21.05.04 Лев МОСКОВКИН
Охотному ряду – от ЦИКа: на Думу упала пропорционалка.
Полная
ВСЕ ДЕПУТАТЫ ОДНОМАНДАТНИКИ – АФЕРИСТЫ, УТВЕРЖДАЕТ
МИТРОФАНОВ, ПРЕДЛАГАЯ ВЫБИРАТЬ ВСЮ ПАЛАТУ ПО СПИСКАМ
Вопрос об отношении к идее Александра Вешнякова формирование
Госдумы целиком по партийным спискам, но по открытым спискам, был задан самому
Вешнякову, также Борису Грызлову, Геннадию Гудкову, Юрию Лужкову, Алексею
Митрофанову, Олегу Морозову, Сергею Попову, Виктору Похмелкину, Любови Слиска.
Грызлов скромно махнул рукой и пошел под охраной прочь.
Слиска со свойственной первому вице-спикеру вежливостью сказала «Отвали!».
Лужков долго говорил, не понимая смысла открытых списков. Морозов с увлечением
рассказывал о собственной системе, которую отозвал, расчищая дорогу
президентскому закону. Гудков принялся убедительно критиковать партию, в чью
фракцию вошел. Похмелкин согласился с тем, что идея направлена на унитаризацию
страны. Попов предположил, что полная пропорционалка улучшит управляемость Думы
и повысит коррупцию при составлении списков. Митрофанов напомнил, что ЛДПР уже
десять лет это предлагает. Вешняков сообщил, что Жириновский тут не при чем.
Жириновский на пленарном заседании в пятницу 21 мая напомнил, что Старовойтову
убили, чтобы освободить 209-й округ, если бы Думу выбирали только по партийным
спискам, то все было бы иначе.
Предложение президента Путина, инициированное главой ЦИК
Вешняковым, о выборах Госдумы целиком по партийным спискам, сначала никто не
понимал. Видимо, еще не выветрились идеи Жириновского, которого всерьез не
принимали до тех пор, когда предсказания думского «городского сумасшедшего»
начали свершаться. Вешняков продолжал отрицать, Жириновским тут не пахнет, и
настаивал на том, что он соединит лучшее от мажоритарной и пропорциональной
систем.
Мне бы казалось, что это очень просто. В стране надо
нарисовать столько парламентов, сколько людей испытывает жажду
законотворчества, но каждый пойдет туда в статусе лидера партии, созданной не в
пределах Садового кольца, а шире, в пределах собственного дивана, квартиры,
кровати любовницы или секретарши, включив в список за миску «Вискаса» домашнюю
кошку и собаку для численности. Жена может записывать бесценные слова из святых
уст, а любовница-секретарша их издавать в собственном истинно карманном СМИ,
которых тоже будет столько же, сколько самомнительных людей, не желающих
заниматься более привычным для России делом – пить на работе или шмонать всех
прочих в других местах.
Брифинг Вешнякова и интервью депутатов
18.05.04
Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков
предлагает систему «открытых списков», в которых избиратели смогут отмечать
понравившихся им…
- … Кандидатов, которые включены в список политической
партии, представляемых по этой пропорциональной системе. То есть она должна
обязательно, с нашей точки зрения, если она будет применяться, учесть плюсы
мажоритарной системы, и объединить как бы достоинства существующей мажоритарной
системы, и достоинства пропорциональной системы в единую систему
пропорциональную, по которой могут избираться все 450 депутатов. Это вопрос
дискуссии, которую – спасибо – начали все средства массовой информации, в
которой тоже, я полагаю, в конечном итоге тоже будет определенность учтена. И
она тоже с моей точки зрения вполне может быть выработана именно в этом году,
для того, чтобы уточненные правила в 2005 году уже приобрели не форму
предложений, а форму конкретных норм закона. Тогда это даст возможность четко
готовиться к будущим выборам 2007-2008 года.
Кроме этого, отвечая на ваш вопрос о референдуме, я
неоднократно уже говорил, что главная цель в новой редакции проекта федерального
конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» заключалась в том,
чтобы учесть опыт применения этого закона, который уже существует, и той
практики применения законов о выборах, которая за девять лет существования
этого закона серьезно изменились, а в свое время они были одинаковы – что закон о выборах девяносто пятого года,
который принимался одновременно с законом о референдуме Российской Федерации.
Потом законы о выборах изменились, а тот остался в том же виде, в котором был в 1995 году. Поэтому есть необходимость
уточнить ряд позиций, что и было сделано, в том числе обратить особое внимание
на позиции, связанные с процедурой голосования на референдуме, подведение
итогов голосования. Оно должно быть точно такое же, как и на выборах Российской
Федерации. Тем более, что референдум возможен быть совмещен с выборами
определенными. Не может же по разным процедурам проходить в один и тот же день
на одном и том же избирательном участке подведение итогов голосования. Понятно?
Понятна позиция. Кроме этого, ряд уточнений сделано по порядку выдвижения
инициативы референдума. Она может быть более такая жесткая, для того, чтобы был
дан четкий ответ – а кто же является инициатором референдума? Группа пять
человек, а потом непонятные сборщики подписей, которые по стране … непонятное
делали, помните, на президентских выборах? А потом выясняется, что таких
сборщиков вообще не существует. Поэтому предлагается другой механизм, механизм
регистрации, сначала предварительной регистрации группы инициативной в
субъектах Российской Федерации, затем передача документов в Центризбирком
России, регистрация самой уже в целом инициативной группы Центризбиркомом
России и обязательное нотариальное удостоверение тех лиц, которые изъявляют
желание быть инициаторами в этих группах в регионах Российской Федерации и
только они имеют право собирать подписи. А сколько их будет, это уже зависит от
самих инициаторов. Будет их тысяча, хорошо наверно. А если будет десять тысяч –
еще лучше, потому что тогда действительно реально будет возможность собрать
реальные подписи в поддержку той или иной инициативы. Почему мы сейчас не говорим
более подробно, потому что работа по окончательной редакции не завершена.
Сейчас еще май на дворе, а насколько мне известно,
Государственная Дума планирует работать до 5 июля, а как они говорят, может
быть даже всего вероятней до середины июля. Поэтому рассмотрение проекта
федерального конституционного закона о референдуме с принятием возможно в том
числе не только в первом чтении, вполне пока теоретически существует.
- Скажите, а что за референдум предстоит в Самаре?
- Это вопрос не ко мне, вон там к председателю избирательной
комиссии Самарской области. Тем более, что ответ на него пока можно только …
дать. Та инициатива референдума, которая была принята, она судом остановлена.
Подробности, пожалуйста, у соответствующих …
19.05.04
Алексей Митрофанов (ЛДПР):
- Вешняков предлагает полную пропорционалку для Думы…
- Это же наше предложение десятилетней давности.
- Вешняков говорит, что Жириновский здесь не при чем.
- А всегда Жириновский не причем, это сам он придумал. Дело
в том, что Вешняков всегда был против в отличие от Жириновского. Мы абсолютно
уверены, что это правильный подход. И эта последняя Дума это прямо
проиллюстрировала. Большинство депутатов по независимым округам кричали, что
они профессионалы, генералы, заслуженные люди, что они не любят партий и
независимо от партий идут. Пришли в Думу и побежали в «Единую Россию». По сути
дела обманули избирателей. Вот и все, чтобы не было обмана избирателей, нужно,
чтобы люди голосовали за идеологическую схему, за какую-то идеологию, а не за
личности, потому что личности – это все обман. Как может отдельно взятый
депутат что-то вообще обещать избирателям, он один из 450 депутатов. А он
кричит: мы будем строить дороги, я буду довиваться! Чего ты будешь добиваться,
ты один. Как я могу давать обещания в округе избирателям, где пятьсот тысяч
живет, я один. Это же афера, все одномандатники – аферисты в этом смысле. Чтобы
добиться голосования, 226 надо. Вон Задорнов – он сидит на задней скамье, и
даже слова ему не дают. Идти в Думу можно только системой, партиями.
- Открытые списки – это что такое?
- Это уже детали. Это так называемая полужесткая система,
когда люди кого-то и списка вычеркивают, кого-то оставляют – как в Израиле или
Германии. Это может быть системой, но мне кажется, лучше даже по жесткому
варианту, как в Ирландии или Греции: голосуешь за партию, и до свидания. Тогда
ясен политический курс хочет население. А так у нас получилось: 36% за «Единую
Россию», но в Думе у них 2/3. Где они взяли еще одну треть? Путем вербовки
одномандатников, которые кричали, что они независимы, и тут же вступили в
правящую партию.
Независимый депутат Госдумы Сергей Попов («Яблоко»)
- Сергей Алексеевич, скажите о своем отношении к идее
Вешнякова формировать Думу только по спискам, причем по открытым.
- А что это такое?
- Когда избиратель отмечает не только список целиком, но и
фамилии внутри списка.
- Понимаю, это как в Германии. Я думаю, что выборы
исключительно по партийным спискам улучшат управляемость Государственной Думы и
увеличат коррупцию при составлении этих самых списков. Дело в том, что для
депутатов, избранных по округам, для них начальство – это те люди, которые их
избрали. Они при сильном на них нажиме со стороны партийной бюрократии могут
выйти из этой партии, выйти из фракции, и голосовать так, как этого требуют их
избиратели. Если ваше место в Думе определяется только тем, включит ли вас
партийная бюрократия в список, то я думаю, что большинство депутатов станет
голосовать, руководствуясь на верхушку, точно так же, как голосует,
руководствуясь на верхушку, фракция «Единая Россия». Собственно, это вероятно
именно то, что нужно Кремлю.
Независимый депутат Виктор Похмелкин (в прошлом – СПС и
затем «Либеральная Россия»)
- Я принципиальный сторонник стопроцентной мажоритарной
системы.
- То есть как раз наоборот тому, что предлагает Вешняков.
- Да, как раз наоборот. Я считаю, что депутаты должны
избираться в округах. Пусть от партий, только так мы можем сильные партии
сделать. Ведь посмотрите, где у нас сильные партии вообще существуют, в каких
странах – в Англии и Соединенных Штатах
Америки. Мощная двухпартийная система. Ну, она многопартийна, но две партии
самые влиятельные. Так там мажоритарная система.
- А что нам предлагает Вешняков устами президента?
- То, что нам предлагают, это окончательный отрыв
депутатского корпуса от избирателя.
- Но он же предлагает систему открытых списков, там есть
элементы мажоритарности.
- Нет, это, конечно лучше, чем та пропорциональная система,
которая существует сегодня. Но я не понимаю, почему надо лишать права
отдельного гражданина, который не хочет вступать в партию, представлять интересы
своих избирателей. Просто потому, что он не хочет ни в одну партию вступать. У
нас партии пока не сложились, не сформировались, и не надо их искусственно
создавать.
- Но ведь президент предлагает…
- Я бы согласился знаете с какой пропорциональной системой?
При двух условиях. Первое – регионализация списков полная. То есть депутаты
избираются в регионах. И второе – одновременно прямые выборы Совета Федерации.
Тогда система более-менее взвешенная, сбалансированная, у нас население,
регионы представлены достаточно хорошо и в нижней палате, и в верхней. А делать
это в отрыве – я против.
- Предлагаемая Вешняковым пропорциональная означает еще один
шаг к унитаризации страны?
- В общем, да.
- Спасибо.
ЕСЛИ МЫ ЛИШИМ ПАРАЛАМЕНТ ДЕПУТАТОВ-ОДНОМАНДАТНИКОВ, МЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО
ЕГО УГРОБИМ – ГЕННАДИЙ ГУДКОВ
«ЕДИНОРОСС» ГЕННАДИЙ ГУДКОВ СЧИТАЕТ, ЧТО «ЕДИНАЯ РОССИЯ» -
ЭТО НЕ ПАРТИЯ, А ИЕРАХИЧЕСКИ-БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ВЛАСТИ
Депутат фракции «Единая Россия» Геннадий Гудков, недавно
возглавивший «Народную партию»
- Президент озвучил идею выборов Госдумы только по партийным
спискам, всех 450 депутатов. Как это воспринимать и какие следствия будут для
вашей партии?
- Вы знаете, наша партия как раз сильна
депутатами-одномандатниками. И то, что мы называемся «Народной партией»,
наверно это можно сказать потому, что нас избирает народ прямым голосованием.
Вообще вот это решение, я считаю, непродуманное. Я убежден, что Советский Союз
погиб из-за застоя политической элиты. А застой – это как раз вот то, что у нас
сейчас есть в ряде политических сил общества, не называя. Отсутствие борьбы,
отсутствие конкуренции, подмена политической полемики, отсутствие борьбы в
улавливании конъюнктуры. И вообще это очень опасное явление. У нас на
сегодняшний день, если уж давайте говорить откровенно до конца, построена
абсолютная монархия нового типа в Российской Федерации нового типа. Можно было
бы особо опасаться, если есть добрый царь. Но вопрос заключается в том, что
один человек, когда он начинает принимать решения за всю страну, то цена
решения, верней, решение вырабатывается не в результате столкновения позиций,
полемики, а возможности доложить первому лицу, возможности сформировать его
точку зрения. Это очень опасная ситуация, которая может привести к
непредсказуемым последствиям. Вот например Борис Николаевич Ельцин, разгромив
парламент в 1993 году, лишив его всяких полномочий. Он сформировал абсолютную
монархию. И потому решение допустим об отдаче Крыма принималось в состоянии
подпития. Одним пьяным размашистым жестом Крым был дарован Украине, которая
была готова его отдать России, получая независимость. Горбачев и Шеварднадзе
втихаря обтяпали дело по Берингову проливу, передав фактически американцам
огромные акватории и мы об этом ничего не узнали. Точно так же в обстановке
келейнойсти, скрытости, принимались многие другие политические решения – по
выводу советских войск из Европы. То, что мы сегодня имеем огромные проблемы по
Калининграду, транзитный коридор и прочее, и прочее – это все результат той
бездарной политики, когда решение принимал один человек.
Мне кажется, что депутат-одномандатник – это все-таки
фигура. Это фигура, выкованная политической борьбой в округе. Это фигура,
которая обязана быть и дипломатом, и бойцом, и человеком, понимающим нужды
населения. Человеком, который идет открыто на контакт с народом. Если мы лишим
парламент таких людей, то мы окончательно его угробим. Более того, это решение
о полной пропорциональной системе, если оно будет принято, оно будет принято на
фоне несформировавшихся политических партий. Давайте говорить откровенно:
«Единая Россия» - это не партия, это иерархически-бюрократическое образование
при власти. Это не партия, по крайней мере пока. Какая у нас партия? У нас
сегодня КПРФ по прежнему и КПСС в современном виде – это КПСС. «Единая Россия»
- это КПСС, потому что КПСС не была партией, она была структурой власти, некой
иерархически стоящей над обществом, над государством системой. Вот собственно
говоря, «Единая Россия» построена сегодня по образу и подобию КПСС. Прав
Черномырдин, который говорил – чего ни строим, получается КПСС.
Таким образом, отсутствие сегодня политических партий, их
неразвитость, она компенсируется наличием в Думе 50% депутатов-одномандатников,
которые имеют свои политические взгляды, свои политические пристрастия, или могут
не иметь таковых, но по крайней мере, они открыты для общения с народом. Они
зависят от воли народа, от его точки зрения, от его поддержки. Ведь в конечном
счете, при всей этой неприемлемой управляемой демократии все равно приходит
голосовать народ, приходит голосовать население. От того, как они голосуют, в
конечно итоге зависит, кто станет депутатом, кто будет представлять интересы
большой достаточно территории России в парламенте. Я согласен с тем, что залог
демократии в России, будущее России, безусловно в развитии партий и
парламентаризма. Без развития партий, без развития парламентаризма, без
развития власти и форм управления парламента невозможно. Мы сегодня должны
будем, партии, придя в парламент, они должны будут потребовать права парламента
контролировать действия исполнительной власти, действия исполнительной власти,
исполнения бюджета оперативное. Не как мы утверждаем бюджет 2002 года сегодня.
И так далее. Но для этого должно пройти время. Сейчас если мы сегодня лишим
состязательности нашу политику, сведем все к борьбе первой тройки, сведем все к
PR-кампании на
центральных каналах, и возможности купить эти ресурсы, получить эти ресурсы на
первом и втором канале, на центральных каналах, то мы вообще убьем политику в
России, в общем-то поставим крест на демократии. Тогда надо быть откровенным и
честным: что мы строим новые формы абсолютной монархии, нам нужны управляемые
полупартии-полуструктуры при власти. Там нужно жесткое решение по вертикали и
не нужно губернаторов избирать, не нужно избирать мэров городов. Вот тогда
давайте назначать. Кто как, каким способом доказал свою лояльность и
преданность, я не говорю – горящим взором или денежным мешком, тот и стал
губернатором, мэром и так далее.
Я думаю, полная пропорциональная система – это решение
чрезвычайно важное для России, оно не может приниматься вот так вот спонтанно,
может быть даже без референдума, без широкой дискуссии. Я думаю, что оно не
продумано.
- Спасибо.
Вице-спикер Госдумы Олег Морозов предлагал свою систему
выборов, идеи Вешнякова ему пока непонятны
- … Округа могут быть многомандатными, где суммируются
результаты, которые набирают политические партии. За каждого одномандатника,
если он беспартийный, единственный шанс он имеет выиграть просто округ, если он
независимый. А партиец может занять второе место в округе и принести своей
партии допустим 30% голосов.
- И это тоже будет считаться?
- Да. А следующее место займет, скажем, представитель другой
партии, он получит 15% голосов. Голоса суммируются по стране, предлагается
некая система распределения мандатов по сумме голосов, которые получили партии
в округах. При этом получаются две вещи. Сохраняется пропорциональная система,
потому что в парламент попадают партии, которые преодолели пятипроцентный
барьер. То есть можно занять третье место в округе, но получить депутатский
мандат, если твоя партия получила в целом соответствующее количество голосов,
набрала. Это первое новшество. А второе – что округа становятся
многомандатными, то есть в округе может быть не один, а два и даже три депутата
от разных партий. Первый безусловно попадает, он как бы выигравший, он и
получает тот мандат, который относится к 225 мандатам одномандатников. А другие
225 распределяются в этих же округах, но в зависимости от голосов, которые
набрали политические партии.
- Вы уже разговаривали с Вешняковым?
- Мой законопроект был внесен в свое время, и я его отзывал
тогда, когда президент вносил свои предложения по совершенствованию
избирательной системы. Чтобы не было альтернативного закона, я свой закон отозвал.
У Михаила Аркадьевича Васильева есть текст этого закона.
- А что Вешняков?
- Он будет предлагать полную пропорционалку.
- Но с открытыми списками все же.
- Что значит с открытыми списками?
- Избиратель будет в списке отмечать конкретного человека,
совмещается мажоритарная и пропорциональная система.
- Ну, это видимо германская система.
- Похоже, но не совсем. Для чего это делается? Это
дальнейшая унитаризация страны получается?
- Трудно сказать. Опять же, я не хочу сейчас это
комментировать, потому что нужно хотя бы предмет дискуссии понять. Пока
непонятно, о чем дискутировать. Говорят, что будет совершенствоваться
избирательная система. Куда? В какую сторону? Пока не понятно.
- Самовыдвижения не будет вообще?
- Ну если будет полная пропорционалка, то только партийные
списки - да.
- Это не нарушение Конституции?
- Тоже вопрос. Ну, комментирую так вот - вступай в партию, и
пожалуйста. Она тебя выдвинет.
- Олег Викторович, а как вы к «Народной партии» относитесь?
Говорят, у них даже аппарат в Думе уже есть, и с президентом они должны
встречаться. Они консультируются с «Единой Россией»?
- Общая фракция «Единая Россия», я повторяю свою точку
зрения, которую высказывал накануне предыдущих выборов. Я считаю, что сегодня
нашим избирателям в нашем политическом поле у «Народной партии» пока нет своей
политической ниши.
- Спасибо.