присваивать и направлять на нужды, обеспечивающие стабильность всей финансовой системы страны». Цена нефти продолжает расти, но нам от этого не капает.

Делягин считает, что общество, терпя особенности пенсионной реформы, само провоцирует государство на все более хамское отношение к себе. Исключили людей с 37 до 50 лет из накопительной пенсионной системы. Не предусмотрено гарантий для сохранности пенсионных взносов. Пенсионная реформа имеет конфискационный характер, что объясняется недобором единого социального налога, причем проблемы с ЕСН вызваны его несправедливостью: благодаря регрессии ЕСН суммарное, вместе с подоходным налогом, налогообложение «бедных» с доходом ниже трехсот долларов в месяц доходило до 44%, богатых – около 17%.

Жуков надеется завершить налоговую реформу до конца весенней сессии парламента, но Миронов вяло обещает принять законы осенью. В таком случае бюджет-2005 пойдет всмятку, потому что текст закона к концу августа не сможет подготовить Минфин, не зная, какие будут налоги.

 

НА ДЕНЕЖНУЮ КОМПЕНСАЦИЮ ЛЬГОТ ПОТРЕБУЕТСЯ 165 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ – СЕРГЕЙ МИРОНОВ

Москва, 11 мая 2004 года. Законопроекты налоговой реформы могут быть одобрены уже осенью. Об этом сказал сегодня председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который провел совещание по обсуждению пакета законопроектов по реформированию налоговой системы в 2005 году.

В своем выступлении на совещании Миронов напомнил, что регионы недобрали в свои бюджеты существенные суммы акцизов на нефтепродукты. Миронов предлагает рассмотреть вопрос о передаче 100% акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Федерации. Аналогичная ситуация сложилась с существенным недобором акцизов на алкогольную продукцию, в результате в регионы недопоступило 350 млн. рублей.

Миронов считает необходимым очень внимательно относиться к налоговым изменениям, связанным с бюджетной реформой. Например, в целях повышения эффективности бюджетных расходов предусматривается перевод в денежную форму натуральных льгот. Считая постановку вопроса правильной, Миронов напомнил, что, по расчетам Минфина, на реализацию указанных мер необходимо 165 млрд. рублей. Минфин предлагает на эти цели передать с регионального на федеральный уровень бюджетной системы 97,3 млрд. рублей, или 3,5 процента ставки налога на прибыль. Льготы по инвалидам, которые забираются с регионального на федеральный уровень, оцениваются в 27 млрд. руб., а забирают у регионов 97,3 млрд. рублей. Для многих субъектов Федерации, особенно там, где наметился экономический рост, потеря части налога на прибыль означает не только существенные финансовые потери, но и потерю возможности управления инвестиционным климатом своих территорий.

Предложение правительства снизить ставку ЕСН до 24% вызовет выпадение доходов федерального бюджета до 240 млрд. руб.

И.о. вице-премьера Александр Жуков, со своей стороны, подчеркнул, что правительству очень важна поддержка регионов, поэтому представители правительства и пришли сегодня в СФ. Жуков считает, что предлагаемые изменения в ходе налоговой реформы не должны отрицательно сказаться на простых гражданах.

 

И.О. ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА АЛЕКСАНДР ЖУКОВ НАДЕЕТСЯ, ЧТО ДО КОНЦА СЕССИИ ПАРЛАМЕНТА БУДУТ ПРИНЯТЫ ВСЕ НАЛОГОВЫЕ ПОПРАВКИ, КОТОРЫЕ ПОСЛУЖАТ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

Москва, 11 мая 2004 года. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел сегодня совещание с руководством правительства по налоговой реформе.

И.о. вице-премьера Александр Жуков заявил на совещании, что реформа налогообложения нефтяной отрасли позволит государству уже с середины текущего года ежемесячно получать дополнительные доходы в размере более 100 млн. долл.

Жуков напомнил, что реформа предполагает повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин на нефть при высоких мировых ценах на углеводородное сырье, и выразил благодарность палатам парламента за оперативное принятие необходимых законов.

По словам Жукова, «для правительства это очень важно, поскольку вы видите, что в последнее время продолжается повышательная динамика цен на нефть на мировых рынках, и правительство должно оперативно реагировать на это».

Жуков также подчеркнул, что повышение налоговой нагрузки «нефтянки» позволит облегчить налоговое бремя других секторов экономики, в первую очередь перерабатывающих отраслей: «Мы вплотную подошли к такому структурному маневру».

Жуков выразил надежду, что Госдума в течение мая-июня одобрит поправки в Налоговый кодекс о налоге на прибыль, поправки в законы о налоге на наследование и дарение, налоге на имущество физических лиц, земельном и водном налогах.

Жуков подчеркнул, что все эти законопроекты внесены в Госдуму достаточно давно, и сейчас работа над ними «вышла на финишный этап».

И.о. министра финансов Алексей Кудрин в своем выступлении на совещании в Совете Федерации подчеркнул, что одобренный две недели назад Госдумой закон позволит получить дополнительно 2 млрд. долл. при цене нефти 27 долл. за баррель и 3 млрд. – при цене 30 долл. за баррель.

«Когда мы еще готовили новую систему налогообложения, предусматривающую повышение НДПИ и экспортной пошлины на нефть, мы даже не могли себе представить, что цена на нефть поднимется хотя бы до тридцати долларов за баррель», – сказал Кудрин, напомнив, что цена марки «Юралс» достигла уже 34. Кудрин считает, что «это доходы, подаренные мировой конъюнктурой, и большую часть этих доходов государство должно присваивать и направлять на нужды, обеспечивающие стабильность всей финансовой системы страны».

Hosted by uCoz